Плагиаты

 На набережной в Тбилиси есть парк, который одни называют "парк, где стоял памятник Сталину", а другие просто "Сухой мост". Там стоят художники и продают свои работы. По мере того как салонов и выставочных залов становится все меньше, этот "вернисаж" все более становится значительным для любителей приобретать произведения искусства. Там можно встретить все что хочешь. Любой стиль, любой жанр и уровень работ, от очень хорошего до очень плохого. Там стоят как профессионалы, так и любители, самоучки, фальсификаторы и прочее. Заодно с картинами там можно купить и камерную скульптуру, и крашенные сувенирные яйца, и русские матрешки с грузинским сюжетом, короче все, включая антикварные рамы (которые я обожаю) и работы уже ушедших авторов. Я лично там не стою, и моих работ там нет (не удобно, да и нет надобности). Я туда иногда хожу посмотреть, что-то купить, поговорить со знакомыми и посплетничать о политике и о живописи.
 Однажды, когда я гулял по парку, рассматривая работы, выставленные на самодельных витринах, ко мне подходит один молодой человек в очках, больше похожий на технического работника чем на художника и говорит мне: - Извините, вы Джованни, да? я давно хотел с вами познакомиться.
- Очень приятно, - отвечаю.
- Дело в том, - продолжает он смущенно, - что я пишу ваши картины.
 Я был несколько удивлен его словами и сразу не понял в чем дело. Тогда он отвел меня в сторону и показал свой стенд, на котором стояли несколько работ, явно списанных с моих пейзажей на тему "Старый Тбилиси".
-Видите ли, -говорит "автор моих работ", - мне очень нравятся ваши пейзажи и они у меня хорошо продаются,- и начинает пересчитывать известных в Тбилиси людей, которые у него приобретали эти работы. Он сообщил мне, что списывал их с открыток, которые издали в качестве сувенира  специально для подарков иностранцам и которые в магазинах не продавались, но ему как-то удалось их достать (кстати, я сам  не сумел их получить от издателей, как тут не заругаться). Но потом он пожаловался:
-Видите ли, мне все время приходится писать одно и тоже, нет нового материала.
-Это дело исправимое, - успокаиваю его, -приходите ко мне, я вам дам фотографии новых моих работ, и вы сможете обогатить свой репертуар "джованниевских пейзажей."
 Он улыбнулся смущенно, поблагодарил и обещал прийти. Через несколько дней он пришел ко мне, рассказал о себе. Он физик, художник-самоучка, и поскольку у физиков в ту эпоху не было работы он подрабатывал живописью.
 В дальнейшем он устроился на какую-то фирму, стал хорошо зарабатывать, и больше ему не нужно было писать картины Джованни. Как я узнал, он вместе с моим другом художником Темо Мачавариани по субботам и по воскресеньям ходил писать этюды.
Таких случаев не мало. Плагиат был и в моей семье. Как-то я описал случай, когда моя бабушка написала копию (весьма слабую) с работы дедушки,  и продала ее Харагаульскому музею (Харагаули, городок, откуда происходит род Вепхвадзе, хотя я там еще никогда не был).
 Был подобный случай и со мной. Мне по "партийной линии" поручили,  будучи студентом академии, написать работы на тему Ленина (посвященные 100-летию вождя). Я написал две картины "Ленин в Лондоне " и "Ленин в Смольном" (об этом эпизоде я рассказывал в рассказе «Как Джованни принимали в партию»). Когда несколько лет спустя,  я понес эти работы на выставком, мне не поверили что я автор, и говорили:
-Это работы твоего дедушки, а ты их выдаешь за свои.
 Мне ничего не удалось доказать. Но через пару лет я их продал уже как работы дедушки, и они сейчас находятся в Америке и "украшают коллекцию" какого - то коллекционера, любителя соцреализма и советской ленинианы.
(Эту историю можно прочитать в моем рассказе "Чем черт ни шутит"


Рецензии