Stalker. С Новым годом, Зона!

Кто его построил, даже старожилы не знают, но он всегда мог приютить и обогреть любого. Каждый сталкер, прокладывая маршрут, обязательно отмечал его, как надёжное укрытие, где можно сделать привал и отдохнуть. И когда их спрашивали, - где остановитесь? То обязательно можно было услышать — Как где? В Старом схроне.

— Ну что, отмычки, устали? — Спросил добродушно самый старый из них, скидывая объёмный рюкзак на стол. Как самый опытный, он командовал группой. Седовласый, на вид суровый, лет тридцати пяти. Редкую улыбку надёжно прятала борода. Говорят, что раньше был учителем в школе и по каким-то причинам, а тут не спрашивают, по каким, если сам не расскажет, попал в Зону. Но, эта учительская жилка сохранилась в нём. Уже со многими он поделился опытом и вывел, как говорится, в свет. Набирал команду на Кордоне из новичков, натаскивал их, а когда решал, что без его помощи они выживут, возвращался за новой. И он гордился тем, что ещё ни одного не потерял.
— Дед, а почему ты нас, обзываешь "отмычками"? — спросил невысокий крепыш, сбрасывая свою ношу на нары.
— Бес, а как мне вас ещё называть? Пока не наберётесь опыта, вы только отмычками работать и можете. Так что, или слушайтесь опытных сталкеров и учитесь, или работайте по своей специальности. — И улыбаясь в бороду, оглядел притихшую молодёжь, и продолжил, — ладно, что приуныли? Уже перевалило за полдень, а у нас ещё много дел. Нужно сделать разведку местности, отметить все аномалии и убраться в схроне. Ну как, кто со мной на разведку?
— Что? Опять бродить? Итак, по пути каждую аномалию отмечали. — Простонал Бес, вытягивая ноги. — А зачем нужна эта разведка? Бессмысленная трата времени. Сам же говоришь, что Выброс вскоре? Ведь после него, появятся новые аномалии, а старые могут сместиться, правда, Стёпа?
Полный парень, в это время укладывавший рюкзак на полку стеллажа, вздрогнул и обернулся.
— Правда. Дед, зачем? — Поддержал друга Степан. Увалень, толстяк, он всегда был рядом с Бесом. Они вместе появились на Кордоне. Как позже выяснилось, они были с одного двора, и Бес там был первым хулиганом. Это он подбил Степана на эту авантюру — проникнуть в Зону. Так что не удивительно, что Степан всегда поддакивал Бесу. "Ничего, Степан, пооботрёшься, заматереешь и поймёшь, каков твой друг, и поймёшь, что ему дали кликуху Бес - от слова "Бестолочь" — подумал Дед и ответил на их вопрос:
— Сейчас прогуляемся вокруг, зарисуем и отметим аномалии. А после Выброса, ещё раз пройдёмся и посмотрим, какая аномалия сместилась, и там поищем артефактов. — Говоря это, Дед проверил оружие и, проходя к дверям, продолжил, — а может, откроется проходимый коридор вглубь аномального поля, куда раньше никто пройти не мог. Запоминайте, пригодится.
Встав в дверях, Дед обернулся и произнёс:
— Андрюха, бери оружие и пошли. А вы друзья приберитесь в комнате. Весь мусор сложите, в вон тот мешок. Из схрона не выходить. Понятно?
Друзья кивнули. Андрей, высокий, молчаливый парень, повесив автомат на плечо, пошёл к выходу. Пропуская Андрея вперёд, Дед продолжил инструктаж:
— Так, мы выйдем, а вы, сразу за нами закроете схрон. Когда вернёмся, скинем сообщение вам на ПДА. С оружием не балуйтесь. Придёт, кто чужой, сообщайте немедленно. А будет ломиться — тем более. Надеюсь, вы всё запомнили. Вернёмся через два часа. Закрывайтесь.
Дед вышел. Степан подошёл к двери и закрыл её на засов.
Андрей стоял у входа и, дождавшись Деда, спросил:
— А вдруг не откроют?
— На этот случай, есть один надёжный способ. Откроют, как миленькие, — усмехнулся в бороду сталкер, — так, я сейчас пойду, а ты смотри по сторонам. Как свистну, подойдёшь ко мне, только иди строго по моим следам, а я тебя прикрою. Изредка посматривай на север, как только увидишь, что тучи встанут в хоровод и начнут уплотняться, то у нас будет полчаса, чтобы вернутся. Понял?
Андрей кивнул.
— Ну, тогда я пошёл.
Закрыв дверь, Степан оглянулся и осмотрелся. Небольшой тамбур, по консервной банке, лежащей на скамейке, можно судить, что это место для курения. Взяв импровизированную пепельницу, Степан прошёл в комнату. Напротив тамбура стоял стол с четырьмя табуретками. Вдоль стен вытянулись сборные металлические стеллажи. Наверно их принесли с какого-то заброшенного склада. И поперёк комнаты, у задней стенки, стояли двухъярусные нары.
— Свалил, старый урод, — то ли спросил, то ли констатировал факт, проворчал задумчиво Бес. — Слушай Стёп, это первый и последний раз, когда я послушал тебя.
— Не ворчи Бес. Дед лучший учитель, — ответил Степан, вытряхивая пепельницу в мешок. — Нам повезло, что он набирал новую команду.
— Ага, повезло, — презрительно фыркнул Бес. — Какого чёрта он попёрся в Зону под Новый год, сидели бы сейчас с братвой и провожали бы уже Старый.
— Тебе бы только бухнуть, — Степан отнёс пепельницу обратно и вернулся в комнату, держа в руке потрепанный веник, — Подними табуретки.
— Щас, разбежался. Я уборщиком не нанимался. — Продолжал ворчать Бес. — Оставили нам грязную работу, а сами свалили.
— Бес, мог бы и сам пойти. — Снимая тенета с углов, сказал Степан.
— Вот ещё. Итак, ноги болят. Слушай, бросай это дело, смотри, что у меня, — Бес показал Степану бутылку водки. Поднявшись с нар, он подошёл к столу, держа в руках рюкзак. Поставил бутылку и достал две банки консервов, батон, нож и кружку. — Давай, пока они ходят, по маленькой. Проводим старый год.
— Открывай консервы, я сейчас домету и присядем. — Подметая пол, ответил Степан. 
— Андрей, "Электру" отметил?
— Да.
— Вот и хорошо. Перекур, и пойдём к схрону. — Дед подошёл к Андрею и присел рядом с ним на жёсткую траву, — леденец хочешь?
— Нет, спасибо. — Андрей потянулся и спросил, — пойдём обратно той же тропой?
— Нет, как говорил Рэд Шухарт, сталкеры не возвращаются по той тропе, по которой пришли. — Дед сделал паузу и продолжил, — так что, сделаем небольшой крюк и подойдём к схрону с другой стороны.
— Рэд Шухарт, — задумчиво повторил за Дедом Андрей, — так Чёрного Сталкера зовут?
— Рэд Шухарт — Чёрный Сталкер? — развеселился Дед, — а ты Стругацких читал? "Пикник на обочине"?
— Мне некогда чтением заниматься.
С кривого, изломанного Зоной дерева взлетели вороны, напуганные непривычным для этих мест звуком — весёлым смехом.
— Ну что за молодёжь пошла? — Упал на спину Дед, — Стругацких не читали. "Пикника" не читали. Некогда им. Они решают мировые проблемы, им не до книжек разных.
Дед, можно сказать, уже катался по траве, вытирая проступившие слёзы. Смех сталкера был таким неожиданным, что Андрей стал осматривать ближайшие кусты, выискивая большую голову контролёра. Неужели это он захватил мозг Деда. Но вокруг ни души. Андрей успокоился и спросил:
— А кто это такие Стругацкие?
Дед несколько раз пытался ответить, но комок в горле, заставлял замолчать. После небольшой борьбы со смехом, который не давал выговорить, справился и восстановил дыхание. Сделав несколько глубоких вдохов, ответил Андрею:
— Братья Стругацкие, Аркадий и Борис, в конце шестидесятых, в начале семидесятых годов прошлого века, написали повесть "Пикник на обочине". — Дед что-то вспомнил, усмехнулся и продолжил, — в этой повести они описали Зону, с аномалиями, с артефактами и сталкерами, которые эти артефакты искали и выносили за периметр охраны.
— Не может быть? Говоришь, ещё в прошлом веке написали? — Удивился Андрей.
— Ну, там Зона образовалась после посещения инопланетян, но аномалии и артефакты, описанные в книге, очень похожи на те, что мы наблюдаем и находим здесь. — Дед перевёл дух, глотнул из армейской фляжки и продолжил, — я и попал в Зону из-за этой книге. Страх, как захотелось посмотреть на всё это своими глазами.
— Там что и мутанты такие же описаны?
— Нет. Вот мутантов там не было, были зомби... — Увидев в глазах Андрея разочарование, Дед спросил, — а такие слова тебе знакомы, "ведьмин студень", "комариная плешь", "жгучий пух", "пустышка", "батарейка", "сталкер"? Все эти слова из книги. Наверно, первые сталкеры тоже читали эту знаменитую книгу.
— Эх, жаль, нету книги, а то бы почитал, — вздохнул Андрей.
— Не расстраивайся, она лежит в моём рюкзаке. Как придём, дам тебе почитать. Нам здесь долго ещё быть. — Дед поднялся, — давай, вставай. Итак уже засиделись.
— А точно книга здесь есть?
— Есть, есть. — Усмехнулся в бороду Дед. — Пошли. Идём так же. Сначала я, ты меня прикрываешь, потом ты, я тебя прикрываю. Ясно?
— Да.
— Я пошёл, а ты будь внимательней.
— Ну что? Ещё по одной? — Предложил Бес, держа бутылку в руке.
— Мне хватит. — Прикрывая кружку рукой, отказался Степан. — Да ты закусывай.
— А я и закусываю водкой. Ну если не хочешь, то мне больше достанется. Слабак. — Бес посмотрел сквозь бутылку на свет и вылил остатки в свою кружку.
Степан взял ложку, зацепил кусок мяса из банки и поднёс Бесу. Но он отодвинул закуску от себя, глотнул из кружки и, протянув руку, попросил: — Воды.
Степан подал фляжку. Бес схватил её, поднёс к губам и сделал несколько крупных глотков. Отдал фляжку и перевёл дух.
— Стёп, помнишь? Когда мы сюда шли, меня этот старый пень сбил с ног?
— Ну да, мы тогда очень удивились, с чего это вдруг тебя в аномалию понесло. — Ответил Степан.
Бес, порывшись в кармане штанов, достал что-то завёрнутое в платок. Положив перед собой свёрток, стал осторожно открывать.
— Ты думаешь, я дурак, просто так в аномалию лезть? Вот смотри, что я нашёл, — Бес развернул платок и показал артефакт. Идеально круглый с небольшим бугорком и пульсирующей снежинкой внутри.
— А этот идиот и не заметил, как я его прибрал, — довольно сказал Бес.
— Надо спросить Деда, что это за артефакт, — любуясь, произнёс Степан.
— Ты что, придурок, это моя добыча, и с ним я делится не буду, — заворачивая артефакт в платок, возразил Бес. И убрал свёрток в карман.
Тут их ПДА дружно просигналили. Степан просмотрел сообщение и, вставая, сказал: — Они пришли. Пойду, открою.
Бес достал сигарету и закурил.
Дверь открылась и показалась голова Степана. Дед подошёл к входу, покачал створку, она жалобно заскрипела, и распорядился:
— Андрюха чуток покарауль. Степан принеси маслёнку, надо петли смазать.
— Щас, — ответил Степан, и исчез.
— Дед, я обратил внимание, что у схрона только один вход, не перекроет ли его аномалия после Выброса? — спросил вдруг Андрей.
— А чёрт его знает, — пожал плечами Дед. — Вот Выброс переживём и отроем запасной выход.
— Дед, вот, — появился в дверях Степан, держа маслёнку.
Уже стемнело. Подсвечивая себе фонариком, Дед прокапал петли маслом, проверяя их на скрип и лёгкость хода.
— А зачем нужно петли смазывать?
— Понимаешь Андрюха, не хотелось бы, предупреждать всю округу о нашем выходе из схрона. — ещё раз проверив дверь на скрип, Дед продолжил, — всё Андрей, заходим.
— Дед, я обратил внимание, что ты пользуешься многими мелкими предметами, помимо болтов, определяя аномалии. Зачем тебе это? — спросил Андрей. Дед, попивая чай из кружки усмехнулся.
— Я думал, что не дождусь этого вопроса.
— Правда, Дед, почему? — заинтересовался Степан. Рядом с другом сидел Бес и клевал носом. Выпитая водка натощак давала о себе знать, и его клонило в сон.
— Стёп, положи своего друга на нары, — попросил Дед. Степан встал из-за стола и попробовал приподнять Беса, но тот вцепился в стол и что-то пробормотал невразумительное. Степан махнул рукой и сел за стол.
— М-да, как говориться товар не кантовать, — вздохнул Дед, — а теперь представьте, что с вами будет, если на вас в таком состоянии нападут мутанты?
— Ну, так, водку пить, радикалы выводить, — заступился за друга Степан.
— Поверьте мне, старику, враньё это всё. Видели архаровцев на Кордоне, с волдырями на коже?
— Ветераны, что ли? — Переспросил Андрей.
— Ха, ветераны, — издёвкой усмехнулся Дед, — да, самый старый из них, около полугода в Зоне, и то дальше блокпоста у моста не ходили. Ветераны.
— Они говорят, что это отметины их походов к "Монолиту". — Вставил слово Степан.
— Это отметины водки, выпитой ими. Спирт закупоривает потовые железы и поэтому, вместо того, чтобы радионуклиды выходили из кожи естественным путём, вместе с потом, они остаются в коже. И от этого у этих алканавтов и язвы с волдырями. Поняли?
Андрей со Степаном кивнули.
— Дед, а всё-таки, зачем тебе этот набор разных мелких предметов? — Повторил вопрос Андрей.
— Представьте, такую ситуацию. Перед вами "Электра". Как вам через неё пройти? — Спросил ребят сталкер.
— Как? Бросаю болт, "Электра" разряжается, и я проскакиваю мимо, пока она опять не зарядиться, — поделился своими знаниями Степан.
— И с разбегу влетаешь в "Комариную плешь", — продолжил за ним Дед. — Так вот, чтобы определить, что находиться за "Электрой", нужно кинуть предмет, на который она не среагирует. — Говоря это, Дед достал из мешочка, небольшой деревянный кубик.
Тут Бес не удержал голову и приложился носом об стол. Что подействовало на него отрезвляюще.
— Очухался, — спросил его Дед, взглянул на наладоник и продолжил, — иди сходи в предбанник, покури и проветрись, через несколько минут будет Новый год.
— Стёп, сигареты есть? — Спросил Бес. Степан взял со стола сигареты с зажигалкой и дал другу. Тот поднялся из-за стола и, шатаясь, прошёл к входной двери. Сел на скамейку и закурил. Дед убрал ПДА в нагрудной карман.
— И так на чём мы остановились...
Бес, молча, сидел и курил. Дед за столом доставал из мешочка разные предметы и, объяснял для чего и в каких случаях их нужно применять. Беса, это совсем не интересовало. Докурив вторую сигарету, он достал из кармана платок. Оглянулся, но все были увлечены разговором и на него не смотрели. Успокоившись, Бес стал осторожно рассматривать найденный им артефакт. Идеально круглый, со снежинкой внутри, только небольшой выступ на артефакте портил всю картину. Бес ещё раз оглянулся, но на него никто не смотрел, и достал нож. Осмотрев артефакт, поднёс нож к выпуклости, что так портила идеальный шар, и срезал...
— Итак, чтобы определить визуально границы "Карусели" или "Воронки", подойдёт любая цветная пыль, достаёте ще...
Небольшой хлопок у входа прервал Деда на полуслове.
— Бес! — Вскрикнул Степан и рванул к другу.
— Стой! — Закричал Дед, но было уже поздно. Степан уже наступил на белую изморозь на полу и мгновенно обледенел.
— Андрей, стол на попа! — Но Андрей застыл, с ужасом смотря на побелевшего Степана. Дед со всего размаха ударил Андрея по спине, — очнись, иначе эта дрянь разрастется, и мы не сможем выбраться.
То ли удар в спину, то ли крик Деда, привели Андрея в реальность. Они с Дедом поставили стол на попа. Дед схватил автоматы, один кинул Андрею и прокричал, — сбивай засов с двери и спрячься от рикошета за стол!
В два ствола они открыли огонь по засову двери. Пули впивались в дубовую дверь и сминали металлический засов. Они выпустили по три рожка патронов, прежде чем сбили засов.
— Разбирай стеллажи и стойки давай мне, — распорядился Дед, доставая из рюкзака верёвку. Андрей скинул все вещи со стеллажей на пол и стал их разбирать, передавая стойки Деду. Сталкер связывал их между собой в длинный шест. А тем временем изморозь сантиметр за сантиметром захватывала новую территорию.
— Всё, достаточно. Держи меня за пояс, — Дед встал у края изморози. Андрей схватил его за пояс. Пользуясь собранным шестом, Дед делал попытки открыть дверь. С пятой попытки ему это удалось.
— Теперь разбегись и прыгай.
Отодвинули стол в сторону. Андрей разбежался, и... поскользнулся на масле из рыбьих консервов, их бывшего праздничного ужина, и со всего размаха упал на изморозь.
— Андрей... — прошептал Дед.
Старый сталкер стоял посреди комнаты и качал головой.
— Бес, бестолочь ты этакая. Степан недотёпа. Андрюха, как же ты мог. Ребята, как же так? Ведь ни одного до этого не терял. — Повторял шепотом непрерывно он.
Вдруг в нагрудном кармане завибрировал ПДА. Дед автоматически достал его и посмотрел на пришедшее сообщение:
"С Новым годом, Зона!"
Дед вздрогнул. Огляделся. Размахнулся и выкинул наладонник.
— Да будь она проклята, Зона!!! — И сделал шаг в изморозь.
Долго ещё ходила по Зоне легенда о Старом схроне, который стал могилой четырёх сталкеров, как предупреждение, что с артефактами шутить нельзя.


Рецензии