Звонок a la francaise или Ужасы Subjonctif-a

Любите ли Вы фильмы ужасов, как люблю их я? Что ж. Enjoy.

Вечер. Звонок. Неизвестный номер. Неохотно нажимаю пальцем на зелененькую трубку. Дала зеленый свет – теперь грех жаловаться. Сразу же узнаю голос (профессиональная память) абсолютно сопливой, только-только защитившейся, но уже очень строгой и формальной (дети ходят рыдают с зачетками, потому что она за год не смогла их научить трех слов связать по-французски) «преподавательницы»:

– Марина, перезвоните мне, пожалуйста.
(ок, я перезваниваю, конечно, почему бы и нет. То, что операторы у нас разные и мне придется пополнять только что пополненный счет, ее не волнует, ибо она уже на кафедре – на Троне с Богами, а я, а я…)
– Можете заменить меня завтра, я не могу (10 минут – на подробное что да почему. Черт, счет уходит в минус, а я, несомненно, всю жизнь мечтала услышать, как ее участковый советует лечить банальное ОРЗ, но это мелочи жизни. – Кафедра, je t’aime!)
– Да, да. Конечно. Что мне подготовить?
– Не нужно ничего готовить, это английская группа, они безнадежны (то есть у них первый язык – английский, второй – французский).

Первая мысль: Как она так может говорить о своих учениках?!

Все-таки, за последующие 15 минут телефонного разговора, я выпытываю, что они будут проходить Subjonctif (ужаснейшая грамматическая тема). И мне достаточно прочесть объяснения из книжки (на украинском языке, как его можно объяснить на украинском?! Если в украинском такого и подавно нет?!), что это такое и с чем его едят, и идти домой с чистой совестью и отработанными часами (главное же формализм и правила-правила, да-да – rules рулят).

Я, видимо, безнадежна, как и та группа, трачу весь вечер – нахожу объяснение этой темы на английском языке с примерами на французском (пропараллелить французский ужас под страшным именем Subjonctif с английским Subjunctive, почему-то, кроме меня никому не приходит в голову, но это, опять же, мелочи).
............

Завтра.

Безнадежная группа, не подозревая о своей безнадежности, радостно встречает меня удивленно-настороженно-распахнутыми глазами и улыбается. Первый курс – послешкольная щенячья доверчивость. Я даю им тест: «Какой вы тип студента» (полный кайф, они такого не делают, читают тексты для вечерней школы мазохистов – как некий химик в Париж поехал. То, что в этом чтении-переводе коммуникативный метод дохнет, так и не родившись, никого, естессно, не волнует). Слава Богу, я была в Ницце, слава Богу, я знаю, что сначала мне нужно понять, кто есть кто в группе, слава Богу, я не боюсь смотреть им в глаза и разговаривать (а не бубнить текст с листка).

Дальше  – говорю: «тема Subjonctif» – восторг сменяется ужасом. Быстренько раздаю листочки с родным им английским (они с ним поступали)  – недоверие и двойной ужас. Они думают, что я крызанулась и перепутала пары. Объясняю. Читаем. У них великолепный английский, они с первого раза понимают суть каждого правила, радостно скачут с одного языка на другой (потрясный code-switching), мы работаем без перемены, хохочем над примерами, я совершенно опустошенная сажусь посреди аудитории на корточки у доски, потому что уже не могу ходить от парты к парте, а мне важно видеть их глаза, а не сидеть напротив на том же троне с умным лицом в роговых очках неприступности. Звонок – они искренне огорчены : Вы еще придете?!
Конечно, по первому звонку. Абсолютно безнадежная группа. Абсолютно формальная кафедра. Лучший ВУЗ Украины.

Стук шагов отбивается от мраморного пола – ранит. Не уши – глаза. Израненные бессилием глаза отказываются воспринимать действительность. Я иду по  родному универу. Неожиданно – ковровая дорожка под ногами. Мягкий голос моей любимой Натальи Юрьевны. Светлый узел неизменно русой косы. Бережно вплетенные секреты и тайны литературы. Распускаются невиданными цветами в тихой речке вечерней лекции. Восторг беспомощно барахтается в горле и выплескивается радостными слезами. Мне становится безумно стыдно. Как я могла расстроиться из-за мертвого мраморного эха?! Я видела свет в глазах Учителей и Учеников. Безнадежно настоящих. «Неуд» по мастер-классу профессиональной отчужденности меня больше не волнует. К счастью, я никогда не была отличницей.


Рецензии
Для полного ужаса не хватает коды - новой встречи с или звонка от
Дамы, Которая Ничего Не Понимает - et qu'est ce que vous voulez
encore que je fasse?

С уважением

Сергей Владимирович Соловьев   03.04.2012 15:28     Заявить о нарушении
О, это был бы уже Conditionnel )) А у меня сейчас свои монстры, с которыми мы и проходим Subjonctif. Спасибо, Сергей, и передавайте Тулузе привет!

Марина Гареева   03.04.2012 22:06   Заявить о нарушении
Je suis un petit Russe.
Je n'ai jamais lu Larousse,
Mais j'ai lu Ducasse...
Chacun est a sa place.

Merci -

Сергей Владимирович Соловьев   03.04.2012 22:25   Заявить о нарушении
Ducasse est goûteux
comme Mireille Mathieu,
Larousse-Gastronome
est bon pour les hommes.

Et Le Bon Usage,
comme Diable de Lessage,
dans chague maisonette
regarde Belle et Bête,

pêchant les articles
(et péches plus lubriques).

спасибо за вдохновение!

Марина Гареева   03.04.2012 23:15   Заявить о нарушении
А почему Ducasse est goûteux? Comte de Lautréamont написал "chants de Maldoror" - он (или они) goûteux? Может быть... :))

Сергей Владимирович Соловьев   04.04.2012 11:48   Заявить о нарушении
Первый эпитет, который по прочтению всплывает. Взять хотя бы его обращения к океану. А дальше показалось забавным поиграть с однофамильцами, сегодня меню Alain Ducasse - предел мечтаний, чаяний и чтений) многих

Марина Гареева   04.04.2012 13:48   Заявить о нарушении
Я долго думал, чем мне нравится Lautreamont - и наконец понял, что больше всего мне нравится найденный им жанр - по-моему, это жанр взбесившегося школьного сочинения. Правда, так его можно определить только по отношению к французской школе, и, может быть, школе уже ушедшей эпохи - сейчас они слишком потакают ученикам, этого сочетания лицемерия, громкой риторики и бунта, наверное, уже не найдешь, уже не актуально. А тогда - три ослепительных школьных гения - Лотреамон, Рембо, Жарри. Очень разных, а все же и одинаковых в чем-то...

Сергей Владимирович Соловьев   05.04.2012 03:17   Заявить о нарушении
Великолепное определение – я серьёзно – ”жанр взбесившегося школьного сочинения”. Удивительно, но я тоже думала о нём примерно в тех же словах. Жарри я почему-то всегда сторонилась, наверное, было не время его читать.

а Рембо… Рембо это моя боль… я стараюсь даже не думать, как это – жить “с простреленным запястьем”, и чего стоит суметь бросить писать..

Марина Гареева   05.04.2012 03:56   Заявить о нарушении
Жарри очень интересен - у него бывают замечательные комические находки, вроде сына польского короля по имени Bougrelas, и Убю, отбивающегося
от русских замерзшей тушей медведя. Но внутренне мне очень нравится
Нерваль (Рембо - иногда восхищает), у него такая "Аврелия" - кто еще
с такой точностью и смирением описывал собственное сумасшествие, не
пытаясь навязывать читателю гениальные идеи? У него прекрасные стихи,
но мало. Глубоко уважаю Бодлера - у него стихи в такой тональности...
в переводе она теряется.

Сергей Владимирович Соловьев   06.04.2012 01:31   Заявить о нарушении
Жарри почитаю обязательно, спасибо. Рембо – да… мало…

Бодлер меня не впечатлял – так чтобы ах! – пока не прочла в оригинале, опять с Вами соглашусь. Но это было ещё в универе. А сейчас читаю – и не могу. Вообще не могу ничего сказать. У меня так было с Есениным: я в детстве прочла все томики. Они жили на узкой полке, не в большой библиотеке рядом с полосатым Томом Сойером (оранжевым и полосатым, как тигра) и бледновато-манящим Жюль Верном, а в маленькой – там жила праба и я большинство времени. И Есенин. А сейчас открываю – ничего не вижу. Наверное, в конце остаётся очень мало книг, которые всегда твои. Печально, но так…

Мой Маркес...

Марина Гареева   06.04.2012 01:55   Заявить о нарушении
Я его последнее время часто вспоминаю его в связи с "бессоницей" - когда у него там теряли память, чтобы не забыть, стали писать на вещах, на животных как кто и что называется, а потом стали забывать, как и что пишется. Вспоминаю, применяя к себе - слишком часто стали вылетать из головы имена, названия... Но из латиноамериканцев мне последние годы
больше нравился Алехо Карпентьер - "Век просвещения". Понял, что Набоков, при всем его эстетстве - замечательное пособие по эмигрантской
жизни ("Пнин", "Бледное пламя")...

Сергей Владимирович Соловьев   06.04.2012 02:08   Заявить о нарушении
У нас Жюль Верн был какой-то серо-лиловый, а Том Сойер, кажется, в толстом однотомнике (или двухтомнике?) Марка Твена.

Сергей Владимирович Соловьев   06.04.2012 02:11   Заявить о нарушении
Да, под Томом Сойером я и имела в виду Марка Твена (т.что Маркес мне не зря близок, впору записывать самой, хотя всё творчество и есть, в какой-то степени, теми записками…), всё собрание сочинений было полосатым. Ещё был кто-то синий с золотым (кажется, Джек Лондон). Но им было хорошо вместе – даже в цветах.

У Карпентьера мне нравилась сепия «Концерта барокко», от «Века» я немного уставала, но у него больше реализма (читая Маркеса ты словно оказываешься по ту сторону глазного яблока). Зато Карпентьер переключает тебя в другой режим – и тебя уже нет, есть только улитка. Кажется, у него была улитка, о чём я совершенно забыла (нужно будет таки перечитать… ведь точно была, я её ещё давным-давно куда-то выписывала.. в конспект, что-ли)

а у Набокова "Парижская поэма" какая!! До неё я думала его стихи - не стихи

Марина Гареева   06.04.2012 02:50   Заявить о нарушении
Парижская хорошая - мне нравится еще поэма Shade - Pale Fire в
"Pale Fire".

Еще из латиноамериканцев мне многое нравится у Кортасара (из
коротких вещей), но скорее не нравится Борхес -

Сергей Владимирович Соловьев   07.04.2012 15:13   Заявить о нарушении
С Вами приятно совпадать во вкусах. К Борхесу я равнодушна, а вот Боргена сейчас читаю и балдею. Что абсолютно оспаривает статью Борхеса об “уделе скандинавов”.

Марина Гареева   07.04.2012 16:45   Заявить о нарушении
(оспаривает именно его вывод о бесплодности)

Марина Гареева   07.04.2012 16:54   Заявить о нарушении
Боргена я плохо знаю - что-то читал (давно), может, надо перечитать.
Из скандинавов, от которых я был в восторге (читал по-английски,
не знаю, есть ли хорошие переводы) - Peter Hoeg. Ну и классика
нравилась - Гамсун, Ибсен.

Из других стран - многое нравится у Рушди (не "Сатанинские стихи") -
"Стыд", "Shalimar the clown".

Сергей Владимирович Соловьев   07.04.2012 22:42   Заявить о нарушении
У меня скандинавы тоже белое пятно, но мне всё рекомендовали «Маленького лорда», вот только к нему добралась. А Рушди вообще не читала…

Спасибо, Cергей, благодаря Вам у меня появилось больше птичек }что ещё стоит прочесть, к чему вернуться{ вот бы ещё часы найти, которые переводят время. или наоборот - не? пока Годо не пришёл..

Марина Гареева   08.04.2012 02:00   Заявить о нарушении
Был хороший перевод "Стыда" в конце 80-х, вероятно, переиздавался потом - но на английском Вы ведь тоже читаете?

Сергей Владимирович Соловьев   08.04.2012 02:11   Заявить о нарушении
в конце 80-х я ещё только начинала читать. буквы на пижаме :)

а сейчас - да, конечно, читаю на английском. и найду обязательно, спасибо! ой, вот на lib.ru такой живёт - 83 года

Марина Гареева   08.04.2012 02:23   Заявить о нарушении
А все же хочется вспомнить Нерваля - ("Christ aux oliviers")

« En cherchant l’œil de Dieu, je n’ai vu qu’un orbite
Vaste, noir et sans fond, d’où la nuit qui l’habite
Rayonne sur le monde et s’épaissit toujours ;

« Un arc-en-ciel étrange entoure ce puits sombre,
Seuil de l’ancien chaos dont le néant est l’ombre,
Spirale engloutissant les Mondes et les Jours !

- удивительное видение - "Дно Галактики" по Андрееву?

Сергей Владимирович Соловьев   08.04.2012 18:28   Заявить о нарушении
Да.. Посмотрим :)

Нервалю я "верю", Андреева - сторонюсь. Всегда можно перевернуть - и дно окажется куполом (это человеческое сознание подлаживает всё под удобную ему диаметральность)

Марина Гареева   08.04.2012 19:37   Заявить о нарушении
а в стихе её как-раз и нет. да, стих - удивительный, спасибо

Марина Гареева   08.04.2012 19:41   Заявить о нарушении
Я не принадлежу к секте "андреевцев", но думаю, что он занимает в развитии русской культуры место, которое в Западной Европе занимает
Сведенборг - между прочим, там существует секта
"сведенборгианцев". Он по-моему был настоящим визионером, независимо
от объяснительно-моральной системы, в которую он встраивал свои
видения. Его идея "дна галактики" - максимум 50-е годы - выглядит
настоящим провидчеством (это на фоне современных исследований
"черной дыры" в центре Галактики).

Сергей Владимирович Соловьев   08.04.2012 20:37   Заявить о нарушении
Да, я не отрицала значимость этой книги и роль Андреева, но именно объяснительно-моральная система, плюс акцент на «русскости» мне мешают «почувствовать» то, что в поэзии (или в музыке) можно передать напрямую. Но это тот случай, когда чужой опыт всё равно остаётся чужим. Поэтому категории «верить» / «не верить» - не самые точные. Просто чуждо. А что же «действительно» происходит внутри черной дыры мы так и не узнаем. Пока не посмотрим)

Марина Гареева   08.04.2012 20:56   Заявить о нарушении
Про секты не совсем поняла. Принятие любой чужой идеи «на веру», мне странно, и никак не способствует тому, что ты сам увидишь, услышишь, почувствуешь (запах «ада», к примеру) тем внутренним чутьем, о котором писал Андреев. А если что и почувствуешь, то линейность языка и мышления переведёт тот запах в запах «ада» (всего лишь слово) и так далее. от «Розы Мира» я интуитивно держусь на расстоянии, вот и всё (всё-таки это было очень неверное слово: «верить», но я его не зря взяла в кавычки). Больше чем по диагонали несколько лет назад и сейчас – я её не могу читать, это личное отторжение. А Нерваль больше передавал, чем объяснял. А вложить космос - по ту сторону добра и зла - в ту же иерархию мог только человек... Который сам же и исказил своё внутреннее видение внешней "логичностью"

Марина Гареева   08.04.2012 21:07   Заявить о нарушении
Про секты я имел в виду только то, что яркая личность, по которой остались на многих производящие впечатление тексты соответствующего
жанра, легко может породить секту - другой пример, Кастанеда. У одного
моего знакомого жена - англичанка, принадлежащая секте сведенборгианцев.
Я встречал в Питере последователей Кастанеды, которые старались освоить методику сохранять "бодрствующее" сознание во сне (решать, не просыпаясь, куда пойти, что посмотреть в "пространстве сна" и т.д.)

Сергей Владимирович Соловьев   08.04.2012 21:21   Заявить о нарушении
это, наверное, неизбежно.. слетаются на свет.

Интересно, у них удавалось? Я в детстве шла с балкона портфель выбрасывать, ей Богу.. но поймали - не пустили) и пример решила какой-то по алгебре, конечно, надо было встать и записать сразу. стихи сейчас пишешь, но забываешь...

Марина Гареева   08.04.2012 21:25   Заявить о нарушении
Actuellement, je lis les memoires du duc de Saint-Simon
(cour de Louis XIV) -

Сергей Владимирович Соловьев   08.04.2012 22:16   Заявить о нарушении
bonne lecture!

et ici - il pleut sur la ville (с)

Марина Гареева   09.04.2012 00:38   Заявить о нарушении
Ну да... У нас дождило с утра, перед вечером частично прояснилось,
была очень интересная облачная стена на полнеба, поверху подсвеченная
уходящим солнцем. Мне иногда кажется, что рисунок облаков в
разных странах (местах) так же индивидуален, как отпечатки пальцев.
Во франции стиль облачности в целом совершенно другой.

Сергей Владимирович Соловьев   09.04.2012 01:35   Заявить о нарушении
не зря столь разные национальные характеры и картины мира. люди ходят по разному небу (в лужах)

Марина Гареева   09.04.2012 15:07   Заявить о нарушении
А знаменитый английский юмор - ни что иное, как самый гнусный реализм, именно так они и живут. Я там тоже работал два года, знаю - однажды получил извещение, что надо платить налог за телевизор (у меня телевизора не было), с примечанием, что если вы слепой, то налог на полтора процента меньше. Еще помню - отправление поезда задерживается, объявление машиниста: "Senior conductor speaking. Sorry, I cannot find my keys." Не говоря уж об отдельных кранах с холодной и горячей водой
(закон времен лондонской чумы 1669 года). И никаких кучевых облаков на горизонте.

Сергей Владимирович Соловьев   09.04.2012 15:23   Заявить о нарушении
с юмором нашего президента даже англичане не сравнятся. он на день студента пожелал всем удач, потому что "студенты - геноцид нации". ему тактично подсказали: "генофонд", так он радостно добавил: "и генофонд тоже!" неудивительно, что у нас и небо сейчас такое..

Марина Гареева   09.04.2012 22:45   Заявить о нарушении
Exemple de style de Saint-Simon:

Mademoiselle de Montjeu

Jaune, noire, laide en perfection, de l'esprit comme un diable, de tempйrament comme vingt, dont elle usa bien dans la suite, et riche.

Сергей Владимирович Соловьев   10.04.2012 00:30   Заявить о нарушении
sympa :)

а я только что читала "Comment vivre en poésie?"

сейчас в дневник утащу

Марина Гареева   10.04.2012 03:53   Заявить о нарушении
Это про Joe Bousquet или что-то другое?

Сергей Владимирович Соловьев   10.04.2012 11:43   Заявить о нарушении
ага! вообще мне нравятся такие штуки Barnaud, недавно начала его читать

Марина Гареева   10.04.2012 13:46   Заявить о нарушении
L'arc-en-ciel nocturne,
A l'oeil nu jamais vu
(Peut ^etre `a l'^ame nue),
Mais ca br^ule, brille et tourne
Comme les anneaux de Saturne
Encore inconnu.

Сергей Владимирович Соловьев   11.04.2012 00:06   Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей. что-то есть в этих радугах. я всё выпадаю из поэтического дискурса, уходя в молчание. всё хочу написать одну штуку, а никак не поймаю, ловлю...

Марина Гареева   12.04.2012 02:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.