Сталинский огонь

Сталинский огонь

Споры вокруг имени Сталина продолжают будоражить общественное мнение, и конца им не видно. Зачем эти споры, все более ожесточенные и раскалывающие общество? Они вызывают уже, с одной стороны, некоторое недоумение, с другой – подозрения в искренности заводил этой историко-политической кампании, призывающих якобы всего лишь «взглянуть в лицо правде истории». История ХХ века хорошо документирована, так что сделать это не трудно любому человеку, а не только патентованным экспертам. Люди смотрят – и страсти закипают еще больше… 

Глупость по Флоберу

  И невольно рождается подозрение: может быть, именно они-то и являются настоящей целью этой кампании, может быть, их-то и заказывают? Ее инициаторы  – наши либералы. Их мнения о Сталине преобладает в прессе, причем явствует желание как можно больше унизить Сталина и его сторонников, смешав их с грязью репрессий сталинского периода нашей истории. Однако добиться решающего успеха либералам никак не удается: рейтинг Сталина в стране продолжает оставаться на очень высоком уровне.
В чем тут дело? Наши либералы глупы. Глупы по Флоберу, который писал, что «ненависть к лицам историческим есть глупость». Их ослепляет ненависть к Сталину, и она разжигается, конечно, тем, что «страшная правда о преступлениях Сталина» не находит должного отклика у «простых людей».
Действительно, почему эта «правда» не исцеляет, как должна была бы, а совсем наоборот – только разжигает страсти? Наверное, потому, что в страшных рассказах о сталинском времени, в многочисленных историях об ужасных трагедиях, безвинных жертвах, которые действительно были, нет большой исторической правды.
Она заключается в том, что Сталин является исторической личностью. Именно в этом качестве он и ответственен за все, что происходило «при нем», в его историческое время. И великое, и жестокое, и низкое. «Политика истории в ее человеческих отношениях,… надо понять это, а не порицать…»
Кто из исторических личностей в этом смысле без греха? Даже в первой половине ХХ века? Однако, хотя физически они жили в одно время, грехи у всех разные, поскольку исторические предпосылки и текущие проблемы у всех были разные, как и обстоятельства «правления». Где-то демократические и парламентские, а в России – революционные, утопические.

Революция и репрессии «именем революции»

Напомним в этой связи, что Сталин руководствовался отнюдь не европейской, и не общечеловеческой, нравственностью, как мы сегодня, а революционной. Она были жестокая, под стать своему революционному времени. И если бы только Сталин – громадное большинство населения России, особенно его низы, разделяло эту нравственность и ее логику. Именно это оправдывало Сталина в их глазах, это до сих пор инстинктивно чувствует народ. Жестокий революционный век – жестокие сердца…
Утверждают, что Сталин совершал «преступления против народа». С высот нравственности можно сказать и так, но история каждый раз уточняет, что за ними всегда стояла «революционная логика», как ее понимал Сталин. Определение этой политики как «политических репрессий», данное ХХ съездом КПСС, много точнее и глубже, чем сегодняшние обвинительные вердикты. Может быть потому, что первой жертвой этих репрессий стала старая большевистская гвардия.
С другой стороны, политика Сталина не сводилась полностью к «политическим репрессиям». Она включала в себя и политику технической модернизации страны, и народного образования и многие другие конструктивные аспекты. Если бы их не было, не было видимых невооруженным глазом «сталинских достижений», то и «политические репрессии» были бы, наверное, невозможны. К несчастью, фоном им служило быстрое развитие страны. Наконец,  сталинская политика увенчалась действительно великой Победой над фашизмом.
Можно всего этого не замечать, говорить, что это не имеет значения с точки зрения нравственных ценностей, но для советского человека в ту эпоху, для истории России это имеет громадное значение.

  Проблема Сталина

Постоянное сравнивание «сталинских преступлений» с нормами морали других эпох, других времен заставляет сделать вывод, что антисталинская якобы атака идет не только, и не столько на Сталина, сколько на историю России, в которой «оказалось возможно такое». В том числе на Победу 1945 года, которую пытаются «утопить» в якобы «неприемлемой цене». Более того, сегодня под сомнение ставится сама ценность этой победы, когда начинают «объективно-нравственно» сравнивать «преступления» Сталина и Гитлера, забывая о целях, которые каждый из них преследовал.
Если мы согласимся, что Сталин такой же преступник, как и Гитлер, то остается всего один шаг, чтобы объявить всю историю России в ХХ веке одним большим преступлением. Пока таких откровений на «научном уровне» мы не слышим, но обольщаться не стоит, это до поры до времени. Из череды преступлений и глупостей, другой вывод невозможен.
Так «объективная историческая кампания» приобретает очевидный политический антироссийский посыл, поскольку народ, который не имеет позитивной истории, если хотите, «истории побед», – не будет иметь побед и в будущем, и, таким образом, исторического будущего. Вот такая оборотная сторона «проблемы Сталина».
История России оказалась сегодня как бы между двух огней: красным прошлым и белым либеральным настоящим. С одной стороны, старый лев – КПРФ и его сторонники, ностальгирующие по советским временах. С другой – либералы, стремящиеся добить этого льва, не прекращающие поношения коммунистических божеств, выжигающие сталинским огнем историю России в ХХ веке. Однако ее не берет огонь, в котором сгорел когда-то фашизм.

«Жестокий век – жестокие сердца»

Если же Сталин прежде всего историческая личность, то история России в ХХ веке - это великая революционная трагедия. По Шекспиру: «Жестокий век – жестокие сердца». Он был и велик, и мал, и ужасен, но если бы не было Победы в 1945 году под его «мудрым руководством», «при нем», то нас всех, таких замечательных, просто не было бы. Физически. 
Так «проблема Сталина» превращается в вопрос о том, можно ли плевать на могилы своих отцов? Превращается в вопрос об избирательности исторического зрения наших правдорубов: о нравственности пепла Хиросимы и Нагасаки, напалмовых ожогах Вьетнама, секретных тюрьмах Пентагона, Гуантанамо, которые стали, по сути, новым ГУЛАГом. Как тогда быть с этими фактами, и политиками, которые привели к ним? Если Холодная война, может быть, и закончилась, то идеологическая продолжается…

Магия Сталина
(Окончание. Начало см. «Сталинский огонь»)

Споры о «красном» периоде нашей истории в ХХ веке не утихают, а потому нас определенно притягивает имя его главного творца - Сталина, сталинский огонь продолжает жечь наши сердца…
Сталин – это один из символов эгалитарной социалистической революции (революции низов общества, пролетариата), единственной в мире в своем роде победившей революции, которая, несомненно, оказала огромное влияние на весь мир.

Сталин - это ахиллесова пята российской истории, которую наши «доброжелатели» не забывают при случае посыпать солью. Ведь Сталин – это символ того, что, что поразило фашизм, как и  того, что запустило маховик политических репрессий в 30-годах. Это самая загадочная политическая фигура ХХ века: то ли его спаситель, то ли демон.
Сталин – это надолго, на все демократические времена, ибо демократия безбожна. «Бог» демократии – успех, а  Сталин – это невероятный успех, по сравнению с которым чистильщики сапог, ставшие миллиардерами – просто «карлики с носом».

Религиозная вера нового типа

Мы продолжаем смотреть на Сталина реалистически, политически и атеистически, и этим продолжаем гуманистическую и коммунистическую традиции, и ужасаемся, когда его деяния оскверняют их высокие идеалы. Определенно можно сказать, что Сталин был революционером, но коммунистом он был особенным – отправившим в ГУЛАГ многих других коммунистов.   
Как ему это удалось? Мы почему-то не придаем значения тому, что многие и очень разные мыслители и философы, такие, например, как З. Фрейд и Н. Бердяев,  называли коммунистическую идеологию религией нового типа – «научной», атеистической. Сталин же оказался тем человеком, который сумел трансформировать коммунистическую идеологию в религиозную веру нового типа.

Это не только всего лишь оригинальный взгляд на коммунизм, но и очень продуктивный  подход для объяснения его политических и сущностных  «странностей», например, почему он стал страшной ересью и антагонистом для христианского мира, и объявил ему «крестовый поход»: религиозные утопии не могут сосуществовать в одном времени и пространстве.
 
Конечно, Сталин никогда не объявлял себя мессией, всего лишь вождем и учителем, но все относились к нему как к коммунистическому мессии, и он поощрял это; сталинские коммунисты не считали себя верующими людьми, всего лишь строителями «нового мира», справедливого и атеистического, но верили в него истово. Религиозное лицо сталинского коммунизма проявлялось постепенно, как бы естественным образом, так, что даже его жрецы, возможно, не осознавали своей новой религиозности, особенно вначале.

Бог и страх божий

В докоммунистический период в России христианская церковь, при всех своих недостатках, выполняла очень важную функцию в обществе. Человек по природе своей целостен, поэтому его внутренний мир, и внешний мир, в котором он живет,  должны быть целостны, замкнуты. В разорванном, зияющем брешами мире человек чувствует себя дискомфортно, и стремится заполнить их, пусть даже и мифами. Церковь всегда знала это и, пренебрегая обвинениями в мифотворчестве, делала ставку на завершенность своего мира, пусть даже с помощью мифов, - и долгое время ей удавалось убеждать человечество в своей правоте.

Целостный же мир всегда дуалистичен, имеет свой верх и низ, плюс и минус, жар и холод, север и юг,  глубины моря и неба, рождение и смерть всего живого -  эту аксиому невозможно доказать, но она везде и всегда имеет место быть. Отсюда христианский рай и ад, Бог и страх божий – дьявол; христианская любовь и дьявольская ненависть к роду человеческому. В таком мире и внутренний, и внешний микрокосм человека приходят в гармонию, страсти в обществе  уравновешиваются.

Тысячелетиями христианский мир опирался на этот религиозный фундамент: всеблагой Бог - страх божий, отрицательное дополнение Бога; и страшный суд, и воздаяние по грехам воспринимались верующими христианами всерьез, и на этом держался мир. Но в эпоху Просвещения ученые-гуманисты поставили под сомнение эти императивы поведения человека, затем они были осмеяны, а потом превратились в умозрительную абстракцию. И в мир пришел атеизм, а в  России он даже победил, в виде научного коммунизма, но вот парадокс: затем победитель должен был сам  стать новым Богом, чтобы придать целостность своему миру и привести его в движение.

И Бог и дьявол

Когда коммунистическая идеология  полностью вступила в свои права в России, и проявилась вполне ее утопическая сущность, ее идеологи столкнулись с онтологическими, бытийными, проблемами существования рода человеческого. А поскольку, в соответствии с коммунистической доктриной, они отринули христианского Бога, то новорожденное советское общество стало зиять вселенской пустотой.

Коммунистические вожди, наверное, инстинктивно почувствовали необходимость пришествия в свой мир чего-то надмирного для водворения в нем хоть какой-нибудь стабильности. Чтобы начать коммунистическое строительство им, волей-неволей, приходилось брать на себя  функции новых богов - вождей. Во всяком случае, мы видим возрастание культа вождей в советском обществе, во главе с главным Вождем. Такой Вождь, как и Бог, мог быть только один. Это, собственно, и имели в виду те философы, которые говорили, что атеистическое советское общество -  это религиозное общество нового типа: оно верило в коммунизм как в научно обоснованного Бога.

Живым воплощением коммунистического Бога стал И.В.Сталин. Есть основания полагать, что он и сам понимал это. В одном из исследований о Сталине приводится такая легенда. Сын Сталина Василий из тщеславия сказал в школе, что его фамилия – Сталин. Это стало известно отцу. При встрече с сыном Иосиф Виссарионович якобы прочитал ему такую нотацию: «Даже я – не Сталин, Сталин – это вера людей в коммунизм».

Однако одного всеблагого Бога коммунистическому миру было мало. Как и всякой религиозной вере, коммунистической вере для достижения целостности было необходимо обрести дополнение Бога - страх божий для отступников от нового единственно правильного учения. Его коммунистическая доктрина также не предусматривала.

Эта трудность получила разрешение на практике, в общем, единственно возможным образом. Если идеалом и целью новой религии был объявлен земной рай, то его дополнением должен был стать земной ад.  И он появился – сталинский ГУЛАГ и его повелитель, страх божий, отрицательный полюс общества. Причем коммунистическому  Богу пришлось взять на себя и роль страха божьего, в виду невозможности переложить дьявольские функции на кого-нибудь другого.

Таким образом, советское общество держалось на любви и, одновременно, страхе перед одним и тем же богом-вождем – Сталиным.  В этом, наверное, загадка этой исторической личности, которая  впервые в истории объединила в себе фигуры  Бога и дьявола. Сталинская благодать была также необходима для советского общества, как и сталинский страх…

Роль ошибки в идеологии

Что отличало коммунистическую веру от предшествующих религий, так это ее историческое нетерпение: она обещала всем благодать, построение коммунистического рая не в отдаленном и неземном будущем, а здесь и сейчас, в этом мире, при жизни здравствующих поколений. Этот свой постулат она не могла не взять из коммунистической доктрины, а он был ошибочен.

Близость земного рая рождала фанатизм, желание приблизить его пришествие, а оборотной его стороной стала жестокость к ослушникам; причем их наказание не могло быть отложенным, а должно было происходить также в земном мире. Может быть, Сталин понял это по аналогии: он имел церковное образование, и мог действовать в этом вопросе более или менее осознанно. Что нужна не только вера в бога, но и страх божий, чтобы удержать не только свою власть, но и сам  по себе новый коммунистический мир.

А может быть, он не думал об этом вовсе и земной ад в новом мире родился спонтанно, однако Сталин «освятил» его своим именем и этим «запустил» религиозный двигатель советского общества. Оно стало жизнеспособным, и пока этот «сталинский двигатель» работал – Советский Союз жил и развивался. Со смертью Сталина в 1953 году советское общество потеряло Бога, и замены ему не нашлось. А без бога потерял смысл и ушел вслед за ним, после осуждения «культа личности Сталина» на ХХ съезде КПСС, и страх божий – сталинский ГУЛАГ.

 В эйфории от этих эпохальных перемен не придали значения тому, что заглох тот религиозный двигатель, который придавал движение советскому обществу, а запустить его внерелигиозными  методами постсталинским советским лидерам не удалось, да это и вряд ли было возможно. Для этого требовался религиозный коммунистический ренессанс, а могильщикам Сталина даже сама эта идея не пришла на ум. Они были не способны сформулировать ее.

Очень скоро большинству советских коммунистов, сверху - донизу, стало ясно, что обещание скорого земного коммунистического рая – просто обман, и это стало смертным приговором советскому обществу: началась его агония - горбачевская Перестройка.

Однако фигура И.В. Сталина – коммунистического бога и дьявола, навсегда останется загадочным, магическим символом «красного» периода нашей истории. Если он пришел в этот мир, значит, зачем-то это было нужно. Может быть, чтобы остановить фашизм? Фашизм ведь тоже имел квазирелигиозные – языческие и эзотерические - корни. И кому нужно? Мы сегодня возрождаемся к вере в Христа, а ведь он учил, что «всякая власть – от Бога»…

© Copyright: Виктор Каменев, 2010


Рецензии
Думаю, что Ваши оценки намного объективнее и точнее оценок сегодняшних политиков и их апологетов, которые пытаются отвлечь внимание от своих деяний: с одной стороны антинародных, с другой - угоднических перед Западом, грабительских и безвольных, ослепленных собственной жадностью и недальновидных. В историческом плане они - 0 и судить об истинно исторических личностях не имеют никаких оснований. Время всех рассудит.

Валерий Каменев   08.08.2011 08:19     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.