Скиф учитель своих хозяев

 

Скиф – учитель своих хозяев

Выход инициативных общин из Скифии в Южное Причерноморье и в сторону Восточного Средиземноморья в составе индоевропейцев вероятен с 3 тыс. до н.э. Затем выходцы из Великой Скифии не раз ярко проявляли здесь себя. Они активно участвовали в формировании эллинистических государств после смерти Александра Македонского. Тогда на берегу моря недалеко от Антиохии стал развиваться город Россос (позже Русополь).

 Русские общины, средневековые «зарубежья», активно проявляли себя во многих
местах, но особенно на исторических путях из Скифии к Египту. Аракс еще до нашей эры
назывался Урус, Орус, что позже закрепилось в тюркских названиях «русских». В округе
Сирии существовал город Россос (Руссос; Русополис).
Русская епархия входила в патриархат Антиохии, что было следствием связей
хотя бы со времен Александра Македонского, которому служили скифы. Епископ «народа
Рос» подписался под актами Антиохийского собора в 363 году (История христианства в
России до равноапостольного князя Владимира... Соч. Макария. СПб., 1846, с. 143, 144).

Русополь был сравнительно недалеко от знаменитого Скифополя. Иоанн Златоуст
(347 -407) находился в переписке, как с епископом скифопольским Феодосием, так и с
Порфирием - «епископом росским» (Св. Иоанн Златоуст. ПСС в 12 томах. Т.1. Кн.1.
М.: Православная книга, 1991, с.64-65; Т.Ш, кн.2. М., 1994, с.693, 804 -806). Это было
хорошо известно до Октября, но большевиков реальная история словено-русов не
интересовала.

Вот письмо Иоанна Златоуста к Порфирию, епископу росскому[406 г.]

«Я знаю, что твоя любовь к нам тверда, неизменна, непреклонна, и что никакие тяжелые обстоятельства не в состоянии поколебать ее; ты доказал это делами. Поэтому и мы, несмотря на заточение в Кукуз, самое пустыннейшее место всего нашего государства, и на постоянное опасение нападения исаврййцев, при всех своих горестных обстоятельствах пишем к тебе и приносим должное приветствие твоему благоговению, будучи разделены с тобой телесно, но неразрывно связаны душой.
Это доставляет нам величайшее утешение. Если и очень тяжело здесь жить, то, по крайней мере, весьма приятно, что мы теперь соседи с вами и можем постоянно при незначительности между нами расстояния и сами писать к вашему благоговению, и от вас получать письма. Наслаждаясь таким праздником (так как я вижу в этом праздник, торжество и источник величайшего для себя удовольствия), мы совершенно забудем и пустыню, и опасения, и болезни».
http://www.proza.ru/pics/2009/06/07/206.jpg

Кукуз был сравнительно недалеко и от АМАСИИ.

[греч. ;;;;;;;;] (совр. Амасья, Турция), город в Каппадокии (М. Азия), древняя митрополия в составе К-польского Патриархата. Об истории возникновения А. достоверных сведений нет; легенды приписывают ее основание богу Гермесу или Амасию, дяде Александра Македонского. С VI в. до Р. Х. город входил в состав державы Ахеменидов, в 306 или 302-183 гг. до Р. Х. был столицей Понтийского царства. С 70 г. до Р. Х. А. переходит во владение римлян и становится важным адм. ц. пров. Понт. Описание А. рим. эпохи оставил Страбон (ум. ок. 26 по Р. Х.), родившийся в этом городе (Геогр. XII 3. 39). При имп. Диоклетиане (284-305) Понт был разделен на 3 более мелкие провинции, и А. стала митрополией одной из них, Диоспонта, переименованного Константином Великим в честь его матери в Еленопонт. В 1-й пол. VI в. имп. Юстиниан I присоединил к Еленопонту часть соседней пров. Понт Полемониакский. В VI-VII вв. эти области подвергались опустошительным нашествиям персов, в 712 г. овладеть А. удалось на короткое время арабам. Отвоеванный византийцами, город стал одной из важнейших крепостей фемы Армениак. В 1064 г. А. была передана в вотчину бывш. царю Карса Гагику Багратуни; в 1074/75 г. захвачена турками-сельджуками; в 1246 г.- монголами. С 1386 г. А.- один из городов Турции, в наст. время центр одноименного вилайета.

Христ. община существовала в А., по-видимому, с апостольских времен, и первым проповедником христианства, по преданию, был «апостол Понта» св. Андрей Первозванный. В Похвальном слове свт. Василию Амасийскому говорится, что ап. Петр, «пробыв много дней в Амасии, первым научил и освятил ее»; это отчасти подтверждает и 1-е соборное Послание ап. Петра, направленное «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии». Первым епископом предание называет Никития, поставленного самим ап. Петром (Vita sancti Basilei // ActaSS. Apr. T. 3. P. XLVII). В источниках упоминания о епископах А. встречаются с III в. В IV в. в городе уже насчитывалось множество храмов (Евсевий. Церк. ист. X 8. 15; Жизнь Константина. II 2. 1). О суровых гонениях при имп. Диоклетиане напоминает надпись на стене амасийского храма вмч. Георгия: «Христов подвижник и небесный гражданин Феодор, града сего хранитель, Анастасия убеждает благочестивого победителя создати престол таинств священноименитый. Его же улучив Мамант, чистейший таинник, боготочныя песни источает...» Эта надпись повествует о пострадавшем в 306 г. в А. вмч. Феодоре Тироне (пам. 17 февр.), в честь к-рого имп. Анастасий I в кон. V в. построил храм. При Лицинии мученический венец принял епископ этого города св. Василий (пам. 26 апр.).

В ряду митрополий К-польского Патриархата А. занимала высокое 12-е место; в ее подчинении находились 6 епископий: Амис(ос), Синоп(а), Ивора (Пимолисса), Андрапа, Леонтополь (Залихи), Зела. В XV в. А. перемещается на 13-е, а позже - на 11-е место, причем подчиненные кафедры уже не упоминаются. В период тур. господства, когда население А. значительно сократилось, резиденция епископа была перенесена в приморский г. Амис.

Епископы и митрополиты А.: Никитий (I в.?); Федим (ок. 240); Афинодор, брат свт. Григория Чудотворца (ок. 270); Мелетий (упом. в 297); сщмч. Василий († ок. 322); Евтихиан (упом. в 325); Евлалий (упом. в 343/44); свт. Астерий (380...410); Палладий (упом. в 431); Мелетий; его преемник св. Селевк (упом. в 458); Мамант (491...518); Стефан (упом. в 553); Иоанн (упом. в 680 и 692); Даниил (упом. в 787); Феофилакт (в 792 перенес в А. мощи св. Исихия); Никифор (упом. в 868); Малакен (ок. 900); Стефан (с 925 Патриарх К-польский); Лев (упом. в 1166 и 1170); Михаил, его преемник; Стефан (упом. в 1197); Каллист Лимнийский (с 1315); Михаил (упом. в 1370); Иосиф Лимнийский (упом. в 1384); Иоасаф (упом. в 1439); Даниил (ок. 1450); Савватий (1546-1547); Геннадий (1563); Иоасаф (1572-1578); Григорий (1617-1623, позже Патриарх К-польский); Мелетий (1623-1626); Захария (1626-1633); Мелетий (2-й раз в 1633-1635); Езекииль (1635-1641); Митрофан (1641-1644); Арсений (1644-1652); Косма (1652-1656); Герасим (1656-1665); Косма (1665-1668); Герасим (1668-1672); Иоасаф, Иоанникий и Дионисий (до 1724); Агапит (ок. 1725); Каллиник (1732); Вениамин (1756); Гавриил (до 1766); Дионисий (1771-1780); Паисий (1780-1809); Неофит (1809-1826); Дионисий (1826-1827); Неофит (2-й раз до 1828); Мелетий Панкалос (1828-1831); Дионисий (2-й раз 1831-1835); Каллиник (1835-1847, позже Патриарх К-польский); Кирилл (1847-1855, избран Патриархом К-польским); Софроний (1855-1863, позже Патриарх К-польский и Александрийский); др. Софроний (1864-1887); Анфимий Алексудис (1887-1909); Герман Каравангелис (1909). Позже кафедра не замещалась.

Сохранились стены античной крепости и скальные гробницы понтийских царей. Христианские постройки неизвестны, в этом отношении территория археологически недостаточно изучена. http://www.pravenc.ru/text/114300.html;
http://www.hrono.ru/proekty/ostu/byzantium1050.gif

Один факт из истории Амасии особенно важен для отечественной истории, особенно истории образования.


Вот версия Якова Кротова из СЛОВАРЯ СВЯТЫХ

Астерий Амасийский (ок. 410).
Епископ Амасии; сам о себе он мимоходом сообщает, что учился у некоего талантливого скифа (видимо, имеется в виду гот; привычная абсолютная предвзятость: П.З.), который, в свою очередь, получил образование в Антиохии, и что в светской жизни он был ритором. Астерия и прославили проповеди, два десятка из которых сохранилось до наших дней. Святой жил в эпоху, когда в Церкви развивалось почитание мучеников как людей, которые защищают Церковь подобно солдатам, обороняющим крепость.
 Это почитание выражалось в почитании останков святых, и Астерий сравнивает мощи с сосудами, в котором хранится благословение, кущами, в которых обитает освященный ум, органами душ. Он сравнивает строительство пышных гробниц для мощей с соревнованием, которое, как и всякое соревнование, возбуждает людей, пробуждает энергию к почитанию Бога, Которого почитали и мученики.
Конечно, это было справедливо тогда, когда почитание мучеников лишь начиналось, так ведь и спортивные соревнования вырождаются в бессмысленную накачку мускулов, бесплодный азарт — и христиане, подобно спортсменам, должны уметь вовремя останавливаться.
Acta Sanctorum, октябрь, т. XIII; Butler, 30.10. Память 30 октября.
http://www.krotov.info/yakov/6_bios/13_v/410_astery.htm
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/7137/Астерий
http://www.proza.ru/pics/2009/05/22/
http://www.proza.ru/pics/2009/05/22/183.jpg и др.
http://www.proza.ru/2009/06/07/206

Вот тексты самого
АСТЕРИЯ,
ЕПИСКОПА  АМАСИЙСКОГО
http://ossnet.info/latyshev/scythica7.html


Текст: Migne, Patrologiae cursus completus, series Graeca, XL, стр. 155—480. {265/590}

1. БЕСЕДА НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ О БОГАТОМ И ЛАЗАРЕ

(M., 169 b: описывается роскошная жизнь)... Прибавь затем к этому и сосчитай серебро и золото утвари, дорогую покупку птиц с Фасиса...

9. ПОХВАЛА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ ФОКЕ 187

(M., 313 a—с)... Сего сильнейшего и боголюбивого мужа чтут и цари, и украшают храм славного бессребренника драгоценными дарами. Позднейшие люди стараются в этом превзойти живших ранее.
И еще не удивительно, что благочестивые мужи Римской империи, воспитанные в добрых нравах и законах, столь почтительно относятся к рабу христову, когда почитание его проникло и к варварам: все крайне дикие скифы, владеющие материком за Эвксинским Понтом, обитатели стран, соседних Меотийскому озеру и реке Танаису, а также живущие по Боспору и простирающиеся до реки Фасиса,— все они чтут садовника; различаясь от нас всеми обычаями и занятиями, они только в этом единомысленны с нами, и дикость их нравов смягчается истиной.
Один владетельный царь из тех стран, сняв со своей головы венец, блестящий золотом и самоцветными каменьями, и скинув военный панцирь, осыпанный драгоценностями (ибо варварское вооружение хвастливо и роскошно), послал тот и другой в виде вкладов, посвящая богу, через его мученика, знаки своего могущества и достоинства. Ибо очевидно, что венец был благодарственным даром за царскую власть, а панцирь — за военную силу.

(Споры о таком царе «диких скифов» могут быть вечными: П.З.).

14. РЕЧЬ О НАЧАЛЕ ПОСТОВ

(M., 381 с) ... Что мне сказать о вине? Кочевые скифы, которые живут по Боспору и которые сидят по реке Рейну (это не очень нравится официозу:П.З.), не имеют ни домов, ни очагов. Они живут в шалашах, устраивая себе покрышку из шерсти, овечьих {266/591} шкур и всего, чем можно прикрыться. Поэтому они не употребляют в пищу хлеба, не знают плуга и не вспахивают земли: ибо как могут это делать не наученные возделыванию хлебных растений и производимых землей семян? И все-таки, проводя жизнь без хлеба и вина, они мужественны, способны воевать с целыми племенами и многих себе подчиняют: отсутствие хлеба и вина нисколько им не вредно, но исконная привычка сделалась у этих людей второй натурой.

К РАБУ СОТНИКА, КОТОРОГО ПОЧТИЛ ГОСПОДЬ

(Phot., Bibl. cod. 271, т, II, стр. 502, издание Bekker’а).

Я видел, говорит он, скифа, скоро изучавшего эллинский язык, едва достигнув юношеского возраста; затем, когда купивший его господин отдал его для изучения высших наук, то он оказал в них такие успехи и оказался во многих науках настолько сведущим, что сделался известным и славным у эллинов и у римлян, тем более, что его увидели учителем законов.
Купивший его был родом сириец, антиохийский гражданин, учивший детей грамматике. Этот добролюбивый Астерий говорит, что он [т. е. антиохиец] сам сделался учеником этого купленного скифа; но не говорит, где пребывал он или какую науку преподавал хозяину.
http://ossnet.info/latyshev/scythica7.html

Проще говоря.

Сириец, антиохийский гражданин, учивший детей грамматике, около 380 г. приобрёл мальчика-скифа. Тот быстро изучил эллинский язык, едва достигнув юношеского возраста. Затем, когда грамматик отдал его для изучения высших наук, то скиф достиг в них таких успехов и оказался во многих науках настолько сведущим, что стал известным и славным у эллинов и у римлян, тем более, что его увидели (даже) учителем законов (праведности).
Астерий говорит, что он [Астерий или антиохиец] сам сделался учеником этого купленного скифа; но не говорил, где пребывал этот скиф или какую конкретную науку преподавал хозяевам (хотя мог преподавать и несколько наук из "многих").

Это свидетельство укладывается в представление византийцев о мастерстве позднеантичных скифов в разных делах. http://www.proza.ru/2010/06/24/769


Рецензии
Вот это да! Что вблизи Назарета был город Скифополь я знал, но что еще и Русополь - не знал. Поразительно.

Александр Ван Штофф   27.06.2010 01:30     Заявить о нарушении
Официально - Россос.

Петр Золин   27.06.2010 05:32   Заявить о нарушении