Город львов. Путевые заметки о Мюнхене

               
Нет, я не о Западной Украине, я о Мюнхене. Город, основанный Генрихом Львом в 1158 году на месте монастыря, начался с конфликта интересов. Тогдашний епископ был хозяином моста через Изар, с чего и получал от проезжаюших хорошую мзду. Но Генрих был далеко не промах и построил неподалёку свой мост. Однако консервативные купцы продолжали ездить старой дорогой. Тогда Генрих Лев принял решение урегулировать вопрос силой. Он просто снёс второй мост. Обиженный епископ кинулся за защитой к Фридриху Барбароссе, но ему не повезло: на тот момент Фридриху был выгоднее союз с Генрихом. Всё же третью часть доходов, согласно третейскому решению, Генрих Лев  должен был отдавать епископу. Политика – дело тонкое.
Тем временем вокруг моста, практически на месте бывшего монастыря, вырос город. По-русски нарекли его Монахов, по-немецки – Муних. А Мюнхен - это уже совсем ласково, Монашек. Сегодня в Мюнхене львы (по большей части, скульптуры) и изображения монаха с молитвенно воздетыми руками - на каждом шагу. Несколько лет назад в городе прошёл конкурс скульпторов. Ваяли львов и  изваяли несколько сотен. Львы постояли-постояли, радуя глаз горожан, а потом их распродали. И сейчас можно встретить у какой-нибудь вполне современной гостиницы скульптуру льва синего цвета, а синий – это цвет Баварии, или жёлтого, жёлтый – цвет Мюнхена.
Как только не называют Мюнхен! И метрополией на Изаре, и северными Афинами, и самой северной провинцией Италии…
Третий по величине город Германии (1 млн. 300 тыс. населения) действительно архитектурно очень напоминает итальянские города. Частично сохранились городские укрепления, которые сейчас символически очерчивают границы центра города, где старина переплетается с современностью, где можно бродить по узким улочкам, забредая в типично итальянские внутренние дворики. Город очень пострадал от бомбардировок союзников в годы Второй Мировой войны. Знаменитая Frauenkirche, один из символов города, была полностью восстановлена только в 90-е годы. Интересна история её создания. Строилась она на народные пожертвования, как благодарность Богородице за спасение от чумы, выкосившей в середине XV века треть Мюнхена. Из 20 тысяч выжили 13. Вот все они по идее и должны были собираться и молиться во Frauenkirche. Размеры её впечатляют. Она рассчитана на 20 тысяч присутствующих. И там же у самого входа – знаменитый след дьявола. Отпечаток ноги в каменном полу. По преданию, дьявол уговорил архитектора построить храм без окон. И, войдя в церковь, окон действительно не увидел. Их скрывали колонны. Уж каким образом он узнал об обмане – неизвестно, потому что увидеть окна трудно, они скрыты в глубоких нишах. Но церковь уже была освящена, всё, что он мог – это топнуть от злости ногой. Вот и топнул.
На центральной площади города, Marienplatz, находятся старая и новая ратуши. Причём старая выглядит новой и наоборот, потому что старую недавно отреставрировали, а новая построена из туфа, который очень быстро темнеет, хоть чисть, хоть не чисть, и приобретает благородный старинный вид. На самом деле это псевдоготика в сочетании с псевдобарокко. Зато два раза в день, а летом, специально для туристов, даже три – в 11, 12 и в 5 часов дня на высокой башне начинает вызванивать карильон, а фигурки на фасаде изображают средневековый рыцарский турнир. После турнира, чуть ниже и уже под другую мелодию – пляска бочаров. Почему бочаров? Ну, это же Мюнхен! Пиво, сосиски, Октоберфест…
Кстати, недалеко от площади – знаменитая пивная Хофбройхаус, где и Владимир Ильич за кружечкой пивка сиживал, и Гитлер в 20-е годы прошлого века агитацией занимался. В сопровождении Рема. В Мюнхене пиво – «это наше всё». А Гитлер пива не пил и потому не пользовался у горожан большой популярностью. Так что сопровождение Рема было о-о-чень кстати. Однако у него, у Гитлера, всё же нашлось достаточно сторонников, чтобы попытаться устроить путч. Это произошло на площади Одеон, у памятника баварским полководцам, полиция пыталась противостоять путчистам и четверо полицейских погибли. На этом месте теперь памятная плита.
Король Людвиг I стремился сделать Мюнхен центром искусств. Он строил театры и дворцы, особенно он гордился ансамблем Koenigsplatz, где архитектурное решение – прямое заимствование дизайна афинского Акрополя или стилизация. В этих зданиях расположен Центр искусств и глиптотека. Пинакотека, глиптотека… На самом деле, это музеи живописи и скульптуры и резьбы по камню. Поклонник греческой античности, Людвиг называл музеи по-гречески. Это самая большая площадь в городе. В годы фашизма там устраивались военные парады. Нет ничего, что бы так не сочеталось, как эта площадь – и фашистские парады.
Сегодняшний Мюнхен очень притягателен для жизни. Здесь высокая зарплата, низкая безработица, хотя цены и повыше, чем в других городах Германии. Хочется бродить по переплетающимся улочкам старого города, в хорошую погоду – сидеть в кафе под открытым небом, любоваться его архитектурой, а может быть, и забраться на одну из трёх обзорных башен…
Например, в новой ратуше или Frauenkirche…
Между прочим, в Мюнхене всё ещё не отменено постановление, запрещающее строить здания выше Frauenkirche, то есть 99 м. И это делает Мюнхен таким уютным, хотя и метрополия, и мегаполис…               


Рецензии
Боже, какой красивый город. я хочу там жить)

Екатерина Невзорова   21.09.2010 19:19     Заявить о нарушении
Эта мысль приходит каждому или почти каждому. Не зря старался Людвиг I...

Елена Сильвер   21.09.2010 20:32   Заявить о нарушении
Думаю, это заслуга не только его, но и жителей города)

Екатерина Невзорова   22.09.2010 17:46   Заявить о нарушении
Конечно, замысел его, а исполнение...

Елена Сильвер   22.09.2010 19:44   Заявить о нарушении