Настоящая женщина -1

Пыльный районный городишко Шалтинск встретил меня зноем и семейством гусей, перебегавших дорогу.
Автобус выплюнул пассажиров и мгновенно исчез.
-Мамма миа, где я ?- тоскливо подумала  я и пошла по кромке шоссе.
Солнце печет нещадно, три часа дня,  иду и думаю : « хоть бы появился какой-нибудь киоск с лимонадом, или на худой конец, бочка с квасом...»
В такую жару люди прячутся в домах,  а не бегают по улице,  как я.
- Идиотка - ругаю сама себя. - Надо было дозвониться  в пятницу,  может  сегодня, в понедельник и встретили бы.
Чемодан оттягивает руку, сумочка сползает с плеча. В принтованном  платье цвета какао в розовый цветочек и на каблучках, я смотрюсь здесь, по меньшей мере, нелепо.
Оглядываюсь по сторонам. Ни души. Наконец из-за поворота выехал грузовик  ГАЗ-66.
(О том, что это  именно ГАЗ-66 я узнАю от самого водителя)
-Дэвушка, куда едэшь? Давай давезу...- из кабины торчит голова шофера.
(Есть Бог на свете!)

Я открываю дверцу кабины и буквально запрыгиваю в нее.
-Добрый день! -  радостно отвечаю молоденькому солдату.  -  До отдела культуры довезете?
-Канэшна!- отвечает красавец - кавказец, - пять минут.Толко я нэ знаю, где это...
Мы здэсь на уборку урожая прыехали,  а ты откуда такая красывая будэшь?
- Из  Энска.
- А, харощий город, мы там праезжали...
- Еду на работу во Дворец Культуры, по распределению...
У встреченой  на шоссе женщины узнаем дорогу. Вскоре  доехали.
-А на танцы придешь сэгодня? - Видимо Алик решил ковать железо, пока горячо.
-Нет, - говорю я .- Спасибо вам большое. - Но я очень устала.
-Ты на танци прыхади,  все солдаты приходят суда,  я тоже буду.

Я машу ему в ответ рукой  и толкаю массивную дверь отдела культуры.
В коридоре пустынно и темно, прохладно. Пахнет старыми газетами и мышами.
Нахожу  дверь с надписью: «Заведующий».  Стучусь. Закрыто.
Иду дальше.
 В самом конце коридора меня встречает женщина со словами :«Ну наконец-то!» и заводит меня в кабинет. Знакомимся. Ее зовут  Стэлла Эдуардовна. (Однако! Столь претенциозное  имя ,  да в этакой-то глухомани) Маленькая, склонная к полноте. Сразу не поймешь, сколько ей лет. Можно дать тридцать,  а можно – пятьдесят.
«Тридцать восемь,- думаю я,- не замужем.  Красный диплом. Есть сын - подросток. Институт культуры. Библиотекарь.Квартира съемная...»
--Юрий Сергеевич на совещании. Сегодня его не будет - тем временем говорит моя коллега.-
Но завтра с утра обязательно вас примет...»
-Что же мне делать теперь?   Где тут у вас  гостиница? – спрашиваю я.
-Что вы, что вы -  торопливо пропищала она, -  я вас приглашаю к себе. Живу я с сыном, но мальчик вам не помешает.У меня и поужинаем...
-Спасибо за приглашение –отвечаю я, - это очень любезно с Вашей стороны.
Ей понравилась моя манера изъясняться.

Наконец –то я оказываюсь в квартире, где могу спокойно принять душ и переодеться в ситцевый сарафан,  что я и делаю.
Выхожу на балкон покурить и вдруг ощущаю чей-то взгляд в спину. Обернувшись, вижу молодого парня в пилотской форме. Он сидит на табурете ,на соседнем балконе  и курит. На коленях - книга.
- Добрый день, синьорина, мадемуазель, барышня...
-Добрый!-нежно отвечаю  я.(В такие минуты у меня меняется даже голос). На самом деле хотелось ответить :  «Кому добрый,  а кому...»
-Вы в гости? - Пилот откровенно рассматривал меня.
-Нет, к сожалению. На работу, по распределению.
-Ну почему же к сожалению ?- пилот рассмеялся. – Вот я,  например, работаю второй год здесь в авиаотряде, и ничего...Да, кстати, Вадим...Он протянул мне руку через балкон.
-Светлана. Очень приятно. Неужели у вас и аэродром есть? Куда летаем, если не секрет? У вас симпатичный городишко,- говорю я, чтобы сделать ему приятное.
-Летаем в  областной центр  с пассажирами, ну еще опрыскиваем сельхозугодья, больных перевозим . Работы хватает...
Стэлла приготовила тем временем ужин и кофе. Мы не успели договорить.Извинившись, я  покинула собеседника.

С утра не было ни маковой росинки во рту, поужинала с аппетитом.
Я оказалась права. Стэлла живет  с сыном.  Библиотекарь.  Получила квартиру,  как молодой специалист.
--И вы получите - пищит она,- когда отработаете три года.
(Неужели она всерьез  полагает, что я останусь здесь на три года?  Смешная...)

Утром  Юрий Сергеевич,  заведующий отделом,   усадил меня напротив.
-М-да,  молодая больно,- сколько лет-то тебе?
-Восемнадцать, -  отвечаю, -  слегка опускаю  глаза, изображая смущение.
-Вот, значит как. В общем езжай работать в село Кировское (это колхоз «Путь к коммунизму»), здесь недалеко, километров  тридцать.  Художественным руководителем...
-А-а-а-а у меня есть альтернатива? – от такой перспективы меня начинает перемыкать.
-Нет. – просто отвечает он. -  Всюду комплект.
-Таня,- кричит он секретарше - пиши приказ...

Ехать пришлось автостопом.
 Я простояла три часа на дороге, пока меня не подвез какой-то  мужичок лет шестидесяти.
- Куда путь держим? - весело спросил он.
- Так к коммунизму,  дедуль.
Дед юмор оценил. Разговорились.
- А можно закурить? - спросила его я .
- Можно, чё нельзя.  Свои куришь...


Так я оказалась в Богом забытом Кировском.
Я вошла в село  с востока.Красота необыкновенная.Тихий пруд в центре села,парк.Зелено.
Вдали слышался гул тракторов и комбайнов.
«Заколосилась пшеница и сотни юношей и девушек вышли на поля родного хозяйства.Битва за урожай началась...»-вспомнила я газетные штампы тех лет и смех разобрал меня .

Так , развлекаясь,  добралась я до центра села.
Здесь стоял памятник вождю пролетариата. Ленин стоял,  подняв руку вверх, в которой крепко держал кепку.В глазах – прищур. Будто  не верил до конца сотоварищам: тем ли курсом идут они? Я задумалась:а тем ли курсом иду я? Пойду-ка я  по направлению ленинской  руки.(Следуя логике, местное начальство должно было находиться именно там)
Да, точно, контора здесь.
Для встречи с  предсельсовета  с утра надела   белое платье в черный горошек.
В волосах заколка в виде белой розы. Мне ее подарил один поклонник. Сам смастерил . На зоне.

-Ну вот вам ключ от, так сказать, храма культуры –предсельсовета  Михалыч протянул связку, -   Работайте.   А жить будете у бабки Самбучихи.  Она одинокая, но не злая.
О том, какая она на самом деле я узнала гораздо позже, когда, однажды ночью  она заскочила ко мне в комнату и тряся костылем,  кричала какие-то  не то заговоры,  не то проклятия.   Время от времени она крутилась вокруг своей оси,  сидя на полу.
Я была девушкой не робкого десятка,  но и мне стало не по себе от этой картины.
Волосы встали дыбом.
-Свят,свят,свят,- молилась я  в темноте. Подпрыгнуть до выключателя было не в моих возможностях, ибо бабка преграждала мне путь к свету, то махая костылем, то запрыгивая на него сверху.
-Ха-ха-ха- злобно хохотала она и ее зловещая фигура черной тенью носилась  перед  едва светившимися от  уличных фонарей окнами...
Шабаш длился  с полуночи и до четырех  часов утра.
Я спала урывками, ожидая очередной «вальпургиевой»  ночи.  На работе все шло неплохо.


Поначалу шокировал сам Дворец культуры. 
В темном фойе висели фотографии передовиков социалистического производства. Все как один смотрели строго и серьезно, словно шли  на войну. Видимо, их фотографировали в один день. Фотограф был плохой и качество снимков оставляло желать...

Из так называемой наглядной агитации я узрела огромный красный плакат с черной надписью «Пятилетку- за три года!», на котором стоял молодой и симпатичный  молотобоец или сталевар? В спецовке и  с разводным ключом(!) в руке.(Один мой друг –художник Сева говорил, что  советский издатель любит,  чтобы лица на агитках были   открытые, незлобивые, что видимо особенно было важно в облике молодого строителя коммунизма).  На втором плакате стояла такая же крепкая строительница  будущего (женщиной ее назвать было трудно)в белом халате. В руках она держала ведро с молоком.На заднем плане виднелось стадо буренок . Надпись гласила: удвоим надои   молока с каждой коровы(!)

Я прошла в зрительный зал.
 К счастью, он меня не разочаровал.  А сцену можно было бы назвать даже очень вполне. Я поднялась . Походила по сцене,  потанцевала,  посмотрела, что лежит за задником.  Запах сцены навеял воспоминания. Слезы сами скатились по щеке горошинами.Куда я приехала?!
За задником стояло  фортепиано  с разбитыми вдрызг клавишами( Ну почему люди так жестоки?), несколько пыльных поломанных стульев, старый проигрыватель и шкаф, вероятно с костюмами(он был на замке), зеркало и поломанная гитара.

В моем кабинете было тесно, темно  и неуютно.
Я выловила техничку бабу Зину и привела за кулисы.
-Где сам?
-Дак директор третьего дня уехал в Ростов. Отпуск у него.
-Помогите мне  с  уборкой.
Баба Зина недовольно принялась елозить грязной тряпкой по полу.

Встреча со мной явно не входила в ее планы. Пришлось самой браться за работу, засучив рукава.
Через  четыре  часа Дворец преобразился. Я содрала  со стен дурацкие плакаты, как шкуру с убитого  зверя.
Мы помыли все окна и стены.А кабинет превратился в светлое и уютное помещение-гримерную.
Там же, в закутках я нашла деревяного клоуна и поломанную гитару.Их я повесила себе на стену. Нашелся и целый стул.Стол был вообще из дубового дерева и я влюбилась в него сразу.
(Сколько стихов было написано, сидя на нем!)


Я набрала детскую  хореографическую студию, а по вечерам работала  со взрослыми, открыв для них школу бальных танцев,проводила  я и дискотеки, а киномеханику посоветовала сменить репертуар.
Народ повалил в «храм культуры». Хлеб свой я отрабатывала на все сто процентов.
Впрочем, только хлеб и был в сельском магазине.
Его выдавали колхозникам по карточкам.
Полки были пусты, - сказалась прошедшая  Олимпиада .

Я заходила в магазин с упорством маньяка.
-Продукты  привезли ?- спрашивала я девушку.
-Нет,- честно  говорила грустная продавщица, и я уходила.
-У всех колхозников свое хозяйство, подворье - пояснил мне кудрявый парторг, к которому я зашла однажды.- Вот они и не пропадают. Молоко, мясо, яйцо, зелень - все своё.
-А  мне что делать?- спрашивала я,- у моей хозяйки   ничего нет. К тому же по ночам она становится Ведьмой.
Парторг расхохотался: -  Да нет у нас ведьм и не было никогда.

Однако местная молодежь мне призналась, что проходя мимо  дома Самбучихи , принято  скрещивать пальцы . Или  схватиться за пуговицу.
У бабки жил черный кот,  вполне милое создание. По ночам он прятался от нее под кровать.
А днем сидел в кустах и зловеще смотрел на проходящих людей.
Питалась я исключительно  молочным супом и хлебом .   Запивала это пустым чаем.         Маме писала, что все хорошо.

Днем бабка была вполне адекватной старухой.
Иногда она даже готовила, но чаще всего  сьедала то,  что готовила  я.   
Однако снять другую квартиру сельсовет не мог или не хотел...

 Четыре месяца  спустя я поехала домой,  проведать родных.
 Мама не узнала меня –кожа да кости.
- Ты писала, что все хорошо.Но на тебе лица нет, господи,- запричитала она.
- Может, останешься.  Отец куда-нибудь устроит...
- Мам, ты о чем, - отвечаю я , -Может и вернусь, если квартиру не дадут.  Но только после  Нового года. Там же у меня дети, люди ждут, концерт запланирован.Может, после праздников...

Вечером звонит телефон, не переставая.
-Это я, Жора. Выходи посидим, споём. Соскучились мы по тебе.
-Вы где?- радостно кричу я.
-В «дворянском гнезде».(Так назывался квартал, где жила "элита" - обкомовские работники, благодаря которым  я навсегда потеряла веру в социальное равноправие и ушла из комсомола).
Я ужинаю и выхожу.
Народ меня не узнает.
-А ты похудела и ... изменилась ...
Замечаю новое лицо.Знакомимся.Володя окончил  институт нефти и газа  и приехал работать  домой.Повезло...
-Ты любишь Рубцова?-спрашивает он.
-Обожаю.
Он тянется за гитарой.Поет:  «Улете-е-ли листья с тополей,  повторится в мире неизбежность.
Не жалей, ты листья не жалей,пожалей любовь мою и нежность...»  Я  подпеваю...
Мы перепеваем весь наш репертуар – от Высоцкого до Макаревича,  Владимир читает мне стихи Рубцова , а я ему -Шпаликова  и  постепенно  я оттаиваю, мне хорошо с моими ребятами и никуда не хочется уезжать...
С Володей  я поцеловалась в подьезде. Он был старше меня на пять лет и ...такой романтик!
-Ты вернешься? Я буду ждать...

Через день я уехала в свою Тьмутаракань, чтобы встретить там Новый год...
В селе от поклонников не было отбоя.Они провожали меня огромной толпой до самого дома.
Взрослые и дети меня обожали.И даже полуголодная, я готова была бы работать, если бы не ...моя хозяйка.
Ночные бдения выматывали меня.Я была вечным сторожем.
Из-за недосыпа я стала раздражительной  и рассеяной.
Кстати сказать,  на дверь я прибила щеколду, чтобы ночная гостья меня не беспокоила.
Однако, стало еще хуже.Она стучала мне в дверь, и я видела ведьминские танцульки уже сквозь стекло.
 
Начальство же подыскать другую квартиру не спешило.Я поставила ультиматум, но и это не сработало.


Холодным декабрьским утром, я собрала чемодан и позвонила завотделом культуры:
-Прощайте, Юрий Сергеевич, не поминайте лихом...
- Стой!  - закричал начальник, - я тебя не отпускаю. Я тебе не выдам трудовую. Ты обязана отработать три года.
-Разберемся у прокурора,- спокойно сказала я и выдержала паузу.(Ровно три минуты)Жильем вы меня не обеспечили,здоровье пошатнулось по вашей вине.  Буду завтра ...

С утра я выехала  в Шалтинск, занесла в отдел культуры  заявление об увольнении.
Затем  пошла к Стэлле домой, постучала, но видно она еще не пришла.
Зато Вадик оказался у себя, в соседней квартире.
Он открыл дверь и остолбенел.
-Неужели прекрасная незнакомка ? - Входите.


Он был не один. На кухне сидела мужиковатая девица.
(«Ну это не подружка,  а друг, - подумала я, оглядывая ее бицепсы.»)
-Знакомьтесь, это Вика, учитель физкультуры.
-А это Светлана,  хореограф.
Вика подала мне руку и очень сильно сжала мою.
-Мы с Викой приглашены в гости.Ирина  наша знакомая - врач,  недавно вышла замуж за начальника местной милиции.Может, пойдем с нами?
-С удовольствием ,- пропела я ,-а  можно я оставлю у тебя чемодан? Я пришла к Стэлле, а ее нет дома.
-Ну конечно , ради Бога. Кстати, ты можешь даже переночевать у меня.
-???
-Правда, у меня кровать одна, но я гарантирую Вашу безопасность., синьорина...
Так мы оказались с Вадиком в гостях.
Ирина оказалась врачом-невропатологом.
Милая женщина, она  мне понравилась сразу.Юрий прекрасно пел и играл на гитаре, время пролетело быстро. Вернулись  мы  в час ночи, и дабы не будить Стэллу, я решила воспользоваться приглашением Вадима.
Он постелил постель. Я подошла и демонстративно разделила ее на две половинки , соорудив из одеяла нечто, вроде «границы».
Ночью Вадик разбудил меня тем, что смотрел на меня, не отрывая глаз.Было в нем что-то восточное.Глаза-маслины.
-Ты что? -прошептала я , - даже не вздумай.  Я – невинна. И вообще,  представь  себе,  утром мы будем прятать глаза друг от друга, надо будет стирать белье, живешь ты один,  машинки у тебя нет,  опоздаешь на службу. Уволят. Да и в самом процессе ничего приятного для тебя. Одни проблемы...
Как ни странно, железная логика подействовала. Вадик засмеялся, покрутился немного и уснул.


Утром он разбудил меня, мы  выпили с ним по чашке растворимого кофе и пошли  на вокзал. Со Стэллой мы встретились на лестнице.
Она смотрела на меня, как на падшую женщину.
- Здравствуйте,- проворковала я, - Вадюша, а дверь - то мы закрыли?
Я взяла его под руку и мы пошли по улице.
-Это правда,- спросил он меня на улице, -  что у тебя никого не было еще?
- Да, - сказала я ,- клянусь...
Вадим попросил мой номер телефона в Энске.
-Ни за что!- отвечаю ему я. - Я больше никогда не вернусь в ваш город. Прощай,  город  ведьм и развитого социализма... Я целую Вадима и сажусь в автобус.
- Будь осторожна, - кричит он , - и никогда не ходи ночевать к незнакомым   мужчинам.

Конечно, Вадим, но только тогда  это буду не я...


Рецензии
Спасибо! Ностальжи! Все именно так и было, и люди были добрые, конечно. Что сказать про героиню? Субтильная, женственная, смелая, умная и органично кокетливая! И очень-очень не простая с тройным дном! Юмор у автора добрый, глаз точный на детали. Речь героев формирует их образ, короче, хорошо!

Александр Самоваров   12.11.2011 16:21     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.