Черное и белое

Повесть.

_______

Я никогда раньше не задавался вопросом, что есть для меня черное и белое. Понятно, что для каждого это что-то разное. У меня белый цвет всегда ассоциировался с чем-то добрым, светлым, хорошим, а черный, наоборот, со злом, мистикой. Но отчего-то белый цвет, мне никогда не нравился. Зато черный... даже взять ночное небо... Разве оно может быть белым и чтобы при этом, на нём было видно множество звезд, Луну, планеты? Я не могу себе представить, чтобы летающая тарелка, то есть корабль инопланетных существ, прилетела не из загадочного ночного неба, окруженная переливающимся светом, а просто из обычного белого неба, какое бывает часто. Помню в детстве, когда мне было лет 10-11 в стопке каких-то старых, запылившихся от времени книг, я совершенно случайно нашел книжку про НЛО. Сейчас уже не помню, как она называется. И именно с неё началось тогда моё увлечение мистикой, НЛО и прочими вещами попадающими в раздел - непознанное и аномальное. Сколько книг я потом читал, но лучше, этой книги не нашел. Как-то по-особому она захватила моё детское сознание и открыла дверь в доселе не видимый, и неизвестный мне мир. Особенно захватывали истории о встречах с посланцами иных далеких миров, с чуть ли не детальным описанием костюмов, внешности инопланетян, их летательных аппаратов. Больше, стольких фактов, столько интереснейшей информации объединенной в одной книге, я не встречал. Как хотелось мне улететь куда-нибудь в другую Солнечную систему, посмотреть, что у них там делается. Тем более, множество историй было связано с Россией и СССР, что было ещё более интересно, например, там был описан случай, когда НЛО пролетело над Волгой в Нижнем Новгороде, а потом, позднее я там побывал с папой. Вернее не там, где видели летающую тарелку, а просто в Новгороде. Тогда это было моё первое серьезное путешествие, поездка. Первый раз в жизни я покинул пределы родного города, области, края. Это казалось мне, маленькому мальчику, таким серьезным делом, побывать в совершенно другом городе! Где также живут люди, но они-то живут не в моем городе, а значит они какие-то другие. И когда я ехал в поезде, представлял себе город, людей, улицы по которым они ходят, огромный мост через Волгу при въезде в Нижний Новгород. Там же мне была куплена энциклопедия, в которой было много рисунков, черно-белых фотографии различных монстров, привидений и прочей нечисти. Она была вся черная и на ней был нарисован плезиозавр. Тогда где-то глубоко в мозгу и укоренилось у меня некое разделение на белое, и черное. И когда смотрел эти картинки вечером, а для меня они были страшными, я боялся, хотелось  отложить книгу, но интерес побеждал и книга читалась дальше.

_______

Какого же было моё удивление, когда я узнал, что белый - это цвет смерти. Отсюда и выражение «в гробу я видел в белых тапочках». Но белый цвет стал вызывать во мне некоторое негодование после событий во многом повлиявших на моё мировоззрение. Где-то в средних классах школы я попал в больницу и мне должны были сделать операцию. Я очень боялся и даже не столько самой операции, сколько неизвестности, потому что это была первая в моей жизни операция. И вот я оказался на операционном столе, было холодно, вокруг ходили люди в белых халатах, резиновых перчатках, повязках, скрывавших их лица. Весь мир сжался до пределов этой самой комнаты, хотелось спрятаться, убежать куда-нибудь. Потом над головой, прямо перед глазами, врачи выдвинули огромную, круглую лампу, начали вводить наркоз... И вдруг лампу включили, яркий белый свет ударил в глаза, комната расплылась, перестала существовать. Я провалился в кромешную тьму. С тех пор белый цвет для меня стал символом той резкой, какой-то всепроникающей боли.
То есть, для меня нет четкой границы, контраста между черным и белым-злом и добром. А с другой стороны эти два цвета прекрасно сочетаются друг с другом. Взять даже черно-белые фотографии. На снимке отчетливо видно каждую черточку, каждую тень. Такие фотографии очень отличаются от цветных. Раньше, когда я был совсем маленьким, папа увлекался фотографией, у него был серьезный фотоаппарат, но тогда цветных фотографий ещё не было, поэтому все фотографии были черно-белыми. И я помню, что папа ночами проявлял пленку, с помощью химических растворов, потом всё это сушил. В итоге получалась фотография. Это было некое таинство, ритуал, масонский обряд посвящения в высший градус. В тех старых фотографиях до сих пор сохранилась та обстановка, то время, те чувства, с которыми кропотливо проявлялась пленка. Этим они отличаются от цветных фотографий, иногда безликих, бездушных, которых можно сделать сотни с современной техникой и не одна не понравиться. До сих пор пересматривая снимки нет-нет, да и остановишь взгляд, задумаешься надолго. А на снимке - я, совсем маленький и черно-белый.

_______

Черно-белое кино вообще отдельный мир, живущий по своим особым законам. Когда я смотрю старые фильмы, то у меня создается впечатление, что то время, которое запечатлела камера, оно не цветное, а именно черно-белое. Там серое небо, серые улицы, серые дома, серый воздух. Хочется угадать, какой цвет был у той или иной машины или дома, какого цвета одежда у людей. Или когда смотришь кинохронику, чудом сохранившиеся в крайне плохом качестве черно-белые кадры выступления известного человека, которого сейчас, в наше время считают великим и гениальным. Он так и останется для меня навсегда таким, как на этой черно-белой пленке. Я не могу представить, что он был цветным и жил в таком же цветном мире, как я.

_______

Черное имеет свойство затягивать. Не зря где-то в глубинах Космоса, вероятно, существуют черные дыры, затягивающие в себя всё вокруг. Будто смотришь в бездну и постепенно она начинает смотреть в тебя. Никогда не забуду, когда я первый раз видел салют в абсолютно черном небе, в черноте которого не было видно ни одной звезды. Это была набережная реки, которая течет через наш город, было много людей, в основном веселых и казалось довольных жизнью. Я смотрел, как вдалеке вверх поднимается маленькая светящаяся точка, за ней тянется дымовой шлейф. Долетев до определенной высоты, она взрывалась, издавая хлопок и черное, непроглядное небо окрашивалось тысячами разноцветных или одноцветных огней салюта. Это было нечто поистине волшебное и сказочное. Потом падающие искры гасли, вновь становилось темно. Так повторялось несколько раз, пока, наконец, залпы не стихали окончательно. Но в памяти ещё долго оставались эти магические образы, та атмосфера, которая царила тот момент. И, наверное, те другие люди, стоявшие рядом тоже чувствовали что-то подобное.

_______

Что я знаю про белый цвет? Ну, белый флаг, который используют как символ перемирия, белые цвета на флагах стран, белые одежды религиозных деятелей. То что, в культуре некоторых стран Средиземноморья и Индии белый — цвет траура, в культуре большинства стран Запада — символ чистоты. Вот собственно и все. То есть о белом мне известно гораздо меньше, чем о черном. И черный как-то притягательнее, таинственнее. Наверное, каждый видел, как в каком-нибудь американском фильме пират или пираты бороздят океаны, моря, сражаются со злодеями или, наоборот, грабят корабли. И символом является черный флаг с черепом и перекрещенными костями. Я когда смотрю, всегда представляю, будто я храбрый и отважный пират, можно сказать романтический герой. Стою на самом носу своего легендарного, прошедшего сквозь огонь и воду судна. Смотрю в подзорную трубу куда-то вдаль, где за горизонт уже садиться огромное солнце. Даю указание верной и такой же отважной команде, ветер надувает паруса и красивый, большой, старинный корабль несет меня по неизвестным мне волнам, которые скрывают опасность. Но я-то не боюсь этой опасности, зато бояться меня, потому что над кораблем развивается черный пиратский флаг.
Или существует так называемая «Черная метка» не менее легендарный символ пиратства, обозначающий обвинение, выдвинутое пиратами одному из пиратов или группе пиратов в нарушении устава, порядков, правил и обычаев, установленных Береговым братством.

_______

А ещё есть такая фраза - «Увидеть белый свет». То есть не в смысле свет от фонаря или иного светящегося объекта, а увидеть мир. Обычно в какой-то компании  подвыпивших уже приятелей, возможно давно не видевших друг друга, случайно встретившихся, где-нибудь в ресторане, кто-то вдруг подперев щеку рукой с грустью в глазах скажет: «Эх, не повидал я белого света!..» или «Не видел ты света белого, а вот я-то...», или «Никогда не увижу я белого света!...».А что значит никогда? Вообще, для меня это очень страшное слово... Представляете - Никогда... Например, я никогда не смогу стать, допустим, снайпером или сделать спортивную карьеру, не смогу полететь на Марс, Луну, потому что у меня плохое зрение или никогда не увижу близкого мне человека, из-за того, что он навсегда уехал куда-нибудь за границу. Не стану Главнокомандующим Военно-Морским Флотом, Адмиралом, которого за храбрость наградили бы золотым оружием. Я никогда не увижу своего деда, потому что он умер и которого я никогда не видел, так как он жил в другом городе, умер от рака, а я был маленьким и не смог приехать. Сколького он мне никогда уже не расскажет. Допустим о том, как он служил на флоте. Второй дедушка, которого я тоже никогда не видел, оттого, что он умер ещё до моего рождения, тоже не будет повествовать мне о том, за что и при каких обстоятельствах он был награжден медалями, орденами, до сих пор хранящимися в моей семье. И вот это слово - Никогда, состоит одновременно из черного и белого. Из белого, например, потому что я никогда не буду заниматься какой-нибудь квантовой физикой, которую, в общем-то, никогда не знал и знать не хочу! Или не напишу философский трактат об изменчивость материального мира, не задаваясь вопросом об изначальном отчуждении человеческого духа от Божественной Истины и о происхождении человеческой смертности. От этого не станет хуже или лучше, потому что этого и так нет. Это только в приключенческих или фантастических романах, преимущественно иностранных авторов, мужественные, серьезные герои добиваются всего, у них отсутствует даже понятие, как это «никогда». Особенно это заметно в советской приключенческо-фантастической литературе, где человек будущего (естественно коммунист) представляет из себя нечто такое идеальное, что я даже начинаю сомневаться человек ли я. И все герои этих романов умные, здоровые, знающие, что им надо, они не боятся смерти, а также прочих вещей, делающих их некими полубогами. Но я-то не такой...

_______

Кроме того, существует два замечательных понятия - черная и белая зависть. Черная зависть, это когда человек завидует другому или другим, изнутри его съедает злость, чувство несправедливости, потому что у него нет миллиарда евро или иномарки за несколько миллионов долларов. И этот человек, все думает об этом, но сделать-то ничего не может. А тот, у которого та самая иномарка есть встретив завидующего, будто назло скажет:«Здарова, приятель, а я тут новую машину прикупил, пошли, покажу...».В тоже время белая зависть-это всё тоже самое, только при этом человек, который завидует, как бы заранее прощает того, у которого всё есть, мол, да Бог с тобой, я зато счастливей тебя, но вот если бы у меня было хоть пару миллионов фунтов стерлингов... Вот тогда-то я был бы абсолютно, несказанно счастлив. При этом всегда находится кто-то третий, особо умный, который всегда говорит, тому, кто завидует: «Так иди, заработай денег и купи!..» То есть, по сути, эти понятия одинаковы. К примеру, я всегда завидовал тем, кто легко шагает по жизни. Вроде бы делает всё то же самое, даже не хочет этого делать, а в итоге получается всё хорошо, все лавры ему. Как так у него получается совершенно не понятно. Какая же после такого может быть зависть? Ну не белая ведь!
_______

С самого детства в моей жизни присутствовало и черное, и белое. Например, если черная кошка перебежит дорогу-это плохая примета. Помню, давным-давно, в начальной школе, на новогоднем празднике я был в костюме фараона-Тутанхамона. Лицо покрывала маска, копия знаменитой золотой, только легкая и сделанная из пластмассы, мама сшила мне другие атрибуты фараонского одеяния. Я очень гордился тем, что у меня был такой наряд, особенно в тот момент, когда ходил вокруг наряженной новогодней елки. А ведь в мифологии Древнего Египта был бог-Амон Ра - символизировавший начало нового дня, свет, побеждающий тьму и был бог подземного мира, темноты - Анубис. Каждое утро Ра побеждал тьму, тем самым даря людям новый день. И во всех религиях есть добро и зло, Бог, и Дьявол, свет и тьма. У них разные имена, но сущность одна. То есть я, появившись в этом мире, уже заранее попал в среду, где четко разделено черное и белое. Вот это вот можно делать, а это лучше не надо. От необходимости, царящей в мире, уклониться невозможно. Но при этом знаю множество людей, которые в приметы не верят и всегда усмехаются, когда кто-нибудь на улице вдруг пугается черного кота, пробежавшего перед ними. «Ну как может кот принести несчастье,- говорят они,- Это же смешно!»
Говорят еще, что собаки видят только в черно-белом цвете. А как бы вел себя я, если бы тоже видел так. Сложный вопрос...То есть я бы не знал, что листья на деревьях- зеленые, небо - голубое, а обои в моей комнате светло-синие. Все было бы по-другому. Не представляю, как бы я повел себя в такой ситуации. Хотя, наверное, я не подозревал даже о каком-то там цветном мире. В котором тысячи цветов уживаются между собой образуя удивительные сочетания. И если бы живя в черно-белом мире, я неожиданно увидел бы его в красках, то подумал бы, что попал в Страну Чудес или в Зазеркалье. А другие люди подумали бы, что я немного не в своем уме.

_______

Я никогда раньше не задавался вопросом, что есть для меня черное и белое. Есть ли они вообще? Понятно, что для каждого это что-то разное. И у меня нет единого ответа на то, что такое для меня черное и что такое белое. Это противоположности, составляющие одно целое. Составляющие одну фотографию, один фильм, добро и зло, свет и тьму, целый мир, живущий в черно-белом формате. Без добра я бы не узнал, что есть зло, а без зла - добро, а значит, наверное, так и должно быть. Черное и белое...

КОНЕЦ

Екатеринбург, 2010 г.


Рецензии
Мне очень понравилось! Своеобразная тема, интересно написано, прочитала с удовольствием!

Елена Валентиновна Коновалова   05.07.2011 07:47     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!

Михаил Козлюк   06.07.2011 19:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.