Свалка

Это было в 1974году. Я учился в Творческой мастерской живописи Академии художеств. Тогда мы, окончившие академию, уже могли выставляться на республиканских и всесоюзных выставках. Приближалась какая-то выставка, посвященная Великой Отечественной войне, и все ребята Творческой мастерской принялись активно готовиться к ней. Я тоже. Мне пришла в голову идея написать картину, где был бы показан разрушенный Берлин с видом на Рейхстаг и Бранденбургские ворота, вдали ведут немецких военнопленных, а на переднем плане свалка, состоящая из захваченного немецкого оружия,  вперемешку со знаменами, штандартами, касками и тому подобными трофеями. Для того чтобы убедительно написать передний план со всеми шмайсерами, пулеметами и знаменами, я пошел собирать материал в Музей Закавказского военного округа, прихватив с собой маленький альбомчик и шариковую ручку с черной пастой. Придя в музей и найдя все нужные мне экспонаты, я принялся аккуратно их зарисовывать. В первую очередь занялся знаменами (рисуя, я записывал, что какого цвета), затем перешел на штандарты, каски, пулеметы и автоматы. Когда я зарисовывал автомат шмайсера, стараясь передать все подробности, до винтиков, (насколько позволяла шариковая ручка), ко мне подошел один сотрудник в военной форме и строго, но вежливо, спросил, кто я такой и какое имею право фиксировать огнестрельное оружие. Я пытался объяснить, что я художник, что этот материал мне нужен для создания картины. Но он ни в какую. Он был доволен, как видно, что проявил бдительность и задержал шпиона. Тогда я ему показал членскую книжку молодежной секции Союза художников, куда я недавно вступил, и которую всегда имел при себе. Он немного успокоился и предложил мне пройти с ним к начальнику. Начальник, а может это был директор музея, настороженно посмотрел на меня и задал те же вопросы, что и его подчиненный. Мне пришлось по новой все объяснять и рассказывать. И про выставку, и про творческую мастерскую, и про мои семейные традиции и что мой дедушка отличник шефства военных и то, что у них в музее в 1963 году была персональная выставка работ моего дедушки, ну короче, обо всем. В конце концов, мне удалось убедить начальника, что я никакой ни шпион, ни преступник, и даже не гангстер, а бедный художник, который собирал материалы для выставки, посвященной знаменательной дате и то, что он, начальник, помогая мне достать материал для картины, тоже вносит свой неоценимый вклад в грузинскую советскую живопись и в празднование этой знаменательной даты. Мне поверили, но сказали, что всякое может быть, и не исключено, что какой-нибудь злоумышленник, зарисовав оружие, дома сделает чертеж и по нему смогут производить оружие. Я, будучи человеком наивным и далеким от всего военного, не мог предполагать, что кому-нибудь в Тбилиси может прийти в голову такая идея, прийти в музей, зарисовать шариковой ручкой заржавленный автомат сорокалетней давности и по этому наброску начать производство шмайсеров. Но начальнику и его сотруднику такая мысль пришла. Я вышел из кабинета, получив разрешение зарисовывать все, что мне нужно. Как видно мои доводы и членская книжка все-таки подействовали, но дорисовывать я больше не стал, а пошел домой. Картину я все же написал (материал очень пригодился), она была выставлена на Республиканской, а затем на Всесоюзной выставке. Жаль что у меня не сохранилось его приличного фото (картина ушла), но зато в памяти навсегда сохранился визит в Мезей ЗакВО, которого сейчас уже нет. В том здании расположен офис какой-то фирмы. Впрочем, это мало меня интересует.
 


Рецензии