C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Станция Достоевская. Осторожно. Двери закрываются

Давеча открылись новые станции Московского метро — «Достоевская» и «Марьина роща». Станция ««Марьина роща» никому, кроме богомольцев, спешащим на утренней зорьке к хасидской синагоге на Марьиной Роще, не интересна. А вот станцию «Достоевская» всем рекомендую посетить настоятельно. Тем более что это центр города (Люблинско-Дмитровская линия).
Жизнеутверждающая тематика, красной нитью проходящая через творчество Достоевского, родившегося в этом районе Москвы, присутствует в монументально-декоративном и архитектурном убранстве станции очень широко. На стенах этой станции метро, на которой будут выходить из вагонов и невинные девицы, и малолетние дети, изображены сцены, иллюстрирующие четыре главных романа Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы»). Это самоубийство Свидригайлова из «Преступления и наказания», убийство Настасьи Филипповны из «Идиота», убийство Шатова и самоубийство Ставрогина из «Бесов». 
Ну и, конечно же, как апофеоз кровавой вакханалии, убийство старухи-процентщицы и сестры ее, Лизаветы. Иллюстрация к ключевой сцене русской литературы — совестливый и морально ищущий Родион Раскольников бьет топором по голове безнравственную старуху-процентщицу. И подвернувшуюся под руку с топором ее сестру, также мироедку и эксплуататоршу трудового крестьянства.
Детство Раскольникова было неординарным. Его старшая сестра умерла от саркомы, у другой его сестры был менингит, а у самой младшенькой был тяжелый рахит. Тогда же у маленького Родиона зародилась мысль о топоре…
Собственно, и сам Федор Михайлович, это психически больная совесть русской словесности, в деяниях своих отнюдь не чурался смертоубийства. Мысль о топоре посетила самого Достоевского сразу после получения известия из родной деревеньки о том, что папеньку его разорвали на части его же крепостные крестьяне. И, с тех пор, эта мысль великого гуманиста не покидала. В деле петрашевцев, готовившего покушение на царя-батюшку, Достоевский был признан «одним из важнейших преступников». В результате и был приговорен к смертной казнюшке.
Впрочем, нравы в те годы были исключительно мягкие и в последний момент Достоевского помиловали, назначив наказание в виде каторжных работ.  Каторга на великого писателя подействовала исключительно благотворно. Под ее воздействием он просветлел душевно и окреп духовно.

Гремя огнем! Сверкая блеском стали
Пойдут машины в яростный поход
Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин
И первый маршал в бой нас поведет
написал не Достоевский, как думают многие. Но боевой пафос этих строк, их несгибаемая верноподданность засели в сознании писателя очень крепко. Хотя и старая добрая тема смертоубийства, во всем многообразии душевных переживаний связанных с этим делом, владела мыслями великого гуманиста всегда.
 
   


Рецензии