Письма к сент-джону xviii

 
Необходимое предисловие к «Письмам…»

Это действительно Дневник – или Письма одной сверх-романтической особы, с которой судьба однажды меня столкнула…

Свидетельства прошлого были не нужны ей, напротив, она старалась от них избавиться, даже выкинуть, сжечь, но при этом кому-то всё рассказать, и всё такое… Я думаю, сработал так называемый «эффект попутчика в поезде» -- едешь, беседуешь, вспоминаешь…, сторонний наблюдатель…

Эта трижды романтическая леди позволила мне делать всё что угодно с данными документами её биографии.

Так что, может быть, кто-то заинтересуется листками сей правдивой истории.

С уважением ко всем, кому пришлось страдать от неразделённой любви

                Дэми Дидона

                Письма к Сент-Джону
                Год второй
                С-Петербург

3.07.** (14:43)
Вот уже несколько дней, как вы уехали в Питер.

Я с нетерпением жду вашего возвращения – удастся ли у вас увидеться с моей тётей? Вдруг я дала неверный телефон, и как я могла забыть адрес! Вообще какое-то сумасшествие!

Кстати, прошёл твой день рожденья. И как раз второго числа на даче распустилась первая роза – с того куста пурпурных роз. Я увидела её «ещё овеянной росою». Вот и подарок – мысленный образ Прекрасной Розы Королевского Цвета. Живой и прекрасной. Никаких идиотских Призраков Роз. Вообще, по одному из цветочных гороскопов людям, рождённым под знаком Рака, принадлежат розы. И на самом деле – цветущих роз море. На склонах нашей речки (надо сказать, местами весьма крутых), как раз цветут дикие шиповники. Мы один раз (в прошлом году) спускались по такому склону, это было что-то ужасное. Страшно упасть – раз, но ещё страшнее упасть именно в эти колючие заросли! Страшно колючие, между прочим.

На даче было хорошо. Но, разумеется, постоянное присутствие людей – утомляет. Непременно хочется побыть в одиночестве. Всё-таки ритм жизни у сына намного выше моего. Там, всякие разборки, рыбалка, и прочее. Игры.

На второй день, т.е второго июля, мы с малышом вместе пошли на рыбалку. Я, конечно, купалась. Зашли мы далеко. На дачной речке есть такие замечательные ручьи, они, местами, совсем как имитация маленьких водопадов. Такой чудесный, сказочный микромир. И водопад, и маленькое озеро, трава, камушки. Иногда это родники. Из них можно пить. На обратном пути мы подошли к такому роднику, попить, а потом решили подняться по склону вверх.

Склон оказался очень крутой, весь осыпающийся, полуглинистый, полупесчанный. Только добравшись до середины – мы поняли это во всей силе. А внизу камни сланца, и колючие кусты (шиповника). У сына в руках был бидон с рыбой, и он мужественно нёс его – там находился большой улов, в шесть карасей. Я же догадалась снять шлёпанцы, и босиком взбираться наверх, всеми пальцами впиваясь в осыпающуюся, сухую глину. Упасть назад было страшно. Я только потом, когда мы вылезли, подумала об этом… Мы, конечно, немного испугались – потом.

Сынуля – страшный зануда. И характер у него непростой, уже обзывается (на всех, и на себя), подчас, грубит, когда ему самому плохо. Ведь вы наверное все так поступаете, в отношении своих матерей?… Я так думаю, что да. Хотя мой брат так не поступал. Всё это приводит меня к мысли – может, я что-то упускаю в воспитании? Хотя, многие хорошие люди рассказывают о себе, что их не воспитывали вообще. Я думаю, это правильно. Я ему указываю на то, что грубить -–это обидно и плохо. Может быть, он потом сам поймёт.

Сейчас читаю (прочитала) хорошую книжку – фэнтези – «**» Самое классное, конечно, это юмор. То, что он и к самой теме – ведьмы, короли, и.д.—относится с юмором. И герои описаны с долей иронии, и принцы, и все. Всё весело – даже убийство короля Веренса, с чего собственно всё и начинается. И король становится призраком. Ит.д. Сами ведьмы – их три, две старухи, и одна молодая. Старухи – матроны, матери – совершенно разные. Одна – тётушка Ветровеск, никогда не была замужем, ходит в толстых мужских ботинках, и вообще исполнена достоинства. Другая – тётушка Ягг, у неё наоборот пятнадцать детей, и несчётное число внуков, любит поесть и выпить, и курит трубку (а в молодости, конечно, «не обошла ни одного сеновала»). А молодая ведьма помешана на всяких новомодных штучках, гороскопах, магии цветов, верит в эльфов, вегитарианка, и читает убийственные лекции о вреде мяса, и чистке организма. Разумеется, она всё ещё девушка… Причём, все три ведьмы, разумеется, не красавицы. Здорово, что в тексте автор нигде не даёт прямого описания внешности, но образ складывается. Когда читаешь хорошее фэнтези, непременно что-то уясняешь для себя.

А ещё вчера, когда я приехала домой с дачи, была ужасная гроза. Первая настолько сильная гроза в этом году. Сильный гром и молния ( по крайней мере, здесь, у нас). Я же была дома одна. Но как-то даже… романтично. В такой момент приятно осознавать, что находишься дома, под защитой стен и крыши.

Что ж, всего тебе доброго. Сдавай экзамены ( мне кажется, у тебя получится. Ведь были задействованы в рычаге подготовки два сильных чувства – 1) жадность(деньги зря потрачены!) 2) соперничество). Посмотрим.  Пока.
               
4.07 (14:23)
Почему-то опять стала отмечать точное время написания каждого письма. Сегодня я отдыхаю, как и всегда. Хотя должна была ехать в издательство, но ничего не сделала – не могу. Не клеится, наверное, нет к этой стезе таланта.

Вчера – стыдно сказать – нашла на помойке большую коробку со старыми книгами, и шарилась в ней, принесла домой почти половину. Люди – варвары – выкинули Достоевского, Шиллера… Читала «Коварство и любовь» Шиллера, когда-то надо было, а теперь – просто, по желанию. Марк ездил в институт слушать медицину.

Сегодня (5.07) мало спала, потому что болею. Ночью – читала Достоевского, «Бедные люди» и «Неточку». Когда-то в детстве, читая «Неточку», я плакала. Так было похоже на всё, что я сама переживала (её отношения с отцом…). Конечно, не так бедственно, больше радости, но похоже. Потом всё как-то забылось, и вот теперь всё перечитывая – думаю, как многое отложилось! Даже из «Бедных людей», какой-то тихой радости – в бедности, с этими бальзаминами на окошке… Сразу же вспомнилась бабушка. Она тоже очень ласково всегда называла меня. И разное.

Я бы не писала тебе этого, но возможно, ты не скоро всё прочитаешь, если прочитаешь вообще. Всё неважно. Репетиций группы нет, а значит, я подвела собранных мною людей – что больше всего другого тяготит меня.

 И дело не в том, что я ничего не делаю, отдыхаю, добро бы мне шло это на пользу. Но и отдых не в пользу, я много нагружаю себя физически, особенно на свежем воздухе, на даче, там хорошее питание, и вообще все условия, чтобы выздороветь за лето. Но к сожалению этого нет. По-прежнему очень тяжело реагирую на перемену погоды, особенно же если это совпадает с женскими днями. Тогда возникает слабость, немеют руки и лицо(возле губ), болит голова. Я думаю, что это вегето-сосудистая дистония. Как шутим мы с Марком: «Диагноз: ушиб всей бабки»(это из анекдота). Во время женских дней ужасная разбитость, всё болит. С определения Инги: «С одной стороны – живот, с другой стороны – спина».  К тому же в этом месяце я думала, что может быть беременна, были основания. Но… Как оказалось – нет. А я уже мечтала родить ещё одного… Марк не против, очень даже за. Только вот я опять подвожу. Вряд ли у меня будут ещё дети.

Марк меня жалеет. Ночью, когда совсем плохо бывает, я прихожу к нему. А к кому ещё? Опять – грусть. К тому же ещё и начиталась «Бедных людей», и выбираю же я книги!, только Достоевского и читать, когда не спишь, и боли, и всё такое. Впрочем, может быть, именно Достоевского и нужно было почитать, чтобы забыть о боли физической. Кстати, в Питере, в центре – есть музей-квартира Достоевского, очень хороший музей, в то время -- недорогой. Я там бывала несколько раз. А внизу – специальный кинотеатрик (комната), где показывают фильмы по Достоевскому. Это очень, очень здорово. Так хочется быть здоровой, столько планов! Но, после того, что случилось с Большой Джен – и планировать что-то как-то смешно.

Впрочем, ведь и ты нездоров. Довёл себя – так это называется. Совсем худой, бледный до прозрачности. Все эти чихания мне знакомы, это – ослабленный иммунитет, переутомление и умственное и физическое. Всё ж таки нужно было хоть иногда бывать на свежем воздухе, и не сбивать режима (не полуношничать), это очень плохо сказывается. А истощённый мозг, без кислорода – хуже воспринимает информацию, плюс плохое питание. Такой вот назидательный тон (хоть сама себе помочь не могу, зато могу советовать другим). Но я-то всё таки держусь!

12.07.05

Привет!
Хочу перепечатать тебе несколько стихотворений (или одно – как получится). Я нашла… на помойке (именно так – не смейся!) – Достоевского, Тургенева—15 том, и т.д. Кто-то выбросил старую библиотеку. Возможно, человек умер – и старые книги, как ненужный хлам, выкинули. Так… странно читать книгу с чужими карандашными пометками! Явно, человек был с филологическим образованием (я нашла педовский учебник «Антички»).

Тургенев был прочитан им (ею?) с тщательностью и любовью. Я теперь стала находить вкус именно в последних томах – письмах, заметках, рецензиях… Как бы «всей кухне» писательской. Вот. Стихи Тургенева… они, скажем так, мало известны. На них много написано романсов (и правда, очень музыкальны). «Утро туманное» самый известный, я его пела (пою). Называется это стихотворение «В дороге» (Утро туманное, утро седое, нивы печальные, снегом покрытые…). Должен был слышать. Но, оказалось, это лишь одно стихотворение из цикла. А вот идущее вслед за ним:

И.С.Тургенев. «Вариации» (с. 41)
               
В ночь летнюю, когда тревожной грусти полный,
От милого лица волос густые волны
            Заботливой рукой
Я отводил – и ты, мой друг, с улыбкой томной,
К окошку прислонясь, глядела в сад огромный,
             И тёмный и немой…

В окно раскрытое спокойными струями
Вливался свежий мрак и замирал над нами,
             И песни соловья
Гремели жалобно в тени густой, душистой,
И ветер лепетал над речкой серебристой…
             Покоились поля.

Ночному холоду предав и грудь и руки,
Ты долго слушала рыдающие звуки –
            И ты сказала мне,
К таинственным звездам поднявши взор унылый:
«Не быть нам никогда, о друг мой милый,
            Блаженными вполне!»

Я отвечать хотел, но, странно замирая,
Погасла речь моя… томительно-немая
            Настала тишина…
В больших твоих глазах слеза затрепетала,
А голову твою печально лобызала
            Холодная луна.

Не правда ли, похоже на Шелли («Ночь»)? Только очень русские вариации. Очень много описаний природы – в чём, и в прозе, Тургенев мастер, виртуоз. Постоянное обращение к природе  -- к равнодушному и усмиряющему все страсти началу. Любовь страстная, любовь несчастливая – это и Кирсанов-старший, и Зина… и, пожалуй, Ася…

И… какое-то предверие Бунинских «Тёмных аллей». Я даже строчку такую в одном из  Тургеневских стихотворений читала –«тёмные аллеи» ( жаль, не помню в каком).
 А вот ещё отрывок из того же цикла:
               
… День весенний, пленительный день,
Так приветно журчали ручьи,
А в лесу в полусветную тень
Так светло западали лучи!

Как роскошно струилась река!
Как легко трепетали листы!
Как блаженно неслись облака!
Как светло улыбалася ты!

Как я всё, всё другое забыл!
Как я был и задумчив и тих!
Как таинственно тронут я был!
Как я слёз не стыдился моих!

А теперь этот день нам смешон,
И порывы любовной тоски
Нам смешны, как несбывшийся сон,
Как пустые, плохие стишки.

Правда, необыкновенно здорово? И во второй строфе – прямое олицетворение женщины – с самой природой. Улыбка природы – улыбка любимой женщины.

А ирония… над самим собой. Горькая ирония – и что, всё это – не более чем плохие стишки? ( нечто тысячу раз повторённое -- другими…)
Повторённое – но неповторимое.

/////////////////////////////////////

(продолжение следует)


Рецензии