О классическом кроссовере

В 2010 году популярная певица Кэтрин Дженкинс прибыла в Буэнос-Айрес, чтобы представить свой новый компакт-диск «Believe». Не знаю, по какой причине, но раскручиваемая на всю катушку дива не дала в аргентинской столице ни одного «серьёзного» концерта. Один состоялся в книжном центре «Grand Splendid», другой – в гостинице «Four Seasons», третий – на телевидении в авторской программе «SG» Сусаны Хименес. В заключение визита Дженкинс спела гимн Канады перед матчем между футбольными командами Аргентины и Канады. Её новый диск начали крутить в «Grand Splendid» за неделю до встречи, да с такой интенсивностью, что по прошествии двух дней меня уже стало от него подташнивать. До того, как он появился в продаже, я уже была знакома с предыдущими записями Дженкинс, и моё мнение о певице заключалось в следующем: «Хорошенькая блондинка, секси, глазки такие серенькие. Явно пытается составить конкуренцию Саре Брайтман». То, что она хорошенькая, быстро поняли и другие, и диски с ее фото стали расходиться со страшной силой. А вот тягаться с Сарой ей всё-таки было не по плечу: у звезды Бродвея всё давно уже достигнуто – есть и слава, и деньги.
Во время презентации «Believe» Кэтрин исполнила тему из фильма «Крёстный отец» «Parla Piu Piano», потом песню из репертуара группы Queen «Who wants to live forever» и ещё парочку широко популярных хитов. Ни один из них не прозвучал лучше оригинала или так, чтобы было хоть чуточку интересно. И я умирала от скуки, слушая певицу. Через десять минут моя скука трансформировалась в сгусток отрицательной энергии, которая шаровой молнией долетела до электрических щитов в подвальном помещении и погасила свет во всём огромном центре. Это, конечно, шутка. Но свет действительно погас. Растерявшуюся певицу провожали к выходу голубыми огоньками сотовых телефонов.
Пение популярной классической музыки не оперными певцами, а теми, чьи голоса имитируют оперную манеру исполнения, дало начало новому жанру – классическому кроссоверу. За последние двадцать лет он прочно закрепился на концертных площадках и в звукозаписывающих компаниях. А началось всё, как мне кажется, с итальянца Андреа Бочелли. Знаменитый Лучано Паваротти поддержал начинающего певца, сказав, что у него красивый тембр голоса, и тот, уверовав, что занимается благородным делом популяризации классической музыки, с большим энтузиазмом взялся за дело. С тех пор в его репертуаре наряду с лирическими песнями и романсами появились ведущие роли в операх «Тоска», «Богема», «Трубадур», «Вертер», «Паяцы», «Кармен» и «Сельская честь». Но видимо из-за нежелания ранить чувства слепого певца, никто никогда не осмеливался дать более или менее объективную оценку этим исполнениям. Только однажды я встретила в печати критическое высказывание Роберта Левина: «Было бы хорошо, чтобы кто-нибудь из родственников или друзей Бочелли сказал, что ему не следует петь в опере, потому что это у него плохо получается». Только однажды я встретила в печати критическое высказывание Роберта Левина: «Было бы хорошо, чтобы кто-нибудь из родственников или друзей Бочелли сказал, что ему не следует петь в опере, потому что это у него плохо получается».
Успешное продвижение Бочелли на поприще популярной классики вдохновили и других певцов с «поставленными» голосами искать быстрой славы. Многим из них, таким как Алессандро Сафина, Джош Гробан, Мариос Франгулис, Шарлотта Чёрч, Джорджия Фуманти и Эмма Шапплин удалось записать по нескольку компакт-дисков, разошедшимся по миру миллионными тиражами. Интересный факт: у большинства певиц репертуар во многом совпадает с репертуаром Сары Брайтман, опробованный на публике и получивший широкое признание уже несколько лет тому назад. Как известно, по проторенному пути идти намного легче.
Чуть позже появились два других феномена. Первый – интернациональный квартет «Il Divo», образовавшийся вскоре после исчезновения знаменитого союза трёх теноров – Паваротти, Доминго и Каррераса. Четыре молодца привели в восторг невероятное количество женщин, любящих романтическое пение: «Как поют! Да к тому же красавцы какие!» Второй феномен – Сьюзан Бойл. Никто не ожидал, что женщина под пятьдесят, с непривлекательной внешностью, «синий чулок» могла победить в популярном шоу Britain's Got Talent, спев фрагмент из мюзикла Клода-Мишеля Шенберга «Отверженные». Спустя несколько месяцев после победы в шоу Бойл записала свой первый компакт-диск «I Dreamed a Dream», который сразу же был распродан в огромных количествах. У Кири Те Канава, сопрано с мировым именем, на радио ВВС как-то спросили, что она думает о пении Бойл. Кири не сдержалась: «Вы меня просто оскорбляете таким вопросом! Бойл и ей подобные делают «whiz-bang», а я занимаюсь оперой, что является делом серьёзным».
Но что заставляет таких звезд, как, например, меццо-сопрано Анне Софи фон Оттер после двадцатипятилетней работы в оперном театре записывать песни Бенни Андерссона? То ли до такой степени наскучила ей музыка Генделя и Рихарда Штрауса, то ли бывший участник АВВА попросил соотечественницу напомнить о его былой популярности. Не известно. Но только CD получился таким, что после его прослушивания становится грустно. Пение сопровождается бедным аккомпанементом синтезатора, а самим песням недостает ни образа, ни характера. Слушая версию Оттер «The Winner Takes It All», сто раз вспомнишь оригинальное исполнение известной шведской поп-группы и подумаешь: «А может каждому из певцов надо в своем лагере оставаться?»


Рецензии