Два лева

     Два часа с небольшим, и вот мы уже садимся в Бургасе. Отсюда до Бялы чуть больше часа езды. А завтра с утра уже море, горячий песок и  солёный ветерок. И так две недели безделья, пока ещё не начался основной пляжный сезон. Вот и автобус. При входе заплатил десять левов (около ста восьмидесяти рублей), получил два лева сдачи. Поехали.
   От Бургаса до Варны каждый час ходят рейсовые большие «Мерседесы», принадлежащие крупным компаниям, но много и небольших частных автобусов. Эти ходят по мере заполнения и останавливаются, где попросят пассажиры, что очень удобно. Бяла – небольшой городок на берегу Чёрного моря в семидесяти километрах от Бургаса. Здесь отличный песчаный пляж, но жизнь кипит только три месяца в году, остальное время – дрёма, а зимой - сон. Удивительно то, что даже летом покой этого муравейника охраняют  всего четверо полицейских, но порядок идеальный. И чистота тоже - у каждого дома стоят небольшие металлические баки для мусора, которые ежедневно освобождаются. Жители даже сорняки в эти баки складывают.
    Проезжаем город Солнечный берег - сплошные каменные джунгли. За последние двадцать лет настроили большое количество многоэтажных гостиниц и домов для продажи. Квартиры (апартаменты) строят под ключ, даже кондиционеры стоят в каждой комнате. В один день можно купить квартиру любой площади, поставить мебель и жить. Дома разнообразны и по архитектуре, и по оформлению, поэтому смотрятся привлекательно. Сейчас народу не много. Но не представляю, как летом здесь живут, ведь эти сотни новых домов стоят «окна в окна». Наверное, поэтому здесь жильё значительно дешевле, чем в небольших городках.
Автобус поднимается в гору. Теперь дорога до самой Варны идет серпантином по этим не высоким горам, покрытых лесами, иногда выбираясь на открытые пространства, откуда открываются прекрасные прибрежные пейзажи. Раньше в этом районе сосновых лесов было очень много змей, что привносило значительную сложность для отдыхающих. Но местные власти закупили в другой стране два вагона обычных ежей, которых выпустили в эти леса и в один год сняли проблему путём увеличения биоразнообразия. Этим они очень расстроили «зелёных», которые проводили многочисленные демонстрации против отлавливания змей и в защиту сохранения этого самого биоразнообразия. Теперь численность и ежей и змей находится в оптимальном равновесии. Прекрасный пример остроумного подхода к регулированию численности различных животных и взаимоотношениям с общественными организациями.
    В этом году уже видно, что в некоторых местах начинают восстанавливать небольшие площади виноградников, но так нигде  и не видно сельскохозяйственных культур – помидоров, огурцов перца и других, которыми раньше по минимальным ценам Болгария снабжала весь Советский Союз. В первой поездке, когда я ехал из Софии до Варны на автобусе, меня очень удивило практически полное запустение, и зарастание уже мелколесьем сельскохозяйственных земель. Всё время болгарские пейзажи ассоциировались у меня с российскими: как после войны, всё разбито, развалено, заброшено и заросло бурьяном. Мне объяснили, что при вступлении в Евросоюз для Болгарии были введены значительные ограничения в производстве дешёвых винограда, овощей и фруктов. Даже для собственных нужд необходимо было получить разрешение, согласованное по объёмам производства. Поэтому сельскохозяйственные районы в большинстве своём, пришли в упадок. И только там, где земли были выкуплены иностранными компаниями, производится продукция, в основном – вино.
   Ну, вот и Бяла. Прошу остановиться у перекрёстка, отсюда мне до дома, где я снимаю комнату, всего метров триста, а до автовокзала ещё километра полтора. Водитель останавливает автобус у обочины.
- Ты русский?
- Да, русский.
   Он выходит за мной из автобуса.
   Я подумал, что он хочет открыть багажник:
- У меня нет вещей, только вот эта сумка.
- Я знаю. Вот когда был СССР, у нас у всех была работа, мы хорошо жили.
- Ну, вы же сами выбрали другой путь. Вон даже нашего «Алёшу» (памятник советским воинам, погибшим при освобождении Болгарии) хотели снести.
- Да это всё  наше руководство, а простые люди совсем по  другому думают. У нас к русским хорошо относятся. Даже молодёжь уже всё понимает.
- Я это вижу, поэтому уже третий год сюда приезжаю. Конечно, народам что делить?
     Водитель протянул мне бумажную купюру в два лева.
- Нет, ты мне уже сдачи дал.
- Русский, возьми, прошу. Это тебе на сладкое.
«Да какое же сладкое, я уже только горькую пью», - засмеялся я.
- Здесь в Бяле хорошее вино, выпей бокал за нашу дружбу, не обижай.
    Видя его неподдельное расстройство, я взял два лева и положил в карман.
- Благодаря, довиждане!
- До свидания русский!
     Пассажиры автобуса,  улыбаясь, слушали наш случайный диалог:
- Довиждане!


Рецензии
Очень интересно и очень всё знакомо. Люблю я Болгарию. Так получилось, что ещё со времён студенчества поддерживаю связь с однокусниками-болгарами. Поэтому, и бываю там часто. Был, правда, период в начале 90-х, когда некоторые болгары искали причину своих бед в России, но, он быстро прошёл. Сейчас на каждом шагу встречаешь радушие и гостипреимство. Не очень легко им сейчас живётся. Но, они не теряют чувство юмора. А ещё мне кажется, что им меньше присуще чувство зависти, чем другим народам. Они могут радоваться всему.
Я знаю места, о которых Вы пишите, но останавливаюсь всегда в Бургасе.
Спасибо за рассказ, он созвучен с моим мнением.
С уважением и пожеланиями всего хорошего,


Алевтина Крепинская   26.07.2010 14:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.