Преодоление традиционной модели семьи
Афоризмы от Кащея
Преодоление традиционной модели семьи
Если традиционная модель дискредитировала себя, не может надежно обеспечить жизнь высокого качества, то следует избрать другую модель. Избирать модель нужно осмотрительно: есть достаточно оснований полагать, что наши возможности по творению жизни не безграничны, и новая модель должна соответствовать складывающимся тенденциям общественного развития. Самонадеянные попытки «изнасиловать реальность», когда она к тому не склонна, заведомо обречены на провал. Неудачи с построением коммунизма/социализма в России и ряде других стран – красноречивое тому свидетельство. Поэтому выбирая альтернативную модель необходимо исключительно внимательно учитывать современные тенденции, складывающиеся в обществе, чтобы гармонично вписаться в них.
К счастью, процесс инновационного развития культуры западного типа дает достаточно материала, чтобы сделать адекватные выводы. Поэтому есть все основания для уверенности в том, что предлагаемая нами эволюционная трансформация жизни не окажется чем-то искусственным, но напротив, будет шагом в дальнейшем культурном развитии человечества.
Для начала нужно определиться с прежней моделью. Что конкретно она собой представляет и в каких именно аспектах себя изжила? И вообще, почему мы говорим о модели в единственном числе, хотя сами, выше, утверждали, что существующих моделей – неисчислимое множество?
Дело в том, что хотя моделей и существует множество, в главной в России является одна. Для того чтобы как-то обозначить ее, назовем эту модель азиатской. Ее суть состоит в том, что доминирование мужчины в семье рассматривается как само собой разумеющееся. Женщине же отводится подчиненная роль: она должна сидеть дома, обслуживать мужа и детей, а муж в свою очередь, должен содержать семью. Хозяйственные функции женщины также рассматриваются как нечто от нее неотъемлемое.
Называя такое понимание семьи «азиатским» я не хочу ничего плохого сказать в отношении Азии и никого не осуждаю. Осуждает обычно обыватель. Это его излюбленные категории «хорошо – плохо». При более или менее глубоком подходе становится совершенно очевидно, что выйти на некий абсолют, чтобы оттуда, подобно трансцендентному Богу, судить и оценивать, возможным не представляется. Все зависит от точки зрения и исходных данных. Что для одного хорошо, для другого плохо, а для третьего – безразлично. Поэтому определение модели как «азиатской», во-первых, безоценочно, во-вторых, принято по внешним признакам – так как данная модель в большей степени соответствует восточному - и особенно – азиатскому менталитету, а в-третьих – условно. Условно – потому, что такая модель не является исключительно достоянием Азии, или шире – Востока. В прежние времена она была распространена по всему миру. Но когда начала развиваться прогрессивная цивилизация современного типа, начала меняться и система общественных отношений, в результате чего азиатская модель, которая еще может быть названа традиционной, сегодня характерна для Запада в меньшей степени. Она уходит.
На мой взгляд, это хорошо. Я, как философ и мыслитель, придерживаюсь западной культурной парадигмы и разделяю западные культурные ценности. А восстанавливает Домострой или распространяет Шариат пусть кто-нибудь другой. Собственно, в моем понимании вне западной парадигмы сложно быть философом. Много ли вы знаете азиатских философов? Видимо мало, и неспроста. Критическое переосмысление себя и стремление к новому – характерная черта исключительно западной культуры. Но вернемся к стержню наших рассуждений.
Идея осознанного вершения бытия, в первую очередь, предполагает сознательный выбор. И если выбор был именно таким, то, теоретически, не столь важно, какую именно модель использовать. Так что если кто-то сочтет использование азиатской модели целесообразным, исходя из особенностей своих персональных жизненных реалий, то на здоровье. Суть же нашей мысли состоит в том, подчеркнем это еще раз, что использование азиатской модели, взятое масштабах общества, в современных условиях эффективным не является, поэтому необходимо переходить к модели другого типа.
Но дело не ограничивается ее неэффективностью. Жизнь по азиатской модели имеет следствия, которые с нашей точки зрения, безусловно, должны быть отнесены к недостаткам, требующим искоренения. Назовем несколько из них.
Тезис о главенстве в семье мужчины, очевидно, не совместим с идеей равенства в семье. На практике такое неравенство выливается в отсутствие уважения к женщине, причем не только в семье, но и в обществе в целом. В тех кругах, где распространена азиатская модель семьи, женщина рассматривается как человек второго сорта. Такое отношение особенно ощущается на контрасте. Дамы из интеллигентных слоев не раз мне жаловались, что в российской глубинке, в деревнях они нередко сталкивались с ситуацией, когда мужик, беседующий с женщиной, начисто перестает ее замечать, если к ним присоединяется еще один мужик (в данном случае речь идет именно о мужиках, а не о мужчинах).
Еще более яркую иллюстрацию дают воспоминание солдат американской оккупационной армии, вторгшихся в Ирак в 1991 году. Как известно, в эмансипированной Америке в вооруженных силах служит много женщин, среди которых, в свою очередь, значительную часть составляют офицеры, порой старшие. И даже есть генералы женского пола. Естественно, они принимали участие и в компании против Ирака. Однако взаимоотношение даже с лояльными иракцами складывались у них непросто. Менталитет иракского мужчины не позволял воспринимать женщину как человека, заслуживающего уважения, и тем более – как вышестоящего человека. Поэтому для женщин-офицеров возникала трудность с руководством иракскими мужчинами, принявшими сторону армии США – они в упор не хотели замечать таких женщин. В результате, приходилось находить обходные пути. Например, женщина-офицер дает приказание не иракцу, а рядовому солдату – американцу, после чего он пересказывает все аборигену, и в этом случае тот его уже слушает, поскольку говорит с мужчиной.
В некотором роде обратный случай произошел с американцами в Москве. На этот раз американцы были представлены не вооруженными силами, а студентами, прибывшими на две недели в Россию в порядке ознакомления с культурами разных стран.
Как то у них состоялся разговор на тему семьи с русскими студентами. Американские девушки (которых в группе было большинство) оказались весьма удивлены, когда выяснилось, что видение нашими студентами модели семьи весьма далеко от их западного понимания, и предполагает, что мужчина – это однозначный глава и кормилец семьи, а женщина – несамостоятельное существо, занимающееся домашним хозяйством. С точки зрения американских девушек, слышать это было очень странно: с виду русские похожи на европейцев, а менталитет – как у азиатов! Подчеркну, возмущались именно девушки. И это правильно, потому что для здравомыслящего человека очевидно, в насколько невыгодную позицию ставит женщину указанный подход к отношениям в семье. Чтобы спасти честь русского мужчины, тогда в качестве цивилизованного примера даже пригласили меня, попросив побеседовать с американцами и показать, что русские мужчины тоже могут признавать женщину как равную и не пытаться поставить себя выше исключительно по половому признаку.
Пример с американцами нравится не всем. Не любят их в России. И это можно понять. Но личные симпатии/антипатии не должны подменять собой деловой подход. А беспристрастный взгляд говорит, что на сегодня США – ведущая мировая держава, не без оснований претендующая на мировое господство. В основе мощи этой страны, конечно, лежат многие причины, но, несомненно, одна из них – это устройства гражданского общества, менталитет людей, что позволило эффективно функционировать процессам самоорганизации и в кратчайшие сроки привело страну к изобилию.
Поэтому целесообразно нам поучиться у американцев. Это не стыдно, тем более, что поучиться есть чему. Стыдно, когда наоборот, сидят «в лаптях» и при этом гордятся – зато в своих! Впрочем, в лаптях не всегда. Я много раз встречал так называемых «патриотов», которые готовы рвать рубаху на груди, отстаивая некую «русскую идею» и кляня «прогнивший запад», но в то же время почему-то не пользующимися товарами нашей родины. Автомобили, телевизоры, мобильные телефоны, обувь, костюмы, и даже исподнее – все у них импортное! Кроме лоснящейся хари.
Так что надо быть честным хотя бы с самим собой. И в этом плане лучше уж быть похожим на американца, чем на полудикого араба из приведенного выше примера.
Оснований для этого достаточно. Ведь азиатская модель семьи сложилась не случайно. В прошлые времена жизнь была существенно тяжелее, чтобы выжить, требовалось усилие двоих, а также жесткое распределение ролей. Работала известная закономерность: чем сложнее условия, тем строже порядок. В наше время условия изменились, и в России они не самые плохие. Поэтому допустимая степень свободы существенно больше.
Азиатская же модель сегодня не только неэффективна, но и невыгодна ни мужчине, ни женщине. Женщине она невыгодна потому, что принижает ее социальный статус и человеческое достоинство, принижает в моральном плане, но им не ограничивается и, переходя в план материальный, вовсю эксплуатирует женщину, загружая тяжелым хозяйственным трудом. На мой взгляд, то, что в этом случае мужчина обязан заплатить за нее, например, в ресторане, перечисленного не компенсирует.
Мужчине такая модель тоже невыгодна, поскольку, хотя и наделяет статусом главы семейства, одновременно превращает его в кормильца всех своих иждивенцев, в результате чего он тоже теряет многое, начиная от личной свободы и заканчивая здоровьем, поскольку чтобы прокормить семью ему приходится и много работать, и много переживать по этому поводу.
Не станем разбирать здесь возможные извращение – когда нарушаются и правила азиатской модели – и мужчина, не обеспечивая должным образом семью, все равно считает женщину обязанной его обслуживать, или когда женщина, находящаяся на содержании, в то мужа, в то же время мужем и руководит. Такого рода нарушения зависят уже не от модели, а от нравственного и культурного уровня супругов. Хотя косвенно это указывает и на недостатки модели, которая, в принципе, должна минимизировать такие проявления на системном уровне.
Можно и дальше критиковать азиатскую модель, но мы на этом остановимся. Пора переходить к конструктиву. Итак, какой же должна быть новая модель семьи, чтобы в большей степени соответствовать современной реальности и быть свободной от недостатков предыдущей?
Свидетельство о публикации №210062500389