Эй, моряк, с печки - бряк!

ЧЕРНОВИК


     - "Эй, моряк, с печки бряк!" - слышу иногда от писательской братии. Где твои рассказы о море? Тоже мне писатель! Как так, десять лет работы в море, а вспомнить вроде ничего не можешь?!
     Во-первых: я не моряк - а рыбак! И это существенная разница.
     Во-вторых: работа не на клотике вперёдсмотрящим, а рыбмастером в цеху, чуть выше уровня ватерлинии, где море видно только сквозь толстое стекло закрытого круглого иллюминатора, уходящего при хорошей, с пеной на гребешке волне и под воду.
     И в третьих: время.
     Моряки - это люди работающие на торговых судах: танкерах нефтевозах и газовозах, сухогрузах и т.д., и знающие о рыбе понаслышке и имеющие дело с ней только за столом на тарелке в готовом жаренном или варенном виде и орудующие, вместо шкерочного ножа и зюзьги, вилкой и ложкой. В народе моряков называют ещё торгашами, из-за того, что они имеют заходы в иностранные порты, возможность отовариться, купить заграничные вещи, пластиковые пакеты, зонтики, джинсы, махер, плащи, нейлоновые рубашки и тому подобный утиль, за бесценок и потом по приходу в советский порт продать с десятикратной накруткой. В то время бутылка водки стоила 3 рубля, а пакет обычный, подобный пакету для продуктов выдаваемый сегодня бесплатно в супермаркетах MAXIMA, стоил 5 рублей! За сколько в инпортах покупали моряки пакеты пачками - умолчу. Вот тебе и не плохой дополнительный заработок к зарплате и к зарплате выдаваемой бонами (иностранной валютой). 1 бон равнялся 10 советским рублям, а на чёрном рынке доходил до 18 рублей. Отсюда пошли и менялы, фарцовщики. Отсюда вышло и настоящее наше будущее: купи-продай! Такая торговая вольница преследовалась законом и обществом не одобрялась. За такие дела можно было угодить под суд, а далее в места не столь отдалённые. Оттого, что "слишком хорошо - это тоже не хорошо". Право ходить за границу имели только люди с первой визой. А это не каждому дано. Только избранным, лучшим, проверенным, идейным, сознательным и морально-устойчивым, людям без сучка и задоринки - белой кости. В разряд моряков попадал и народ с научно-исследовательских судов. Об этих моряках говорили - элита! Есть и моряки с военных кораблей, но о них другой разговор.
     Рыбаки - это люди с больших рыболовных траулеров, средних рыболовных траулеров, сейнеров, транспортных рефрижераторов, плавучих рыбоперерабатывающих баз - чёрная кость. Не всякий человек рвался на рыбопромысловое судно. Да и что рваться? Рейсы длинные: три-четыре месяца, пол-года, а то и девять месяцев без заходов в иностранные порты (чего нельзя сказать о рыбаках тралового флота), без выхода на берег, без добавки в иностранной валюте к рублёвой зарплате, постоянная работа на промысле по-уши в рыбной крови, слизи и чешуе, по двенадцать часов с перерывами, "четыре через четыре", днём и ночью, без выходных. Оттого и говорят рыбаки - "Море любит сильных, пусть оно им и остаётся". Питание - мороженные, консервированные продукты. Скоропортящиеся продукты (овощи), как праздник - не часто и не всегда!
     И ещё - оторванность от семьи, повышенная влажность, шум, вибрация, замкнутое пространство - всё это в совокупности приравнивается к работе в условиях повышенной радиации и относится ко всем людям работающим в море независимо, будь то моряки или рыбаки.
     За все мои десять лет работы в море, я встретил лишь одного молодого рыбообработчика на плавбазе, который честно признался, что в море он пошёл, по призванию, по велению души, а не за деньгами. С юных лет он потянулся к морю через занятия в столичном яхт-клубе и выходом в Рижский залив под белыми трепещущими и раздуваемыми, как радужные мыльные пузыри, парусами... Всего лишь один...
     Почему же люди всё же шли на работу в море по второй визе? Шли... те, кого не пускали по первой визе и у которых была только вторая виза. Это, как яблоки первого и второго сорта, это как сегодня латыш -русский (гражданин - негражданин), между которыми насчитывается разница в правах по 79-ти пунктам! По второй визе в море шли большей частью только что демобилизованные солдаты и люди у которых с анкетой не всё в порядке, имеющие родственников за границей или ранее судимых родственников, или сами имеющие судимость, люди не в ладах с законом, так сказать, морально и политически неустойчивые, диссиденты, а так же люди владеющие государственной тайной. Каждый обладатель второй визы мечтал и грезил заполучить первую визу. И иногда получал, но до этого проходили годы и годы работы на судах по второй визе.
     А ещё шли в море по второй визе потому, что получаешь деньги за полгода работы, все и сразу по окончании рейса. Сумма получалась приличная. Но рабочий на берегу мог получить за шесть месяцев, при двенадцати часовом режиме труда, да без выходных и праздничных - те же самые деньги и даже больше. Но... получая аванс и зарплату ежемесячно, всем известно - деньги не удержать! Они утекают, как вода сквозь пальцы. И собрать приличную сумму для приобретения квартиры, автомашины и чего-нибудь стоящего, невероятно сложно.
     Много было среди рыбообработчиков и людей, которые получив большие деньги на берегу, не могли ими правильно распорядиться, и распоряжались они ими, как Бог положит на душу. Захватывающих разговоров и душещипательных воспоминаний о "Кривых соснах","Берёзовых рощах", "Малой земле", "Лунах", "Щецинах","Кавказах", ресторанах, кафе, парках и садах - во время рейсов было предостаточно. Полугодовые зарплаты оседали там надёжно и навсегда! Рыбаку ничего не оставалось, как с благими намерениями повторно отправиться в поход за золотым руном. Бывало и так, что по приходу из рейса в порт и первых шагов "вразвалочку" после спуска трапа, по земле, он приходил в себя уже только оказавшись снова в море - в новом рейсе, на новом судне, чувствующим себя свободным от "счастья" и оставшимся без гроша в кармане. Очнувшись, словно от глубокого летаргического сна, он не понимал где был и что делал на стоянке. Похождения на берегу для него оставались неразрешимой загадкой, тайной покрытой вечным мраком. Только из разговоров друзей по каюте он мог смутно представить и в некоторых деталях восстановить своё вхождение в "прекрасное"!
     Но однажды кто-то из береговых пропел: - "И всё-таки море, останется морем и нам без него не прожить, не прожить никогда".
     И мы подхватили эту песню, эту заманчивую мелодию моря. И поэзия своей волной стала согревать и очищать наши сердца.



РАБОТА И НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ

     Работа и несчастный случай... Да,.. пожалуй это не для рассказа. Что донесёшь до читателя? Весёлое где? А печального в жизни у каждого и так хватает с избытком. Лёгким и светлым - мы восторгаемся и вспоминаем всю жизнь. Тяжёлое и недоброе встреченное в жизни - отодвигаем в своей душе подальше в закуток, чтобы не видеть и не слышать тревожащую душу, рану.
     Одно только и может подтолкнуть на горькие воспоминания - реализм и правда жизни.
     А жизнь в море - она такая не простая штука. Работа, работа и ещё раз работа. 4 через 8. Это в идеале - восьми часовой рабочий день. Но в основном по 12 часов. Вахта, подвахта, отдых, вахта. Но однажды, помню, на плавбазе "Роберт Эйхе" в Центральной части Восточной Атлантики, это где-то в океане, примерно на параллели пустыни Сахара, был объявлен "сверхаврал". Почему "сверх"? Потому что подвахта - это уже сверхурочная работа, аврал. Рыбы на судне - выше клотика! Забиты, охлаждаемые водой и снегом - рыбные бункера, забиты все неохлаждаемые бункера на палубе. Забиты сырьём и устроенные дополнительно огромные "карманы" - временные бункера для хранения рыбы. Забиты рыбой и рыбными отходами вместительные, с нарощенными по этому случаю сепарацией бортами, рыбомучные бункера. От кормы до носа вдоль бортов по палубе тянутся сколоченные на скорую руку, деревянные настилы. Вытекающие в просветы между брусьями, раздутых, как воздушные шары, палубных бункеров, вода, отходы, слизь и кровь - гуляют по палубе. Рыбомучная установка вышла из строя. Надо спасать рыбу! На сдаче рыбы в это время был пришвартован один литовский СРТР. В шнек нашего приёмного бункера РМУ, по недосмотру рыбаков СРТР-а, попала вместе с отходами, такелажная скоба. К плавбазе в очереди на сдачу - ещё с десяток судов с рыбой. Вот и крутись! Вахты, подвахты,.. ещё подвахты - и финал!
     Работа?! - Вахта - 4 часа, подвахта - 3,5 часа, подвахта 3,5 часа, вахта 4 часа, отдых 8 часов и далее по кругу: вахта, подвахта, подвахта... Ничего. Отработали день - 16 часов. На следующий день по судовой трансляции раздаётся всё тот же требовательный голос капитана: - Аврал! Объявляются подвахты всему экипажу.
     Подвахта, подвахта... При тех же часах работы на море устаёшь намного больше чем на берегу. Это непреложный факт. Не зря рыбаки уходили на пенсию в 55 лет. Работа по 12 часов в сутки, а иногда и по 16 часов приводила к тому, что человек себя чувствовал, мягко говоря, как пьяный, хотя ясно что во рту - ни капли спиртного! Что говорить о работе?! Работа выполнялась добросовестно, но работающий терял самоконтроль над своими действиями и поступками. От перенапряжения снижались сила и выносливость, замедлялась реакция, появлялась раздражительность и сонливость. Рыбообработчики ходили, как "призраки", а точнее - "на автомате". Поэтому, не имея семи пядей во лбу можно с уверенностью заявить, что работа сверхурочная в таком напряжённом режиме чревата несчастными случаями. Что не редко и случалось на промысле. Известно: на судах в море наблюдается большее число несчастных случаев, по сравнению с несчастными случаями на берегу.
     Здесь, в порядке отступления, замечу, что пока мы зашивались с рыбой, в то же самое время в нашем промысловом районе простаивали без рыбы Мурманской, Калининградской и других баз рыбоперерабатывающие суда. "Заслуга" капитана! Может гордиться: - перехватил всю рыбу на промысле. Есть работа, а значит и заработок экипажу. Пусть другие суда остались с носом! Победителей не судят, тем более героев соцтруда.
     Несчастный случай? - Из разряда банальных и закономерных смертельных случаев при авральной работе. Рыбообработчика, по роковому стечению обстоятельств, с фамилией - Бессмертный, при работе на подвахте, затянуло в окно грузового элеватора. Надо было поднять в цех, из охлаждаемого для приёма рыбы мороженой, твиндека трюма № 2, две 120 литровые бочки с донышками для затаривания полуфабриката. Основное правило элеваторщика: "При работе элеватора не заглядывай в его окно" - "Бессмертным" было нарушено. Приёмные столы в элеваторе - не установлены. Вот и результат...
    Несчастный случай произошёл в так называемой, посольной бригаде, после работы которой мы должны были заступать на смену. В одном я был благодарен Богу, за то, что это произошло не на моей вахте и не с моими рыбообработчиками.
     Известие о несчастном случае со смертельным исходом - ужасное известие. Рыбообработчика этого я, как рыбмастер, знал. В предыдущем рейсе он работал в машинной команде и вместе с другими членами экипажа выходил ко мне на подвахту. В новом рейсе стармех его не взял к себе и он был вынужден пойти работать в производственную службу, в качестве рыбообработчика. Судьба здесь не обошла меня стороной. При распределении рыбообработчиков по бригадам я его не взял в свою бригаду.
     Несчастный случай в той обстановке мог произойти в бригаде любого рыбмастера и  оставить тяжёлый отпечаток на всю жизнь. Трудно это перенести душой и забыть... Утешает только то, что судьба пожалела меня.
     Но это ведь я не взял его к себе в бригаду... Почему?! - На то у меня были веские причины. И об этом расскажу далее...


Рецензии
Всё же "с печки бряк", вот поэтому и "растянулся, как червяк". Чего растягиваться, если спички брякают? :)
"Роберт Эйхе", насколько я помню, была вотчиной Пожидаева и набиралась команда зачастую не в порту, а на рейде, чтобы экипаж не разбежался кто куда ещё до начала рейса. Жизнь...
А в перечисленных Вами точках оставления денег Вы забыли одну очень существенную деталь - почти везде сидели сотрудники КГБ и отслеживали особо лихих морячков. Особым их вниманием пользовался ресторан "Руссе", что в Кенгарагсе.
Прочитал с интересом, хотя это, конечно, ещё не литература, а черновик к рассказу. Уверен, что может получиться неплохой рассказ после доработки. Нас уже осталось совсем немного тех, кто помнит "чешуйную карусель" рыбного цеха, поэтому на многочисленные отзывы рассчитывать не стоит, но писать об этом нужно!
С уважением
ВР

Виктор Румянцев   02.05.2017 08:51     Заявить о нарушении
Спасибо, за отклик!
Работали нормально. Конечно экипажи по 1-ой и по 2-ой визе - небо и земля!
С уважением Ив.Ив

Иван Кунцевич   03.05.2017 19:52   Заявить о нарушении
Был в рейсе с Пожидаевым. Капитан был Гуревич! Помнится хорошо.

Иван Кунцевич   05.05.2017 20:44   Заявить о нарушении
Сегодня почти никто не знает, что такое первая и вторая виза. Это я познал когда сразу после института на время стоянки был направлен на подмену рыбмастера на визированное Учебно-производственное судно "Диплот". Одно скажу люди по 1 и по 2 визе различаются, как небо и земля! Люди в общем одинаковые, замечательные, но поставленные по велению сверху, в разные социальные условия!

Иван Кунцевич   05.05.2017 20:57   Заявить о нарушении
На фото: Вентспилский маяк.

Иван Кунцевич   05.05.2017 20:59   Заявить о нарушении
Я на плавбазе только один рейс сделал - "Рыбак Латвии". У Фалмута работали все 6 месяцев, очень понравилось. Хотел ещё, но ОК не согласился. Я ведь там матросом был, а меня в штурмана отправили на "Строгий". А на "Диплоте" я на штурманской практике в 76-77 году был с капитаном Волковым (если не ошибаюсь) - вот где потеха! Старпом Афендиков, 4-й Долгов. Больше никого не помню

Виктор Румянцев   06.05.2017 08:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.