7. Немцы Поволжья

   Я ребёнком жила в Караганде на одной улице с репатриированными немцами, которые жили в добротных, красивых домах(а км  за два от нас вдоль трамвайной линии в длиннющих глинобитных бараках без крыш  жили чеченцы и ингуши.  Они строить себе дома не хотели)

   Немцы каждый месяц были обязаны отмечаться в комендатуре. И вопреки всем запретам собирались друг у друга для молений, справляли религиозные праздники. Их за это арестовывали, судили, садили в тюрьмы. Однако религиозный народ  терпел и это, и всё равно молился.

(Моего однокласника Классена осудили на 2 года за то, что он слушал по радио голос своей Родины - Германии и религиозные радиопередачи, организовал на дому молельню. Но тогда религия считалась "опиумом для народа" и запрещалась по всей стране, осмеивалась).

В школе мы сидели за одними партами с учениками – немцами, вместе играли, дружили домами. Конечно, мы тогда ненавидели фашизм, отобравший у нас отцов, мы даже не хотели учить их «поганый» язык. Некоторые мальчишки - сироты обижали немецких ребятишек, однако, никаких разборок никто из взрослых немцев не устраивал. Просто терпели и принимали, как должное. Они просто подчинялись Закону, пусть тогда и дикому...

   Жутко вспомнить, что немцам было запрещено выезжать даже в пригород; их лишили права голоса и право занимать руководящие должности и посты. Они не имели права собираться группами даже на семейные торжества... Например, на проведение свадьбы нужно было особое разрешение комендатуры с точным перечнем, что можно делать и чего нельзя...

   Немцы безропотно подчинились этой расправе – жили тихо, исправно работали, строили добротные дома, держали скот и птицу, очень аккуратно, даже образцово вели хоз-во и окружение усадеб. Они  были с нами, русскими, в дружеских отношениях, не мстили, как чеченцы. Вели себя тихо и как бы виновато- понимали, что они из нации, наделавшей миру столько бед фашизмом...

   Когда немцам было разрешено вернуться в Германию, они даром или по дешёвке раздавали своё имущество. Брать с собою ничего не разрешалось, кроме одежды и обуви, да и то в определенных килограммах.

Расставались мы с ними, как с родными, ибо за эти годы сдружились, а то и породнились. Наши добрые соседи до сих пор  пишут письма  моей сестре, шлют красивые поздравления к праздникам, а к Рождеству или к Пасхе - обязательна посылка.

P.S.

Сейчас мы общаемся с нашими "русскими немцами" в соц. сетях по Интернету и по Skipy.
Лично мои родственники, (двоюродные братья и сёстры, двоюродные внуки) женились на немках, уехали с ними в Германию и живут, можно смело сказать, что шикарно- по сравнению с нами, россиянами. Их родители и родня ездят к ним в гости, привозят фотографии и видеозаписи - свидетельства того, что там очень шикарные условия для счастливой жизни!

                Продолжение см: 8. Чеченский беспредел
 
  Фото из Интернет    http://900igr.net/prezentatsii


Рецензии
Доброе время суток Любушка!
Вы немного задели тяжелейшую судьбу немецкого народа, советских немцев Поволжья. А я родилась на спецпоселении отца и до сих пор живу в этих ссыльных местах. Наша "немецкая" улица была обнесена колючей проволокой до 1956 года, пока не сняли надзор комендатуры. Мы, дети, не имели права даже общаться с соседскими детьми, отцу не разрешали говорить с нами на немецком, только на русском. А потом в школе учили немецкий. Парадокс!? Ужас!. Можно много рассказывать, но я пишу об этом. Заходите ко мне на страницу и прочтите мои "Одуванчики Поволжья". Там как раз о моём отце и его друзьях - депортированных, а потом репрессированных трудармейцах, в последствие - спецпоселенцы Урала.
Спасибо Вам за статью. Успехов Вам во всех делах!!!
С теплом Эмма.

Эмма Рейтер   03.08.2017 03:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.