Информационные ресурсы

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ - каталогизированные сообщения (электронные и бумажные документы, фильмы и др.), представленные в форме, рассчитанной на хранение, накопление и интерпретацию пользователями, деятельность которых связана с построением и применением знаний (в науке, образовании, экономике и др.) [https://руни.рф/Информационные_ресурсы].

Информационные ресурсы служат источником информации и предполагают их неоднократное использование без участия тех, кто их создал.
Являясь средством сохранения знаний, информационные ресурсы служат для построения новых знаний, которые, в свою очередь, могут быть представлены в форме информационных ресурсов.

Информационные ресурсы существуют в форме S-сообщений [1] (электронные книги, гипермедийные документы Веба [2], файлы электронных документов) и иных формах (каталогизированные тексты и изображения на бумажных носителях, кинофильмы на киноплёнке и др.).
Использование информационных ресурсов в форме S-сообщений предполагает возможность их интерпретации программами S-машин.

Информационные ресурсы хранятся в государственных и других архивах документов, библиотеках (в т.ч. электронных), на веб-серверах и др.
Каждый информационный ресурс сопровождается спецификацией, содержащей данные, необходимые для его поиска, определения области применимости и др.

В середине 20 века в библиотеках подобные спецификации были представлены в виде карточек, которые хранились в каталожных ящиках. В современных библиотеках, архивах и других хранилищах информационных ресурсов, как правило, применяют электронные каталоги (где каждый информационный ресурс имеет электронную спецификацию) и поисковые системы.

Электронные информационные ресурсы используются с помощью различных S-машин (персональных компьютеров, ноутбуков и др.).
Компактность накопителей S-машин, возможность хранить на них большие объемы разнотипных S-сообщений, быстродействие S-машин и удобство работы с ними определили стремление перевести в электронную форму различные информационные ресурсы (сканированием бумажных документов и книг, видеосъемкой с помощью цифровых фото- и видеокамер и др.).
Электронные информационные ресурсы (электронные энциклопедии, электронные книги и др.) интенсивно вытесняют традиционные (неэлектронные).

ГИПЕРМЕДИЙНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Отличительной особенностью гипермедийного S-сообщения являются гиперссылки и вставки файлов любого типа (аудио-, видео-, графических и др. [1]).

Примерами информационных ресурсов, представленных в форме гипермедийных S-сообщений, могут служить:
- статьи с гиперссылками, размещенные на сайте www.inauka.ru;
- книга (в формате pdf) Ильин А.В., Ильин В.Д. Основы теории S-моделирования, М.: ИПИ РАН, 2009 [1];
- Энциклопедия информатики ИНФОПЕДИЯ [2].

В конце 20 – начале 21 века информационные ресурсы по значимости не уступают трудовым, энергетическим и другим ресурсам государств, и рассматриваются как национальное достояние.

Продуктивность интеллектуальной деятельности при преобладающем бумажном документообороте, безусловно, ниже, чем могла бы быть при использовании гипермедийного документооборота и современных сервисов интенсивно развивающейся s-среды [1].

Аргументация незамедлительной замены бумажного документооборота гипермедийным, значение этой замены для продуктивности научной деятельности приведены в статье [3].

Уходит бумажная почта, теряют тиражи многие бумажные газеты и журналы. На территориях, где есть Интернет-доступ, все труднее найти тех, кто занят интеллектуальной деятельностью и не пользуется сервисами глобальной сети [2]. Имеющим постоянную широкополосную связь с Интернетом все меньше оснований пользоваться преимущественно бумажными ресурсами.

Гипермедийные энциклопедии [2] и журналы, словари и другие издания, доступные в глобальной сети, стали информационными ресурсами массового применения именно потому, что представлены в гипермедийной форме и выложены на сайтах с удобными для пользователей сервисами.
Число и качество гипермедийных ресурсов прирастает довольно интенсивно. Бумага (как носитель для массовых изданий) неспешно отправляется в историю.
Слишком неспешно.

Каждый день недопустимо затянувшейся обороны владельцев и сторонников бумажных научных изданий дорого обходится науке:
- гипермедийные научные материалы несопоставимо информативнее бумажных;
- бумажные публикации недопустимо запаздывают (в лучшем случае на месяц, а, как правило – на несколько);
- невозможна неограниченная по времени открытая научная дискуссия (как в правильно устроенных гипермедийных научных изданиях);
- доступность бумажных материалов несопоставима с доступностью гипермедийных;
- опубликованные в бумажных изданиях неквалифицированные материалы, содержащие грубые ошибки, нет возможности прокомментировать (в правильно устроенных гипермедийных научных изданиях это можно сделать в любое время).

Недешево обходится и налогоплательщикам содержание государственных бумажных научных изданий:
- помещения, кадровый корпус, оборудование, материалы (включая бумагу, конечно);
- библиотеки вынуждены тратиться на сканирование бумажных научных материалов вместо того, чтобы сразу получать их в гипермедийной форме;
- к тому же отсканированные и представленные в электронной форме материалы не становятся гипермедийными (т.е. их информативность не увеличивается по сравнению с бумажными оригиналами);
- хранилища бумажных экземпляров имеют несопоставимо большие объемы и их необходимо периодически расширять.

Недопустимо затянувшаяся "бумажная оборона" в научных учреждениях, учебных заведениях и ВАКе поддерживается нынешними руководителями Министерства образования и науки Российской Федерации.

Взгляните на убогий список зарегистрированных электронных научных изданий (в котором меньше сорока отнесены к признаваемым ВАК).
http://db.inforeg.ru/eni/vakList.asp

В этом списке нет научных изданий крупнейших исследовательских учреждений и университетов России (например, МГУ представлен одним электронным журналом НИВЦ МГУ, примерно на том же уровне "продвинутости" - и институты РАН).
Учреждение Российской академии наук Всероссийский институт научной и технической информации РАН  (ВИНИТИ РАН) до сих пор принимает на депонирование научные материалы только в бумажной форме (вот цитата из инструкции ВИНИТИ о депонировании:
 
"2.1. Научные работы представляются на депонирование в двух экземплярах на русском языке в печатном варианте."

Еще примеры крупномасштабной "бумажной" нелепости:
- Российская государственная библиотека и Всероссийский научно-технический информационный центр и в эти дни продолжают требовать представления научных материалов в бумажной форме;
- Большая российская энциклопедия (30-томник), выпускающаяся под научным руководством РАН, сначала была выпущена только в бумажной форме; её читатели были лишены навигационных возможностей (перехода по гиперссылкам и перекрестным ссылкам), возможностей увидеть видеосообщения и тематические презентации (то есть они были лишены того, что делает материал не только выразительнее, но и объемнее по смыслу); чтобы оценить разницу, достаточно сравнить, например, статью ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ [4] в гипермедийной Энциклопедии информатики ИНФОПЕДИЯ [2] с ее бумажным аналогом в БРЭ [5].

Конечно, никакие изменения в документообороте не добавят изобретательности, но могут существенно улучшить условия интеллектуальной деятельности: сетевой доступ к хранилищам информационных ресурсов, незамедлительная публикация и обсуждение на сайтах профессиональных сообществ и др.

ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин А.В., Ильин В.Д. Основы теории s-моделирования, М.: ИПИ РАН, 2009, 144с.

2. Энциклопедия информатики ИНФОПЕДИЯ. Открытое научное издание. М.: ИПИ РАН, 2008-2010 http://infopedia2008.wordpress.com/
3. Ильин В.Д. Технология научной деятельности: подход к повышению продуктивности // Управление большими системами. Выпуск 29. М.: ИПУ РАН, 2010, с.88-107
4. Ильин В.Д. Информационные ресурсы // Энциклопедия информатики ИНФОПЕДИЯ. Открытое научное издание. М.: ИПИ РАН, 2008-2010

5. Ильин В.Д. Информационные ресурсы. Большая Российская энциклопедия – бумажная версия: т. 11, 2009, с.492-493


Рецензии