Как я продавала водку

  В 90-тые годы я работала в продуктовом киоске продавцом. Тогда это было довольно опасным занятием. Охранника в киоске не было. Эра мобильных телефонов еще не наступила.  Сигнализация отсутствовала. « В случае чего, - сказал хозяин, - нажимай эту кнопку,    будет звуковой сигнал. Возможно, он привлечет кого-нибудь, наподобие проезжающей мимо милицейской машины». Случаи нападения на продавцов со смертельным исходом в то время были нередки. В соседнем районе города в результате поджога киоска погибла женщина-продавец, одна воспитывающая ребенка. На рынке в центре города девушка-продавец задохнулась в дыму. Дверь подперли. Причина одна – не выполнили требование ночного покупателя дать бесплатно бутылку водки. Я знаю, как одна, испугавшись угроз, отдала. Но это чревато, что придут снова. А хозяин категоричен – сама отдала,сама и плати. Женщина уволилась.
 
  Киоск, в котором я работала, был невзрачным на вид и тесным. Товар набивали под завязку. Водка в баночках, как нынче пиво,  стояла штабелями. На черных баночках, как пиратский флаг, были нарисованы  череп и кости, и название «Смерть». Покупатель говорил так: «Дайте мне две смерти, пожалуйста». А другой добавлял: «А мне и одной хватит». Водка шла нарасхват. Я едва успевала переставлять упаковки и доставать банки с нужным рисунком. Позднее правила торговли изменили – запретили продавать алкогольные напитки свыше 12 градусов в киосках, остались только вина. И тогда сразу стало легче торговать. Меньше стало крутиться возле торговой точки мошенников и разных манипуляторов. Хулиганье потеряло интерес.Для себя я сделала вывод – где водка, там и криминал.
В то время частенько спрашивали: «Ну как водка? Не паленая?» А я стою за прилавком, мнения покупателей собираю. Вот сегодня сказали  – нормальная.  А к вечеру – уже не та. Одна женщина на следующий день мне скандал закатила: «Вы что тут продаете? Мне весь праздник испортили, не водка, а ацетон какой-то. Народ травите».
 
  Как-то заглядывает в окно покупатель, я аж вздрогнула – не человек, а зеленоватая мумия с впалыми щеками и печальными глазами на фоне сумерек. И таким скрипучим голосом  спрашивает: «А водка у вас есть, хорошая? А то у меня печень». Взял товар,тоскливо посмотрел на этикетку и пошел, покачиваясь на ветру.
  Некоторые перед тем, как купить, смотрят пробку. Один попросил посмотреть, взял  бутылку за горлышко. Я держала, казалось, крепко. А он к-а-а-к дернул!  И бежать. Я, как дура, кричу, высунувшись из окошка: «Держи вора!» Хотя, кто держать-то его будет?  Так уж просто кричала. А тот понесся как торпеда, поскользнулся, упал и дальше бежит. Прохожие мне посочувствовали. Больше никаких пробок я не давала смотреть.
 
  Один наглый с кампанией потребовал заменить купленную водку. Заменила. Потом, оказалось, подменили на бутылку с водой. Мошенники всех мастей возле киосков роятся. У кого не хватает денег,  просто угрожают киоск поджечь. Закрою окошко. Стучат – не открываю, боюсь, пережидаю. Кинут еще что- нибудь горючее да дверь подопрут. Подумаешь, одной матерью (дочерью, сестрой) на свете меньше станет!

  Один случай меня сильно взволновал. Однажды под вечер женщина лет тридцати пяти, миловидная,  хотела купить баночку водки, а денег не хватает.  Одета как будто на скорую руку – плащик наброшен на халат, в тапочках. Упрашивала хоть что-нибудь алкогольное продать, высыпала мелочь, руки трясутся: «Ну дайте хоть что-нибудь попить». Отдала я ей свой компот домашний. Она выпила и ушла. Потом приходит  и начинает выставлять мне на прилавок чашечки с блюдцами, они аж дребезжат в ее трясущихся руках – скромный такой сервиз в горошек.  А она приговаривает: «А вот смотрите, какие хорошенькие чашечки, какие замечательные блюдечки, а баночку водки мне дадите?
 
Я замахала руками - что вы, что вы, забирайте назад. Нет, не могу.
 
  На следующий день утром она пришла снова. Высыпала деньги. Уже хватает. Я подала ей заветную баночку. Она хотела ее тут же открыть. И вдруг рядом стоящий мальчик лет десяти выхватил эту банку из ее рук и крикнул: «Дома выпьешь, мама!»  У меня прямо комок в горле застрял. Еле выдохнула в поддержку: «Дома, дома». Так они и ушли вдвоем.

  Как-то один молодой человек спрашивает: «А у вас косячок не найдется?» Я тогда не поняла его вопроса,думала народное слово типа "чекушка". Говорю: «У нас всё на витрине».  Он усмехнулся: «Да нет… В общем ясно».

  Перед новым годом постоянно стоят очереди, товар не просто расходится, а разлетается. Подъезжает машина, из нее выскакивает мужчина и, минуя очередь -  ко мне, спешно начинает объяснять.
«Я от такого-то, - называет фамилию. - Ваши нам дань платят. Мне срочно нужны водка и шампанское. Давай быстрее. Потом все зачтется».

  А я помню наказ хозяина – никому ничего бесплатно не давать. Хотя рожа у него и бандитская, говорю: «Разбирайтесь с хозяином, мне велено ничего никому не давать. Вы уж извините». Ну, думаю, сейчас меня из пистолета.  А он к следующему киоску рванул, машина за ним. Но там тоже выстояли. И те уехали. Я думаю, слава богу, что без угроз и исчезли. А очередь стояла в оцепенении. Одна женщина говорит: «Вот это да!  Уже в открытую заявляют, кто они и требуют. И как вы тут работаете?»     Так и работаем , периодически  появляется желание уволиться.  А где лучше работу найти?  Ненавидишь все, но работаешь.  Как-то попросила  Жору –хозяина нашего – оформить меня официально, чтобы стаж шел.  Он говорит: «А тебе это надо? Тогда буду зарплату меньше платить». А  я домысливаю: «А если еще отпускные, так я  и должна останусь». Текучесть на такой работе постоянная. Я тоже не задержалась.


Рецензии
Я бы его в хрестоматию для чтения в школе поставил.

Кстати, в 1991 году я три дня простоял на Пушкинской площади, продавая с ящика шампанское, ликеры, сигареты в розницу, презервативы, и прочую дребедень тех лет. Но больше трех дней я не продержался, ничего не заработал, кроме впечатлений. Все же была основная работа, и она оказалась гораздо лучше, хоть за нее и платили ничтожно мало. Я тогда работал в реанимации врачом, и мы вышли на Пушку половинным составом отделения - один ушлый медбрат там работал, и предложил товарищам...

Кузьмин Алексей   15.06.2014 16:06     Заявить о нарушении
Спасибо за комментарий. Для меня девяностые пронеслись, как сель с горы. Безденежье,отсутствие любимой работы,а надо как-то детей растить.Но мы с семьей выстояли. И даже с работой мне повезло на склоне лет.

Татьяна Дергунова   20.08.2014 22:50   Заявить о нарушении
Уважаемая Татьяна!

Извините, что пишу под чужой рецензией. Давно я написал свою рецензию, но интернет её почему-то не воспринимает.

А написал я вот что. «Конечно, всё это очень печально. Но хорошо, что всё позади. А текст грамотный. Мне это нравится, так как в интернете это редкость».

Сегодня, спустя шесть лет, я хотел бы добавить.
А кто виноват во всём этом? Кто создал в стране эту всенародную беду? Кто разрушил заводы, колхозы и вузы? Кто этот враг России?

Напрашивается ответ - Ельцин, Гайдар и Чубайс.

Но это будет не совсем правильно. Три человека не могли бы убить СССР. Значит, это сделал советский народ, которому наосточертели КГБ и КПСС.

Вчера пошёл купить сверло диаметром 10,2 для сверления отверстия под резьбу М12.
Продавец сказала, что оно стоит 264 рубля. Вдумайтесь! Кусочек легированной стали!
А сколько стоит танк, самолёт, установка ПВО? А сколько их Путин бесплатно отправил в Сирию? Это сотни миллиардов. Виноват ли Путин в растранжиривании бюджета? Нет. Виноват глупый, ленивый и запуганный народ России, что позволяет это делать.

Эсхаровец   07.07.2020 06:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.