Мусорщица

                МУСОРЩИЦА
    Тётя Маня работает мусорщицей в многоэтажном московском доме. Дом принадлежит кооперативу работников искусства и населён известнейшими во всём мире людьми.
    Дом не то, чтобы старый, но был построен на скорую руку, материалы доставались по блату за обещание выделить квартиру. Часть материалов было, как это положено, тут же разворовано машинами, часть погнила и рассыпалась от времени в ожидании строителей. Так что выглядит дом, построенный на остатки, отнюдь не привлекательно. Был даже случай, когда один иностранец, впервые приехавший в Россию, то есть, в недавний Советский Союз, будучи приглашённым в гости, поначалу даже боялся заходить в подъезд, думая, что это разбойничий притон. Но его можно понять, это был первый подъезд, который он увидел в Москве, встречаются куда хуже.
    Особенностью, так сказать, особой достопримечательностью этого дома является мусоропровод. Его впопыхах так ухитрились сварганить, что мусор не может попадать в контейнер, поскольку труба, проходящая через все четырнадцать этажей, подходит почти что к бетонному полу, и мусор, таким образом, из мусоропроводной трубы попадает непосредственно на пол маленькой мусоропроводной камеры, которую нельзя углубить из-за проходящих внизу коммуникаций.
    Так что для приличного содержания дома потребовалась должность мусорщика, которая была утверждена на общем собрании членов кооператива с соответствующим мизерным окладом. В его обязанности входит регулярно отгребать мусор от трубы, насыпать его в бак и относить на улицу в мусорный контейнер. К тому же он обязан прочищать мусоропровод в случае засора и исполнять ряд обязанностей дворника.
    Поначалу эту работу выполнял муж тёти Мани Иван Трофимович, горький пьяница, но добрый по натуре человек. К работе он относился очень серьёзно, охотно беседовал с жильцами на тему, что в данное время года происходит в деревне, что сеют, что собирают, хорошо ли сейчас дождь для урожая и т.д. В пасхальные дни (работал он и по выходным) он кричал жильцам: "Христос Воскресе", что в советское время воспринималось, как чудачество подвыпившего рабочего.
    Тётя Маня, работая уборщицей в том же доме, регулярно получала его зарплату и многочисленные премиальные, на которые не скупились жильцы, утверждая их на собраниях. Иван Трофимович был ценным работником, без которого дом не мог бы функционировать. То, что деньги попадали прямо в руки тёти Мани, не давало ему возможности окончательно спиться. Тем не менее, проработав в доме работников искусств лет десять, он скончался от регулярного применения алкоголя.
    После смерти Ивана Трофимовича его обязанности взяла на себя тётя Маня, совмещая их с работой уборщицы.
    Она относится к своей работе ещё более рьяно, чем её муж. Её всегда можно видеть либо у дома в замызганной рабочей одежде с тяжёлым баком за плечами, полным мусора, либо с веником, совком, тряпкой и ведром с водой на лестничной площадке. Она  дом от всего ненужного. Её можно застать за вытаскиванием из дома тяжелейшей старой газовой плиты, вязанки деревянных брусьев, оставшихся после перестройки квартиры, туалетного бачка с разбитыми кафельными плитками внутри.
    И всех людей, проживающих в доме, тётя Маня видит как бы с изнанки. Для всех они - виднейшие представители искусства, прославленные на весь мир, проводящие половину жизни за границей и творящие бессмертные произведения. Для неё же, они - просто бессовестные жильцы, засоряющие лестничные клетки всякой дрянью, кидающие в мусоропровод куски стволов от новогодних ёлок, и другие неподобающие крупные предметы, которые, по-настоящему, должны быть снесены в мусорный контейнер. Им совершенно наплевать, что низенькая толстенькая тётя Маня будет всё это с трудом стаскивать вниз, а также часами пытаться прочистить мусоропровод длинной палкой и, перебираясь с этажа на этаж, пробивать многоэтажную мусорную пробку.
    Тётя Маня не имеет ни малейшего представления об искусстве вообще, ни то, что об искусстве живущих в этом доме людей - так уж сложилась её жизнь. Она видит выхоленных, одетых с иголочки, на заграничный манер, мужчин и женщин, небрежной походкой направляющихся к шикарным машинам. И только она знает, какую пакость выбрасывают они ежедневно в мусоропровод, потому что вся эта грязь, мерзость, обратная, так сказать сторона жизни, ежедневно по нескольку раз в день проходит через её руки.
    Но есть в жизни тёти Мани и маленькие радости. Заботясь о её доходах, жильцы оставляют у мусоропровода пустые бутылки и банки, и она, наполнив полные сумки, со счастливой улыбкой несёт всё это сдавать. И в её мусоропроводной камере, полной неаппетитных запахов и мусора, её встречает облезлое кошачье общество - потомки, оставшиеся от наследства Ивана Трофимовича. Оно мурлычет, трётся о подол её рабочей робы, заглядывает в глаза и ждёт, когда она развернёт очередной вывалившийся из трубы свёрток в надежде, что там попадётся что-либо съестное.               
     Л. О. Бокова-Кнопп
    .    Январь, 1995


Рецензии