ЖД тропа к незалежнасти. Минск
Никогда раньше не приходилось ездить в последнем вагоне, поэтому преимущества открывающейся панорамы в крайнем тамбуре для курения оценить удалось уже в пути. Если долго-долго смотреть в окно на утекающую вдаль дорог у, возникают интересные ассоциации. Наверняка, у каждого путешественника они свои, особенные. Я смотрела на дорогу в прошлое, именно так мне виделись убегающие прочь чуднЫе изгибы железнодорожных рельсов и редкие красные светофоры. «Назад нельзя, вперед» – уезжая оттуда в туда, невозможно ошибиться с местом простановки запятой.
Словно дискотечные софиты, убранные в запасники реквизита, синие семафоры подсвечивали застывшим голубым свечением рельсы и развязки путей. Подумалось, что это дезинфекция ультрафиолетом шпал, заплеванных туалетами поездов дальнего следования. Что поделаешь, по всей России и обширному СНГ так и колесят разнообразные поезда с надежными старыми санузлами, сбрасывающими нечистоты и отходы человеческой жизнедеятельности в открытое пространство. Без дезинфекции синими лампочками наверняка не обойтись, проще сливать так - это намного экономичнее современных биотуалетов.
Скорость не чувствовалась, ехали довольно медленно - не больше 80 км в час на самых отчаянных разгонах. У «Звязды» не очень много остановок и разъездов со встречными поездами. Вот встали на какой-то развилке, пропускаем поезд на Мурманск. Интересно, только сейчас обратила внимание, что на вагонах вяло проползающего состава указана максимальная скорость эксплуатации – 140 км в час. Что значит, сделано в СССР – запас по прочности почти 50%, как и на все остальное машиностроительное. Только кому нужен этот скоростной запас железных дорожных коней, перепахивающих полвека борозды-одноколейки. Мурманский состав пестрил городами: один вагон - один город. Киев-Мурманск, Гомель-Мурманск, Брест-Мурманск, Воронеж-Мурманск и еще несколько географических пунктов. Главное для нашего путешественника, что старенькими колесницами можно добраться куда угодно, было бы терпение. Наверное, нужно сказать спасибо имперскому идейному наследию, а то летали бы сейчас дирижаблями из пункта в пункт назначения или на повозках гоняли.
Минск дождил и парил, летнее тепло обволакивало и усыпляло. Город-герой был ярко наряжен красно-зелеными флажками, оповещая всех с растяжек и редких билбордов о грядущем празднике. Третьего липеня вся страна собиралась отмечать День Незалежнасти республики Беларусь. В подземном торговом центре Столица на всех этажах было безлюдно и тихо. Как в Петербурге, многие секции пустовали – кризис коснулся всех, но Минску, пожалуй, придется дольше адаптироваться к упавшему спросу.
В магазинах города стали продавать много красивых изделий из натурального льна – сказался недавний разбор полетов белорусского легпрома и льнопрома. Раздолье для иностранцев, баснословно низкие цены на льняное постельное белье, одежу с вышивкой, рушники и прочие поделки. Предлагают даже сапожки и матрешки из льна, но покупают в основном рубашки и полотенца.
Магазинно-универсамная еда в Минске стоит столько же, сколько и в российских столицах. Боулинг подешевле в местных ресторанах и клубах, чуть пониже злачный прайс, но сервис весьма своеобразный. На улице Незалежнасти есть очень узнаваемый как «Мак-Доналдс» в любой стране мира, ресторанчик «Планета Суши», похожий на любой московский или питерский – этакий образец франшизного бизнеса. Интерьер и униформа персонала, как и положено, были стандартными для всех планет с суши-меню. В страшную грозу уютное многоэтажное заведение легко укрывает под сводами огромное число гуляющих. Официанты честно предупреждают, что ждать суши и прочую еду придется не менее полутора часов – мало поваров, не успевают. Официантов-то было много, но менять пепельницы и убирать столы они все равно не успевали, хотя суши принесли всего лишь через час.
Ночной клуб и боулинг «Мэдисон» всегда суров и популярен, несмотря на то, что всем ставят на правую руку печати – по две штуки на брата. Одну невидимую в обычном свете метку ставил фэйс-контроль из трех секьюрити на входе, вторую ставил контролер на входе после предъявления чека. В ультрафиолете печати виднелись как игрушечные штампы с зайчиками и непонятными узорчиками, смывать их было опасно – могли не пропустить обратно после выхода на свежий воздух. Бар «Мэдисона» поражал огромным экраном, на котором разворачивалось настоящее футбольное шоу чемпионата мира – американцы с треском проигрывали Гане со счетом 2:1. Вконец расстроенные янки сбивали на скамейку запасных одного за другим ганцев, которые как солдатики до последней секунды дополнительного времени отстаивали честь страны. Почему-то наши так не играют – не хватает артистизма и трагизма, красивых падений при пинках и подножках. Американцы выглядеть художественно тоже не особенно старались, сказывалась усталость и обида на дружного противника. Ганцы бесподобно играли головами, защита стояла мертво, а за пируэтами ног с мячом было даже не уследить – красивый импортный футбол. В общем, наши ганцы выиграли.
Я не часто езжу в Минск, да и в другие города своей прародины, но всегда чувствую себя в любом месте как дома. В Питере я и не встречала такого архаизма, как грядки с капустой, картошкой и перчиками недалеко от многоквартирного дома. И все хорошо растет, никто ничего не вытаптывает и не таскает, нормально. Здесь почти у всех есть во дворе сараи для хранения утвари и прочих неудобных дома вещей – сохранились старенькие постройки, в которых многие запросто разводят кроликов и перепелок.
Самая выгодная услуга в Минске – такси. Вот где абсолютно не нужен свой транспорт – из конца в конец города вполне можно проехать рублей за 130. Вызвать такси можно с любого мобильного, подадут машину минут через пять. В городе работает несколько десятков таксопарков-диспетчерских с короткими трехзначными телефонными номерами. Причем, большинство таксистов – частники на своих машинах, с лицензией. Каждый сотрудничает почти со всеми таксопарками, несмотря на разницу в оплате за километр пути почти в полтора раза. На улицах такси ловить дорого – по телефону обойдется раза в два дешевле, чем все и пользуются.
Больше всего поразило скоротечное наводнение на Нямиге. Есть в Минске очень низкое место, там, где под водой та самая речка Нямига впадает в Свислач. Мы переезжали на такси через мост как раз в самый пик сброса воды и града с небес. Да так и остались стоять часа на полтора на мосту – все дружно ждали пока сзади и спереди лужа глубиной около метра стечет с мостовой в реку. Местные жители говорят, так бывает каждый раз в сильный ливень – по всем улицам поток воды устремляется в низину, деля город на две части. Многие, закатав брюки и разувшись, переходили пешком, другие выкатывали из низины припаркованные на набережной машины, выше фар залитые водой. По злосчастному мосту сновали пожарные машины и шустрые скорые, остальные благоразумно ждали. Интересно, что уже через пару часов от локального стихийного бедствия не осталось и следа – вода ушла, все разъехались по делам. Остались стоять самые рисковые, кто после прорыва вброд через лужереку по самые зеркала пытался завести напрочь заглохшие автомобили.
Минск попрощался спокойно и сонно, подогнав обычный нефирменный брестский поезд к перрону. Большие сумки встречались редко и здесь. Мы вяло помчались к Санкт-Петербургу, осматривая такие одинаковые для всей территории бывшей империи пейзажи за окном с полями домишками и подлесками. Поезд отчаянно раскачивался на рельсах, обильно поливая чем придется заслуженную Октябрьскую дорогу из санузлов конструкции прошлого века.
28.06.2010
Свидетельство о публикации №210062900030
Или тогда приходили стихи?
Оля
Лалибела Ольга 29.06.2010 06:32 Заявить о нарушении
Максим Максимов 3 29.06.2010 23:13 Заявить о нарушении
Маргарита Иванцова 30.07.2010 12:14 Заявить о нарушении