Есть такой городок...

               
Маленький южный городок жил в ожидании летнего сезона. Ремонтировались кафе, наводили порядок на улицах. Готовились к наплыву туристов, «дикарей»-отдыхающих, к приезду тех, кто решил здесь поправить своё здоровье. Так было всегда. Так продолжает оставаться и сегодня.

Кто знает о существовании этого городка по наслышке, тому его название  мало что говорит, а для того, кто хотя бы однажды здесь побывал, прошёлся по его тенистым аллейкам, постоял на берегу озера, которое дарит людям здоровье, кто близко сошёлся с его жителями...

Саки оставляет для каждого тёплые воспоминания...

   Все знают, что до чистоты и порядка, какими они были раньше, далеко, но к приезду гостей готовятся.

  «А почему в этом кафе ? - удивился Олег, - может, в другом месте поищем. Закупим всё необходимое и соберёмся, например, на берегу озера».

 «А ты будешь главным управляющим! - улыбнулся Геннадий. - «Давай прикинем: столы, стулья, ложки, чашки, рюмки, бокалы, но главное - кто возьмётся за весь процесс приготовления? Вот то-то и оно! Кто-нибудь из санатория? Не уверен! У каждого своя работа! Ты видел, чтобы кто-то слонялся без дела? А тут к нашему приходу накроют столы, обслужат!»

В этот момент Геннадий не мог даже себе объяснить, почему, по каким таким соображениям он выбрал именно это место в центре города, это кафе под названием "Гринпис" для своего маленького юбилея....

Его всё устраивало, здесь было многое продумано до мелочей. На случай жаркого полдня они могли укрыться под навесом из недорого, но со вкусом оформленного материала, не пропускающего влагу. Под ним было прохладно, в вероятность дождя не верилось, так как по наблюдениям местных жителей наступало время, когда дожди на этот городок выпадали всё реже. И действительно, с утра небесный купол обретал ярко-синюю окраску, которая не уходила до самого вечера. Дневное светило было главным хозяином погоды.

...За недели пребывания они с Раисой только один раз услышали за окном шум дождя, который моросил больше в шутку. Под таким дождём даже не хотелось куда-то прятаться, раскрывать зонтик. Он, конечно, тоже доставлял некоторые неприятности, но это был далеко не такой дождь, который бывает в других местах.

День простоял в хмурости, тучи нависли, заслонив собой солнце, но дождь, едва смочив асфальт, так же неожиданно прекратился. В такой  погоде чувствуется даже что-то из детства, ты смело шагаешь под таким дождём, его редкие капли прогреты солнцем, воздух пропитан запахами цветов, молодой, ещё не обожённой летним зноем, зелени, пыли...

   Геннадий ещё раз внимательно осмотрел кафе. Много зелени, фонтаны, из камня выложенные композиции, скверик с дорожками, где можно хорошо отдохнуть.

   Он много раз приезжал в этот городок, обходил все его улицы, которые были небольшими по длине и очень скромными по виду. Казалось, что с самого начала своего зарождения городок хотел выглядеть именно таким. Короткие и неширокие улицы, малоэтажные дома. Всё рядом, под рукой.

Теперь он сам понимал, почему сюда приезжают многочисленные гости, среди которых немало инвалидов. Он вспомнил  своих знакомых, кто после нескольких приездов сюда, решил даже приобрести жильё. Но больше всего было таких, кто оставался в городке только на тёплое время.

   Геннадий знал историю этого городка, но теперь он смотрел на знакомые места глазами своей любимой. Её внутреннее состояние отражалось в глазах. В больших и выразительных глазах, которые хотели впитать в себя всё увиденное. Красоту цветущих деревьев и растений, залитые солнцем улицы, картину и музыку от волн на озере.

Лицо Раисы светилось любовью, от которой у человека вырастают крылья. Интерес ко всему настолько захватывал женщину, что она могла, увидев, например, огромные голубые ели, задерживаться возле них часами. Простая сосновая шишка вызывала у неё восторг, волны большого озера приводили в трепет.

Их санаторный день был расписан по минутам, но, едва освободившись, Раиса убегала в места, которые ей уже полюбились. Время уходило, а ей хотелось всё обойти, прикоснуться душой к увиденному, но новых каких-то неизведанных ещё открытий становилось всё больше. И она спешила. Сбрасывала десятки фотографий на компьютер, ставила на зарядку фотоаппарат, и снова с головой уходила в радость.

Она научилась подмечать даже то, мимо чего многие проходили стороной. Территория в несколько сот квадратных метров напоминала маленькую страну, где было всё. Лес, ровные дорожки, горы с маленькими человечками из сказки. И много-много цветов.

 А  Геннадию, казалось, что Раиса разговаривает с этими растениями, деревьями, молодыми саженцами, цветами, которые уже выбросили на обозрение свою разноцветную притягательность. Увидеть живое в неживом...Увидеть живую радость во всём.

За всем этим заботливо ухаживали, оберегали. Было время, когда в этот санаторий на берегу озера доставляли молодых ребят после ранений в «горячих» точках. Война заканчивалась, а люди продолжали сюда тянуться за отдыхом и поддержанием своих душевных сил.

Геннадий давно почувствовал в этом уголке удивительную особенность, и первое, о чём он мечтал и хотел осуществить после знакомства с Раисой было - желание приехать в городок вместе с ней. С самых первых минут их переписки. И даже знал, как это будет. Он вспомнил, как с ней поделился мечтой, и она ответила радостной улыбкой.

Однажды в их комнату Олег принёс огромного жука, его размеры поразили всех. К нему далеко не каждый имел смелость прикоснуться, жук шевелил усами, похожими на рога оленей, угрожающе ими двигал, длинные и сильные лапы говорили о том, что это насекомое быстроход. Но в руках женщины он успокоился, а через минуту уже напоминал на её груди загадочную брошку. Фотографирование этой сценки вызвало у всех волнение, переполох, радость со вскриками и общий смех.

Солнце разливало щедрое тепло, и картинок перемен становилось с каждым днём всё больше. Кончики сосновых ветвей усыпались золотистой пудрой, а потом на их месте появились маленькие розовые шишечки. Они были так умильны, до такой степени необыкновенны, что к ним само собой тянулась рука. Зелёная кольчуга из иголок была мягкой и нежной на ощупь... Как тут не раскрыть сумочку с фотоаппаратом!

Бывая в густом лесу с матёрыми стволами деревьев, мы не каждый раз можем увидеть тайны живой природы, а в этом парке при санатории мир Берендея всегда был перед глазами. Его можно было пощупать, услышать.... Вечерами и в утренние часы можно было услышать голоса птиц.

Этот мир, так умело созданный руками человека, чувствовал её любовь ко всему живому и распахивал свои картины, изобразить которые в такой красоте может только живая природа.

   Геннадий ещё раз посмотрел в глаза любимой и сказал: «Никуда больше не пойдём, можем заказывать меню!» Молодая девушка быстро записывала, а он переворачивал страницы, советовался, о чём-то думал, возвращался к заказам, называл день и часы....А память возвращала в дни прошлого.

Если можно было бы заглянуть в его душу в эти минуты, то сразу было бы понятно, как счастье заполняют каждую его клеточку. Счастье от перемен, которые произошли в его жизни. Встреча с человеком, которого он полюбил...

Свадьба, семья, родство и близость отношений. Им всегда хотелось быть вместе. Каждую минуту. Днём, ночью, в любое время суток...

Ещё не видя друг друга, только переписываясь в интернете, они уже были вместе. Они писали друг другу длинные и светлые письма, в которых они видели это удивительное и сказочное место. Много солнца, птичьих песен, яркая зелень деревьев и кустарников, цветы...

Много цветов, и рядом обязательно река или озеро...И чтобы это было в самую радостную пору - весной.

   Свадьба, жена, семья...Геннадий  посмотрел на друзей, которые дурачились, как дети...Ему всегда хотелось побывать с Раисой именно в таком месте. В городке с тихими улицами и маленькими домиками, с улыбками на лицах друзей. Центр городка выглядел уже более солидно: площадь, административные здания, театр, дома-высотки, а окраин цивилизация как бы не коснулась. Но в этом, как ни странно, была своя, трудно объяснимая прелесть.

....Перед глазами Геннадий снова промелькнули картинки прошлого.  Областная больница, куда на санитарном самолёте его доставили среди зимы. Этой поездки ждали и тщательно к ней готовились. Главный врач районной больницы, часто наведываясь к больному, расспрашивал о самочувствии.

Травма позвоночника была настолько тяжёлой, что на первых порах запрещено было даже читать. А потому из областной больницы выделили в сопровождающие медсестру.

Морозы сменились глубокой оттепелью, местная река вышла за берега, а потом снова вернулась зима...

Капельницы, дополнительное питание, массаж, лечебная гимнастика.

«Сегодня будем ставить на ноги, я всех предупредил. Будет кружиться голова, но нам необходимо продержаться...Сколько сможешь. Для начала....»

Молодой, лет тридцать, нейрохирург выглянул в коридор: «Александра Петровна, откройте окна, нам нужно много чистого и свежего воздуха!»

Геннадий привык к белым халатам, больничному распорядку, палата на несколько коек пустела, заполнялась новыми жильцами, а он продолжал лечение. На первый взгляд, в его положении мало что изменилось: травма позвоночника оказалась намного серьёзнее. Но молодой нейрохирург так не считал: его пациент выжил и набирался сил.

Суровая зима сменилась дружной весной. За одну ночь согнало остатки снега, под окном их отделения проглянула первая зелень. Широкое окно палаты позволяло подмечать, как из-за стены соседнего здания выныривает солнце. Кусочек ночного неба был настолько большим, что виделись звёзды, созвездия, млечные туманности.

Он подолгу всматривался в свет далёких планет, и однажды заметил, как одна из таких звёздочек вдруг оторвалась и полетела в сторону. Не к земле, как обычно, а в сторону, как самолёт. Это было так неожиданно, что Геннадий вскрикнул. В палату вбежала медсестра со шприцем болеутоляющего, заглянули любопытные.

«Нет-нет, мне хорошо, укол не нужен...Там летит...звезда!» Начался переполох, многие хотели взобраться на подоконник, но места всем не хватило. Через минуту  вернулся Алёнушкин, «дальнобойщик» по профессии, сосед по палате, и с которым все быстро сходились. У него была какая-то внутренняя особинка.

"Ну и глазастый ты...Спутник это, может, даже с человеками! Поверь, это хороший знак!» С тех пор редкое зрелище - спутник, пролетающий в одно и тоже время над больницей, для многих стал важной достопримечательностью.

За судьбой молодого человека наблюдало всё отделение. Молодые девчата после медучилища, практикантки приходили и с первых минут направлялись в знакомую палату на первом этаже. В гости приходили "глазники", которые располагались этажом выше.

«Скоро в дорогу. Вот думаю, куда лучше, пожалуй, в Крым. Про Саки слышал? Хороший курорт, с твоей травмой туда самый раз. Далековато, правда, но ничего, у нас ещё месяц в запасе. Научим стоять, подлечим, подкрепим. Уверен, дорогу выдержишь.... "...
В словах было больше уверенности, чем знаков вопроса. « В Калуге есть знакомые, родственники, чтобы собраться в дорогу? Ладно, сами справимся, но маме позвоню!»

Геннадий пытался что-то ответить, переспросить, но не смог...Юрий Гургенович умел преподносить неожиданности. Приятно удивлять. С первых дней знакомства он стал открытым, правдивым настолько, что его искренность не вызывала боль.

Тогда его только что привезли из районной больницы. Стояла вторая половина лета. Всё вокруг цвело, быстро шло в рост, сады обещали добрый урожай, манил к себе ближайший лес, по которому были исхожены все тропинки, знакомые полянки.

Геннадий старался думать о хорошем, вспоминал, но он был настолько плох, что от родных не скрывали, надежды никакой.

 ... Другие уговаривали, пытались вселить надежду, понимая, что прошлое не вернуть, как нельзя ступить в одну и туже  воду текущей реки.

Геннадий стал сторониться людей, а Юрия Гургеновича из Калужской областной больницы всегда ждал. Тот заканчивал осмотр, мыл руки, садился на стул рядом, и они начинали беседовать...о книгах, фильмах, о друзьях.

Незаметно переходили на годы практики уже опытного врача...И тот вспоминал особые случаи, когда человек попадал в самые, порой несовместимые с жизнью, обстоятельства, но находил в себе силы...Нет, не вернуться к прежней судьбе. а найти её продолжение, наполнить жизнь новым смыслом. Запомнились слова врача: «Безвыходных ситуаций не бывает!»

Пройдут годы, и Геннадий часто будет возвращаться к этим словам и каждый раз убеждаться в их правильности.

...Та первая поездка в санаторий, длиною в сутки, была трудной. Чем ближе приближались к намеченной цели, тем жарче становилось за окном плацкартного вагона. А под вечер, когда вагон погружался в сон, где-то произошёл пожар. Густой, едкий дым заполнил вагон, началась паника, люди ссыпались с полок. Никто не мог понять, где и что происходит, но главная беда была в том, что скорый поезд долго не удавалось остановить. На десятки вёрст украинская степь.

 В эти тревожные минуты Геннадий снова вспомнил  врача с благодарностью, отправившего в командировку с ним медсестру.

...Друзья продолжали обсуждать предстоящий праздник, тщательно записывая в блокнот имена и фамилии тех, кого решено было пригласить. А Геннадий вспоминал.....

Больницы, институты, специальные центры. Время в них тянулось бесконечно долго, а он ожидал, когда снова сможет побывать в знакомом южном городке.  Побывать в другом мире, резко отличимом от других мест, где человеку часто встречается равнодушие, где остро ощущается пустота, когда ты оказываешься на инвалидной коляске.

Последние прогулки по улицам прогретого солнцем городка. Ветер не гнал волны к берегу озера. Было грустно и легко. Грустно о того, что приближался час разлуки. Но радости было больше.

Они мечтали об этой поездке едва ли не с первого дня знакомства, с того самого момента, когда написали друг другу первые строчки в интернете. Уже тогда они знали, что их ожидает встреча. Что будет у них и эта поездка. Что будут вместе. Сначала только они знали об этом, а потом заговорили и другие.

На одной из улиц они остановились и принялись рассматривать сувениры, которые им предложили две женщины. Здесь нельзя применить слово «продавали», эти подарки были действительно предложены.
 В этом ещё одна особенность городка Саки.

До отъезда оставались часы, а им хотелось запомнить как можно больше улыбок, встреч, надышаться воздухом городка, взять с собой кусочек мира, особого мира. Запомнить навсегда минуты праздника - свадьбы...Чтобы этого хватило до следующей встречи.... А в том, что эта встреча с людьми и городком повторится, они не сомневались. Они всегда стремились к тем местам, которые умеют дарить ощущение радости, любви, счастья и надежды...

P.S. После той памятной поездки в гор. Саки прошло несколько лет. На крымскую землю шагнули перемены-полуостров вернулся в состав России. А для нас встречи с Саками остаются всё такими же. Ждём, волнуемся, перезваниваемся с друзьями. А это значит, мы снова встретимся!
28.02.2016 года.


Рецензии
Да!.. Маленький южный городок - не серый, скучный, Богом забытый, мещанский скотный двор, а маленькое миленькое местечко. В лучших советских традициях - в том лучшем, что было и в советской прозе и советских городках.

Это так редко и так ЗДОРОВО: тепло, мир и любовь! Всего этого я Вам, да и нам всем, желаю!

Локсий Ганглери   27.10.2011 22:21     Заявить о нарушении
Приятные воспоминания, связанные с Вашим маленьким городком. Иногда нет-нет да вспоминается местная минералка с одноимённым названием "САКИ"...

Ольга Винникова   05.06.2013 19:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.