Диалог
Она попала туда в том виде, в котором и была в последнюю минуту: из-под протёртого во многих местах халата, стянутого по талии верёвкой, выглядывает, так же как и из дырок, и у шеи грязная ночная рубаха. Из-под этой рубахи виднеются старые лыжные штаны, мужские носки, один из которых без пятки и уникальные лапти сорок второго размера. Поверх халата надет не застёгнутый вязаный жакет, когда-то, наверное, приличный. Волосы подрезаны безобразно и немытые. И ко всему - цепочка с крестом. На правой руке – массивный старинный серебряный браслет, на левой - мужские часы, поставленные на семь минут вперёд.
Некоторое время смотрят в недоумении. Один, который сидит выше других, начинает разговор:
- И кто это?
Прежде, чем она успевает отвечать, с разных сторон уже говорят:
- Машкова Лидия Олеговна, двадцати семи лет, комсомолка, христианского вероисповедания.
- Что она сделала в своей жизни?
- Выучила в двести пятьдесят шесть различных музыкальных произведений, из них сто восемьдесят в детстве на фортепиано, двадцать четыре на скрипке, тоже в детстве, три на балалайке в прошлом году. Остальные во времена профессионального образования. Вырезала из дерева и составила из проволок, пробок и других подручных материалов...
- Нет, по большому счёту, главные дела?
Другой голос, как ей кажется, некстати вставляет:
- Сын, Машков Василий Васильевич, два года.
- Это не её заслуга. Ещё что?
- В общем, всё...
- Странно, разве ей не были даны способности?
- Были, конечно.
- Какие?
- Ко всем видам искусств, наук и общественной деятельности. А так же на всякий случай всевозможные физические возможности для рабочих профессий.
- Может, это были незначительные задатки?
- Нет, настоящие способности, каждая из которых, будучи реализованной, дала бы блестящие результаты.
- Так что же ей мешало? Работа?
- Наоборот, она была пианисткой.
- Может, она не любила своего дела?
- Нет, очень любила и сама считала, что это её главное призвание.
- Может, слишком трудно давалось?
- Нет, всё давалось без всякого труда - память блестящая, абсолютный слух, которому бы позавидовали многие дирижёры, большие руки, чувство формы, эмоциональность, ритм, артистизм...
- Как-нибудь они были использованы?
- Да. В основном, чтобы ничего не делать, не работать над собой, так как всё, что было нужно, получалось само. А так же для того, чтобы пускать пыль в глаза знакомым, и как одна из причин для того, чтобы возгордиться. С их помощью были выучены разные музыкальные произведения, тот минимум, что требовался, ещё несколько произведений было разобрано для себя.
- А какие были условия, она была одинока?
- В течении жизни была освобождена от всех забот родителями, они прекрасно зарабатывали, мать работала в музыкальном вузе, где она училась, что освобождало от подготовки к экзаменам и прочих трудностей по учёбе, отец писал ей рефераты, бабушка переписывала конспекты. У неё было две квартиры, одна в центре Москвы, другая - полдома в Балашихе со всеми удобствами пригорода, не так уж далего от Московской квартиры. Два года назад родители купили ей отдельную квартиру, тоже в центре. В каждой квартире по два инструмента и столько вещей, что она сама страдает от их обилия.
- Почему же тогда она не делилась ими с бедными?
- Жалко было.
- Может, ей не повезло с учителями по специальности?
- Они ей были даны в изобилии, всего двадцать восемь самых разных, шесть из них гениальных, у каждого из остальных можно было чему-то научиться.
- Понимала ли она это? Какие умственные данные мы ей выделили?
- Ясная голова, способность анализировать, обобщать, остроумие, глубина мысли, умение видеть жизнь как она есть, за сложными событиями понимать истину. Ей были доступны любые книги. Естественно, насчёт учителей она прекрасно понимала.
- А как нравственные задатки?
- Соответствующие остальным - чуткая совесть, сознание своего долга и в главном и в мелочах, намерение достигнуть нравственного совершенства...
- Ей были неизвестны пути?
- Напротив, в нужные моменты к ней попадали нужные книги, постоянно встречались люди, подсказывающие, что нужно делать.
- Может, она этого не замечала?
- Прекрасно знала всё, замечала и была в восторге.
- А как со здоровьем, может быть, страдала тяжкими врождёнными или приобретёнными недугами?
- Здесь всё в порядке. Здоровье выдерживало то, что иного быка свалит. Бессонные ночи, нервотрёпка, угрызения совести и всё не по делу. И более того. Были даны незаурядные способности к владению здоровьем, которые использовались в обратную сторону - то есть, она заболевала, когда надо было поработать.
- Может, она о них не догадывалась?
- Об этом она знала, и даже знала, как достичь совершенства в этом плане.
- Может, она не считала нужным что-либо с собой делать?
- Только об этом и думала.
- Ну, а как обстояло дело с психической организацией?
- Психически совершенно здорова.
- Может, не умела, не знала, что делать с собой?
- Знала.
- Тогда, может, не видела, во имя чего живёт?
- Это ощущение было знакомо ей с детства, поскольку было передано по наследству.
- А как отцовская наследственность? Не заразил ли он её атеизмом?
- Ни в коей мере, его уроки имели обратную реакцию.
- Может, она одна не могла в себе разобраться с полной ясностью.
- Она не была одна. Мы специально дали ей сестру, чтобы они помогали друг другу. И они очень хорошо это понимали.
- Может, она чрезмерно увлекалась любовью?
- Нет, была к этому безразлична, а если какие увлечения и бывали, то это шло ей лишь на пользу.
- Может, она страдала от недостатка любви?
- Этого тоже хватало при её внешности и при том, что она выглядела лет на восемь моложе. Два бывших мужа, два потенциальных...
- Может, её любили не те, кто ей нравился?
- Нет, именно те. Просто они потом переставали нравиться.
- Мучилась ли она от разводов? Может, этот процесс болезненно повлиял на её сознание?
- Нет, была довольна, что освободилась духовно и физически.
- Может, ей мучили несбывшиеся мечты?
- Мы, как могли, старались, чтобы мечты её сбывались, в разумных пределах, конечно.
- Она думала, что это случайности?
- Нет, понимала всё, как надо и была за это благодарна.
- Она принимала всё как должное?
- Она знала, что это аванс и понимала, что с неё спросится соответствующим образом.
- Может, всё время и силы у неё занимал этот, Василий Васильевич?
- Нет, о нём она не очень беспокоилась, так как помогали все домашние. Время, проведённое с ним, было ей далеко не в тягость. По сути, это развлечение, уважительная причина не заниматься другим.
- Может, она всё сваливала на безволие, торможение?
- Воли было дано достаточно, она проявлялась, когда этого ей хотелось. А торможение она умела снимать.
- В чём же тогда дело? Чем же она, всё-таки занималась?
- Да и тем, и сем...
- Она была чёрствым человеком?
- Напротив, всё время о ком-то заботилась, хотя без достаточных на то прав. Поэтому её заботы в лучшем случае ни к чему не приводили.
- Но ведь она этого не знала?
- Знала прекрасно, что если хочешь помочь чем-то кому-либо, надо, прежде всего, иметь что-либо самой.
- Может, дело в том, что должность не соответствовала её подготовке, и она была не удовлетворена работой?
- Как же! Институт, педагогическая работа, ей очень нравилось?
- А как она работала?
- Неплохо, как и в остальном, в силу природных данных.
- Может, слишком много заботилась о внешности?
Последовало молчание, сопровождающееся красноречивыми взглядами.
- Да-а... Тут и так ясно. А много работала по дому? Может это съедало духовные порывы?
- От этой работы была освобождено домашними.
- Каким образом снова здесь очутилась?
- Проверяла патрон, не выключив рубильника.
- Забыла?
- Думала, что так сойдёт.
- Ну, можно считать, что картина складывается достаточно полная. Может, это всё не так? Что-то не верится. Сыграйте-ка нам что-нибудь, посмотрим конкретно, что достигнуто.
Она, вздрогнув, затем немного опомнившись, озирается вокруг и растеряно спрашивает:
- А где инструмент?
- Нет, вы в голове - говорят ей.
Она усиленно собирается с мыслями. Слышна какая-то какофония, обрывки тем и гармоний. Все заученные ошибки звучат сразу вместе, и она не в силах остановить этот поток звуков. Наконец, отчаянное усилие, и раздаётся "Улыбка", а затем ария Онегина: "Но я не создан для блаженства, ему чужда душа моя..."- но только одна вокальная строчка.
- Достаточно - слышит она наконец и становится тихо.
- А продемонстрируйте ка вы что-нибудь из литературного творчества, что считаете лучшим.
Она лихорадочно думает и к её ужасу звучат слова, которые она подставляла для себя к темам второго концерта Рахманининова, когда пыталась добиться таким способом выразительности фразировки за день перед экзаменом: "Не ставьте двойку, верните алименты и любовь", "Как кончу институт, тогда наступит рай, наступит светлый рай. Ешь да спи, только ешь да спи...", "Нет, то не мышь в борще, а почти что крыса..."
Кощунственные слова звучат на фоне проникновенной музыки концерта в чьём-то замечательном исполнении.
- Ну что, назад, что ли? - снова разговор.
- Да, конечно, вдруг что-то проснётся...
И она куда-то мягко проваливается, ещё успев расслышать:
- В который раз... - И тяжёлый вздох.
Она стоит всё так же на стуле, поставленном на стол, и размышляет: «Странно, что такое с патроном? Ток есть, раз бьет. Хорошо, что не насмерть. А вообще, сколько раз било, и всё не очень сильно. Видимо, что-то меня охраняет».
Л. О. Бокова-Кнопп.
Декабрь, 1980.
Свидетельство о публикации №210062600183