Еще один довесок к Марфе

После того, как мы разобрались с тем, что означает двойное обращение, этот «пятачок» мирно улегся в «копилочку» наших (весьма скромных) познаний о неочевидном смысле библейских слов и выражений и некоторое время лежал там без движения. До поры, до времени. Покуда не пришла в голову еще одна (шизофреническая?) мысль:

Обращаясь к кому-либо дважды, говорящий дает нам понять, что Его собеседник находится в духовном постижении. В том, что сам Он находится на высочайшем духовном уровне, у нас сомнений не возникает. Это – само собой. Как говорится, «по определению». Но, оказывается, бывает и наоборот: когда у нас нет сомнений в отношении Того, к КОМУ обращаются. И не только у нас, но и, надо думать, у того, КТО обращается. И тут начинается самое интересное.

Известно, что ученики обращались к Иисусу не по имени-отчеству, а «Равви!», то есть, «Учитель!». Что естественно: так принято в большинстве духовных традиций. Удивительно другое. Один (и – подчеркиваем! – ЕДИНСТВЕННЫЙ) раз это обращение звучит дважды подряд. Причем, в кульминационном эпизоде. Причем, из уст загадочного и противоречивого персонажа, чье имя мгновенно ассоциируется с самыми гнусными  человеческими качествами:

«Равви! Равви!». И поцеловал Его. [1]

«Э-э…», – сказали мы с Петром Иванычем… [2]

=======================
1. Мк 14:45.
2. © Н. Гоголь.


Рецензии