Космические хроники. 4

                Планеты новые – проблемы старые.

   Домой хотелось постоянно. Вахта закончилась, и впереди маячили две безоблачные недели. Этого времени хватало, чтобы забыть про рудник.
   Их сменили сегодня. Все спешили. Так было всегда в последнюю смену: по окончании шли не в душ, а просто мыли лицо и руки и неслись к челнокам. Те же, собрав всех, взмывали в воздух и через десять минут катились по городским улицам, развозя пассажиров.
   Силы иссякли. Мужчина рухнул в прихожей в кресло и сказал жене:
   - Посижу полчаса. Нужно прийти в себя. Приготовь ванну.
   Они – шахтеры – сами выбрали такой режим работы: неделя на износ и две на восстановление. Можно было смягчить график, но тогда вахта длилась бы дольше, а отдых укоротился. Выбранная схема устраивала всех: и хозяева были довольны.

   Женщина не спешила. К чему? Она знала, когда прибудет кормилец, и всё приготовила заранее. Стол был накрыт, ванна наполнена, она лишь добавила тёплой воды и вернулась к мужу. Присела рядом, вытерла влажной тряпкой лоб и начала расстегивать пуговицы на рубашке.
   Рука мужа поймала кисть, и он поднес её к губам.
   - Всё, уже иду. Не скучала?
   - Только этим и занималась. А что мне ещё было делать?
   Оба улыбались. Такой разговор происходил почти всегда, когда хозяин возвращался, но в разных вариациях.
   - Заметил, как подросли помидоры? Сегодня попробуешь первые огурцы.
   - А дети где?
   - Мне понравилось, как ты сделал теплицы. А то не знаешь? В школе! Редьку посадила. Соседке семена привезли, а я уже забыла, что это такое.
   Мужчина разделся и опустился в ванную, но дверь оставил открытой, блаженно вытянулся и закрыл глаза.
   - Не загадывай. Не всё почему-то растет на этой планете. Помнишь, сколько фруктовых деревьев не пожелало плодоносить? В какой школе? Каникулы ведь!
   - Да, ты же не знаешь! Там свой сад посадили. Экспериментируют, ходят как на работу. И, представляешь? Разводят саженцы и рассаживают по планете. И уже давно. Специальный транспорт для них выделили. Направляют, управляют и помогают, как говорится.
   - Это хорошо, всё лучше, чем бездельничать, пусть привыкают к труду.
   Пора было мыться. Вода растворила усталость, зато голод напомнил о себе.

   Планету освоили по плану: космонавты летали и выискивали перспективные с точки зрения колонизации. Эта оказалась из таких. Восьмая. Название сохранилось по номеру. Все привыкли и не заметили, как цифра из разговоров перекочевала в документы.
   Восьмая оказалась богатой редкоземельными металлами. Атмосфера была бедной, потому что растительность слаборазвитой. Зато без конкурентов: разумных существ не оказалось. Животные обитали здесь не такие, как на Земле, маленькие, но были.
   Генераторы, завезённые первыми в большом количестве и мощные, сделали своё дело: атмосфера начала пополняться кислородом. И начала, как на дрожжах, резвиться растительность. Какие-то животные вымерли, какие-то приспособились к увеличению кислорода, но пришло время, и люди сняли скафандры. С Земли начали привозить семена разнообразных растений. Получился своеобразный Клондайк: первые жители, что начинали освоение, устроились лучше всех.
   Единственный город жители построили на равнине у реки подальше от рудника - тот был в горах. Решили, что лучше добираться на работу на транспорте, чем жить в грязи. В грязи пришлось жить рабочим в бараках у шахты.
   С первого дня работа велась вахтовым методом. Скоро временные строения заменили на более-менее комфортабельные. Жизнь и работа наладились. Но все спешили, трудились самоотверженно, знали, что корабли за рудой не полетят пустыми – для космоса это было непозволительной роскошью. Каждый будет заполнен тем, что закажут на планете. Но руду предстояло ещё добыть. Потом выяснилось, что и обогатить: перевозить с мусором оказалось дорого.

   Так было девять лет назад. А сегодня город расцвёл. Жители умудрились выстроить единственное многоэтажное здание на центральной площади. Осилили лишь шесть этажей без крана, но этого хватило для администрации планеты и управляющей компании.
   Был построен обогатительный комбинат рядом с рудником, космодром, школа. Высокое здание обросло домами. Выросли вокруг как грибы после дождя. Одноэтажные, с участками под посадки. Высотка стала центром города.
   Один из домов принадлежал Ивану. Тому, кто первопроходцем прилетел на планету. Через два года он перевёз семью - жену и детей: пятилетнего мальчика и трёхлетнюю девочку.
   Так многие решали свои проблемы: на Земле жилось комфортно, но только тем, кто имел работу. Остальные бежали от роскоши, на которую можно было лишь смотреть со стороны.

   Обедали на дворе за столом под деревьями, кроны которых переплелись. Чистый, слегка захмелевший мужчина любовно осматривал двор. Его разморило от еды, вина и усталости, и он боролся со сном. Жизнь казалась удавшейся. Трудной, но прекрасной, потому что всё получилось: самое тяжелое осталось позади.
   У соседей тоже всё было в зелени. Кто-то копошился на грядках. Разросшиеся кусты, посаженные рядами, служили забором между дворами, и ягоды с них рвали все, кому не лень.
   «Таких нет на Земле, - подумал Иван. - Для землян это деликатес, а здесь растут как сорняки. И не повезёшь: каждый грамм груза на вес золота. Наверное, командиры кораблей живут припеваючи из-за этого. Поэтому и злобствуют из-за лишнего веса, когда на Землю летаем».
   - Над чем задумался, Иван? – жена то и дело проносилась мимо по своим делам, но, пробегая, всегда что-нибудь спрашивала.
   - В отпуск на Землю полетим?
   - Обалдел? Хозяйство на кого оставим? И отвыкла уже.
   - А дети?
   - Им тоже не понравится три недели лететь, чтобы одну плескаться в океане. И здесь есть где. А с родственниками я чуть ли не каждый день по видеотелефону разговариваю. Лететь, чтобы обняться?
   Мужчина задумался. Взгляд остановился на соседке. Молодая обнажённая женщина рвала зелень. Что-то почувствовала и оглянулась.
   Мужчина резко отвернулся, но та посмотрела не на него – в окно своего дома. Он невольно проследил за взглядом и увидел молодого человека. Тот быстро задёрнул штору. Это был не сосед.
   Непрошеные мысли закрутились в голове: муж на шахте, а она….
   Настроение испортилось, напомнила о себе усталость, захотелось спать.
   - Отдохну, - сказал глава семейства.
   - Иди. Освобожусь и приду.
   Жена пришла скоро и прилегла рядом. Рука пробежалась по волосам на груди мужа, перебралась к лицу и развернула голову в свою сторону.
   - Ты что, не соскучился? Что случилось? Бордель в пещере устроили?
   - Это у вас в почёте, там некогда.
   - Увидел, значит, успел? – догадалась жена. - Иван, это их проблемы. Не надо из-за кого-то портить себе жизнь. Да, милый?
   - Ты права, подруга.
   Руки его дёрнули полы халата, и пуговички запрыгали по полу.
   - А говорил, устал, - прошептала женщина. Глаза её были закрыты, руки безвольно раскинуты по постели, но вдруг она ожила и обхватила мужчину за плечи. – Как я по тебе соскучилась!

   Дети пришли из школы возбуждённые и тотчас кинулись на отца. Сын повис, но сразу же отстранился, словно вспомнил, что уже взрослый. Дочь обрадовалась освободившемуся месту и оседлала родителя.
   - Мы две недели будем вместе, как хорошо!
   - Но завтра заняты, - напомнил старший брат. – Пап, мы летим на другую сторону планеты. Представляешь, уже туда добрались! Там осень, а здесь весна!
   - А что вы делаете? – отец прикинулся, что не в курсе, хотелось доставить радость детям.
   - Ну, ты даёшь! Не знаешь? Озеленяем степи! На той стороне всё больше трава растет и кусты. А мы сажаем деревья.
   - Пап, а там осень! Здесь весна заканчивается, а там листья опадают. Ты знал? – дочке хотелось, чтобы не знал, но отцу показалось неудобным выказывать невежество.
   - На Земле также. Хотите, слетаем?
   - Нет! – чуть ли не хором ответили дети.
   - Я же говорила! - вмешалась мать. – Построим плот и поплывем вниз по реке. Вот такой у нас будет отпуск. Хотя нет, деревья на вес золота – купим искусственный. Тоже дорого, зато навечно.

   Корабли прилетали за рудой ежедневно. Ассортимент двух супермаркетов постоянно пополнялся. С некоторых пор начали изготавливать продукцию и сами. Дети подрастали, прилетали новые переселенцы, население увеличивалось, и с трудоустройством возникали проблемы. Выкручивались, как могли: начали изготавливать то, что привозить было невыгодно - с мелочей. И вскоре почти стихийно вырос завод. Второй построили целенаправленно: мастерская по ремонту бытовой техники начала изготавливать её. Третьей стала фабрика по пошиву одежды, но наладили и выпуск обуви. Жизнь заставляла расширяться: спрос нужно было удовлетворять.

   Всё шло хорошо, пока не поползли слухи, что закрывают шахту и обогатительный комбинат. Иван не верил.
   - Это глупо, это нелогично! - говорил он жене во время очередного отдыха между вахтами. – Этого не может быть, потому что добытое нами пользуется огромным спросом. Из-за этого я и прилетел сюда.
   - Не закроют, раз ты против! - жена шутила, но слова прозвучали грустно. – Думаешь, я – за?
   Возразить было нечем.
   - А вот прилетит Колька, всё и выяснится. Немного осталось.
   Николай, друг семьи, командовал одним из грузовиков, перевозящих руду. Знакомы они были ещё по Земле. Он там и жил, но, когда прилетал, останавливался у них, пока шла разгрузка-погрузка корабля. Всё время пропадал на космодроме, но ночевал у друзей.
   - Ты прав, подождём. Нечего травить себя, не зная точно. Он ближе к компании, знает наверняка. Головной-то офис там.
   В доме воцарился покой, но напряженность осталась: червячок тревоги поселился в душах. Капитана ждали как никогда.
   Он прилетел раньше, чем должен был по графику. Им повезло, прилетел, когда Иван всего лишь день, как вернулся с вахты. Офицер привёз подарки, но в голосе хозяева сразу почувствовали неловкость, когда вручал сувениры.
   - Значит, правда? - спросил Иван в упор.
   - Дыма без огня не бывает.
   - Когда начнётся пожар и почему?
   - Войти-то можно?
   - Конечно! – засуетилась хозяйка. – Ты прости моего мужлана. Сам не свой из-за сплетен.
   Мужчина вошёл, сбросил на диван куртку и сел рядом.
   - Не сплетни это.
   - Что за бред! Не может этого быть! Не вижу причин, из-за чего могут закрыть шахту и комбинат. Это же крах городу, планете, мой семье, в конце концов!
   - Потому что погибла другая планета. Вот такой вот парадокс.
   Хозяйка носила тарелки с закусками на стол и прислушивалась к разговору.
   - Высчитали дома, что какой-то астероид летит прямо на Землю. Большой. Шуметь не стали, чтобы паники не создавать. Взорвали его на дальних подступах. Хорошо сработали, ничего не скажешь: куски – огромные – разлетелись и обогнули планету. И все успокоились. Тогда и объявили задним числом. Промелькнуло сообщение незаметно, но за Землёй один осколок врезался в другую планету.
   - И что? Не могли предвидеть этого?
   - Потом, как всегда. И поздно: ракета не успела догнать. Вы живёте на периферии, новости плохо доходят. Туго землянам пришлось, ведь погибла другая цивилизация. Свалили всё на них же: сами, дескать, о себе заботиться должны. Вот такие дела, Иван.
   - Ци-нич-но всё как-то, – хозяин обратил внимание, что язык его заплетается. Мужчины, разговаривая, поднимали рюмку за рюмкой. Женщина, увлечённая разговором, не заметила и заменила пустую бутылку.
   - Да. По сравнению с нашими проблемами, это….
   - Вот и не расстраивайся. Но… но время прошло, последствия сгладились. А там металлолома этого, что здесь добываете, раза в три больше, по качеству лучше и в десять раз ближе. Вот такая арифметика: не нужны вы сегодня никому.
   - А наша планета?
   - Восьмёрка? Сто восьмой станет по значимости. Рейсы уже не такими частыми будут. Раз в полгода, если не реже. Желающие останутся. Не всякий решится на переезд. Компания компенсацию выплатит: кто переезжать не будет – копейки, кто надумает – чуть больше. А тем, кто на новое месторождение соберётся, выдаст ещё и кредит. Но там начинать придётся всё сначала.
   - Смотри-ка, и выбор есть! – Иван был уже заметно навеселе. - Слышишь, мать, выбирай!
   Она выбрала: забрала полупустую бутылку и вышла с ней.
   - Ванька, что ты наделал? Не мог завтра сказать, чтоб выбирала? А где дети?
   - Выбрали уже: на другой стороне планеты саженцы тыкают. Как я им скажу, Николай?
   Женщина услышала последние слова мужа, смахнула слезу и ушла, чтобы вернуть спиртное.
   - А знаешь, Вань? Жизнь так устроена: то одно, то другое, – капитан пожевал губы, собираясь с мыслями. – Выпьем, что ли? На Земле войны были? Были! Избавились? Да! Реформами нас измучили. С другими планетами дрались. Заметь, какие-то пакости всегда случались. Кризисы какие-то навыдумывали. Чего только не происходило! А ведь выжили! - капитан поднял рюмку, увидел, что полная, и стукнул ею по соседней. - А планку после этого всегда почему-то поднимали. Выпьем за это!

   Мужчины очнулись от холода. Ветерок гулял по комнате. Огромная муха металась и жужжала громче, чем трещит будильник. Одинокая лампочка под потолком едва тлела. Полупустое помещение с облезлыми стенами выглядело удручающе.
   - Мы где, Вань? – спросил Николай.
   - Не знаю.
   - Как попали сюда?
   - Помню, взяли пузырь и пошли на огород. Огурцами хотел похвастаться. К соседям не заходили? Коль, а мы, кажется, в вытрезвителе.
   - Да брось! У вас и такое есть?
   - У нас всё есть! – мужчина сказал с гордостью, и мрачно добавил: - Даже счастье когда-то было. – Память вернулась к нему. – Эй, откройте, домой хотим!

   Друзья шли молчал – оба чувствовали себя неловко и муторно.
   - Придём, поправимся. – Иван догадывался, что друга мучают те же проблемы. - По пятьдесят грамм – не больше, и всё как рукой снимет.

   Лекарство помогло: в голове приятно зашумело, и прошла тошнота. Умиротворение накатило на хозяина. Он откинулся на спинку стула и сказал:
   - А знаешь, Николай, ты прав: могло быть и хуже! – высказался, будто продолжил только что прерванный разговор.
   Это почему-то развеселило обоих, и громкий смех загнал хозяйку в квартиру. Она шла ругаться, но засмеялась сама, глядя на гогочущих мужчин.
   - По какому поводу? – спросила женщина, когда все успокоились.
   Хозяин постучал себя по груди, словно выбивая остатки смеха, и сказал, глядя на жену:
   - А это значит, милая, что у нас всё будет хорошо! Я подниму планку, несмотря ни на что. Выбирай, что хочешь, выбирайте вместе с детьми, и у вас всё будет хорошо! Ради этого живем!
 
   Капитан покинул планету с тяжёлой душой. Он подтвердил худшие опасения друга: нашли планету, на которой есть такая же руда, и добывать её там можно открытым способом, она богаче по содержанию и, главное, находится гораздо ближе к Земле. И всё это вместе делает их шахту ненужной.
   Корабль, наполненный продукцией горно-обогатительного комбината, летел к Земле, а мысли мужчины были ещё на планете, он всё еще переживал не только за друга, но и за всех её жителей. Люди соблазнились высокими заработками, возможностью иметь постоянную работу, перелетели сюда вместе с родственниками, кто-то создал семью прямо здесь, ведь рудник был источником дохода не год и не два – город построили за это время. И теперь он будет чахнуть вместе с планетой. Кто-то улетит, кто-то останется. Выбор небольшой: и тем и другим будет плохо.
   Корабль летел уже вторые сутки, когда офицера осенила внезапная идея: кто решит улететь, распродаст имущество, но ведь и шахту наверняка продадут за бесценок или бросят - вывозить старое оборудование себе дороже. И найдется какой-нибудь ненормальный…. Почему – нет? Почему не Иван? Обогащённую руду можно не возить на Землю, а продавать на другие планеты! А такие и ближе есть.
   «Мы создадим свою компанию. Он будет добывать, а я вывозить. Возьмём в аренду несколько кораблей для начала…. И жителям не нужно будет покидать насиженные места. - Мысль понравилась. - Это выход для всех. И возможность зажить припеваючи!»
   Мужчина чуть ли не бегом добрался до рубки, вывел на экран монитора карту звёздного неба и начал разглядывать близлежащие к Восьмёрке заселённые планеты. Через полчаса даже к дальним отправилась телеграмма, в которой командир корабля предлагал в недалёком будущем обогащённую руду. Одна из них ответила согласием, но с оговорками. Оказалось, там недавно заключили контракт на поставку похожей руды, но при лучших условиях готовы пойти навстречу, заключить контракт и с ним.
   Капитан упал в кресло: в ответе называлась компания владелица шахты. Они не собирались останавливать производство, а сами нашли новых покупателей руды.
   Громкий смех раздался в рубке. Дежурный офицер удивленно посмотрел на гогочущего командира. Тот объяснил:
   - Я полтора часа был счастливейшим человеком. Стал миллионером, потом миллиардером и тут же разорился. Но в любом случае помог другу.
   - Мечтать не вредно, как говорит моя мать, - прокомментировал услышанное дежурный. – Беззатратное счастье.
   Сказал и отвернулся к монитору, увидев нахмуренный взгляд капитана. А тот, недолго думая, подключил свой сотовый телефон к аппаратуре корабля, набрал номер друга и набил СМСку: «Компания нашла новых покупателей руды. Шахту не остановят и будут даже расширяться. Живи и радуйся. И выпей за моё здоровье».
   Командир часа два ждал ответа, но не дождался. «Мог бы поблагодарить», - проворчал он и уже через полчаса забыл обо всём.
   Кораблю предстояло лететь до Земли ещё месяц. Обыденность, суета начисто стёрли из памяти офицера происшествие. Но за день до приземления на его имя пришла радиотелеграмма. Он подумал, что уже кто-то из землян вспомнил о нём, но депеша оказалась от Ивана. Наконец-то пришёл ответ:
   «Спасибо за информацию. У нас самые дальновидные давно продавали имущество, а в последнее время начался бум: все и всё стали сбывать за бесценок. Купил магазин и два склада. Затарил их под завязку – спасибо тебе! А вчера пришла телеграмма, что слухи о закрытии шахты беспочвенны, и планируется увеличить выпуск продукции в два раза. Мой комиссионный магазин процветает. Тот, кто продал мне что-либо, выкупает теперь обратно. И всё равно все довольны. Продаю даже в кредит. С шахты пришлось уволиться».
   Капитан рассмеялся. Дежурный посмотрел на командира и спросил:
   - Бывают и в пресных буднях просветы?
   - За друга радуюсь. Я мечтал стать миллионером, а он стал. Одно и то же мы видим по-разному. И ведь звёзд с неба не хватал! Захотел бы, не смог стать космонавтом. Увидел в моей информации то, до чего я бы никогда не додумался. За неделю всё провернул.
   - Не зря говорят, что информация дорогого стоит. Моя мама рассказывала…
   Капитан вдруг резко обернулся к дежурному. Это был лейтенант, который постоянно цитировал свою родственницу.
   - Прости, что помешал, продолжай, поведай историю матери.
   - Не её история – наша. Работала она до ухода на пенсию в министерстве…. Ну так вот, надумали наши завод купить у инопланетян. Известно ведь, что лучше приобретать технологии, чем товар. А по какой цене? Озадачили разведчиков. Те выяснили минимальную цену, за какую его могут продать. Лишь тогда начались торги. Остановились на минимальной цене. И все остались довольными. Наши, потому что раньше планировали потратить намного больше. И те, потому что на сэкономленные деньги мы приобрели у них ещё один завод поменьше. А вы говорите….
   - Я как раз и говорю, что мать у тебя умная. Ты, в неё?
   - Нет, наверное. Рождённый летать, плохо ползает.
   - Твоя правда. Но в карманах у нас меньше монет, и романтика полётов быстро перекочевала в серые будни, эйфория прошла. И что осталось?
   - Сутки лёта до Земли.
   - Опять в десятку. Заждалась голубенькая своих романтиков.

                *****


Рецензии