Рядовой

Игорь ЧУРДАЛЁВ                "ЧАСТНЫЕ ХРОНИКИ"
               
                РЯДОВОЙ


Иные фантазёры, перечитывая художественную классику, начинают казаться себе романтическими героями, личностями исключительных качеств. Но дежурная сигнализация бытового сознания срабатывает, отмечая приближение к алому сектору шкалы: опасность! Нельзя позволить живому воображению, возбужденному магией художества, воспарять слишком высоко. Рядовой гражданин, обычный человек всегда должен быть готов мгновенно осознать своё место в реальности. На то, чтобы очнуться от обольщений сна и встать в строй, рядовому дается сорок пять секунд — пока горит спичка в руке сержанта.

Помнится, я лично на первых порах армейской службы испытывал в этом плане затруднения, продолжая сладко грезить во время наматывания портянок. Но посредством испытанных педагогических приёмов старослужащие товарищи научили меня просыпаться на удивление быстро. За долгие годы последующей цивильной жизни я уже самостоятельно выработал методу возвращения из эмпиреев мечтательности к трезвому осознанию собственного места в социальном ряду. Сегодня для этого вполне достаточно оторваться от книги и развернуть любую подвернувшуюся газету.

Этот простой способ надёжно позволяет вспомнить о том, что я по-прежнему рядовой. Рядовой житель большого, но провинциального города большой, но не самой благополучной и влиятельной страны. Главные события человечества грохочут где-то на недосягаемых ярусах мирозданиях, падая на меня дробным эхом с небес.

Олимпийцы на вершине государства скрыты облаками, на которые спроецированы медийные миражи. И вроде бы даже в моём родном городе все определяется в недосягаемых для меня сферах, где обитают «региональные элиты». Я не вполне представляю критерии, которым должен соответствовать гражданин для того, чтобы уверенно числить себя частью элиты, хотя бы и региональной. Но понятие это прочно вошло в информационный обиход новейшего времени и хочется с ним определиться яснее.

Яндекс, заглотивший словечко «элита», мечет ссылки как осётр икру. Отчего-то одной из первых выпадает ссылка на статью «Бюрократизм» в шеститомном словаре по социальной психологии. «Б. — явление, возникающее в условиях внеэкономических связей между обезличенным аппаратом управления и социальным объектом, исключающее воздействие на этот аппарат со стороны общества. В условиях Б. аппарат управления, превращаясь в сплоченную элиту, противодействует любым социальным изменениям либо стремится адаптироваться к ним, сохраняя имеющиеся у него рычаги власти...»

Конечно, выпадает и масса прочих ссылок, в том числе, касающихся свиноводства. Но лишь эта внятно поясняет, отчего рядовой гражданин изолирован от «элиты» столь безнадёжно и принципиально. При том, очевидно, предполагается, что он всё же должен испытывать искренний интерес к происходящему в этом слое местного общества. Цех газетных обозревателей предлагает целый спектр версий и догадок, с достоверностью гороскопа трактующих «элитные» процессы. Аналитика этого рода как бы зовет читателя прислушаться к шорохам во властных кронах, вникнуть в скрытый смысл чехарды кадровых перемещений, борьбы креатур, межпартийных или внутрипартийных конфликтов и альянсов...

Безусловно, это интересно каждому, кто на эти процессы в состоянии хоть как-то повлиять. Но сегодня нелепо утверждать, будто рядовой гражданин такие возможности имеет. Ритуалы, имитирующие процедуры народовластия, сейчас лишены смысла настолько, что ветераны, ностальгирующие по эпохе КПСС, получили хотя бы один повод вновь ощутить «глубокое удовлетворение».

Однако круг газетных читателей много шире. Возможно, многим из них даже внутри такой политической конструкции интересно было бы подумать над идеями партий, над целями групп. В этом отношении информационное меню являет предел аскетизма. Складывается даже впечатление, что ярких и конкурирующих идей, касающихся судьбы региона, «региональные элиты» генерировать вовсе не способны.

Партийные программы тяготеют к набору абсолютно унифицированных лозунгов, одинаково гулких в своей пустоте. А что до целей, которыми движимы конфликтующие группы, тут дела ещё прискорбнее. Понятно, что стремлением к власти и сопутствующим ей деньгам полностью исчерпывается внутренняя суть множества людей. Однако всерьез относить таких деятелей к общественной элите не только не правильно, но попросту опасно.

Ведь любой социум, даже любое стадо, образующее сливки элитной группы, воспринимает членов этой группы как носителей «модельного» поведения, как образцы для подражания. Ужас берёт при одной мысли о том, что юные граждане в самом деле могут увидеть сегодня в своих «региональных элитах» образцы морали и культуры. Не хочу сказать, разумеется, что в ветвистых властных структурах вовсе нет людей достойных, образованных, порядочных и дельных. Хотя, если человек, в нынешней власти пребывая, все эти качества ухитрился сохранить, — он уникум и герой. Условия вхождения во властную корпорацию требовали одного: блюсти верность клану пуще любого закона. И еще они требовали денег. И ещё денег. И ещё.

А деньги в недавнюю Эпоху Большого Передела никак не были соотнесены со способностью производить и предлагать людям востребованные ценности. Деньги и сегодня преимущественно бьют из общенародных — по определению — недр. Но «определение» с «распределением» здесь лишь скверно рифмуются, иной связи между ними нет. Добывались так же немалые капиталы и просто тупым разбоем. А откуда деньги, оттуда и рождаемая ими власть.

Хотя всех печалило, но никого не удивляло, что во власти этой достаточно людей, не понесших наказания за очевидные и общеизвестные преступления, не способных произвести на свет Божий ни одной яркой и дельной мысли, зачастую дурно владеющих русской речью, просто невежественных — зато «упакованных» сомнительного происхождения дипломами и даже академическими званиями.

Не таков ли — отчасти, лишь отчасти — и реальный генезис слоя, который подразумевается теперь под «региональной элитой»? Не потому ли, когда в регионе высадился десант федеральных «варягов», рядовые жители связывали с этим куда больше надежд, чем разочарований? Не полагаясь на одно лишь собственное восприятие и понимание ситуации, я спрашивал профессионалов, чьи достижения вне сомнений: «относите ли вы себя к региональной элите?» Одарённые художники, признанные учёные, талантливые инженеры, известные врачи отвечали отрицательно, иные усмехались презрительно, едва ли не оскорбляясь вопросом.

Интересно, что и предприниматели, сделавшие немалые состояния умным и честным трудом, зачастую реагировали так же. Конечно, в свое время и к ним являлись с коммерческими предложениями издатели, фабрикующих глянцевые справочники «бизнес-элит». Многие достойные бизнесмены на этом всё же сэкономили — как в армии экономили на ефрейторской лычке.

Можно было бы такую реакцию отнести на счёт скромности, свойственной приличным людям, но здесь явно не тот случай. Поистине элитные профессионалы понимают, что сложившийся смысл словосочетания «региональные элиты» на деле к ним никакого отношения не имеет. И те, кто этим эвфемизмом обозначены, сегодня никак от их мнения не зависят.

Как только не называли себя люди, полагающие, что они вправе встать над массой рядовых сограждан. На памяти ещё — «ум, честь и совесть»... Методика отсечения масс от всякого участия в делах «элит» тоже отточена веками; как ни примитивна она, а до сих пор безотказно срабатывает. Но реакция «рядовых» тоже известна — они утрачивают всякий интерес к тому, что варится во властном котле, и к тем, кто суетится вокруг него с большими ложками.

И все бы ничего, но всегда наступает момент, когда с ещё большими ложками приходят «варяги» из пределов внутренних или внешних. Гвалт поднимается: «на помощь, объедают!» Никто не отзовется на эти вопли. Расхлёбывайте сами, ребята, — нам до вас дела столько же, сколько вам до нас. Деды дембельнулись, рядовой спит, служба идёт.


Рецензии