Мясорубка для чужака. Р

    На фото автор.
Рассказ из книги "Заслужи жизнь 2. Всплески ярости" http://www.proza.ru/2012/12/15/64
Январь 1962 года. Меня вызвали в областной центр для участия в зональных соревнованиях РСФСР по вольной борьбе.
Встретил представитель облспорткомитета Иванов, на автомобиле привез в спорткомплекс ЧМЗ на тренировку вольников.
— Харис, вот вам пополнение в команду, принимайте.
— Через 15 минут схватки,— Харис испытующе посмотрел на меня.
Я быстро переоделся и начал разминку, через минут десять слышу, вызывает Харис на ковер. Всё ясно, создает психологические препятствия, даже не дает сосредоточиться. Наверное, здесь, как, впрочем, и везде, чужаков не любят.
Вспомнил Юрия Петровича Замятина, вот деликатный человек, настоящий питерский интеллигент.
— Давай, Владимир,— говорю себе,— не подкачай, не подведи своего тренера, Харис ждет твоего проигрыша.
Харис громко начал представлять моего противника.
— Гаглоев, мастер спорта по самбо, чемпион РСФСР.
Не похож, подумал я, ну да черт с ним. Мой друг по сборной ленинградского «Буревестника» Петров тоже чемпион, его вес 82 кг. На тренировках бились с ним, как дети сатаны. А у Гаглоева выиграю, непременно. Да и весит он не более 70 кг.
Нехотя пожимаю руки, демонстрирую вялость. По свистку неожиданно взрываюсь и вхожу в ноги, Гаглоев падает. Теперь держись самбист, растяжку олимпийского чемпиона Cодзо  Сасахары, которой терзал меня член сборной СССР Леонид Колесник в Питере, я тебе продемонстрирую.
Оседлал Гаглоева и понял, не знает мастер защиты. А может, он вовсе и не мастер?
Вспомнил частые драки с горцами, Гаглоев из того же теста. Не давай ему понять, что хоть на секунду сомневаешься в своей победе, сделай жесткий переворот. Не успел я, Харис поднял в стойку.
Гаглоев не уверен в себе. Наверное, Харис специально завышает регалии «своему», чтобы запугать чужака, это один из способов давления на слабых духом. Но мы же с Колькой всё прошли: голод, холод и разруху во время войны.
Я выполнил ударный швунг правым локтем и мощно провел сбивающий вход, Гаглоев рухнул на правое бедро и быстро ушел в партер, я въехал ногами под его бедра и перевернул его обратным захватом дальнего бедра. Не устоит самбист против «коронки» моего тренера.
Уж тренер мой, чемпион СССР Юрий Петрович Замятин поставил мне собственную «коронку», да так, что я своего друга по институту Толю Святенко на спор несколько раз переворачивал, хотя и весил он больше меня. А тут у Гаглоева только 70. Туше было, но я и не надеюсь, что Харис даст туше. Так и есть.
Не выпускаю самбиста из партера. Как будто готовлю атаку, а сам отдыхаю. Харис следующему борцу кивнул, мол, твоя очередь. Видит, проигрывает его чемпион. Да и какой Гаглоев его. Наоборот, это они, кавказцы, горцы, прирожденные борцы обогащали челябинских мальчишек техникой вольной борьбы и борьбы самбо.
Так и есть, убедившись, что Гаглоев сник, Харис вызывает другого борца, весом килограммов 75.
Отдыхать не дает, но у меня уже поддержка свыше. Это Бог испытывает меня, и он учтет, что со мной ведут нечестную игру, он мне поможет. Так случится еще множество раз, привыкай.
От «вертушки» у меня еще никто не уходил, даже Алимбек Бестаев, хотя он дважды победил на чемпионате мира. Держись, парень, не знаю, кто ты такой, не слушал твои регалии. Низко нагнувшись, я тяжело задышал. Пусть думает, что я устал, пусть только сунет вперед правую руку и шагнет правой ногой вперед. Внимательно слежу за его ногами.
Есть! Шагнул и руку потянул на захват. Дальше я автоматически завис и провернулся на его руке так быстро, что он не успел даже замостить. Туше! Харис раздраженно оценивает прием.
Что же ты, Харис, нарушаешь правила, было чистое касание. Терпи, Володя,— говорю себе,— может быть, ты ошибаешься.
Противник поменял стойку, потянул левую руку на захват. Мне много не надо, я и на пальцах могу закрутить свою «коронку», всё равно куда: вправо или влево. Крути, Володя!
«Вертушка» влево выполнена как по нотам. И я уже на нем в партере, проверим парня на прямом ключе. Вот так, вдавись в лопатку подбородком, как делал великий «ключник», наш институтский тренер, серебряный призер чемпионата СССР Николай Иванович Болдин. Наверное, от того его подбородок был так ужасающе могуч.
Иду на переворот, чувствую, больно парню. Но жалеть буду, когда познакомимся, подружимся, а сейчас ложись, милый, на лопатки. Сегодня вы все хотите поражения чужаку.
Тут уж не до манипуляций правилами. Харис кивает третьему, он явно сердит
— Зря, Харис,— мысленно обращаюсь к нему,— в схватке нет места злобе. Я — воин, и схватка для меня это жизнь, страсть, любовь. Спасибо, что ты существуешь, мой поверженный противник.
Я готов к третьей и четвертой схватке. И еще не выложил на кон самые главные «коронки».
Спасибо тебе, дорогой, видавший виды, тренер ленинградского «Динамо» Корнилов. Это ты научил меня делать броски через грудь с обвивом ноги, это твой любимчик Варшавский приходил к нам на ковер и бросал меня красивейшим приемом. Иногда он взлетал от моего контробвива и радовался как ребенок, что взлетел так высоко.
— Иди, милый, я проверю, знаешь ли ты настоящую вольную борьбу. Я могу бороться с тобой, стоя на одной ноге, отдав тебе в руки вторую.
Я обвиваю его ногу, а далее он не понимает, куда летит. Только Ян Варшавский да Алимбек Бестаев чувствовали себя в таких полетах как рыба в воде. Ну вот, молись, что успел замостить, а то было бы туше. Впрочем, всё равно Харис не дал бы мне чистую победу.
Делай, Володя, «А ля Бес». Так прозвали мы комбинацию Алимбека Бестаева, который сломал меня своей «коронкой» в первой с ним схватке, будто соломинку, а я был гимнастом с мускулатурой Альберта Азаряна.
И ребята рты разинули, увидев, как я, словно гармошку, осадил своего противника, показав ему, подхват вперед и тут же перешел к зацепу снаружи голенью. С такого осаживания не замостишь, подгибаются ноги, и противник, втыкаясь на таз, перекатывается на всю спину, словно колобок. Есть чистое туше.
Ну что, Харис, продолжим мастер-класс, хотя мне и отдохнуть бы пора.
Разумеется, Харис не слышит мой внутренний голос, он бросает в бой четвертого воина.
Ну, друг, ты наверняка мой конкурент, вес килограммов 80. Это уже серьезно, тут не до мастер-классов, нужно работать надежно, как Юрий Тиньков. Да и силы нужно восстановить, кто знает, что еще выкинет Харис. Я ему явно не по душе, а почему? Чужак. Или, может быть, конкурент?
Соберись Володя, тут и до травмы недалеко. Помни. Мягко, вкрадчиво, слегка поддерни его за голову на себя, и он бросит руки вперед, войди на «мельницу» с колен и положи. Другого шанса не будет, силы не беспредельны. Представь, что ты — Абашидзе. Помнишь, как этот чародей борьбы буквально засыпал на плечах противника. Кажется, всё, смертельно устал Абашидзе, бери чемпиона мира голыми руками.
И вдруг этот сонный богатырь взрывается словно вулкан. Великолепное зрелище, противник в недоумении, ему так неловко, он туширован и, приподнявшись на локтях, не хочет вставать, стыдно, черт возьми.
Я усыпил противника мягкостью. Мне кажется, он подумал, что я уже вообще ничего не смогу сделать, однако не решался атаковать. Я нежно дернул его за шею к себе.
Легкого всплеска его рук вперед оказалось достаточно, чтобы я сомкнул «челюсти Тинькова». Так я окрестил тиньковский коронный захват на «мельницу» с колен. Мой противник полетел на спину, а мостить с выключенной ногой может не всякий мастер, и я его положил.
Пятого я оценил по достоинству, сухой, жилистый, вес 87 кг., великолепный Дейнеко, высокий, выше меня на голову. Это достойный противник, но для меня очень удобный, я очень хорошо боролся с высокими.
Тактика наработана и действовала безукоризненно. Он не успевает реагировать на мой быстрый вход в ноги, я его поднимаю и бросаю в партер.
«Коронку» чемпиона мира турка Акбаса он не знает, и я его легко переворачиваю на мост. Но у меня нет сил удержать на мосту такую мощную свежую машину, и он уходит. Встает и, вытянув длинные руки, сильно наклоняется вперед. Ему не хочется, чтобы я снова вошел в ноги и бросил его.
«Вертушка» - какой удивительный прием, энергетически не затратный, я его применяю в любом состоянии, даже во сне. Челябинского красавца Колотилова, второго призера первенства СССР по классической борьбе я привел к ничьей только с помощью «вертушки», когда безнадежно проигрывал схватку. И здесь она, родимая, выручила меня, мне удалось перевести в партер Дейнеко и снова перевернуть его «коронкой» Акбаса.
Дейнеко — классик, конечно, он не знает «коронку» Акбаса. Я выиграл пять схваток подряд, а через два дня — зона России.
Никогда не забуду ту мясорубку и ребят своих информировал,будете на сборах, помните, вы — чужаки.
Вспомнил мясорубку, что на сборах в Москве устроили моему брату перед чемпионатом СССР. Коля был травмирован, получил полный разрыв связок коленного сустава и оказался выброшенным на обочину большого спорта.
Выстоять мне помогли знания и мастерство великолепных тренеров ленинградской школы вольной и классической борьбы. Я великолепно владел телом, спасибо тренерам по гимнастике и акробатике лучшего в то время в СССР Государственного дважды орденоносного института физической культуры им. Петра Францевича Лесгафта.
Почему такая самоуверенность? А виноват профессор  А. Ц. Пуни, он читал нам лекции по психологии спорта. Даже самые ярые сачки не пропускали его лекции, вся Европа хотела слушать доктора А.Ц. Пуни.


Рецензии
22 февраля 2023 года ушёл из жизни основатель школы борьбы самбо и дзюдо города Озёрска Челябинской области Владимир Сергеевич Мусатов. Светлая память Педагогу и Тренеру.

Константин Семынин   10.03.2023 21:33     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.