Шуба

Это было не забываемое время свободы и бесконечных поездок по профсоюзным путёвкам во все концы нашей тогда необъятной родины. Не было ещё никаких границ, не надо было томиться в очередях по оформлению загранпаспорта и виз, всё было гораздо проще. Не хочу идеализировать пошлое, но тогда (как мне кажется) жить было проще. А может, просто я  была моложе и поэтому проблемы решались легче, не знаю, поживу ещё немного и может тогда пойму.

Поездка  в Среднюю Азию образовалась неожиданно, и неважно, что отпуск уже позади, это ведь всего на пять дней вместе с выходными. Путёвки были горящие, а значит бесплатные, нужно было взять  минимум вещей (ведь лететь самолётом) и максимум денег, потому, что сами понимаете, их много не бывает.

Полёт прошёл быстро и на удивление спокойно. Всего в группе было тридцать человек: половина наших заводских, а вторая состояла из достойных представительниц нашей городской торговли. Когда мы ступили на благословенную землю Ташкента, то сомнений не оставалось  - это другая планета. Нет, нет, я не собираюсь критиковать или восхвалять  увиденное, просто  там люди живут иначе. Мне повезло много в жизни поездить по разным местам, и я думаю, что в этих поездках я приобрела одно положительное для себя качество: уважение к  тем местам и живущим там людям.  Если целый народ живёт по  своим обычаям, правилам и законам, то  мне (как гостю) не гоже   соглашаться или не соглашаться с их правильностью, или ошибочностью.

Но я отвлеклась. Нас поселили в пригородной гостинице, в обычных по тем времена трёхместных номерах. Мы вышли на осмотр достопримечательностей: и всё нам было в диковинку. И большие восточные базары расположенные прямо на проезжей части, и летняя жара в ноябре месяце, и женщины в разноцветных одеждах с множеством косичек покорно идущие позади мужа одетого в очень даже приличный европейский костюм. А уж изобилие дынь по копеечным ценам на каждом углу так просто повергало в ступор.

Наши заводские мужики, вырвавшиеся так далеко от своих жён, детей и тёщ с наслаждением предались главному развлечению: неуёмной выпивке.  А, спустив за два дня практически все наличные,  им пришлось с унылым видом ездить на все экскурсии, делать-то всё равно было нечего.

Мы отдыхали в привычной компании сотрудников одного отдела, и по счастливому стечению обстоятельств начальником нашего отдела был казах, попавший к нам по распределению после института, а потом так и оставшийся в нашем городе.  Он  не навязчиво направлял  нас, потому что мы по своей русской горячности могли много чего наворотить.  Он, например, объяснил нам, что, покупая что-нибудь на базаре обязательно надо торговаться – это закон; что нельзя показывать кошелёк со всей наличностью, а то очень легко можно с ней проститься. Также плюс был в том, что в ресторане наш столик обслуживали первым, потому что с нами (тётками) сидел мужчина, да ещё и азиат. В общем, были свои  положительные моменты.

Но были и отрицательные: в первый же день, на базаре мне порезали сумку, но кошелёк был у меня в руке, да  и кожа оказалась слишком толстой потому пострадала только сумка. Но я не на шутку испугалась, ведь для поездки я занимала чужие деньги, и если бы их стибрили, было бы очень обидно. Надо сказать, что моя подруга Ольга ехала в эту поездку с основной целью: купить себе каракулевую шубу. Это была мечта всей её жизни, и каково же было её разочарование, когда, приценившись, она поняла, что её денег не хватает.  Я немного подумала и сказала, что дам ей недостающую сумму, потому что  сама решила везти только дыни и книги (их там был очень не плохой  выбор).

Вот в очередной поездке на базар мы с ней пошли на цель. Да, ещё одна деталь, мы с моей подругой (как бы это сказать) уж очень разно габаритные. Я высокая и статная (да чего уж скромничать) крупная дама, а она напротив среднего роста миниатюрная брюнетка. И вот идем мы с ней по базару и ко мне со всех сторон сыпятся коммерческие предложения, я останавливаюсь, говорю, что шуба нужна не мне, а моей подруге, но её размер от чего-то в ту пору был не ходовой. И вот уже совсем отчаявшись и опаздывая на автобус, попался нам один старичок. « Есть – говорит – именно то, что вам надо, пошли» и ведёт нас от чего-то  в сторону дороги. Мы, как под гипнозом идём за ним. Он останавливает проезжавшую мимо машину, и говорит: «Поехали». Подруга моя занервничала и остановилась, а у меня инстинкт самосохранения в этот момент, наверное, отгул взял, я решительно направилась к машине, Ольге ничего не оставалось, как последовать за мной.
Но на этом дверца не закрылась, а следом за нами в машину сел ещё один пассажир мужского пола. И мы поехали.

Сидевший впереди старичок, как заправский штурман  указывал водителю дорогу, изредка переговариваясь со вторым пассажиром. О чём они беседовали, мы не знали, они ведь не русские беседы вели.  Ехали мы странной дорогой, это был какой-то нескончаемый лабиринт из высоких глиняных стен. И вдруг машина остановилась, все мы вышли, старичок расплатился и велел нам ждать, а сам со  своим спутником зашёл в маленькую калиточку, которую мы сразу даже и не заметили. Олька начала тихо поскуливать: « И зачем же мы сюда приехали? Они сейчас нас ограбят, и ни кто наших следов не найдёт» Но шубу она все-таки хотела больше.  Вышел наш продавец с шубой на руках. Да с какой! Таких мы на базаре не видели. Олька примерила и я ахнула.  Старичок озвучил цену, и мы поняли, что наших средств не хватает. Но Олька с шубой уже практически сроднилась, её не смущала  ни двадцати пятиградусная жара, ни то, что мы находимся не понятно где. Она ещё раз погладила полу шубки, и лицо её дрогнуло.
- Тут дырка -  медленно вымолвила она.
- Где? – возмутился старик.
- Вот – показала она.

И действительно, чуть ниже кармана была десяти сантиметровая щель.  Старик велел ей снять шубу и сказал, что сейчас принесёт другую. Вскоре  он вернулся, но другая шуба была именно другая, хотя и по той же цене. Ольга мучилась, вспоминая то ощущение, когда такая желанная и уже почти её шубка была на её плечах и не могла тронуться с места. Старик забрал непонравившуюся нам шубу и опять велел ждать. Ещё через пять минут он вернулся  с первой, и о чудо! Никаких лишних отверстий на ней не было! Видимо там, за глиняным забором сидели мастерицы, которые одним дополнительным швом своей швейной машины вернули к жизни мою угасающую подругу. И тут мы начали торговаться, дед был неумолим. Когда нам до вожделенной покупки оставалось выторговать у него  триста рублей (практически моя месячная зарплата) которых у нас не было, сзади  остановилась «Волга» из которой вышел местный парень лет двадцати  в адидасовском костюме и две немолодые грузинки. Наш продавец как-то засуетился, и почти кланялся, заглядывая парню в глаза. Они переговорили минуты две, и парень, обратившись ко мне, спросил:
- За сколько берёшь?
Я, не моргнув глазом, назвала сумму.  Он кивнул и мы поняли, что сделка состоялась.

Теперь нас волновал вопрос: «А как же нам от сюда выбраться?»
Старик, усмехнувшись, сказал: « Вот туда идите и всё увидите» и показал нам направление нашего движения, куда мы быстрым шагом (или почти бегом) и тронулись. Каково же было наше изумление, когда мы поняли, что были практически там, где встретились со старичком. Только вышли с другой стороны, уж, зачем ему понадобились эти конспиративные манипуляции, не знаю.  Но только мы, увидев свой автобус, кинулись к нему как  измученные жаждой путники к роднику.  Оказалось, что и времени на наше приключение мы затратили не так уж и много, мы обессилено рухнули на наши места. Когда собралась вся группа, и автобус поехал в гостиницу, все начали хвалиться покупками. И только  Олька отрешённо молчала и тихо попросила меня никому ничего не рассказывать.
В номере она с облегчением вздохнула, достала своё сокровище и принялась его внимательно осматривать.  Никаких дефектов мы в ней не нашли, а напротив увидели одни сплошные достоинства.

Потом были экскурсии по  замечательному  зоопарку, скорее походившему на огромный заповедник. Потом  нас повели в какой-то замечательный музей с экспонатами аж из  двенадцатого века. На одной из полок, которого, как костяшки домино (одна подпирая другую) были выставлены черепа то ли  древних  туров, то ли ещё каких рогатых представителей этого копытного рода. Ожидая, когда вся группа подтянется в зал, одна дама решила проверить крепость рогов и постучала по одному из них. После чего, вся вереница черепов успешно сложилась в непрезентабельную горку. Дама, решила по быстрей покинуть место преступления, а когда любопытствующие и  смотрители сбежались  на шум,  она, как ни в чем не бывало, зашла обратно, и, покачав головой, сказала:
- Что же это  такое случилось?  Ведь так могло и придавить кого-нибудь, лучше надо экспонаты укреплять.
А мы всё видели, но ничего не сказали, только посмеялись тихонечко над сообразительностью тётки. Только видно она всё-таки переволновалась, потому что на обратной дороге три раза просила водителя остановиться, очень она животом маялась.
Так не заметно пролетели пять дней. Я, как и планировала, накупила книг и две большие торпедо - подобные дыни. Это сейчас их у нас  можно купить практически в любое время года, а тогда это была большая редкость. Мы покупали их недоспелыми, чтобы они могли дозреть как раз к новогоднему столу.
Очень часто мы вспоминаем эту поездку. И Олька мне всё время говорит:
« Если бы не ты, я  бы ни за что не рискнула пойти на такую авантюру. И не было бы у меня такой замечательной шубки»
 А вещь действительно оказалась стоящая, Олька  показала её знающим людям и те сказали, что она не только не переплатила, а, наоборот,  в большой прибыли осталась.
 


Рецензии