Тотальный дефицит

                Зарисовка с натуры


     Ну, скажу я вам, и жизнь пошла интересная! Правда, правда! Говорят, настала какая-то эра новая – «тотального дефицита»…Давеча Петрович сказывал, это значит так теперь называется, когда нигде ничё нету, чего не хвати… А ежели и выкинут в продажу, все тут же в драку-собаку расхватают, чего раньше не то что не брали, а даже и не глядел никто.
     Спросишь в магазине чего -…А есть у вас? Говорят, - было…
     Ну, ясное дело, раз так быстро это «было!» настает, то караулить приходится…
     А кому караулить-то? Это ж надо в магазине сменами торчать безотлучно, а то опять только «было» и получишь, а «купишь кукиш»…
     Вот мы теперь и дежурим значит – бабки да дедки – пенсионеры разновозрастные, семьи свои кормим.
     Раньше-то со скуки помирали, особливо которые без внучат… Ну, сходишь с утречка в молочный, купишь, чего душа попросит… Ну, за хлебцем днем сползаешь – опять все тихо-мирно, никто ничего не хватает, из рук не рвет… В универсам прогуляешься – там все по полочкам разложено, бери – не хочу! Прошелся, чего надо в корзинку покидал, и опять же домой…
     Ни тебе постоять ни с кем, ни пообщаться от души… Вот и сидели по домам – то в телевизор глядели, то в окошко пялились… Не жизнь, а сплошная гиподинамия!
     В телевизоре-то давно уж пугают: вреднее ее, этой гиподинамии и нет ничего!
     А я вот смекаю, этот нынешний дефицит-то тотальный не для борьбы ли с ней и придумали? Видно кто-то шибко башковитый!

     Так вот, жизнь наша пенсионная сильно оживилась. Спать по полдня да в окно пялиться нынче некогда… Утречком чайку швыркнешь да и бегом в магазин – не опоздать бы!
     А там уже к открытию все наше общество собирается. Запустят нас, а там еще шаром покати, нигде ничего нет – все прилавки чистые… Да мы уж тут дело-то свое туго знаем: встаем в стороночке вдоль стенок и ждем…
     Беседуем себе тихонько, тут и новости всякие узнаем: кто женился, кто народился, а кто и совсем наоборот – не приведи, Господи… Уж тогда приходится тут пропустить денек, похороны – дело святое.
     А потом опять снова стоим…
     У нас тут все обсуждается, как у тех депутатов, что никак ни до чего не договорятся вот уж скоро цельный год почитай… И проекты законов – все в разные стороны тянут, ни до чего договориться не могут… И кто чего в докладе вчерась завернул, да на кого беды наши сваливал – опять на покойничка али виноватого нашел… И чего в мире творится, где какие катаклизмы… Особливо Петрович из пятого дому много знает - уж такой дока! Газет много читает, пока глаза-то видят. А мы так все больше в телевизор глядим…
     Другой день так и простоим, кроме новостей ничего и не выстоим, - и то ладно!

     Да только уж если каждый-то день, как на службу ходить, то мимо нас ничего не проскользнет!
     - Глядь, вон Степка-грузчик столик выносит и весы на него тащит…
Он их и не донес еще, а мы уж тут как тут! По порядку разобрались, Петрович уж и номера нам на ладошках пишет – тут он главный, у него всегда есть, чем писать.
     - Чего сегодня давать-то будут?
     - А все едино, хоть чего, а то дома все подъели…
     Немного погодя, Степка тележку катит, конфеты везет.
     Вот ведь досада, Новый год третьего дня встречали, единой конфеточки в дому не было…
     А тут выкинули! Видать, что от себя осталось, теперь нам вынесли… Новый год-то уж встретили, наелись видать… Да мы хоть по-старому отметим, чайку с конфетками попьем.

     - Ну, где же продавщица-то? Шла бы уж что ли, а то и так ноги гудят – стоять-то целыми днями!
     - Вон, идет! Света сегодня – молоденькая. Вы гляньте на нее:  тоненькая, на макушке наколочка кружевная, а намазанная-то вся – как артистка в телевизоре!
     А мы уж дружка за дружку держимся, как прутики в метелке… По одиночке-то мы хилые, а когда вместе – не столкнешь… Это чтобы промеж нас никто чужой не затесался.

     Только Света наша коробки стала открывать, как к весам со всех сторон какие-то ушлые мужики полезли… Мы им сначала вежливо так:
     - Отойдите, ребяты, от греха – вы тута не стояли!
     А они на нас ноль внимания, даже ухом не ведут, стервецы!
Тут мы зашумели разом, раскаляться стали и еще крепче друг за дружку взялись…
     Да тут уж Марь Иванна не выдержала – она у нас калибру крупного, и голос у нее зычный. Вот она, распалившись, от нас оторвалась и давай порядок наводить: одного за рукав, другого за шиворот откинула, третьего фигурой своей могучей оттеснила… У весов встала, как монумент, сразу все подходы отрезала. Ну, молодец бабка, не гляди, что седьмой десяток! Куда им, соплякам, до нее?

     А уж как всем тех конфет надо! Когда это раньше было, чтобы мужики из-за конфет дрались? Они их и без очереди-то не брали, а теперь поди вот!
     Ну, наконец-то продавать стали!
     - Батюшки, даже шоколадные есть! Да и карамельки, и сосательные… Это сколько же взять-то?
     - А дают-то по норме или сколь хошь?
     - Молчит пока… Видно сколь хошь – ей-то какая разница, продать бы побыстрее…
     - Тогда уж всех по килограмму, а то когда еще их привезут?
     Господи, раньше-то и не хотелось вроде, брали грамм по двести. А ноне-то все мешками тащат…
     - Ты гляди, чего Мироновна набирает!
     - Мироновна, куда тебе столько, уж второй мешок хапаешь?! В животе-то не слипнется от сладкой жизни?
     - А вам-то что? Мне на дочек надо, да и самой…
     Сзади зашумели, опасаясь, что им не достанется:
     - Не давать ей столько! По килограмму в одни руки!
     - Да чего уж по килограмму-то? Все одно, на всех по конфетке не растянешь… - заступались за Мироновну те, что стояли поближе.

     И кто только без очереди не лез…
     - Вон, гляди-ка, совсем молодая, а тоже стоять не желает…
     - Девушка, не пристраивайся давай! Все стоят…
     - Бабулечки, да у меня ребенок на улице в коляске – может пропустите?
     - Ишь ты, шустрая больно! Раз в коляске, так поди еще не ест конфеты-то…
     Да может мы бы и пустили ее, но задние уж больно расшумелись.
     А тут одна тетка незнакомая, не из наших, сразу у двух мужиков со стороны деньги взяла – вся очередь это видела! Тут уж народ вовсе вскипел:
     - Не вешай ей, Света! Она не себе берет, вон тем мужикам, а они не стояли!
     - Да это зять мой, - огрызалась женщина, - и зятю нельзя что ли? Вы уж вовсе с ума посходили тут!
     Но очередь никак не успокаивалась… А тем временем Света вешала ей мешок за мешком и ухом не вела… Кто-то кричал:
     - Давай «Книгу жалоб», мы тебе напишем сейчас!
     - Да пишите вы, пишите, только не орите! А то голова от вас уже кругом идет…

     Она прекрасно знала, что никто сейчас из очереди ту книгу искать не  побежит… Да и попробуй-ка ее получить у заведующей – вечно, то ее на месте нету, то ключи от кабинета куда-то задевались, а то еще чего…
     А тем временем, глядишь, и конфеты кончатся, и очередь рассосется.
     А пока очередь становилась все длиннее и толще… Страсти накалялись по мере того, как коробки у Светы пустели одна за другой.
     - Задним, ясное дело, не хватит, а нам еще достанется.
     Ну, слава Богу, хоть не зря сегодня стояли! Глядишь, живем теперь – можно чаи гонять!
     - До завтра, что ли?
     - Ага, до завтра… Вы тут на меня займите, ежели вдруг припозднюсь!
 
                Екатеринбург, 2-е января 1990г.


Рецензии
МОЯ РЕЦЕНЗИЯ МАРИНЕ.

Здравствуйте, Марина.
Прочёл о вашем дефиците, а, вернее, о нашем общем, и так хорошо забытом для нас всех в настоящее время.
Если честно, то вы не поверите, но когда я начал читать, я подумал, что это некоторые ваши прогнозы на наше ближайшее будущее.
Потом я, конечно, понял, что это из недалёкого прошлого, а когда увидел дату в конце вашего воспоминания, то сразу забеспокоился, а поставил ли я дату на своём воспоминании про сахарную эпопею.

Сноска http://www.proza.ru/2010/06/21/1373 чтобы не искать.

Только что посмотрел на свой текст, и на сердце отлегло, дату поставил - 1989 год.
Как видите, несколько раньше чем у вас. Но суть дела не меняет, писали мы и вспоминали об одном и том же.

Гораздо больше меня взволновала моя ошибка с перепутанным настоящим, уже так много восстановленного прошлого, что не мудрено, что такую мелочь, как дефицит, восстановить проще простого, он и сам восстановится без всяких на то голосований в ДУМЕ.
Я не знаю как у вас, но у меня полное впечатление, что память у нашего населения совершенно не более чем лет на двадцать, а может даже на десять. Вот то, о чём мы с вами написали, а главное, о последствиях после этих фактов, практически никто не помнит. Почему-то все помнят как развалился СССР, но почему - не помнят.

Странно и другое, если в то время и при тех обстоятельствах произошёл развал СОЮЗА, то почему эти люди не понимают, что элементарно вернув прошлое, обязательно повторится развал, но теперь уже РОССИИ.
Многие возразят, особенно сегодня: - вот и не правда, а мы КРЫМ воссоединили. Ну и что? А когда мы разваливались, что Крыма не было? Да мы даже опять можем всё воссоединить, и что? Тогда при условии возврата в прошлое опять возникает ещё большая гарантия, что всё опять повторится и развалится.

Существует понятие невозможности возврата в прошлое, зачем же мы пытаемся это делать, почему мы не боимся это делать? Почему наши люди постоянно смотрят назад, а не вперёд, как все?
Полный абсурд, они даже ратуют за холодную войну, зная совершенно точно, что именно по этой причине все и произошло в 1991 году.
Я, защитник и сторонник 1991 года, не хочу его повтора, а они противники тех событий делают всё для повтора РАЗВАЛА и, естественно, не США, а именно РОССИИ, больше разваливать нечего.
О том, что у вас в рассказе голая правда, подписываюсь, как говорится, двумя руками.

С уважением, Эдуард.

Эдуард Ратников   25.03.2014 15:53     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Эдуард Борисович, что так горячо откликнулись на описанные в рассказе события, и такие далеко идущие выводы сделали! Очень хочется надеяться, что до полного повторения описанной ситуации все же не дойдет... Хотя никаких гарантий никто не даст... Примерно по этой же теме мне тогда хотелось написать еще один рассказ о том, как когда-то приглашали на пионерские сборы стариков, видевших живого Ленина, так нас будут приглашать к детям с воспоминаниями о еде, которую мы имели счастье вкушать в относительно сытые, еще советские времена... Тогда даже не верилось, что продукты в наши магазины когда-нибудь вернутся!
К сожалению, никто не хочет учиться на ошибках прошлого, и на старые грабли наступают снова и снова, в надежде, что история не повторится...
С уважением и всякими хорошими пожеланиями - М.С.


Марина Спирина   28.03.2014 11:44   Заявить о нарушении
Мой ответ Марине.

Здравствуйте, Марина. Очень интересная мысль посетила вас в то, такое далёкое время для молодых и такое близкое для нас.
Удивительно, но осуществить такую затею теперь вполне сможем как мы дважды, так и наши дети с внуками, у кого они успели подрасти. Но наиболее реальны такие выступления для наших правнуков в ближайшем будущем в школах и садах. И это не шутки, мы сейчас гораздо меньше производим продуктов, чем в голодные восьмидесятые. Всё наше нынешнее изобилие только благодаря импорту, а мы, кажется, в патриотическом угаре совершенно об этом не думаем. Практически мы пилим сук, на котором сидим.
С уважением Эдуард.

Эдуард Ратников   29.03.2014 09:30   Заявить о нарушении