Попутчик - Лидия Гусева, Тема 1

Попутчики не случайны. Это знают все…
Но почему-то у меня это выпало из головы в тот момент. Я забросила свою сумку и пакет с волжской рыбой под сиденье и облегченно вздохнула. Впереди сорок часов дороги на поезде, и уж никто не помешает мне заняться любимым делом!  Выложив на вагонный столик лист с литературными заданиями, решала, с какой бы темы мне начать, с какой заповеди, а первая такая трудная! Оглядевшись, подумала про себя: «Слава Богу, что попутчики мне попались не говорливые!  Можно будет спокойно писать!»
             Модная девушка лежала на верхней полке и работала по двум телефонам. Праздники пару дней назад кончились, но, видимо, она задержалась из-за хорошей майской погоды. С ее полки-офиса можно было услышать и понять, как работают строительные  компании. Ей, то не хватало где-то цемента, где-то машин, короче, «разруливала» рабочую ситуацию далеко от  Питера.  На другой полке молодой парень также сразу завалился спать. Как оказалось потом, он работал  на дамбе по двенадцать часов тридцать дней в месяц. Поэтому и набирался сна. А напротив мужчина, лет шестидесяти.  Поезд еще не тронулся, как он разложил свою постель на нижнем плацкарте, всем видом показывая, что сидеть с верхних полок здесь  днем не придется никому.  Не стесняясь, размотал со своих больных икр эластичные бинты, снял носки, причем разные, почему-то подмеченные мной, хотя любопытство было мне не свойственно.  «Ну, точно, чудик или …» - подумала я. Тут же мои мысли подтвердились. Увидев, что я положила на столик листы, тоже достал папку с какими-то чертежами, разместил рядом и улегся спать с видом человека бывалого, «живущего»  в поездах. Вид у него был не приветливый, чему я и обрадовалась, что смогу спокойно писать. Возможно, обо мне он подумал то же самое.
           «И зачем я ввязалась в это дело?! – думала я. – Сначала так обрадовалась, какая тема благодатная, нужная…  Сколько можно всего написать! Ведь, я искренне верила во все, сколько раз Библия спасала и утешала меня в минуты горя и отчаяния. Но вчитываясь который раз в задание,  все труднее и труднее представляла  его. Ведь, как не крути, а надо писать подтверждения, доказательства заповедей, а проще говоря, чудеса, которые происходили с людьми. Сомнения разбирали, даже раздирали меня. Ведь, сам Господь сказал, что верить надо без  доказательств! Тогда зачем писать?! Я сидела  убитые часа три перед пустым белым листом, покачиваясь на железных колесах, как проснулся мой попутчик. Он сразу схватился за свои чертежи, начал что-то водить карандашом. Но мысль ему, кажется, тоже не шла. Моему спутнику явно хотелось поговорить.  И вот я уже знала, что на чертежах было некое рационализаторское предложение по усовершенствованию какой-то детали для выкачки нефти на основе диплома одного его студента. Услышав это, я тут же произнесла: «Лучше бы сделали заглушку в Мексиканском заливе! А то нефть каждые сутки по 800 тыс. литров выливается в океан. Они уже хотят  автомобильными покрышками глушить…»
-Да?! А к кому обращаться и как послать?
- Да в инет выставляйте и все.
-Ну! Там все идеи слижут, перехватят. Ничего не получишь за это, – протянул недоверчиво попутчик.
-А как же наш Перильман?! Не побоялся и выставил в инет. Если все так будут бояться, то через год вообще никому не заплатят. Просто вымрет океан, и мы вместе с ним.
Мой собеседник оказался очень умным, начитанным, даже слишком…  Мужчина разбирался во всем,  как из рога изобилия сыпались, но почему-то больше всего, цитаты из литературы, чуть ли не целые страницы текстов, хотя было понятно, что он  технического образования. Мой сосед цитировал классиков зарубежной и отечественной литературы, сыпал афоризмами, но только не своими метафорами. Но, как мне показалось, не для демонстрации  своего красноязычия, а для прощупывания глубины моих знаний.  Сказать по правде, цитировать заученные фразы я не люблю еще со школы. Мои суждения и мнения основывались на собственном опыте и на тех предметах, которые я хорошо знала.  А наши соседи примолкали, заслушиваясь  его точечными фразами из Козьмы  Пруткова, Ярослава Гашека, Стефана Цвейга , etc.  Также меня никогда не интересовали не имя, ни возраст, ни тем более образование кого бы то, ни было, с кем  я общалась.  Тогда попутчик умело и деликатно сам об этом рассказывал: «Нет, плохие сейчас студенты. Вот когда я еще был кандидатом…, - и он многозначительно посмотрел на меня, спрашивая глазами, поняла ли  я, что он – доктор наук?! – Другие были студенты! А сейчас учиться не хотят, дипломы за  50 тысяч покупают…
-Почему же плохие?!  Видите какой диплом написал ваш студент !
Каких только тем мы не касались: и политика, и педагогика, и искусство, и даже огороды….
Чтобы разубедить его, что  я собеседница совсем не глубокая, а даже тривиальная женщина,  купила в Мичуринске любовный роман. Мне было муторно  читать полкнижки только о сексе для здоровья, но разговаривать с доктором  тоже устала.  Книжонки хватило на один час, и он терпеливо и тактично ждал, когда я дочитаю.
И все начиналось по - новому! Чтобы также отвлечься, я выходила раз в час в тамбур покурить.
- А Вы знаете, от чего зависит продолжительность жизни? – спросил  попутчик после очередного моего возвращения.
- От чего?
- Я много читал и согласен со статистическими выводами журнала N.  Примерно, такие данные: 20-25% от генетики, 40-50% от здорового образа жизни и 20-25% от экологии.  Вот, зачем Вы курите?
- Вы забыли самое главное! – не отвечая на вопрос, ответила я.
- Что?! – удивленно спросил он.
- Все зависит от Бога, - улыбнулась я, но не стала цитировать про «волосок, который….».  -  Да я сама знала, что делаю плохо, курю.
- Ну да, ну да, - как-то неуверенно произнес он и замолчал примерно на целую минуту. Видимо, у него были свои неодназначные отношения с Богом.
Я обрадовалась, что попутчик не стал развивать эту тему дальше. Но почувствовала, что будет еще какой-то подвох и не зря… И почти забыла об этом, перемолов еще десятка  два тем  с человеком, которого предоставила мне судьба на сорок часов.
           Наконец, мы приближались к Питеру. Все уже сдали постель, вытащили сумки и чемоданы и сидели в ожидании перрона. Оставалось минут пять до приезда. Народ уже потянулся к тамбуру . Вдруг, профессор сказал: «А Вы знаете, я перечитал много литературы, исторической в том числе, римских философов и современников Христа…  И нигде о нем не упоминалось. А ведь должно же!»
Мда. .. За три минуты, в окружении чемоданов и людей, стремящихся быстрее выйти из душного и потного вагона, я не смогу построить разговор, а тем более  конструктивно… Тогда решила козырнуть его же картой, т.к. литературу он превозносил даже выше, чем свои технические науки, кстати, как и многие его коллеги.
- Лев Толстой сказал: «Если бы даже Христос был вымышленным персонажем, то все равно бы я его образ любил больше всех!»
Мне показалось, что он не читал этой фразы Толстого, а, может быть, знал, но был так рад, что я «почти» согласна и с ним, и с Толстым… - благодушие светилось на его лице.
-Да, действительно, на основе библии сделали много. Законы, конституции, да даже тот же коммунизм!»
-Да, я тоже выше Морали не встречала.
-Честь и хвала тогда тому писателю. Увидел бы  - в ноги поклонился.
Поезд уже остановился.
-Но это еще не поздно сделать!  - уже тамбур.
- Как?! – он опять удивленно посмотрел на меня, как, когда спросил свое «что?»
- Человек  не смог бы такого написать! Поэтому кланяться Вы сами знаете КОМУ!
Профессор раcтаял первым на перроне, а я вышла и закончила свою поездку мыслями уже в метро: «Слава Богу, что попутчики мне попались говорливыми! Теперь  можно,  действительно, писать! Спокойно писать».


Рецензии