Пьеса По ту сторону ТВ эфира
ЧЕЛОВЕК в очень хорошем костюме
ПОМОЩНИК в хорошем костюме
ОН
Официантка
ДРУГ
ОКНО
Действие первое.
Кабинет директора городского ТВ канала. На сцене темное пространство. В центре - висит большое ОКНО. За ним небо и крыши домов. На сцене телевизор и письменный стол с двумя стульями. Телевизор включен. Диктор читает новости. У ОКНА спиной к залу стоит ЧЕЛОВЕК в очень хорошем костюме. Входит ПОМОЩНИК в хорошем костюме. ЧЕЛОВЕК не оборачивается.
ЧЕЛОВЕК. - Это ты?
ПОМОЩНИК. - Да.
ЧЕЛОВЕК - Я просил меня не беспокоить. Что тебе нужно?
ПОМОЩНИК - Мне? Ничего.
ЧЕЛОВЕК (оборачиваясь) - Но зачем-то ты вошел?
ПОМОЩНИК - Да. Я думал, может, вы хотите кофе.
ЧЕЛОВЕК. - Нет, кофе не хочу. Принеси минералку.
ПОМОЩНИК - Минералку?
ЧЕЛОВЕК - Да. А что такого? Надо же когда-то начинать заботится о собственном здоровье. Почему бы не сегодня? Да, и еще... У нас есть коньяк?
ПОМОЩНИК - Конечно. Армянский, Мартель...
ЧЕЛОВЕК - Принеси-ка рюмочку армянского. Нет, две рюмочки...
ПОМОЩНИК - Две рюмочки? Вы же раньше никогда на работе...
ЧЕЛОВЕК - Ничего. Сегодня можно. Ты что, не понял?
ПОМОЩНИК - Хорошо. Две рюмочки армянского...
ПОМОЩНИК выходит. ЧЕЛОВЕК выключает телевизор, садится за стол, перебирает бумаги, читает, что-то откладывает в сторону. За сценой слышится шум, вбегает ОН.
ОН - Слушай, что происходит? Меня не пускает твой референт. Говорит - ты занят...
ЧЕЛОВЕК - Да, я занят.
ОН - Занят? Чем же, позволь узнать? Проект закрыл, людей уволил, выбросил, как использованную туалетную бумагу, на улицу. А сам сразу же оказался занят. Какие такие, позволь спросить, у тебя важные дела появились?
ЧЕЛОВЕК - Выбрасывать туалетную бумагу на улицу - признак дурного воспитания. Я этого не делал никогда и тебе не советую... Чего ты хочешь?
ОН - Я хочу знать, что случилось? Что тебя не устраивает? Рейтинги? Стиль проекта? Что?
ЧЕЛОВЕК. - Я все сказал полчаса назад перед всем коллективом. И - хватит об этом.
ОН - Подожди, моя программа тебя устраивала почти ПЯТЬ лет. Что же сейчас изменилось?
ЧЕЛОВЕК - Ты.
ОН - Я? Неправда! Я - такой же, как и прежде. Тебя не устраивает то, что я делаю, верно? Что говорю, каких гостей в студию приглашаю...
ЧЕЛОВЕК - Вот видишь, ты сам все знаешь. Что же после драки кулаками махать?
ОН - Какая, к черту, драка? Никто даже не успел ничего возразить. Эфир сегодня, действительно, был дрянь. Я погорячился, согласен. Так объясни людям, что произошло. Укажи на ошибки, поруководи, в конце-то концов! Все же понимают, кто на канале хозяин...
ЧЕЛОВЕК - Слушай, бесполезно руководить тем, что бесконечно устарело. Поэтому было принято решение программу закрыть и готовить новый проект.
ОН - Вот с этого и надо было начинать! А ты - занят, занят... (садится на стул) Итак, с сегодняшнего дня я абсолютно свободен и потому готов рассмотреть любые твои предложения.
ЧЕЛОВЕК - Предложений не будет. Проект - новый. Новый - во всех смыслах этого слова.
ОН - Не понял.
ЧЕЛОВЕК - Я устал повторять. Проект - новый. И с новым лицом. А ты - уволен. Канал в твоих услугах больше не нуждается.
Входит ПОМОЩНИК с подносом. На нем – бутылка с минеральной водой, пустой стакан и две рюмки коньяка. Расставляет все это на столе и уходит.
ЧЕЛОВЕК - Хочешь коньяка?
ОН - Хочу!
ЧЕЛОВЕК кивает на стол, ОН берет рюмку и пьет залпом, ЧЕЛОВЕК молча за ним наблюдает, затем наливает себе стакан минералки и делает глоток.
ЧЕЛОВЕК - Еще?
ОН - Почему бы нет. Коньяк отменный.
Берет вторую рюмку коньяка, выпивает также охотно.
ОН - Ты не можешь меня просто так взять - и уволить. Меня весь город знает.
ЧЕЛОВЕК - Я - твой начальник. Я - могу.
ОН - Ты - не начальник. Ты - скотина.
ЧЕЛОВЕК - Это почти одно и то же. Разница только в том, что начальник - скотина более утонченная и умная. И потому - более предусмотрительная.
ОН - Значит, ты все предусмотрел?
ЧЕЛОВЕК - Скажем так - предугадал. Это было не сложно. Любой творческий сотрудник в своем рвении проходит несколько стадий. Сначала - горит. Затем - греет. А потом - тлеет.
Он - Значит, я тля... тлю... тлею?
ЧЕЛОВЕК - Увы, даже не дымишь... Ты утратил чувство реальности, не контролируешь ситуацию... В общем, прости, старик, за откровенность, но ты - бесконечно устарел...
ОН - А ты - нет? Интересное кино! Мы с тобой вместе все это придумали, вместе строили студию, искали спонсоров - ты что, забыл? Как по ночам ты правил мои тексты, а я с тобой сражался за каждую фразу? Как весь город прилипал к экранам, когда наша программа шла в эфире?!
ЧЕЛОВЕК - Это было давно. Теперь - другой город, другая страна. Людям больше не нужна шумиха. Людям больше не нужен ты. Им хочет внятного и спокойного изложения. А ты - это наше прошлое. Веселое. Умное. Бодрое, свободное... Но - прошлое.
ОН - Я - прошлое? Да ты с ума сошел! Мне еще и сорока нет. Ты что, решил меня заживо похоронить? Да кто ты такой?! Чинуша! Принц-администратор!
ЧЕЛОВЕК - Нет, я реалист. И потому, по старой дружбе, тебе советую - вернись на землю. В мире есть много чего интересного, помимо телевидения.
ОН - Интересного? Что же, например?
ЧЕЛОВЕК - Карьера, деньги, удовольствия...
ОН - Ты предлагаешь мне стать таким, как ты?
ЧЕЛОВЕК - А что в этом плохого? Я - руковожу, люди работают, творят, процесс идет. А я направляю его в нужную сторону. Все очень просто...
ОН - Направлять процесс? Да я умру от скуки. Ты же знаешь, я профессиональный телевизионщик, я ничего, кроме этого делать не умею. И - не хочу.
ЧЕЛОВЕК - А ты попробуй.
ОН - Послушай, я на телевидении почти 15 лет...
ЧЕЛОВЕК - Знаю. И потому расстаюсь с тобой для твоего же блага. Уходить надо красиво. В зените, в расцвете славы. Я сохранил твое реноме. Даже сделал тебя мучеником. Это очень заводит толпу. Таким ты в ее памяти и останешься. А грех убийства звезды телеэфира я возьму на себя. У меня, видимо, такая судьба...
Человек нажимает на кнопку. Входит ПОМОЩНИК.
ЧЕЛОВЕК - Расчет получишь через неделю. Всего доброго.
ОН - Ты меня убиваешь.
ЧЕЛОВЕК - Да. Но знаешь, даже после этого можно жить...
ОН уходит.
ПОМОЩНИК - Посуду можно забрать?
ЧЕЛОВЕК - Минералку оставь.
ПОМОЩНИК забирает рюмки. Уходит со сцены. Затем останавливается, поворачивается и смотрит на ЧЕЛОВЕКА.
ЧЕЛОВЕК - Что еще?
ПОМОЩНИК - Нет, ничего....
Действие второе
Сцена с ОКНОМ разворачивается. Человек исчезает в темноте. Перед ОКНОМ, с другой стороны, высвечивается интерьер кафе. В ОКНЕ - улица, кусок дома. Фонарь. Ночь. Звучит песенка Джо Дассена. Барная стойка, три пустых столика у окна. Официантка вытирает столики. Ей скучно. Официантка пытается подпевать. Входит ОН.
ОН - Вы еще не закрыты?
Официантка - Нет, мы работаем до последнего посетителя.
ОН - Вот я и буду последним... Можете закрывать.
Официантка - А вдруг еще кто-нибудь придет.
ОН - Вряд ли. Посмотрите в окно. Дождь, поздно. Все нормальные люди спят...
Официантка - А вы - ненормальный?
ОН - Да. Я - ненормальный. И ненормальные иногда очень хотят ночью напиться. Принесите коньяка.
Официантка - Какого?
ОН - Самого лучшего и лимон.
Официантка - Порезать?
ОН - Нет, целиком!
Официантка (вглядываясь в его лицо) - Извините... Сейчас все сделаю. (Уходит)
ОН подходит к окну и вглядывается в темноту. Звонит мобильный телефон. ОН вытаскивает из кармана плаща трубку.
ОН - Да. Нет. Пошел к черту! Не хочу. Какое твое дело?! Не надо меня искать! Оставьте все меня в покое!!! (выключает телефон, садится за стол). Входит официантка.
Официантка - Пожалуйста, лимон...
ОН - Спасибо.
Официантка - Может, еще что-нибудь?
ОН - Да. Автомат Калашникова.
Официантка - Этого в нашем ассортименте нет.
ОН - Тогда пистолет Макарова.
Официантка - И этого не держим.
ОН - Жаль. Тогда еще одну пустую рюмку.
Официантка - Зачем?
ОН - Выпейте со мной.
Официантка - С удовольствием. (Подходит к барной стойке, берет чистую рюмку).
ОН - Надо же? С удовольствием... Первый человек за сегодняшний день хочет что-то со мной сделать с удовольствием. Присаживайтесь.
Официантка - Спасибо.
ОН - А вы не боитесь? Пить одной здесь, с незнакомым человеком?
Официантка - Почему же с незнакомым? Я вас знаю. Вас весь город знает. К тому же я не одна. На кухне повар и охранник. Они там в нарды играют. А вы любите нарды? Сейчас это очень модно.
ОН - Нарды? Ах да, я забыл, что есть в природе такая игра! Нет, не люблю. А вы смотрите мое шоу?
Официантка - Я? Честно?
ОН - Конечно. Только, давайте сначала выпьем. (Они чокаются) За телезвезд! (выпивают). Итак...
Официантка - А вы не обидитесь?
ОН - Я? НИКОГДА!
Официантка - Нет, не смотрю. Мне не нравится ваше шоу.
ОН - Вот как?
Официантка - Вы обещали не обижаться.
ОН - Да, в принципе, мне уже все равно. Выпьем? (он разливает коньяк и выпивает залпом. Официантка чуть пригубила и внимательно смотрит на него). А что же вам не нравится?
Официантка - Скучно. Все что-то про политику говорят. А я в этом ничего не понимаю. (Разглядывает его) А в жизни вы гораздо интересней, чем на экране.
ОН - В жизни я просто пьяный. А еще в жизни я очень красивый. Красивый, умный и талантливый. Видите?
Официантка - Красивых , умных и талантливых не бывает. Бывает что-то одно. Красивые или некрасивые. Умные или глупые. Богатые или бедные. Все зависит от возможностей.
ОН - Интересно-интересно! Тогда, я какой, по-вашему?
Официантка - Вы - симпатичный. И - известный. Этого достаточно, чтобы привлечь внимание девушки.
ОН - Значит, я вас привлекаю?
Официантка. - Да, а что тут такого? Любая бы на моем месте так сказала. Ну, если не вслух, то хотя бы подумала.
ОН (внимательно ее разглядывая) - А вы - честная. Это хорошо. Значит, я для вас - в самый раз?
Официантка - Да, а что такого?
ОН - А мне сказали сегодня, что я - бесконечно устарел!.
Официантка - Это шутка?
ОН - Нет, отчего же! А еще, сегодня меня убили. Совсем недавно. (Смотрит на часы). Часа полтора назад. Растоптали, смешали с грязью и выкинули вон. Неплохо, да? А я вот сижу здесь с вами, как живой, и разговариваю...
Официантка - У вас какие-то проблемы?
ОН - Нет, проблемы не у меня. Проблемы у общества, которое кидается такими людьми направо и налево. Что вы об этом думаете?
Официантка - Я вас не понимаю...
ОН - Да что тут понимать. Вы мне просто ответьте: Как вам со стороны кажется: живой я или мертвый? Вот вы, например, какая? Мертвая или живая?
Официантка - Я... Живая, конечно.
ОН - А я - мертвый.
Официантка - Похоже, вас действительно кто-то очень расстроил...
За сценой слышится громкий стук.
Официантка - Стучат в дверь. Посетитель, наверное. Пойду посмотрю....
Встает, уходит. Вместе с ней в кафе входит ДРУГ.
ДРУГ - Вот ты где! Я тебя по всему городу искал.
ОН - Садись. А мы тут философствуем... Ничего девочка?
ДРУГ (садится, не обращая внимания на официантку) - Слава богу, с тобой все в порядке. Псих ненормальный! Все с ума посходили, когда ты исчез неизвестно куда.
ОН - А что, я кому-то еще нужен?
ДРУГ - Хватит нести чушь. Поехали, твоя жена на валидоле сидит...
Официантка - А он женат?
ДРУГ (наконец он ее замечает, но буквально на секунду) - А ты как думала, милая? Все, собирайся. Тебя дома ждут.
ОН - Все это уже не имеет значения. Дом, работа, ждут - не ждут. Смотрят - не смотрят... Любят - не любят. Я - умер. Вот, выпей лучше с нами.
ДРУГ - Прекрати истерику! Ты же мужик. Поехали, машина за углом. Утром проснешься, все другим покажется...
Официантка - А что случилось?
ДРУГ - А это вообще кто?
ОН - Да, действительно, а ты - кто?
Официантка - Я? Человек. Женщина.
ОН - Она - женщина. Ничего так себе, женщина, правда?
ДРУГ - Хватит клеить баб, идиот! Все уже в курсе, что тебя уволили. Еще день-другой - и предложения посыпятся, будь уверен! Уже сегодня пару раз звонили из администрации. На улице ты не останешься, это точно...
ОН - Уж лучше на улице. Ты не понимаешь. Я не знаю, как дальше жить. Что мне делать завтра? С этими вот руками, с этой вот головой!!! Что мне делать с самим собой?!! Я действительно устарел. Жизнь идет дальше. По своим законам. А я остался на обочине, там, где мы строили когда-то баррикады, помнишь, защищая эту говенную демократию. Где она, эта демократия? Где свобода слова, где правда, честность, порядочность, где? Общество хочет жить. Сладко спать и вкусно есть. Общество ничего не хочет больше знать, оно поиграло со свободой, а теперь хочет покоя. В гробу я видал этот покой! Официантка - Вас уволили?
ДРУГ - Слушай, детка. Он совсем пьян. Давай мы его поднимем, ты поможешь мне довести его до машины...
ОН - Пошел к черту! Я никуда не пойду! Она - единственная, кто меня понимает. Я останусь с ней. Ты хочешь, чтобы я с тобой остался, малышка?
Официантка - Бедненький, конечно хочу.
ОН - Вот видишь. Единственный человек, который ничего от меня не требует. И хочет остаться сегодня со мной. Так она сказала. С УДОВОЛЬСТВИЕМ! А ты? Что ты хочешь от меня? Чтобы все опять закрутилось-завертелось? Надоело. Устал. Хочу простой человеческой жизни. Сытой, спокойной старости. Жить, как все.
ДРУГ - Ты не сможешь. У тебя не получится. Я тебя слишком хорошо знаю.
ОН - Теперь - получится. Я - умер. Но я живу. Вот с этой малышкой и буду жить дальше. Ты хочешь жить со мной? Вот видишь, она молчит. Значит - хочет. Если бы не хотела - сказала бы. Правда? У меня сегодня удивительный день. Мне открыли тайну. Оказывается, после смерти есть жизнь. Попробую проверить.
ДРУГ - Ты - дурак. Когда протрезвеешь - позвони. (уходит).
ОН - Ну что, продолжим?
Официантка - Давайте, я хоть что-нибудь закусить принесу...
ОН - Закусить? Мы будем закусывать? А что еще мы будем делать?
Официантка - Что скажете, то и будем...
Он наклоняется к ней через стол, пытается поцеловать, но падает со стула на пол и засыпает. Она удивленно смотрит, затем садится рядом на пол, кладет его голову себе на колени и гладит рукой по волосам. Громко звучит песня Джо Дассена. Сцена уходит в затемнение.
Действие третье.
Сцена опять разворачивается. Зимние сумерки. ОКНО. За ним - снег, темное серое небо, отремонтированные крыши с мансардами. В кабинет быстрыми шагами входит ЧЕЛОВЕК в очень хорошем костюме. У него в руках бумаги, которые он просматривает на ходу. За ним идет ПОМОЩНИК с папкой.
ЧЕЛОВЕК (подходя к столу) - Это последние данные?
ПОМОЩНИК - Да, получили сегодня утром.
ЧЕЛОВЕК - Рейтинг скачет, как сумасшедший. За три недели вырос в пять раз. Ты мне можешь объяснить, что происходит на этом Третьем канале?
ПОМОЩНИК - Я тоже ничего не понимаю. По-моему, это массовый психоз. Но народу нравится.
ЧЕЛОВЕК - Какому народу?! Домохозяйкам? Да ни один приличный человек прежде этот канал не включал! Тем более, в вечерний прайм-тайм. А теперь они опережают нас на 24 процента
ПОМОЩНИК - Уже на 38.
ЧЕЛОВЕК - Что? Но это невозможно!
ПОМОЩНИК - Я с вами совершенно согласен. Хотя рейтинги говорят об обратном. Пресса в восторге. Передачу смотрят. И как я навел справки, не только домохозяйки...
ЧЕЛОВЕК - Что ты имеешь в виду?
ПОМОЩНИК (мнется) - Ну, это только мнение моих знакомых из администрации...
ЧЕЛОВЕК - Знакомых? Откуда у тебя знакомые в администрации?
ПОМОЩНИК - Скорее коллеги. Социологи, пресс-служба, администраторы...
ЧЕЛОВЕК - Ах, да! И что говорят твои администраторы?
ПОМОЩНИК - Им нравится подача материала. И вообще... Сама идея... Видите ли, запретные темы. Это сейчас так модно.
ЧЕЛОВЕК - Но они же тащат к себе в студию всякую шваль! Сумасшедших, реперов, фашистов, гадалок всяких. А как тебе вчерашнее шоу трансвеститов в прямом эфире? Каждый выпуск - это просто ушат помоев на головы зрителям!
ПОМОЩНИК - Согласен. Но в администрации считают - это очень современно. И ведущая, конечно...
ЧЕЛОВЕК - Что - ведущая?
ПОМОЩНИК - Очень необычна. Такая харизма...
ЧЕЛОВЕК - У кого - харизма? У этой шлюшки с невнятной речью? Где ОН ее откопал, хотелось бы знать.
ПОМОЩНИК - Кажется, она раньше работала официанткой в каком-то кафе. Но, как я слышал, ее считают очень перспективной.
ЧЕЛОВЕК - Кто считает?
ПОМОЩНИК (опять мнется) - Ну, мои коллеги, из администрации...
ЧЕЛОВЕК - Бред. Все это полный бред. Официанткой, говоришь, работала... Собери-ка мне на нее досье. Не удивлюсь, что ОН с ней спит. Да, и найди номер ее телефона. Пригодится.
ПОМОЩНИК - Хорошо. Принести минералку?
ЧЕЛОВЕК - Что? Минералку? С ума сошел. Кофе. Хороший, крепкий кофе. К черту диету! Так и шизофреником недолго стать.
ПОМОЩНИК уходит. Человек включает телевизор. Начинается шоу. Звуки с экрана переносятся на сцену, которая разворачивается, свет гаснет по ту сторону ОКНА, где кабинет, и ярко вспыхивает с другой стороны, где сделана студия в виде кафе. Там аплодируют люди, танцуют стриптизерши. Рядом камера с оператором. В центре - Официантка с микрофоном. Шоу подходит к концу.
Официантка - Итак, мы напоследок угостили вас горячим десертом. Но не забывайте, что в нашем кафе ассортимент блюд обновляется каждый вечер. Я прощаюсь с вами до завтра. Живите с удовольствием, живите весело, живите с нами. С вами была я, хозяйка кафе «Парадиз» и программа «Сегодня вечером в меню...». Увидимся...
Звучит финальная музыка, оператор снимает наушники, все встают, улыбаются, друг друга благодарят, стриптизерши кокетничают, в студию стремительно вбегает ОН.
ОН - Это было здорово! Всем спасибо. Молодцы! (подходит к официантке) Сегодня ты работала потрясающе! Так завести зал!
Официантка - Спасибо, милый, но это все девочки из стрипклуба. Они такие сексуальные. И я, глядя на них, тоже немного раскрепостилась.
ОН - Ничего себе немного! В эфирке у всех мужиков глаза блестели, как у мартовских котов. Да, девочки были великолепны! Но ты - лучше всех! (целует официантку) Растешь прямо на глазах.
Официантка - Правда? Я чувствую себя такой счастливой! У нас - лучшее шоу в городе. Так все говорят. Ты знаешь, телефоны просто разрываются! Я поняла: это и есть настоящая жизнь. Веселье, слава, известность, деньги! Мне так нравится, что кажется, сейчас взлечу...
ОН - Я безумно рад за тебя, малышка. Только ты ошибаешься. Жизнь совсем не здесь. Здесь - лишь декорации. А настоящая человеческая жизнь находится там, за стенами этой студии.
Официантка - Пусть. Пусть это лишь декорации, пусть это лишь иллюзия. Но все равно, я хочу, чтобы так было всегда.
ОН - Я тоже... Я люблю тебя.
К ним подходит человек, протягивает телефон.
ОН - Меня? Алло! Нет. Сейчас. Это - тебя. Принимай поздравления.
Официантка берет трубку, начинает разговор, понижает голос, отходит в сторону, с кем-то долго говорит. Входит ДРУГ.
ДРУГ - Фантастично! Только что поступило предложение от пивных магнатов. Они в восторге! Готовы на любые условия, только чтобы их реклама шла в твоем шоу!
ОН (рассеянно, наблюдая за официанткой, которая говорит по телефон) - Да-да, обязательно рассмотрим.
ДРУГ - Да очнись ты! Это же миллионный контракт! Если они подпишутся на год - мы богачи!
ОН - Богачи? Ты о чем? А! Прости. Это - очень хорошо! Договорись о встрече.
ДРУГ - Мигом! Сегодня в десять сможешь? Успеешь сверстаться на завтра?
ОН - Да-да, конечно.
ДРУГ - Отлично. Тогда после - как всегда, скромный фуршет! Ничего не планируй. (Уходит)
Возвращается официантка.
ОН - Кто это звонил?
Официантка - Так, поклонники программы.
ОН - А у меня сюрприз. Пивная компания сегодня готова к твоим ногам бросить миллионы. От тебя требуется лишь вечерний туалет и обворожительная улыбка.
Официантка - Сегодня я не могу.
ОН - Не можешь? А что случилось?
Официантка - Я... Я записалась на маникюр.
ОН - К черту маникюр! За деньги, которые мы получим после заключения контракта, все маникюрши города будут спать у тебя под дверью...
Официантка - Не могу. Честно. Ты - продюсер шоу, вот и заключай контракты. Это твоя работа. А я сегодня свою работу уже сделала. Теперь просто хочу отдохнуть, привести себя в порядок. Хорошо? Не обижайся. Ну, имею я право хоть на малюсенький отдых? Пока, увидимся завтра...
ОН - Пока...
Официантка посылает ему воздушный поцелуй и уходит. ОН задумчиво бродит среди декораций. Гаснет свет в студии, все посторонние расходятся. ОН садится на высокий студийный табурет. Входит ДРУГ.
ДРУГ - Ты еще не ушел? А я с благой вестью. Встречу в десять подтвердили. А на фуршете их главный хочет лично познакомится с нашей телезвездой.
ОН - Она вечером занята. У нее - маникюрша.
ДРУГ - Какая маникюрша! Она что, с ума сошла? Ведь речь идет о будущем проекта!
ОН - Я не знаю. Я не смог ее отговорить.
ДРУГ - Скажи лучше - не хотел. Ты слишком ей потакаешь во всем. Или вы поссорились? Нашли время! Ну ладно, милые бранятся... Как-нибудь выкрутимся и без нашей примы.
ОН - С чего это ты ее примой называешь?
ДРУГ - А кто она, по-твоему? Прима и есть. Дойная корова, от которой весь город в восторге. Ты же ее сделал. Ты придумал этот проект. Потрясающе простой и гениальный. Кафе - в студию! В меню - известный пародист всех времен и народов Антон Барканов... Из горячительных напитков - группа ОРГАЗМ... И из пустого места, из ничего, из какой-то официанточки слепил настоящую телезвезду. До безобразия вульгарную, нелепую, но обворожительно смешную. И пусть все это работает на уровне гениталий. Но мы же прекрасно понимаем, что это - всего лишь бизнес, который дает отдачу. И какую! Барбара Стрейзанд просто отдыхает. Я даже не ожидал!
ОН - Поэтому ты со мной?
ДРУГ - Нет, не по этому. Без тебя я больше не мог на канале оставаться. Я сходил с ума от того идиотизма, который там расцвел пышным цветом. Ты был последним здравомыслящим журналистом, и в это время сходил с ума здесь. И я решил - лучше сходить с ума вместе. И ушел к тебе. Получилась одна бредовая идея на двоих сумасшедших. Зато как она заработала! А это что значит, дружище? Значит, что мы - не одиноки, понимаешь?! Весь мир тоже сошел с ума, если ему это пришлось по вкусу...
ОН - Не весь. Например, отдельные индивидуумы ходят вечером на маникюр. Вот ты ходишь на маникюр? Нет? Я тоже.
ДРУГ - Эй, да ты просто ревнуешь. Девочка, конечно, недурна. Но - мой тебе совет. Не воспринимай все это серьезно. Это - всего лишь игра.
ОН – Нет. Не игра. Я - люблю. Понимаешь. Может, первый раз в своей жизни. Люблю просто так, вопреки логике и воспитанию. В ней есть что-то, что заставило меня снова поверить в свои силы. Она была добра ко мне. Ни о чем не просила. Просто помогла мне подняться с колен...
ДРУГ - Еще скажи, что она твоя муза...
ОН - Нет. Хуже. Она - моя жизнь.
ДРУГ - Ты неисправим. В сорок лет начать все сначала - я согласен, для этого нужно мужество. Уважаю. Но влюбиться в официантку? Нет, я этого не понимаю. Запомни, она лишь твоя счастливая случайность. И, слава богу, что подвернулась тогда под руку. Теперь у тебя, наконец, все хорошо - прекрасная семья, жена, двое детей. У тебя есть классная работа и скоро будет очень много денег. Живи и радуйся. Вот как я, например. Радуюсь потому, что просто живу. Что приходит новый день. Что у меня есть ты, а у тебя есть - я. Что наше шоу востребовано. Значит, недаром живем на этом свете. Это же здорово! Это и есть жизнь!
ОН - Ты так думаешь? А я считаю иначе. Жизнь, это когда творишь, созидаешь что-то. А еще жизнь, это когда любишь. Все тогда кажется другим. Наполненным каким-то удивительным смыслом...
ДРУГ - А она об этом знает?
ОН - Я ей сказал только что, после эфира.
ДРУГ - И что? Она сразу же ушла к маникюрше? Поделом тебе, старый ловелас. Одумайся. Романтика хороша для сопливых. Мы - взрослые люди. И ты же уже все это проходил. Перепутал работу с собственной жизнью. Забыл, чем все заканчивается? Не наступай на грабли второй раз, прошу тебя...
ОН - Нет, теперь все по-другому. Теперь я контролирую процесс, как сказал однажды один умный человек. И созидаю одновременно.
ДРУГ - Только не надо высоких слов. Работаю на человечество, работаю для людей...
ОН - И для людей тоже. Ведь те, кто смотрят наше шоу - тоже люди. Но все это лишь половина счастья. Вторая - вот здесь. У меня в груди. И ты знаешь, только сейчас я понял, что такое жить!
ДРУГ - Ладно тебе, кремлевский мечтатель, сегодня тебе все прощается. Пошли верстать программу. А затем - за деньгами. Жить - это конечно хорошо. Но хорошо жить - еще лучше... Это тоже один умный человек сказал. А потом почему-то взял и умер... (Уходят).
Действие пятое.
Сцена пустеет. Свет в софитах гаснет. Слышна музыка. ОКНО разворачивается, возвращая прежний кабинет. Но в нем многое изменилось. Лето. За ОКНОМ раннее утро. Спиной к зрителям, у ОКНА стоит мужчина, как в первом действии, но в ОЧЕНЬ хорошем костюме,. Только это - уже ОН. Легкая седина в волосах. Стильный металлический со стеклом стеллаж. Вместо телевизора – плазменный экран. Слышна трансляция футбольного матча. Вместо стола со стульями - угловой кожаный диван и журнальный столик. Входит ПОМОЩНИК, постаревший, но по-прежнему в хорошем костюме.
ПОМОЩНИК - К вам режиссер спортивной редакции.
ОН - Пусть входит. Да, и принеси минеральной воды.
ПОМОЩНИК уходит. Входит ЧЕЛОВЕК, помятый, в джемпере и бесформенных брюках.
ЧЕЛОВЕК - Вызывали?
ОН - Да. Ты можешь мне объяснить, что вчера произошло в эфире?
ЧЕЛОВЕК - Это был сбой аппаратуры. Я вам сейчас все объясню...
ОН - Не стоит. В прямой трансляции ответственейшего матча - дыра. И не просто дыра, а черт знает что! Смотри.
Подходит к плазменному экрану и дистанционником нажимает стоп-кадр.
ЧЕЛОВЕК - Это было кабельное телевидение.
ОН - Мне плевать! Почему на кабельном порнуху показывают в прайм-тайм, - это пускай наверху разбираются. Но кнопки на пульте переключают вполне конкретные люди. Кто работал на трансляции? Кто, я тебя спрашиваю? Мне нужна фамилия.
ЧЕЛОВЕК - Режиссером трансляции был я.
ОН - Врешь. Своих выгораживаешь. Ты не умеешь «прямиться».
ЧЕЛОВЕК - Я прошу вас...
ОН - Последний раз спрашиваю - кто?
ЧЕЛОВЕК - Моя жена. Простите ее, она только учится...
ОН - Уволен.
ЧЕЛОВЕК - Не понял?
ОН - В следующий раз учи своих подчиненных лучше. Если, конечно, они у тебя будут. Ты - уволен с сегодняшнего дня. Расчет получишь завтра.
Входит ПОМОЩНИК, приносит на подносе бутылку с минеральной водой и стакан. Ставит все это на журнальный столик и уходит. Оба провожают его взглядом.
ЧЕЛОВЕК - Можно минеральной?
ОН - Пей.
ЧЕЛОВЕК подходит, наливает себе воду, жадно пьет. После чего садится на диван. Устраивается поудобнее.
ЧЕЛОВЕК - А у тебя здесь неплохо. Только вот гляжу, ты на минералочку перешел. Тоже язва замучила? А у меня - ничего. От домашнего питания проходить стала...
ОН - Пошел вон.
ЧЕЛОВЕК - Ну это я еще успею. (Оглядывается вокруг). Хорошо ты мои советы усвоил. Способный ученик... А моя-то все до сих пор о тебе переживает. Считает, что у тебя сердце доброе, и сам ты такой порядочный, такой замечательный, что нам, смертным до тебя бежать и бежать...
ОН - Еще одно слово - и я вышвырну тебя отсюда собственными руками.
ЧЕЛОВЕК - Не-а! Не вышвырнешь! Мараться не захочешь. Рук пачкать не станешь. Охрану позовешь, в крайнем случае. Да и то вряд ли. Тебе скандалы сейчас не нужны. У тебя выборы на носу. А я, знаешь, какой скандальный стал с годами? Куда деваться! Жена все ноет - дай денег. А что я могу поделать? Семью кормить надо. Маленький у нас растет, знаешь? Пятый год уж пошел... А на мою зарплату не разгуляешься. Она просит, а я ей скандал. Просит - а я ей скандал...
ОН - Заткнись!
ЧЕЛОВЕК - Ну потому и работать пошла. Ко мне, ассистентом... Не опытная, вот и ошиблась первый раз на эфире. Видишь, как жизнь обернулась. А ты пугаешь - уволен! Уволен! Ты меня не пугай. Я уж пуганный перепуганный. Твоими, кстати, молитвами.
ОН - Что тебе надо?
ЧЕЛОВЕК - Хлеба. Свой кусок, заработанный. И желательно - с маслом.
ОН - Свое мнение я не изменю. Ты - уволен. А до твоей семьи мне нет никакого дела. Лучше надо было работать. И думать, прежде чем семью заводить.
ЧЕЛОВЕК - Мстишь? Это низко. Недостойно таких людей, как мы с тобой.
ОН - Да ты меня с собой не равняй! Ты - скотина. Был ею и остался.
ЧЕЛОВЕК - Зато ты у нас святой. Вот от таких святых женщины и уходят. На святых они молятся. А спят с грешниками.
ОН - Ах ты, ублюдок!
ОН срывается с места, хватает ЧЕЛОВЕКА за грудки, кидает на пол. Начинается драка. Вбегает ПОМОЩНИК, пытается их разнять. Через некоторое время они успокаиваются, расходятся, тяжело дыша, встрепанные.
ПОМОЩНИК - Может, охрану вызвать?
ЧЕЛОВЕК - Да-да, вызови охрану. Пусть все полюбуются на твоего начальника, как он людей избивает и на улицу выкидывает...
ОН - Не надо. Ступай.
ПОМОЩНИК - Может все-таки...
ОН - Иди, я сказал. Сами разберемся.
ПОМОЩНИК уходит.
ЧЕЛОВЕК (отряхиваясь, приводя себя в порядок) - А чего тут разбираться. И так все ясно. Я тебе врезал. Ты - мне. Обычное дело... Да я и не обижаюсь. Все понятно. Теперь ты здесь хозяин. Уволишь - ну и черт с тобой. Проживем как-нибудь. Только я тебе вот что скажу. Мне есть куда идти, меня ждут. А ты злобой одной живешь. И ненавистью. И получается, что я тебя опять обскакал. Хотя ничегошеньки у меня не осталось. Ни денег, ни власти, - ничего. Ты все забрал. Но я уже этим наелся. Ты в одном был прав - это не жизнь была. Только сейчас я это понимаю.
ОН - Уходи.
ЧЕЛОВЕК - Конечно, уйду. Только вот напоследок скажу, что фотография твоя до сих пор у нее на столике у кровати стоит. Несколько раз выбрасывал. А она находила и снова ставила.
ОН - Вот как? А может она еще знает, за что ты меня так ненавидишь, а? Чем я тебе мешал тогда?
ЧЕЛОВЕК - Нет, не знает. Да и я уж забыл, с чего все началось. С ерунды какой-то. То ли чиновника какого-то ты на чистую воду вывел, то ли депутату какому-то дорогу перешел. Не помню. Но мне все эти твои выкидоны расхлебывать пришлось. А дальше - больше. Власти гайки стали закручивать. А ты ни в какую угомониться не хотел. Один раз подставил очень крупно. И телекомпанию, и меня лично. Но так сам и не понял, что произошло. Это было последней каплей.
ОН - Для тебя? Да? Тогда ты меня и решил уволить?..
ЧЕЛОВЕК - Не только я. Команда сверху поступила - эфир для тебя закрыть. Что я мог поделать. А когда ты с этим шоу выполз на Третьем канале - все за голову схватились. Надо было срочно что-то делать. Вот я и уговорил твою официантку перейти к нам, заплатив вдвое...
ОН - А заодно и в постель уложил.
ЧЕЛОВЕК - Нет, не уложил. Влюбился я. Простая такая обычная история. Сам от себя не ожидал. Что-то в ней такое было, что зацепило так, не оторвать. И сейчас держит. Семья у нас, понимаешь? Хорошая семья. А больше мне и не надо уже ничего. Так что, как видишь, ненависти-то особой и не было. Была работа.
ОН - Ты врешь. Ты все врешь. И про нее, и про любовь.
ЧЕЛОВЕК - Нет, какой мне сейчас смысл. Это ты все время врешь сам себе, борешься, только не понятно с кем и за что. Не умеешь ты жить, парень. И другим не даешь. Мешаешь мух с котлетами постоянно. И никак не можешь решить - что кушать надо, а кого убивать. Так и путаешься сам всю жизнь. И других путаешь. Трудно с тобой. И жить и работать. Слишком честный, шибко умный. Гордость из тебя так и прет. Таких люди не любят. А жить - уметь надо. Жизнь - это наука сложная. В ней разбираться надо. Как в обществоведении! Те же яйца, только в профиль. А ты все напролом. Не жилец ты на этом месте. Не твой формат...
ОН – Что, опять меня хоронишь? Хватит уже, один раз похоронил.
ЧЕЛОВЕК - Так ты и до сих пор в могиле. Только сам этого не понимаешь... Счастливо оставаться. (Уходит)
Входит ПОМОЩНИК.
ПОМОЩНИК - Можно посуду уносить?
ОН - Нет, подожди. (Берет бутылку и из горлышка пьет минералку. Ставит пустую бутылку на поднос). Слушай, скажи, как тебе со стороны кажется - я живой или мертвый?
ПОМОЩНИК - Я вас не понимаю.
ОН - Ну это же просто. Вот ты, например, живешь или нет?
ПОМОЩНИК - Живу, конечно. Хотя... Это как посмотреть...
ОН - Ну, продолжай....
ПОМОЩНИК - С одной стороны - я живу. Хожу, двигаюсь, ем, работаю. А с другой - иногда перестаю понимать, зачем я все это делаю. Радости что ли нет. Или денег мало. Не разберусь никак...
ОН - Ладно, я все понял. А как насчет меня?
ПОМОЩНИК - А вы - сложно ответить. Вот этот, который был до вас, жил на полную катушку. Все время чего-то придумывал, интриговал, людей выгонял, снова набирал, закрывал программы, открывал новые... Но ведь если бы он этого не делал - вы бы сейчас это кресло не занимали. Верно? А вы – по-другому. Никого не выгоняете, программы идут регулярно, рейтинг стабильный, администрация довольна. Спокойнее стало.
ОН - Как в гробу?
ПОМОЩНИК - Да что вы! Я совсем не то хотел сказать!
ОН - Все, спасибо, иди. Уноси свою посуду...
ПОМОЩНИК уходит. ОН садится на диван. Звонит мобильный телефон. Он достает трубку из пиджака.
ОН - Да. Привет. Да ничего. Вечером буду дома. Нет, все в порядке. Нет, про выпускной не забыл. Цветы? Обязательно. Самые лучшие. Целую.
Встает, надевает плащ, шляпу и медленно выходит из кабинета.
Действие шестое.
Сцена разворачивается. Окно вновь меняет свое положение. Вечер. Кафе, как во втором действии. Три столика, стойка бара. За столиком сидят ОН и ДРУГ. Играет невнятная музыка.
ОН - Вот так все и закончилось.
ДРУГ - А ты знаешь, я рад. Тогда, пять лет назад, когда все это случилось, я думал, ты убьешь его. А теперь, я вижу, дело и выеденного яйца не стоило. Он даже не подонок. Просто мелкий хулиган. И уволил ты его правильно. Раздавил, как мелкого таракана. А его семья - не твоя забота...
ОН - А как твои?
ДРУГ - Нормально. Сын девятый класс заканчивает.
ОН - А у моей старшей завтра выпускной.
ДРУГ - Да что ты? Поздравляю! Смотри, еще замуж выскочит. У них это сейчас быстро. Дедом будешь.
ОН - Не хочу. Знаешь, ничего не хочу.
ДРУГ - Брось, все нормально. Давай на рыбалку махнем в эти выходные?
ОН - На рыбалку?
Меняется музыка. Начинает петь Джо Дассен.
ОН (прислушивась) - Мне кажется, что все это уже в моей жизни было...
ДРУГ - Ты про рыбалку?
ОН - Нет. Про песню. Вот сейчас откроется дверь и войдет она...
Песня звучит громче. Дверь в кафе открывается и входит Официантка. В голубом с цветами платке, в черном плаще, с мокрым от дождя зонтом в руке.
Официантка - Привет. Можно я присяду?
ОН - Конечно (пододвигает ей стул).
ДРУГ - Ты какими судьбами, красавица?
Официантка (не слыша вопроса и глядя ЕМУ в глаза) - Я не помешала?
ОН - Нет, конечно. Что будешь пить?
Официантка - Чай. Горячий крепкий чай. На улице дождь.
ДРУГ - Я пойду, закажу. ( Уходит к стойке).
ОН и Официантка глядят долго друг на друга.
ОН - Как ты меня нашла?
Официантка - Не знаю. Шла вот и пришла.
ОН - Это чудо. Я как раз о тебе думал.
Официантка - А я все время думаю о тебе. Правда-правда.
ОН - У тебя, я слышал, сын?
Официантка - Да, мальчик. Пятый год пошел.
ОН - Знаю. А у меня, у старшей выпускной.
Официантка - Это здорово. Здорово, когда дети растут. Правда?
ОН - Наверное. Не знаю. Зачем ты пришла?
Официантка - Я не знаю, с чего начать...
ОН - Начни с начала.
Официантка - Это хорошее предложение. Когда я ушла из твоего шоу...
ОН - Нет, лучше с конца. Ведь ты об этом хотела меня попросить?
Официантка - О чем?
ОН - Не увольнять твоего мужа. Верно? Поэтому ты меня разыскала?
Официантка - Да. То есть, нет. В общем, не знаю... Наверное.
ОН - Хорошо. Проси.
Официантка - Что?
ОН - Проси за мужа. Если хорошо попросишь, я его не уволю.
Официантка - Я... Нет, не могу.
ОН - Тогда разговор окончен.
Подходит ДРУГ. Ставит перед официанткой чашку чая. Она греет руки об чашку, пытаясь отхлебнуть горячий чай. ОН внимательно за ней наблюдает. ДРУГ садится рядом.
ДРУГ - Ты знаешь, мне, наверное, пора...
ОН - Подожди. Поедем вместе.
Официантка - Нет, не уходи.
ОН (грубо) - Что еще тебе надо?
Официантка - Я хотела сказать... (Начинает плакать) Я другое хотела сказать...
ДРУГ - Ну вот, начинается. Я пойду, покурю. Подожду тебя на улице. Не больше 5 минут.
ОН - Ну вот, у тебя есть 5 минут. Уложишься в хронометраж? Не разучилась?
Официантка - Да, 5 минут. Это очень много. Это очень щедро. Для такой, как я... (Вытирает слезы платком) Я прошу тебя, я очень прошу тебя... Мне это не дает покоя все эти годы. Я очень виновата перед тобой. Пожалуйста, прошу, ПРОСТИ меня. (Хватает его руку и прижимается к ней щекой) Пожалуйста, прости...
ОН - Ты что? Ты с ума сошла! (вырывает руку и вскакивает. Официантка падает перед ним колени, пытается обхватить его руками).
Официантка - Миленький, любимый, дорогой, умоляю, прости меня за все за все. Жить не могу. Несколько раз на себя руки хотела наложить. Нет мне покоя. Все твои глаза передо мной...
ОН (поднимая ее с пола) - Да успокойся же ты, что с тобой, в самом деле? Я думал, ты о муже волнуешься...
Официантка - Да, и о муже. Когда шла сюда - о нем думала. Ноги сами несли. А как вошла, как тебя увидела - не знаю, что со мной случилось. Совсем не хорошо стало. Сейчас все, как тогда. Помнишь? И музыка, и ты... Я же, знаешь, какая счастливая была! Все думала, дура, повезло мне. Ох, как подфартило! Только потом поняла, что это ты мне крылья дал. А я сама их срезала. Вот до сих пор бескрылая живу. Не в радость мне это все. Сын на меня твоими глазами смотрит.
ОН - Что ты говоришь?!
Официантка - Правда. Похож на тебя очень. Беременная я уже была, когда шоу твое вела. Только не знала этого…
ОН - Почему ты не сказала ничего? Почему молчала столько лет?
Официантка - Почему? Да кто я? Никто. А ты - женат. Да и на телевидение я пробилась. Беременность только мешала. Я думала, аборт сделать. Потом с этим… познакомилась. А дальше - ты сам знаешь. Вот и живу так. До сих пор. Как будто не живу...
ОН - Руки какие у тебя ледяные. Дай погрею. Да ты дрожишь вся... Выпей чаю, выпей чаю с коньяком. Вот так. А я тебя сейчас плащом укутаю (обнимает ее)
Официантка - Простишь ли ты меня? Жить не смогу, если не простишь...
ОН - Да конечно, конечно. Главное, что ты сама пришла, сказала... Теперь все будет хорошо, слышишь? Я люблю тебя. И всю жизнь любить буду...
Официантка - Правда? Ты правду говоришь? Господи, как хорошо...
ОН - Мы будем вместе, слышишь? Я тебя больше никуда не отпущу.
Официантка (сквозь слезы) - Да, да, я слышу. Всю жизнь грех свой искупать буду.
ОН - Да ну тебя, дурочка. Какой грех? Если мы любим друг друга, сами живы - здоровы, если сын у нас растет. Теперь только жить да радоваться. А ошибки? Кто только их не делает. Ошибки все совершают. Ты посиди здесь погрейся, я сейчас выйду, скажу, чтобы не ждал... Потом машину поймаю, и мы с тобой уедем...
Официантка - Куда?
ОН - Куда? Найдем куда. Счастливым людям всегда рады. Теперь все будет хорошо. Ты - веришь мне, веришь?
Официантка (сквозь слезы, радостно) - Да, я верю. Спасибо тебе...
ОН - Сейчас, я быстро...
Он убегает на улицу. Через мгновенье - отчаянный визг тормозов, крик и гулкий звук падения. И - голоса, шум, гул голосов.
Официантка - Что это? Что это было?
Входит ДРУГ.
ДРУГ - Это несправедливо. Это чудовищно! Мне очень жаль...
Официантка - Что? Что с ним?
ДРУГ - Его сбила машина. ОН скончался.
Темнеет сцена. Все остаются на своих местах. Высвечивается ОКНО. Продолжает петь Джо Дассен. Но его песню начинает забивать все усиливающийся звук сирены. В полной темноте звучит только сирена. Затем резко обрывается на самой высокой ноте.
З А Н А В Е С
Свидетельство о публикации №210062500380