Бэрри

Ч. Бэрри. Парламент (Новый Вестминстерский дворец) в Лондоне. 1840-1868 гг.

Известный английский архитектор Чарльз Бэрри родился  в мае 1795 г. В начале своей блестящей карьеры он  построил в неоготических формах церковь св. Петра  в Брайтоне. Затем Бэрри возвел в классическом стиле королевский институт  в Манчестере и несколько жилых домов в Лондоне. В 1830-1832 гг. он строит  в столице здание Клуба путешественников, а в 1837-1840 гг. добавляет к нему  здание Клуба реформ. В этих и некоторых других зданиях, окруженных пышными садами, обильно украшенных  монументальными лестницами, фонтанами, арками, вазами и статуями, ясно проявилось увлечение мастера  творчеством итальянских архитекторов (Бэрри считают основателем неоренессансной школы в английском зодчестве, просуществовавшей вплоть до последней четверти XIX века).

В 1834 г., после того, как во время пожара погибло старое здание  Вестминстерского дворца, где заседал парламент, был объявлен конкурс на возведение его заново на том же месте. Всего было представлено 97 проектов. В феврале 1836 г. специальная комиссия объявила, что избран готический проект Чарльза Бэрри. Строительство нового здания парламента началось  в 1840 г. и в основном было завершено к 1857 г. Несмотря на многочисленные нападки противников готики, Бэрри  был тверд и последователен в осуществлении своего замысла и выдержал все здание, вплоть до мельчайших деталей, в средневековом духе.

Возводя здание парламента в стиле готики, Бэрри в то же время оставался под сильным влиянием классических канонов искусства. Творческая раздвоенность его замысла отчетливо сказалась на композиции сооружения. Проектируя сложный архитектурный организм парламента, Бэрри стремился по возможности соблюсти симметрию и регулярность классических построений. В центре трехсотметрового здания, вытянутого вдоль Темзы, он устроил восьмиугольный зал, перекрытый звездчатым сводом, над которым была воздвигнута башня. Симметрично справа и слева от центрального холла размещены главные парламентские помещения: палата лордов и палата общин. Перпендикулярно главному фасаду   было построено шесть корпусов, наполненных различными кабинетами. В результате внутри дворца образовалось четырнадцать внутренних дворов. Этой сложной композиции Бэрри сумел придать  ясность и определенность, отнюдь не добившись  утомительной жесткости, напротив, сохранив некоторую живописность, особенно за счет не пострадавших от пожара  частей старого Вестминстерского дворца, бережно вставленных в «плоть» новой постройки. Однако  полностью соблюсти симметричную композицию было невозможно. Вынужденный элемент асимметрии архитектор сознательно подчеркнул  двумя башнями, различными по своей высоте и объемам: Викторией (в то время это было самое высокое здание в Европе, высотой 102 м) и Часовой со знаменитым часовым колоколом Биг-Беном. Бесконечные башенки и пинакли, скрывающие вентиляционную систему, создали  живописный, сложный, неспокойный, вполне готический силуэт. Новый парламент оказал значительное влияние на все европейское зодчество. Благодаря Бэрри неоготика прочно утвердилась в архитектуре общественных зданий.

Умер  архитектор в мае 1860 г.

Романтизм http://proza.ru/2010/08/18/281


Рецензии