Письма к Сент-Джону XV

Необходимое предисловие к «Письмам…»

Это действительно Дневник – или Письма одной сверх-романтической особы, с которой судьба однажды меня столкнула…

Свидетельства прошлого были не нужны ей, напротив, она старалась от них избавиться, даже выкинуть, сжечь, но при этом кому-то всё рассказать, и всё такое… Я думаю, сработал так называемый «эффект попутчика в поезде» -- едешь, беседуешь, вспоминаешь…, сторонний наблюдатель…

Эта трижды романтическая леди позволила мне делать всё что угодно с данными документами её биографии.

Так что, может быть, кто-то заинтересуется листками сей правдивой истории.

С уважением ко всем, кому пришлось страдать от неразделённой любви

                Дэми Дидона

                Письма к Сент-Джону
                Год второй

29.04

Привет, Сент-Джон.
Сегодня я позировала портрет для педагогов, у К**. Он был так добр ко мне, что принёс специально для меня (и дал почитать домой!) журнал футуристов 1914 года.
Художники пишут меня на фоне цвета морской волны (как тот мой пиджак), и у К** возникла идея написать рядом (на тумбочке, на которую я слегка  опираюсь локтем ) статуэтку Венеры. Как бы диалог…

Хотя, …. Если бы они знали, как грустно было этой “Венере”! Так грустно, что я едва сдерживала слёзы. Всё повторяется: тогда я позировала тебе, перед отъездом в Питер, и ты рисовал мои плачущие глаза – а потом безжалостно стёр их. Теперь… Благо, что я сидела отвернувшись от них, смотрела в окно. Так стыдно было бы, если бы вдруг по щекам покатились слёзы! Они бы подумали, наверное, что я устала, что у меня что-то болит. И при этом – какое-то совершенное отделение от своего тела, буд-то и не я вовсе на этом подиуме. Или – точнее – я… , но никого вокруг нет.

 Всё получилось оттого, что состоялся разговор в учительской, между мной и Цикадой. Заговорили мы об Элен, потом о Питере и, конечно же о вас, тебе и Таис. Там ещё находилось два преподавателя-художника, и на какие-то мои слова (о том, кажется, что я приводила тебе контр-доводы поездки в Питер), Цикада сказала, что это дело семейное и третьему человеку там не место. А так же то, что есть такие женщины, которые любят отбивать мужей у жён. И не просто из каких-то чувств (порыва), а точно всё рассчитав. Ведь там, мол, любовь и сложившиеся семейные отношения. Поэтому, даже точно всё рассчитав, разбить-то и не получилось. “На чужом горе своего счастья не построишь” ( О проституции, из научной литературы: «За ними следуют промышляющие сексуальным ремеслом тайно - самый огромный и разнообразный класс проституток. К нему относится всякая женщина, отдающаяся для половых сношений мужчине с преследованием корыстных целей.»).

И всё это в присутствии других людей… О, как мне жаль Цикаду, если дожив до седых волос, она говорит, мол, Любовь! Свято верит в это! Я имею ввиду – что «счастье в любви», что «найду свою любовь, и буду счастлива». Какая наивность, или, может, игра, тонкая женская месть… Но я вдруг увидела другую точку зрения на эту проблему. Неужели и ты хотя бы раз думал, что я что-то рассчитывала? Что я отношусь к разряду таких женщин?!…Я вдруг поняла о чём говорят, о чём сплетничают, и как это всё видится Не мне. Как бы со стороны… Может быть, были какие-то надежды, на… счастье? Я вспоминала постоянно нашу близость. Какую-то нежность… Но расчет, расчет!

Я вдруг подумала – отчего ты хранишь мои дискеты так открыто? Быть может, Таис уже знает – что мол, «ну да, она-то любит, влюбилось, но я-то – совсем другое дело. Я-то уже не испытываю никаких чувств.»

И ещё вспомнилось, сколько я болела в эту осень и зиму. Не переставая. Так в чём же здесь рассчёт? Сейчас ещё нет-нет, да и возвращается удушье. Но реже. Так – только тяжесть в груди временами. Я подумала – одна боль, одна горечь за всё это время. И – постоянные мысли… Это – рассчёт?…

О, если бы ты знал на какой грани я сейчас балансирую, чтобы не возненавидеть всех мужчин! Если бы не доброта К-ва в этот день, если бы не цветы, которые принесла мне Штара, пока меня не было. Первые подснежники. Чудесные, такие сонные. Не зря ведь – сон-трава они, на самом деле, а не подснежники. Магическая, кстати, трава.

И я знаю, почему Штара принесла мне эти цветы. Вчера был разговор – продолжение темы о мужчинах и женщинах, о “червях” (я писала тебе об этом выше). Я изложила им свою теорию, доказав, что неверно считать мужчин вампирами, т.е. чем-то злым. Я им доказала, что можно даже расстаться, быть брошенной кем-то – и … вобщем, обойтись без озлобленности и ненависти. И что мужчины – это не зло.  В то время как для Штары – мужчины зло, и в первую очередь её отец, который привёл в дом мачеху, выжившую Штару из дома. И для Долли – мужчины зло, потому что она тоже испытала это чувство – сильной любви, а потом брошенности.  И тогда она поехала зимой автостопом в Питер, и чуть не замёрзла на дороге. От любви она избавилась, но горькая обида (на всех мужчин), видимо, осталась.

Вот так и становятся теми, кто ненавидит мужчин и секс вообще, и во всеуслышание в телевизор говорит, что от секса нужно избавляться, как от любой другой вредной привычки.

Ведь, по сути ты дал мне отведать один глоток высшего наслаждения – а потом отнёс чашу в сторону, или даже вылил её у меня на глазах на землю?…

Я недавно была в школе, в которой работала раньше, принимала участие в постановке. Делали её дети (9-тикласскники), и выбрали они, конечно, тему любви. (почему я не переболела этим в 9 классе? Хотя, ведь что-то было, какой-то мальчик, безответно любимый, к которому я и подойти-то боялась). Дети читали стихи о любви. И одно, или два я потом постоянно про себя повторяла: «…Уносят милых пароходы, увозят милых поезда…С любимыми – не расставайтесь…Не зарастёт на сердце рана—не зарастёт на сердце рана…И каждый раз  на век прощайтесь, когда уходите на миг.» И ещё эта песня из «Иронии судьбы» -- «со мною вот что происходит – совсем не та ко мне приходит, мне руки на плечи кладёт и у другой меня крадёт… А то, скажите Бога ради, кому на плечи руки класть? Та, у которой я украден, в отместку тоже станет красть… Не сразу этим же ответит, а будет жить с собой в борьбе…»   

Может быть, Цикаду тоже кто-то жестоко обидел когда-то, уязвил её гордость и самолюбие? Может быть, она тоже всю жизнь боролась с этой ненавистью в душе, и оттого так брезгливо говорит: «ведь это же разврат!»

Всё, что было между нами – разврат?… ты помнишь – я как-то сказала тебе, мы сидели с тобой вдвоём на кухне – “ что ж, пусть буду виновата во всём я”. Так и получилось. Любви был – один глоток, а сплетен, горя, разлада в семье (кстати, у меня тоже есть семья. И моя-то семья, действительно, пришла к развалу), болезней – море, “реченька бездонная”… Реченька бездонная – это слова Некрасова.

Ладно, полно тебя жалобить! Виновата во всём я? Глупо, глупо искать виноватых, когда разбивается столь ценное! Может быть, я долго ещё буду плакать, не знаю. Кстати, сегодня же мне сказали, что женские слёзы так… комедия, вода. Это уже присутствующие преподаватели-мужчины продолжили тему. Имён, конечно не называлось.

К счастью, ты не скоро это всё прочитаешь, если прочитаешь вообще. Так что и на разжалобливанье это будет мало похоже… Это… такой своеобразный дневник. Так я подумала, когда села писать это письмо. Кстати, пока ехала домой, думала, что это будет последнее письмо. Да, и на спектакль к   N** – я не пошла. Устала, захотела домой.


1 мая
Перечитала написанное.  Сегодня Пасха, поздравляю тебя с этим праздником. Так же – доброго дня.
На лит. Собрание я сегодня не поехала, сын слезно попросил меня остаться дома, чтобы я пораньше приготовила ему пирог. Что я и собираюсь сделать.

Я всё думала о словах Цикады. В чём-то она права, в том, что мне не следовало вмешиваться в ваши семейные отношения.

«Нет, себялюбица любовь, готовит всем беду свою. Те – слёзы льют, порою кровь. С любовью – горе и в раю» ( это слова камня, из ст-я У.Блэйка. Не «беспечного кома земли», который радуется любви – словно весне, а Камня)…

Я-то вполне искренне (в то время) была холодна к Марку, по целому ряду причин. Не скрывала этого перед ним. Просто – он сам хотел верить другому. И все эти события помогли мне увидеть его в другом свете. В разном, не только в положительном. Но ты… чем для тебя были наши отношения? Ошибкой? Порывом страсти? Или – (что было бы во много раз, в тысячу раз хуже!) – приключением?

Я искала счастья, искала нежности. И нашла их, пусть на короткое, очень короткое время. Но иное время и нельзя описать привычными мерками. Время – не равномерно. Я в этом убеждена.

Взяла Блэйка, и хочу кое-что перепечатать. Например, (открою наугад!) три перевода «The Lily»
               
Есть шип у розы для врага,
А у барашка есть рога.
Но чистая лилия так безоружна,
И кроме любви ничего ей не нужно.
 (перевод С. Маршака)

Шипы для защиты испытаны розой.
Своей красоты не пятнают угрозой
В любовном веселии лишь белые Лилии,
Восторженно льющие свой блеск в изобилии.
(перев. В.Потаповой)

Тернием колет Роза, строга.
Овечка, грозя, подымает рога.
А Лилея, бела, для любви расцвела,
Не угрозой, не терньем – красотою взяла.
(перевод А.Парина)

Хотя, лилия считается цветком Прозерпины. И аромат у лилии очень тяжелый. Исключая ландыши, которые зовут (в англ.языке) «лилиями долин». Ландыши, если их близко рассмотреть, не срывая – словно фарфоровые, белые, но словно блестящие. А когда их срежешь, эта фарфоровость исчезает, тускнеет просто на глазах. Ещё одно стихотворение Блэйка, и на этом на сегодня всё...( так же, открою наугад):

О девственности девы Марии и
Джоанны Саускотт
Содеяли с нею добро или зло?
Не знает сама; безмятежно чело.
И некому это поставить в укор:
Ничья тут заслуга, ничей тут позор.

Вот так говорит Блэйк! Впрочем, он был ненавистником церковных догм. Он видел истинную веру в Бога в другом. Хотя, может быть, в данном случае – в связи со всеми моими размышлениями – речь идёт вовсе не об этом. Пока. Приятного дня (в кругу семьи, в которой, как ты говоришь, ты счастлив). («но слов печальных не стираю»)

............................................

(продолжение следует)
               


Рецензии