Концепция новой системы налогообложения
Она уже показала себя не достаточно эффективной. Главная эмоциональная причина такой ситуации - нежелание граждан честно платить налоги. Это касается частных лиц и особенно руководителей всевозможных предприятий. Вторая причина - историческая.
Рыночная экономика развитых стран складывалась столетиями, соответственно столько же функционировала соответственная модель налогоображения. Основываясь на базе собираемых средств, постепенно росли социальные гарантии государства перед своими гражданами.
В наших странах при переходе к рыночным отношениям, когда неизбежно падение производства и экономический кризис, социальные гарантии государства остались прежними (бесплатное образование, медицина, пенсии, Чернобыль и т.д.).
В сложившейся ситуации государство неизбежно увеличивает обязательные сборы и платежи, ужесточая контроль за их поступлением, посредством создания новых контролирующих органов (налоговая инспекция, администрация, полиция).
Эти меры приводят к ухудшению экономических условий для развития бизнеса и производства, росту коррупции. Большинство экономики работает в "тени".
Картина, к сожалению, типичная для постсоветских стран. Особенно кричащая ситуация сложилась в Украине, на примере которой и рассмотрим данную концепцию.
Сейчас особенно важно не столько законодательное оформление системы налогообложения, сложившейся в Украине, различные проекты налогового кодекса находятся на рассмотрении в Верховной Раде, сколько разработать новый принцип системы налогообложения.
Системы, базирующейся на совершенно иных подходах сборов налогов. Системы, которая позволит государству собирать налоги в полном объеме, обеспечивающим выполнение социальных обязательств и динамичное развитие.
Концепция новой системы налогообложения при условии внедрения в жизнь в полном объеме, позволит собирать налоги автоматически, без привлечения фискальных органов.
Одновременно упрощает для понимания граждан стран налоговые правила и вводит в круг налогообложения не только юридические, но и физические лица.
В существующей ныне системе налогообложения все расчеты налогов производятся на момент «продажи». С момента продажи товара, работ, услуг, рабочей силы возникают налоговые обязательства (НДС, налог на прибыль и др.). В отношении физических лиц возникает подоходный налог.
Теперь же все эти и другие налоги предлагается отменить.
Вводится один (единственный) налог на «покупку» или «движение денег». Юридические и физические лица платят налог в момент покупки (движения денег) ориентировочно в размере 1 % от суммы.
Как это происходит, рассмотрим на примере.
Пример №1.
Предприятие А покупает комплектующие у фирмы В. При перечислении денег на расчетный счет в размере 1000 гривен, 1% или 10 гривен через корреспондентский счет сразу же попадает в единый финансовый центр (Министерство финансов, казначейство или др.). Предприятие А считается уплатившим все налоги.
Важно отметить, что банки никак не должны влиять на движение сумм налогов (задерживать, переадресовывать и т.д.).
Средства налога аккумулируются на счетах финансового центра и направляются на решения тактических задач (пенсии, пособия, зарплаты) и стратегических (создание рабочих мест).
Последнее осуществляется посредством финансирования крупных экономических проектов: энергетика, автомобилестроение, транспортные коридоры и др. Средства в тот же день возвращаются в экономику, что позволяет многократно увеличить скорость оборота денег. Это приведет к реальной возможности увеличения пенсий, зарплат бюджетников, так как одна гривна может сделать два - три оборота в день.
Не увеличивая денежную массу, государство может рассчитаться по большим
обязательствам.
Для того, чтобы понять, как данная система будет работать с физическими
лицами рассмотрим пример №2.
Пример №2.
Гражданин А получил заработную плату от предприятия В в сумме 1000 гривен, которые перечисляются предприятием А на личный счет гражданина В в банке.
При этом предприятие В платит 1% от суммы движения денег. Деньги в сумме 990
гривен зачисляются на счет гражданина А.
Считается, что все налоги уплачены.
Здесь мы подходим ко второму основному моменту данной системы.
А именно, деньги в виде наличных (бумажные, железные) перестают функционировать. Все расчеты внутри страны производятся в безналичной форме.
Пример №3.
Денежные средства гражданина А в сумме 990 гривен со счета в банке могут быть перечислены на расчётную карту гражданина А, куда заносятся
идентификационный номер, номер счета, и самое главное, точная сумма денег (990
гривен).
Расчётная карточка может являться и удостоверением личности.
Для того, чтобы покупатель мог потратить деньги с расчётной карточки предлагается создать систему считывающих устройств.
Пример №4.
Гражданин А идет в магазин В за покупкой. Покупает продуктов на сумму
100 гривен. На счет устройства (подобным по работе с кредитными карточками)
продавец набирает сумму в 100 гривен.
Вставляет карточку гражданина А, после чего на карточке остается 890 гривен. 100 гривен закладывается в память считывающего
устройства и составляет 99 гривен денежных средств магазина В и 1гривен (или 1%) налога.
При сдаче денег в банк в виде доставки в банк платы памяти
считывающего устройства или по системе клиент - банк деньги зачисляются
на расчетный счет магазина В. При этом 1 % от суммы поступивших денег в виде
налогов автоматически, через компьютерную сеть направляется банком в финансовый центр.
Таким образом, физические лица вовлекаются в систему налогообложения, решая помимо всех прочих один очень важный социальный вопрос. Чем больше человек покупает, тратит денег, тем больше он платит налогов. Происходит автоматическое распределение сумм налогов, которые должны платить бедные и богатые.
Данная система налогообложения ни в коем случае не подрывает основ рыночной экономики. Движение денег, производство материальных ценностей остаются свободными.
Конкретный человек («покупатель») как физическое или юридическое лицо
решает сам, куда и сколько направить денег и, следовательно, сколько заплатить
налогов. Свободный выбор остается и в частной жизни граждан.
Пример № 5.
Гражданин А на продуктовом рынке покупает у гражданина В 1 кг картофеля на сумму 1 гривна, расплачивается деньгами на расчётной карточке. С которой считывает информацию портативное устройство гражданина В в виде мобильного телефона, часов, электронной записной книжки и др.
В дальнейшем банк, в котором находится счет гражданина В, снимает сумму в 1 гривну с портативного считывающего устройства гражданина В и зачисляет 99 копеек либо на его счет, либо на его пластиковую (расчетную) карточку. 1 % перечисляется в виде налога.
Банк в данном случае выступает связующим звеном между покупателем и продавцом, одновременно собирая налог на «покупку». Так как все физические и юридические лица будут иметь счета в банках, вся денежная масса будет вращаться в легальном обороте.
Необходимо осуществить налоговую амнистию капиталов на момент начала реформы. Это приведет к развитию банков, увеличению их кредитных ресурсов.
Исчезнет понятие «грязные деньги», которые неизбежно выйдут из «теневого оборота». Государство посредством исполнительной власти и Центрального Банка сможет оперативно управлять финансовыми потоками, направляя их на решение тактических и стратегических задач. Правительство, благодаря многократно увеличенной скорости денежного оборота, сможет своевременно выполнять социальные гарантии перед гражданами (выплата пенсий, пособий, стипендий, зарплата работникам бюджетной сферы).
Принятие данной системы налогообложения повлечет за собой необходимость реформ всех областях жизнедеятельности государства. К примеру пенсионная реформа должна базироваться на принципе формирования средств, для выплаты пенсий на основании средств единого налога «на покупку», а не на принципе получения средств из зарплат работников, которым в свою очередь будут выплачивать пенсии из отчислений их детей. Движение денег на счета пенсионеров из расчетного центра должно происходить автоматически, посредством компьютерной программы, что позволит значительно повысить пенсии. Так как будет почти полностью сокращен аппарат чиновников и увеличена в несколько раз скорость оборота денег. Одна и та жа денежная единица за день способна в таком случае обернуться много раз, не увеличивая общую денежную массу. Таким образом не будет увеличения скорости инфляции. Изменится взаимоотношения в системе государство - человек.
Принцип государственной политики должен стать таким - Чем больше человек получает денег, чем больше он тратит, тем больше налогов собирает государство.
Это правило будет применяться к государственным служащим в виде выплаты зарплаты в соответствии с мировыми стандартами. Одновременно возрастет их ответственность. Всевозможные льготы, дотации, субсидии необходимо отметить и учесть их при начислении пенсий и зарплат.
Таким образом, работники социальной сферы (собесы, всевозможные фонды)освобождаются. Работники налоговых служб становятся не нужны. Бухгалтерия предприятий значительно облегчится, так как государство не будет интересовать ни себестоимость выпускаемой продукции, ни дальнейшая судьба товаров. Налоги считаются уплаченными на момент покупки сырья и комплектующих.
В итоге новая система налогообложения затронет все сферы жизни человека.
С исчезновением предмета воровства (наличных денег), ворованные предметы не найдут сбыта, так как движение безналичных средств легко отслеживается через банковские структуры. Улучшится общая криминогенная ситуация.
В экономической сфере в связи с созданием благоприятных условий для развития предприятий (уменьшение налогов, возможность долгосрочных,дешевых кредитов, упрощение документального оборота) неизбежен рост.
Возрастет покупательская способность населения.
Таким образом, концепция новой системы налогообложения сводится к двум основным моментам.
1. При условии отмены всех налогов и сборов, вводится универсальный
налог на «покупку». Любое движение денег облагается одним налогом, предположительно в количестве 1% от суммы перечисления.
2. Отменяется хождение наличных денег, в том числе иностранной
валюты, что позволит ввести в налогооблагаемую базу налога на «покупку» не только юридические, но и физические лица.
Все денежные расчеты производятся в безналичной форме, для физических лиц посредством пластиковых (расчетных) карточек.
Бартерные операции запрещаются в любой форме.
Предлагаемая концепция, при условии ее претворении в жизнь и наличии достаточной технической, психологической, юридической подготовки позволяет государству собирать налоги автоматически. Выполнять свои социальные обязательства и динамично развиваться.
Понимая, что данная концепция далека от совершенства и требует всесторонней детальной проработки и обсуждения, считаем возможным вынесение ее на общественное рассмотрение.
Свидетельство о публикации №210062901430