Письма к Сент-Джону IX

Необходимое предисловие к «Письмам…»

Это действительно Дневник – или Письма одной сверх-романтической особы, с которой судьба однажды меня столкнула…

Свидетельства прошлого были не нужны ей, напротив, она старалась от них избавиться, даже выкинуть, сжечь, но при этом кому-то всё рассказать, и всё такое… Я думаю, сработал так называемый «эффект попутчика в поезде» -- едешь, беседуешь, вспоминаешь…, сторонний наблюдатель…

Эта трижды романтическая леди позволила мне делать всё что угодно с данными документами её биографии.

Так что, может быть, кто-то заинтересуется листками сей правдивой истории.

С уважением ко всем, кому пришлось страдать от неразделённой любви
                Дэми Дидона



                Письма к Сент-Джону
                Год второй
               
15 февраля.

Здравствуй, Сент-Джон.

Захотелось поделиться с тобой своими мыслями…
 Может быть, хорошо, что я не могу распечатать сейчас эти записи. А, может быть, и никогда не распечатаю. Чем я занимаюсь? Перевязываю твой свитер. Поначалу мне показалось, что получается уже не то. Но теперь, когда приложила определённое количество труда, всё получается по-прежнему. Только не проси меня переделать всё в третий раз! Переделывать что-то вообще для меня не свойственно, т.е. заставить себя что-то сделать. Это полезная тренировка. Почему меня с детства никто этому не учил? Наверное, слишком любили и баловали.

После воскресной репетиции – великолепного звучания гитары! – тем не менее, было немножко грустно. Видеть, как ты намеренно держишься от меня на расстоянии, боишься быть рядом со мной, слишком близко. Боишься даже подойти. И Таис – мне кажется, я действую своим присутствием ей на нервы, она избегает меня, т.е. видеть и общаться со мной ей неприятно. Я… ты знаешь, не могу забыть той внезапной отповеди с её стороны, по поводу русского языка. Я даже написала тебе обиженное письмо, но не отдала его. Переменить друг о друге мнение из-за каких-то дурацких точек и запятых! Да лично для меня они вообще ничего не значат! (в отличие от учителей, которые будут принимать ваши изложения по картинам) Я даже уверена, что и вот в этих письмах полно ошибок – стилистических, кое-где грамматических и синтаксических, конечно… Но разве это важно? «Так ли уж это важно, господа?»

Нет, не русский язык был причиной. Что-то другое – и с твоей, и с её стороны. Она очень хочет ребёнка. Хотя сама ещё обидчивый ребёнок в душе, требующий к себе внимания.
У меня была однажды ситуация : когда я нашла труп, и было следствие. Приехали следователи, составили протокол, я же… понимаешь, была в таком ступоре, что стала проверять у них запятые… Посиневший, протухший труп -- и запятые!…

И вот ещё – все бывшие учителя-словесники любят говорить на аудиторию. Выражать вслух свои мысли. Один мой знакомый – может говорить часами, о поэтах и писателях – и это от полноты чувств, которые в отношении этих писателей переполняют. Читаешь – и возникают мысли, и тот час же непременно хочется с кем-то поделиться. Это вряд ли зазнайство. Просто – малопривычно нормальным людям. Это не лекции. Я просто думала, раз слушают – значит, интересно. Как глупо из-за этого поссориться! Затаить обиду друг на друга! Теперь мне кажется, что это из-за дурацкого русского языка ты переменил обо мне своё мнение – т.е. окончательно уверился в том, что я эгоистка. Почему? Почему?… В таком случае, я возненавижу русский язык. Я и раньше-то этот предмет не любила. Не особо сильна в нём. Есть ведь просто фанаты языка – как Марк. ОН обожает копаться в языках, русском и немецком.

Вот видишь, как много я уже написала. По одному лишь вопросу. Я прошу тебя, будь откровенен – если возникнут какие-то обиды. Как раньше. Зачем что-то таить? Скажи прямо -- и всё. Но не устами Таис.  Это обидно, когда именно её устами.
……………………………………………….

Но довольно об этом.

Ведь я хотела написать о другом, о прочитанном. Недавно мы с малышом читали книгу «Замок Монсальват». Это детское изложение средневековых легенд (опять читаю лекции – ты уж потерпи…) Так вот, все эти предания – в разных источниках разные. Но там, в этой книге, я встретила несколько интересных для себя деталей ( у нас – как и у вас, художников, деталь решает всё). Там была легенда о Тристане и Изольде. Это длинная история, и всю её пересказывать ни к чему. В двух словах – Изольда была замужем за королём Марком, дядей Тристана.

И однажды, так получилось, что Изольду чуть не сожгли на костре (за измену мужу женщин в ср.в. сжигали), но Тристан её спас. И вместе они, некоторое время, скрывались в лесу Моруа. По одним легендам – в заброшенном замке. По этой книжке – просто в шалаше. Но это было единственное время в их жизни, которое они провели не разлучаясь, вместе – в лесу Моруа. «… Износилось богатое платье Изольды, пальцы её стали такими тонкими и прозрачными, что перевивала она травинками кольца, чтобы не скатывались с её рук… Но счастливы были Тристан и Изольда»…

 А дальше в этой книжке говориться вот о чём: король Марк знал, что его племянник и его жена где-то скрываются. Однажды он поехал на охоту, и наткнулся на убогий шалаш. Заглянул он в щель – и увидел их спящими. А потом увидел, что Тристана и Изольду разделяет меч, лежащий меж ними. Тогда король Марк тихо взял меч Тристана, и положил на его место свой, одел на руку Изольды кольцо, и заткнул своей перчаткой щель сверху шалаша, чтобы солнце не тревожило спящую Изольду. Когда они проснулись, то увидели и меч, и кольцо, поняв, что король Марк был тут -- и не стал их убивать. Изольда же заплакала. И Тристан тоже сказал, что теперь они должны разлучиться навеки, потому что король Марк простил их.


 Изольда вернулась в замок короля Марка, а Тристан уехал в Англию, странствовал, стал рыцарем Круглого Стола короля Артура. По другим источникам ( не этой книжке), даже женился на другой Изольде -- Изольде Белорукой. Но, судя по всему, думал об Изольде Белокурой, потому что жена его ревновала.

 Умер он от отравленной раны. И, на смертном ложе, написал королю письмо с просьбой отпустить к нему Изольду – потому что она одна может исцелить его.

 Изольда, правда, была ирландкой, и так же как её мать, ведуньей, в первый раз она исцелила Тристана от отравленной раны. Но, хотя король Марк отпустил её, Изольда не успела вовремя приехать, опоздала на час. Тогда она легла рядом с умершим, и тоже покинула этот мир. Их похоронили по разные стороны от церкви (а мужа и жену раньше хоронили в одной могиле) – но через несколько дней все увидели, что из могилы Изольды вырос розовый куст, а из могилы Тристана – терновник, и ветви их, поднявшись над церковью, переплелись.
 
Такой вот, один из самых популярных куртуазных романов. А какая божественная музыка в опере Вагнера!… Мне иногда кажется, что музыка – и была тем любовным напитком, что связала Тристана и Изольду.

 Тристан был прекрасным арфистом, и хорошо пел. Когда он в первый раз был ранен – в поединке с дядей Изольды, Морхальтом,-- оружие Морхальта было отравлено. И, на самом деле, только какая-нибудь ведунья из Ирландии могла его спасти, т.к. никто больше не знал противоядия.

 Тристану тогда было что-то около двадцати лет, может, ещё младше, но он чувствовал, что умирает, и поэтому попросил у короля Марка для себя лодку, его туда перенесли. Он взял с собой только арфу. И лодку оттолкнули от берега в открытое море. Тристан, естественно, не мог управлять лодкой, и доверился волнам, ветру. Он, пока путешествовал по морю, играл и пел.

Через какое-то время лодку прибило к берегу, возле незнакомого замка. В нём жила Изольда, со своим отцом и матерью, сестрой рыцаря Морхальта. Поскольку меч Морхальта был напитан отравой там – только там (естественно) и могли найти противоядие. Рано утром в замке увидели лодку на волнах, а потом услышали чудесную игру и пение. Тристан был очень искусным арфистом. Конечно, раненого приняли в замке, ни о чём не догадываясь.

А ещё в древних картах Таро существует карта «Арфист». Тот, кто каким-то образом соприкасается с миром мёртвых. Конечно, отправляясь в это путешествие по морю Тристан думал скорее о смерти, чем о жизни. Потому что там было написано (в романе), что он несколько месяцев тяжко страдал от этой раны, она никак не заживала.


 Интересно было бы прочитать, что пишут о скрытых символах этой истории. Лодка, открытое море и сознательное одиночество. По-моему дело тут даже и не в смерти. А в каком-то глубоком внутреннем порыве – обращения к Богу? Какого-то мистического опыта. Помнишь, ты что-то мне рассказвал об Индии, индийских практиках? Правдой – или нет была эта история, конечно, никто не знает. Просто красивая легенда. Но, знаешь, рыцари Артура, прежде чем чего-то достичь (к примеру, святого Грааля) – непременно встречали такой безлюдный корабль, и некоторое время проводили на нём в одиночестве, в море. И Парцифаль, и Ланселот. Все.

Что ж, заканчиваю свою лекцию. И так уже слишком много. Малыш жаждет компьютера. Всего тебе наилучшего, изучай свою историю (сегодня вторник).
 

P.S. Продолжим лекцию – мысль ещё не закончена.

Корабли и море – это, конечно, значимые символы. Но один из самых значимых – это лес. Лес Моруа. Моргана – фея Моргана, сестра Артура, владычица волшебного острова фей Авалон, куда, спящим, был увезён король Артур. Морхальт – дядя Изольды, с чьего меча всё и началось. Что означает символика леса в индийской традиции? Я не знаю, ты знаешь это лучше меня – ты ведь читал индийскую философию. Только не молчи, дай что-нибудь прочитать, или расскажи сам (что лучше – читать – долго, лень).

 Я слышала, что лес – это такой вечный лес, где бродят все души, ищут пути к свету. Так вот мне кажется, что лес Моруа – именно этот вечный лес. Только там могли скрыться Тристан и Изольда. Почему они смогли там прожить? Видимо, потому что видели этот свет друг в друге. И даже были счастливы в том лесу. Они не учли только одного, что это лес Мёртвых. И он их постепенно убивал (как ты правильно когда-то заметил). Заметнее всего это было по Изольде, ведь всё-таки Тристан – рыцарь, и физически крепче. Но Изольда просто «истончалась» с улыбкой на губах.

Помнишь, я где-то писала об «Азиолле» Шелли – что мужчина и женщина там (сам Шелли и Мэри) живут в сумеречном мире. Перси Шелли был уже женат, когда они встретились с Мэри (ты помнишь).
 Сова – птица богини Ночи (Некты). Сумеречный мир – мир не живых и не мёртвых. Кстати, в этом мире, судя по всему, находилась и страна фей. В другой легенде, в «Томасе Рифмаче»-- рассказывается, что в королевстве фей всегда сумерки, там нет ни солнца, ни луны, он – под землёй. Почти Аид – но не Аид. Там нет дождей. Только густая-густая роса. Вот откуда потом пошли все эти фэнтезийные миры, в т.ч. и Желязны! (и те иллюстрации – у тебя были, ты мне давал одну – тоже поляк).

Так что король Марк – и пожалел, и простил их, рука об руку идущих к смерти. Видимо, они, действительно, странное производили впечатление, в том шалаше. Замкнувшиеся от социума, от жизни. Ведь так?… Или нет?…

Ответь мне что-нибудь на эти мысли. Мой дом тоже стоит на краю леса.

                Азиола
                1
               «Ты слышал, Азиола не кричала?
               Мне кажется, она вот в этой стороне»,--
               Сказала Мэри мне,
Когда сидели мы, безмолвно и устало
В беззвёздных сумерках, не зажигая свеч,
И я, боящийся докучных, лишних встреч,
                Спросил: «Кто Азиола эта?»
Как я возликовал, узнав из слов ответа,
Что нет и тени в ней людского существа;
                Испуг мой Мэри увидала
                И, усмехнувшись, мне сказала:
                «Не бойся! То птенец-сова.»

                2
                Печальное созданье, Азиола!
                Я услыхал в вечерний час
                Твой крик певучий много раз,
В глухих лесах, в полях, над ровной гладью дола,
В болотах, на откосах гор,
С участием тебе внимал я с этих пор;
                И никогда ни пенье птицы,
Ни шум ветров, ни голоса людей,
Ни рокот лютни-чаровницы
                Не трогали души моей,
Как ты: не так, как все, и этих всех нежней.
Тебя с тех самых пор, печальное созданье,
Я полюбил за крик, похожий на рыданье.
                (1821)
(Перси Шелли)
               
Знаешь, в «Азиолле» – почему-то думается, что дом этот стоит возле болота.
 
«В беззвёздных сумерках, не зажигая свеч.» Не зажигали огня и Тристан с Изольдой, чтобы не привлекать внимания к своему убежищу. Беззвездные сумерки – сумерки царства Фей. Вот они. Всего лишь…

Закон социума просто не принял их отношений. И они оказались вне жизни. А, может быть, в глубине души ощущали вину. Хотели освободиться от этого чувства – и не могли. Особенно Шелли.

 Я уверена, что он не мог не думать о своей первой жене, о двух детях, которых у него отобрали (что очень жестоко!), тем более, что первая жена закончила так страшно свои дни. Конечно, каковы бы ни были отношения, когда женщина рано выходит замуж, и при таких обстоятельствах (она сбежала из дома замуж) – то уже сживается со своей ролью, не представляет иного. Потому что никогда, по-сути, не жила одна.  Если вдруг что-то происходит, она чувствует себя словно бы разрубленной на две половины. Одна из которых умерла. Живёшь – но тебя только часть. И много времени проходит, прежде чем «доращивается», уже самостоятельно, то, что потерялось. Если вообще это возможно.  Несомненно, Шелли жил с чувством глубокой вины. Неправда, что он об этом не думал, забыл. 

«Не так как все, и этих все нежней» -- по-сути, Азиола – это название, олицетворение их с Мэри отношений. Не так как все. Сова – где-то я читала (кажется, в средневековом бестиарии), что её считали птицей дьявола. Из-за того, что она ведёт ночной образ жизни. И птицей мудрости – это известно.

И всё равно – Шелли – это Великий Дух. Даже в своём стремлении к свободе, прежде всего в этом стремлении. И в личной жизни – тоже. Так знаково, что он погиб в море! Это абсолютная мистика. Открыла наугад: «…И слита часть одна, всё стройно в ней вполне, Но часть ещё дрожит в сердечной глубине?».

                Всего тебе самого доброго. Пока.
          ……………………………………………………………………………..

(продолжение следует)               


Рецензии