Новые религиозные движения. Как к ним относиться?

В последнее время в обществе стало появляться много новых религиозных движений (принятое сокращение – НРД). Это различные ответвления от традиционных религий, философские учения, духовные и эзотерические школы и т.д. Последние, хотя и не являются религиозными, тоже попадают в разряд НРД. По численности последователей эти движения колеблются от нескольких человек до десятков тысяч и более. Почему число НРД растет? Как к ним относиться? Об этом данная статья.

1. Новые религиозные движения. Что это, и какие они бывают.
 
Если проанализировать состояние общества за последнее время, то можно сказать, что наука стремительно развивается. Это видно и в улучшении бытовых условий жизни людей, достижений телекоммуникаций и т.д. В духовном же, нравственном плане наблюдается противоположная картина. Все продается и покупается. Размеры коррупции, наркомании, преступности, самоубийств постоянно растут. Депрессия все выше поднимается в рейтинге основных заболеваний современных людей. Медицина становится всё лучше, здоровье людей – всё хуже. Почти все выпускники школ имеют хронические заболевания. Список можно продолжать. В результате этого люди чувствуют себя все более незащищенными, несчастными. Они видят, что самые последние достижения науки не могут им помочь стать счастливее, увереннее, сильнее. И тогда они начинают искать другой выход.
Многие обращаются к традиционной религии (православие, буддизм, др.). Кто-то полностью удовлетворяется тем, что он там находит. Но далеко не все. Мы не будем подробно рассматривать, почему это происходит. Можно сказать, что основные причины, не дающие людям остаться приверженцем той или иной религии, две. Первое – это то, что религии не дают ответов на все вопросы человека: о душе, мире, Боге, духовных законах и т.д. Второе – даже в религиях не все безупречно, хотя, разумеется, они делают много хорошего для человека и общества. И те люди, которые не находят ответов ни в науке, ни в традиционных религиях, ищут что-то другое. Спрос рождает предложение. Для удовлетворения «духовного голода» этих людей появляются различные НРД. Самое главное, что нужно понять – что все они разные. Все НРД можно разбить на две категории.
Первая категория – это движения, которые искренне хотят помочь человеку разобраться в этом мире, ответить на самые важные вопросы: в чем смысл жизни, кем в действительности является сам человек, как устроен мир, который его окружает, как научиться жить так, чтобы не страдать, а радоваться и наслаждаться жизнью, помогая при этом другим людям. В этих движениях ведутся исследования в области знаний о человеке, Боге, тонком энергетическом мире, о законах судьбы человека и т.д. Цель этих организаций – помочь человеку, для этого они и создаются.
Вторая категория НРД – это движения негативного характера. Лидеры этих движений, пользуясь ситуацией «духовного голода» людей, создают организации, цель которых – приносить лидеру моральную или материальную выгоду. Моральное удовлетворение эти люди испытывают от безраздельной власти над другими людьми, когда им поклоняются как Богу, теша их гордыню и т.д. Также такие организации приносят их лидерам немалый материальный доход. Объявляя себя Богом или посланником Бога, эти лидеры требуют от своих последователей серьезных финансовых вложений в организацию, зачастую вплоть до передачи своих квартир и другого имущества.

2. Как к ним относиться

Как и практически в любой сфере, в данной области есть нормальные организации, помогающие человеку, и есть шарлатаны, халтурщики, люди с исключительно корыстными мотивами. И, к сожалению, последних очень много. Так обстоит дело в области духовного просвещения, образования и помощи людям. Возникает вопрос – как на это реагировать. И на данный момент существуют две крайности.
Одна крайность – это очернить все НРД. Особо агрессивно настроенные последователи традиционных религий, не разбираясь, кто есть кто, обвиняют всех подряд в негативном влиянии на сознание людей и причинении психического и физического вреда. С одной стороны – их можно понять. Они стараются оградить человека от негативных организаций, работающих в данной области. Но, с другой стороны, под их «праведный гнев» попадают и позитивные движения, помогающие человеку. Созданные этими рьяными борцами общественные организации отображают в негативном свете деятельность практически всех НРД. Одна из самых больших – христианская организация «Центр – Диалог». И хотя данным центром заявлена цель  «ведение диалога между христианством и другими течениями», на самом деле реализуется не диалог, а обвинительный прокурорский монолог по отношению к различным НРД. Для этого созданы устрашающие ярлыки «тоталитарная секта» и «деструктивный культ», которые смело развешиваются на инакомыслящих.
Еще раз стоит отметить, что истинные христиане, как учил их Христос, терпимо относятся к другим людям и их вере, а данные борцы только дискредитируют христианскую веру. Разве это слова христианина: «Ну, что, например, в Москве - недостаточно кирпичей, чтобы все эти секс-шопы разгромить? <…> Так что, если люди взялись бы, какие проблемы? Или, например, секта. Ну, пришло, скажем, восемьсот человек и разогнали секту! Чтобы разогнать толпу в восемьсот человек, сколько нужно милиции? И потом, никакому префекту и никакому градоначальнику не понравится, что народ бунтует. Пришло полторы тысячи человек в кабинет: "А вы очистите от мормонов нашу жизнь! Давайте нам законы, которые нам нужны! Иначе - соберем десять тысяч человек и в Думу никого не пустим! Идите по домам и разрабатывайте проект о том, чтобы изгнать вообще все секты!" <…> Можно действовать по закону, можно - народным способом. Как угодно. Но избави Бог от каких-то убийств, поджогов и т. д. Потому что могут люди пострадать». (из интервью протоиерея Д. Смирного, проректора Свято-Тихоновского богословского института для радио «Радонеж».)
Вторая крайность – излишняя демократизация и свобода. Лозунг последователей этой точки зрения – «У нас свобода совести – кто что хочет, то пусть и делает». Если приверженцев первой крайности называют сектоведами, то приверженцев другой крайности – сектозащитниками. Последние выступают в защиту всех НРД, тоже особо не разбираясь, кто есть кто. Эта позиция оправдывает даже сатанистов с их жертвоприношениями и подобные явно негативные организации. Сектозащитники бездумно отдают в жертву демократическим идеалам многих людей. Они говорят, что человек должен быть свободен в своем выборе без всяких ограничений. Но не каждый человек способен сразу оценить ту или иную организацию – позитивна она или нет, принесет она ему пользу или вред. Поэтому называть все НРД хорошими и замечательными – это в том числе работать на негативные организации, способствуя притоку людей к ним.
Как и в большинстве случаев, крайности ведут к тем или иным негативным последствиям. В данном случае – это или затаптывание ростков новой духовности (при тотальной борьбе с ними), или допущение процветания негативных организаций (при вседозволенности). А истина – посередине. Разумеется, нужно давать возможность работать НРД, если наука и традиционные религии не справляются. С другой стороны, нужно бороться с негативными организациями, пока соответствующие законы не приняты в государстве. Для этого должны появиться ученые советы, члены которых находятся вне каких-либо религий и НРД. Только тогда возможна объективная картина в данной области. Но пока ее нет, каждому человеку нужно разбираться самостоятельно – где нормальная духовная школа, а где НРД, приносящее вред человеку. Их отличие – тема для отдельной статьи, а пока можно самостоятельно изучать литературу по данным вопросам, учитывая то, что часто авторы уходят в ту или иную крайность. И, конечно, слушать свое сердце и разум – они подскажут.


Рецензии