Семейная хроника. 3. Крестьяне

Село Шанчерово Рязанской губернии вошло в историю тем, что именно здесь родился Василия Агапкин, автор знаменитого «Марша Славянки». Здесь же жили мой прадед, крестьянин Никита Сергеевич Рябов и его жена, Прасковья Степановна. Из четырнадцати детей их выжило лишь половина: двое сыновей, Александр и Василий, и пять дочерей, Анастасия, Евдокия, Наталья, Клавдия и младшенькая, Надежда. Я не знаю, каким было Шанчерово до революции, в 50-е же годы это было довольно благополучное село, насчитывавшее порядка 60 дворов, почти на всяком из которых имелась корова и несколько овец, коих всякое утро выгонял на пастбище пастух – самый почитаемый на селе человек, для которого каждая семья поочередно собирала снедь на день. Окрестные поля были засеяны пшеницей и кукурузой, в садах плодоносили сливы…
В 30-е годы Никита Сергеевич Рябов был избран председателем колхоза, но пробыл на этой должности недолго. В приснопамятном 37-м был он арестован и через месяц умер в заключении. Обстоятельства его смерти неизвестны. Прадед был объявлен врагом народа, что не могло не сказаться на его семье. Его сын, Александр, мечтавший о военном поприще, не был принят в училище, как «сын врага народа».
Постепенно из родного села Рябовы перебрались в Москву. В Шанчерове оставалась жить лишь Прасковья Степановна, и к ней летом приезжали внуки, среди которых был и мой отец, сын младшей из сестёр Рябовых – Надежды, к тому времени Надежды Никитичны Семёновой.
Семья Семёновых испокон веку жила в деревне Обухово Вяземского района Смоленской области. У прадеда моего, Ивана Ивановича Семёнова и его жены, Марии Васильевны, было трое детей: Павел, Полина и Иван. Это, кажется, единственная ветвь моего родового древа, которую не покорёжил красный смерч. Но не пощадил её смерч другой – коричневый…
В 42-м году Смоленская область оказалась полностью в руках немцев. В районе Вязьмы шли тяжелейшие бои. Близлежащие сёла и деревни были выжжены дотла. Среди них и Обухово. Прадед мой, наряду с другими жителями, был расстрелян. Дед, Павел Иванович, тогда ещё подросток, угнан в плен и помещён нацистский лагерь Дахау. Узники этого лагеря впоследствии были освобождены союзниками, и дед возвратился на Родину. От его дома и деревни не осталось помину. Семья перебралась в Вязьму. Младший брат деда, Иван Иванович, так и остался там, работал в милиции. Павел же Иванович перебрался в Москву, где работал строителем, женился и вырастил двоих сыновей, Владимира (моего отца) и Александра.
Никого из старших представителей Семёновых и Рябовых уже нет в живых. Никто из них не имел больших семей. Сёстры бабки моей Евдокия, Наталья и Клавдия имели дочерей: Тамару, Ольгу и Зою. Третье же поколение этих двух семей насчитывает сегодня всего несколько душ…


Рецензии
А Вы, Елена Владимировна, в плюс к этим текстам, напишите свою автобиографию. Получится начало духовного наследия в Вашем роду. Попросите своих сородичей написать свои.

Михаил Михайлович Рожин   20.07.2010 21:24     Заявить о нарушении