Наши, вы чьи?

Игорь ЧУРДАЛЁВ             "ЧАСТНЫЕ ХРОНИКИ"

              «Наши», вы чьи?


Как формируются собственные представления человека о жизни? Ответят: на основании личного опыта. Оспорю. Личный опыт взаимодействия человека с себе подобными и населяемым ими пространством все скуднее. Большую часть жизненного времени человек сегодняшний хранит себя в запертой шкатулке, выстланной бархатом изнутри, называя ее «дом». Немалую часть жизни он проводит и в пластмассовой коробке, называемой «офис». Оставшееся время человек заточен в жестянку автомобильчика, зажатого в пробке, медленно ползущего по маршруту «дом — офис, офис — дом».

Современник воспринимает не саму жизнь, а информацию о жизни. Он видит мир таким, каким он описан на страницах газет, каким показан в оконце телевизора или браузера. Даже в автомобильчике вечно долдонит радио, рассказывая человеку, каков мир, какова жизнь. Остается верить, что все так оно и есть, как говорят, как показывают. Но точит порой червячок сомнения: а что если выйти на улицу — а там все не так, все по-другому?

Потому, возможно, многие пристрастны к пешим прогулкам в свободное время. Есть все-таки искушение хотя бы уголок города увидеть своими глазами, без режиссерских «креативов» и редакторских трактовок. Посидеть в уличных кафе со знакомыми, послушать, о чем говорят люди, а не их оцифрованные изображения. Обратится к кому-нибудь лично и непосредственно, услышать такое же обращение к себе.

Вот на обочине юноша бренчит на гитаре и поет что-то. Отмыть его можно, но слуха от этого у музыканта не прибавится. Зато имеем непосредственное обращение певца к народу. Еще более непосредственно обращается к прохожим его помятая подружка с картузом для пожертвований в руке: «помогите музыкантам...». Иногда здесь весело распевают молодые люди вполне славянской внешности, но в условно-восточных одеждах. Они счастливы и обращаются к вам только для того, чтобы рассказать, как они счастливы. «Харе Кришна, харе Рама...». Порой группка постной протестантской молодежи скромно тянет что-то псалмообразное.

А публичные акции с политической подоплекой наблюдаются теперь все реже. Видимо, сложности согласования такого рода выступлений с муниципальными властями нынче почти непреодолимы. Разве что «зеленые» соберут подписи против вырубки очередного парка...

Тем более удивлен я был на днях, обнаружив на центральной площади, возле круглосуточного магазина пеструю группу жарко митингующей молодежи. Юноши и девушки с просветленными лицами одеты в яркие курточки, украшенные надписью «НАШИ», машут аккуратными флажками, дружно и возмущенно скандируют что-то. Возле них — жиденькая толпа озадаченных зевак, привлеченных манифестацией. Чуть в сторонке несколько дюжих милиционеров следят, чтобы, не дай Бог, не обидел кто дерзкую молодежь. Подошел и я послушать ораторов. Оказалось, что манифестанты собрались возле магазина не случайно. Продавцы здешние уличены были, якобы, в продаже табачных изделий и спиртных напитков несовершеннолетним гражданам.

— Вот вы, вы лично — вы за то, чтобы вашим детям продавали никотин и пиво? — прямо и непосредственно, причем, довольно напористо обратился ко мне бодрый активист.
— Нет, — ответил я, почти смутившись. — Безобразие это. Против я.
— Тогда подпишите!

Мне вручили красненький фломастер, и я красиво расписался на огромном ватманском листе, уже испещренном. Затем спросил:
— А против краж, убийств, изнасилований и подделки денег где расписаться?
— Что? — не понял активист.
— Так это же все тоже запрещено законом — пояснил я. — Если здесь открыто нарушают закон, идите митинговать к прокуратуре. Там и возмущайтесь ее бездействием.

Митингующие стихли на миг, я успел обратиться к площади — как бы из их шеренги — с краткой, но пламенной речью:
— Сограждане! Наша негодующая смелая молодежь, себя не щадя, призывает вас соблюдать законы, мыть руки перед едой и не пить сырой воды!

Тут манифестанты на меня загалдели, а милиционеры напряглись. Я быстренько ретировался, пока по шее не дали старому дураку.

Обернулся еще полюбоваться — какая картинка для залетного фоторепортера: есть в России простор для свободного волеизъявления масс! Шел и вспоминал: почему мне так до боли знакомы эти румяные, пылающие негодованием, молодые лица? Ну да, конечно, по комсомольской юности. Это они меня исключали «из рядов» за ношение чуждых штанов и прослушивание чуждой музыки, записанной на рентгеновских снимках. Мы так и называли эти самодельные пластинки: «рок на костях»...

Странно, жизнь прошла, а лица у них все те же, совсем не состарились ребята. Те же звонкие голоса, которыми обличали они Солженицина, Бродского и прочих «отщепенцев»... Нет, что я, все же это другие, это дети, а то и внуки тех, тогдашних. А те давно из комсомольцев перепрофилировались в банкиры; наши нефтяные трубы, провода и рельсы поделили между собой. НАШИ.

Я знаю, разумеется, что это молодежное движение прокламирует поддержку действующего президента. Мне он тоже симпатичен в целом, хотя много об этом говорить — стыдно. Могут ведь заподозрить в желании получить от властей кусочек послаще за особый верноподданнический восторг. А восторг таковой всегда надежным образом отличал у нас подлецов.

Фантазирую: будь я царь, учредил бы молодежную организацию для самых рьяных своих приверженцев. Намекнул бы, что членство в этой организации большими выгодами чревато в смысле будущей карьеры... А после, как вероломному тирану положено, сослал бы всех активистов Сибирь осваивать, от государственных постов подальше. Некрасиво, конечно, было бы это с моей августейшей стороны, зато как бы будущее государства оздоровилось! Смеюсь, смеюсь... Не бывает так.

Вот студент сегодняшний и прикидывает: а почему бы нет? Вступлю — может, с зачетами полегче будет, опять же, поездки оплаченные; связи заведу, в «кадровый резерв» попаду... В конце концов, лозунги-то у Движения правильные, а флажком помахать не трудно, тем более — под милицейской охраной и защитой. Мы ж не против власти, а наоборот... И буду я бороться за правое дело не без выгоды лично для себя. Чем плохо?

Не знает студент, что каким-то загадочным образом борьба за правду в его стране всегда и неизбежно требует большого мужества и горьких жертв. То ли это общее и повсеместное свойство правды как таковой, то ли просто страна такая — вопрос философский. Но с возрастом все острее думается о будущем этой страны, о том будущем, в которое лично уже не заглянуть. А эти усердные, подозрительно-послушные ребята через пятьдесят лет еще будут деятелями в самом соку, в самом зените своих карьер. Вот и вглядываюсь в их лица. Здравствуй, будущее Родины!


Рецензии
Игорь, огромное Вам спасибо, прочитала и словно вернулась в годы своей молодости, комсомольской юности. Знакомо все, и я готова подписаться под каждым Вашим словом. Отлично Вы назвали - «Наши», вы чьи? Все перевернулось с ног на голову. Имея нормальные мозги и не испоганенную душу в этой стране можно выжить, только выдернув из розетки шнур от устройства под названием "телевизор", чтобы не слышать это вранье и пошлые "шутки", не видеть насилие, кровь. Не стало умных, познавательных передач. Бедные наши дети. Дома мы, конечно, закладываем в них светлое и доброе, а за дверью что творится? Понравилась Ваша мысль о Сибири. Я сама- коренная сибирячка, очень люблю Сибирь за красивую природу, за наш прекрасный Горный Алтай. А по поводу выслать - так у нас здесь и своих таких хватает. Если уж только "до кучи", в одном месите собрать...
"Здравствуй, будущее Родины!" Даааа, а каким-то оно будет?..
Игорь, Вы очень красиво, легко пишете, приятно читать
(в третьем абзаце поправьте опечатку - "ОбратитЬся"), поэтому буду изыскивать время и возвращаться на Ваши странички. Еще раз спасибо Вам. Заходите в гости ко мне.
И попутно спрошу, почему Вы не оставили рецензию на мое "Обращение ко всем"? Думаю, пару слов не мешало бы только для того, чтобы этот рецензент видел, как люди реагируют на его пасквили. А то он мне написал "буду ждать рецки". Человек жаждет славы, даже такой. А Ваше мнение, человека умного и слишком хорошо разбирающегося во всем, думаю будет совсем не лишним и поможет человеку посмотреть на себя со стороны. = С уважением и теплом. Людмила.

Мила Григ   21.08.2011 15:35     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.