Нашёл подкову! Эфиопский дневник 77

После работы я ходил на Базар покупать продукты,  и каждый раз встречался с ротой эфиопских солдат, которые с песней бежали по улице, в направлении центра города, с сержантом, бегущим задом наперёд и дирижирующим этим хором. 

Потом эту роту привели  во двор  Госпиталя.  И тут оказалось, что это курсанты военно-медицинского училища. И  в Госпиталь они ходят на занятия.  По некоторым предметам с ними занималась анестезистка – эфиопка. Она была у них и декан.  Доктор Хуссейн вёл занятия по хирургии. Но он - в командировке, в Огадене,  и  занятия остановились.

В госпиталь поступало много пациентов, и днём и ночью. Времени вести с курсантами регулярные, обычные занятия – не было. И я предложил приводить курсантов в хирургическое отделение на  обходы, осмотры больных.   Что бы они присутствовали при перевязках, учились изготавливать гипсовые повязки. Курсанты не отходили ни на шаг,  очень быстро осваивали все эти нужные для них дела. Они оказались очень старательные, увлечённые.

- «Вот бы все студенты были такие!» - думалось мне. Научил их пользоваться костной дрелью, ставить спицы для наложения скелетного вытяжения за бедро при его переломе. Брал ассистировать  при небольших операциях, обработке ран. Давал наложить  швы на рану.

Курсанты  были в отделении и в утренние часы, и по ночам, когда доставляли раненых. Они работали в отделении как помощники хелс-офисеров,  были радостные – что уже научились кое-чему по хирургии.  И так - ежедневно. Не каждый день были большие поступления раненых – если выдавалось свободное время, уделял  внимание курсантам.

И вот – закончил утреннюю работу в Госпитале. Будет ли поступление ночью – не известно. Продукты я купил вчера – полный холодильник. Значит, на Базар идти не нужно. Обед тоже готов. Полная кастрюля. Занятия местными языками – сомалийским и  амхарским   решил отложить на  завтра.

Значит,    до вечера -  свободен и могу пойти в Офис.  Ведь Татьяна Косьмина рассказала, что там имеется столовая для персонала. Может быть,  будет удобнее ходить и кушать в той столовой?

По знакомой  дороге  пошёл мимо автозаправки. Обратил внимание, что слева – из  города,   по улице идёт молодая европейская женщина лет 25, блондинка.  Наши пути пересекались. Было интересно – кто же это. Пока в Харраре мне европейцы, кроме Косьминых – не встречались.

И вот – наши дороги соединились. Женщина свернула влево, поздоровалась по-русски:
- «Здравствуйте! Вы – новый хирург, недавно приехали?» Разговор пошёл просто и непринуждённо.  «Да, я недавно приехал. Хирург. А вы?»
- «Я – жена работника Офиса. И работаю в Офисе. Вот, ходила на базар!»

- «А вы что – не питаетесь в столовой?»
- «Питаемся! Но на базаре  посмотрела – что есть из промтоваров…»
- «Я тоже ходил, но не нашёл даже рубашку себе! Размеры маленькие…»
- «Да уже пол года нет новых товаров! Нет каравана!»

- «А почему нет? Мне тоже на базаре говорили, что доставка товаров очень трудная…»
- Так караваны везут и промтовары, и оружие для сепаратистов… Поэтому пограничники их не пропускают… Караван охраняют целые отряды контрабандистов – с пулемётами!  Иногда у них бывает настоящая война с пограничниками… Недавно такое  было! Караванщик погиб…»

- «Не скучно здесь, в Харраре?»
- «Скучать - некогда. Работа! Да и других дел - хватает… Жаль, нельзя развести цветы, огородик… Нет ни лопаты, ни тяпки…»

Мы шли неспеша по каменистой  дороге. По обочинам дороги – пыль. В пыли что-то блеснуло. Показалось? Нет – кусок металла. Я остановился, поднял полукруглую пластинку металла… Оказалось – небольшая подкова…  Маленькая эфиопская лошадь потеряла! Вот так находка!

Предложил  попутчице:
– «Да вот из этой подковы можно тяпку сделать!» 
- «Нет, такая тяпка не пригодится!» - возразила она.
- «Тогда это находка – пригодится мне! Ведь  – подкова! Что бы повезло!»
- «Вы её нашли – вам должно и повезти…» - подвела итог женщина.

Так, не спеша и разговаривая, мы шли по улице. Справа, за палисадником из штакетника -  палатки. Это лагерь кубинцев… Они занимались тренировками.  Возле лагеря по улице прохаживались два кубинца – патруль с автоматами на груди, кобура тяжёлых пистолетов оттягивала пояс. Крепкие парни!  Один кубинец – высокий, второй - ниже среднего роста, но плечи – такие же как его рост!
– «Ого! Вот здоровяк -  два на два! Плечи равны его росту!» - воскликнул я.
- «Да здесь - все такие! Силачи как на подбор!» - сказала попутчица.

Впереди – несколько домов, одно и двухэтажных, стоящих в тени высоких раскидистых деревьев. 
- «Вон, в том двухэтажном доме мы с мужем живём. Я – библиотекарь. Заходите, можете почитать русские книги!»
- «Обязательно зайду! Люблю читать. А где столовая? Хочу договориться насчёт питания!»

- «Тогда вам нужно подойти к генералу…»
- «Стоит ли беспокоить такого занятого человека по всяким пустякам? Пойду лучше к завхозу! Везде такое решает завхоз…» - ответил я.
- «Ваше дело! Только я не знаю завхоза…»

Офис был в одноэтажном доме. Зашёл туда – столовая закрыта. На двери – график работы, завтрак в 8.00.  Обед уже был. Ужин – в 19.00.  Да  я пообедал у себя на вилле! В холле возле телефона сидел дежурный. Спросил его – где найти завхоза? Но тот удивлённо посмотрел на меня и ответил, что понятия об этом не имеет!  Где же искать  завхоза? 

Вышел из офиса во двор. Там несколько скамеек вокруг волейбольной площадки с натянутой сеткой. Рядом небольшой амфитеатр скамеек перед матерчатым белым экраном, натянутым на деревянные рейки и столбы.

Сел на лавочку, решил подождать. Должен же когда-то завхоз появиться.  По двору бегали,  резвилось дети – мальчишки, девчонки лет 8 – 10. Они сначала гонялись друг за другом. Потом старший мальчишка полез по железной лестнице в торце двухэтажного дома, взобрался почти до крыши. Остальные полезли за ним с шумом, криками.

Вдруг из Офиса выбежал среднего роста полноватый седой мужчина  лет под 60, в камуфляжной форме, без знаков различия.
- «Ах, вы, паршивцы! Опять на крышу лезете! Только этого мне и не хватает, что бы кто-нибудь свалился с крыши! А ну, слазьте немедленно! А то вызову ваших родителей – пусть накажут вас хорошенько!» 

- «Ну, вот и завхоз появился! Кто бы ещё наводил так решительно порядок с сорванцами…» - сразу подумал я. И подошёл к нему. Представился. «Знаю! Вы - новый хирург военного Госпиталя! Какие проблемы?» Я рассказал, что работы много, а приходится ещё и готовить себе пищу… 

- «Пожалуйста, можете питаться в нашей столовой! Подойдите к повару  столовой, заплатите за нужные вам дни  и приходите – питайтесь.  Но имейте в виду – питание точно по графику. Минута в минуту! А у вас -  ненормированный рабочий день! Как же будете ходить кушать? Ведь не сможете по графику?» 

Подумав мгновенье, я понял, что действительно не смогу приходить три раза в день – на завтрак, обед и ужин в точно назначенное время… Придётся всё-таки  готовить самому, питаться на вилле… По крайней мере, я ни от кого не завишу, ем – что хочу и сколько хочу… К тому же – кто станет кормить собачку Марусю? Не говорю о черепахах!

Но хорошая сторона в моём визите всё же есть… Узнал, что в офисе по вечерам  показывают фильмы!  Можно ходить сюда в кино… Дело было к вечеру… Смеркалось… Начали сходиться люди на спортивную площадку…

Собрались любители волейбола… Две команды… Русские и кубинцы… Завязалась упорная игра в волейбол… Здоровенные парни кубинцы…И наши  тоже, силачи - на подбор…  Удары – как из пушки… С грохотом! Собрались болельщики. В Харраре, получается, работало довольно много русских специалистов, помимо врачей.

Темнело быстро. Волейболисты закончили игру. В амфитеатр уселись зрители. Впереди на центральное место сел  завхоз. Пришли Косьмины. Поздоровались. Я сказал им, что договориться о питании в столовой – можно!  Но ничего не получится, слишком ненормированный у меня график работы. А завхоз – очень доброжелательный человек.

- «Какой ещё завхоз?» - с удивлением  спросила меня Татьяна Косьмина.
- «Да - вот он! Сидит в центре, будет смотреть кино!»
- «Ну, какой же это завхоз? Это и есть генерал!» - рассмеялись Косьмины. И я рассмеялся вместе с ними – вот как ошибся, оценивая по одёжке…
 

Хотя ещё было довольно светло, но фильм начали. Старались закончить его до комендантского часа.  Не помню – что это был за фильм, но дома, на Родине -  я его ещё не видел и смотрел с интересом.

Часов около 11 вечера вдали, на дороге, идущей к Офису, среди деревьев замелькал свет фар машины. Прямо к офису подъехал  Амбуланс из Госпиталя – за мной! Водитель крикнул: - «Доктор! Госпиталь!» 

Я сел в Амбуланс  И мы  поехали в госпиталь. Комиссарша не приехала – ещё не наступил комендантский час. Следовательно – не наступило время меня охранять, был ещё обычный вечер. Оказывается, опять пришёл из Огадены автобус с ранеными - более двадцати человек.  В том числе и женщины, дети с огнестрельными ранениями не только конечностей, но и груди, живота. Начал их  оперировать. Там,  в  Сомали - не утихали страсти… 


Рецензии