Сборник. Грамматика в стихах 2 часть

  ФОРУМ

Слова с -ДИР-, -МИР-, -ПИР-, -СТИЛ-

 
Собрали форум правила,
Девиз их: Пишем правильно!

Устали дети разбирать,
Где "И", где "Е" когда писать.
Не разберутся в слове -
И двоечек наловят.

Так, может, всё нам упростить,
И буквой «Е» всё заменить?
Тут буква "А" сказала речь:
- Хочу вас всех предостеречь.

Я "И" не дам в обиду,
Мы дружим не для виду.
За -ДИР-, -ТИР-, -МИР-, -СТИЛ-,
-ПИР- и -БИР- стою всегда на страже.

С "Е" в ссоре мы, а с буквой "И"
Стоять нам рядом важно.
Не стал им форум возражать,
Друзей решили поддержать.

***** ****************
РазБИРАю - уБЕРу
ЗаСТИЛАю - поСТЕЛю
ЗаПИРАем - заПЕРли


 ЗОРЕНЬКА-ЗАРНИЦА
               
 Корни -КАС-, -КОС-, -ЗАР-, -ЗОР-...
1.
КОСНулся луч меня на ЗОРьке:            
- Вставай и приступай к уборке.
КАСАется щеки моей подушка:
- Поспи, подсунь меня под ушко.

2.
 Луч удареньем падает на ЗОРьку,
ЗАРнице без луча так горько.
Мой друг, ты слово «ЗАРЕВО» запомни,
Полнеба яркий свет его запонил.

На горизонте виден свет ЗАРницы,
Он в темноте ГОРит, искрится.

3.
 А ЗОРенька поутру разГОРается,
Костер ночной пастуший доГОРает.
ЗАРюют у реки мальчишки-рыбаки,
ЗаГАР их африканскому сродни.

На котелке с ухой наГАР,
Струится вверх дымок уГАРный,
Картошка от огня пропахла ГАРью.
Красавицу Зарю сменило марево.
Окрашен полдень краской палевой.
Как уГОРелый мчится ветерок,
Он не догонит белый катерок.



ВЫРАЩЕННЫЙ НАМИ РОСТОК
Правописание  гласных в корнях –РОС-, -РАСТ-(РАЩ-)

ВыРАСТить тыкву в четыре обхвата,
Как-то весною решили юннаты.

Плод им выРАЩивать так надоело!
Летом РАСТение совка доела.

РОСло рядом с тыквой семейство бобовых,
РАСТёт и поныне, соседей ждёт новых.

ЗаРОСли буйны смородины красной,
Солнышком каждый РОСТОЧЕК обласкан.

***

Я скромный вывела цветок,
В земле проклюнулся росток,
Потом немножечко подрос,
И получился кустик роз.

***
Исключения:

В Ростове Ростислав ростовщик
Много денег притащил.
Он корабль снарядил
За ростками плыть в Росток.
Лучше б ехал на Восток.
_______________________________

Если ударение не помогло определить написание "О" или "А",
то
    1.Перед -СТ- или -Щ- - пиши "А".
    2.  В остальных случаях "О".
    3. Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, но: отрасль.
___________________________________________________
совка – сельскохозяйственный вредитель
юннаты - юные натуралисты

 ПЧЁЛКИНЫ ИСТОРИИ

ПЧЁЛКА И ЖЁЛУДЬ

Правописание О и Ё в корне слов

Юная пчЁлка у жЁлудя ждёт:
Жёлтый бутончик когда расцветёт?
Жёлудь ей шепчет, что он не цветок.
ПчЁлка поджала губу-хоботок.
- Шёпот ваш этот, конечно же, вздор.
С брюшком пустым мне вернуться – позор.
Как объясню в улье пчЁлкам я всем:
Жёлтый цветок без нектара совсем.
Слёзки по щЁчкам пчелиным ползут.
Жёлудю жалко малышку... И тут
Вежливо шляпку свою приподнял,
С ветки на жЁсткую землю упал.

В ГОСТИ К ПЧЁЛКЕ

1 часть.

Села пчЁлка на чЁлку,
Крылышки чешет.
ЩЁлк по щЁчке
Иголкой колкой.
Жало не жалко?
Жало поджала
И прожужжала:
- ЖЁлтый цветок
Подарил мне нектар,
В улей несу
Золотой этот дар.

- Пора тебе в улей!
Полетела пулей.

На пасеку поеду я,
Её медку отведаю.

2 часть.               

Пасека в лесу,               
Весь день брожу, ищу.
Забралась в крыжОвник,
А там шОрох.
Напугал медвежонок.
Бегу по шОссе,
Устала уже.
В клочьях капюшОн -
Выбросила вон.
Треснул шОв.
Уже близко кров.
- ШОфёр! Подвези!
- Кончился бензин.
Добралась домой еле,
Теперь лежу в постели.
________________________
После шипящих согласных в корне слов пишем "Ё" - пчЁлка
Но есть слова - исключения: шОрох, шОколад, шОссе, шОфёр, шОв...


   СКАЗКА-СКАЗОЧКА
          
Проверяемые согласные в корне слов.

Склоняется над нами сон так низко,
И фонарём луна в окошке близко.
Зажмурить тихо просит фея глазки,
Воркует голосочек сладкий сказки.

А сказочка про лиску-лисоньку.
Она к избе подкралась низенькой.
Уже добыча так близёхонько,
Дрожит от страха зайка крохотный.

Трепещут у косого ушечки,
В комочек сжалась его душечка.
Глазёнки в темноте, как звёздочки,
А носик  нежный, словно розочка.

Вдруг слышит за окном: «КУ-КА-РЕ-КУ!
Прогнать лису я зайцу помогу.
Есть шпоры и острейшая коса!»

Опасность чуя, мчится в лес лиса.

_____________________________________

Для проверки согласных в корне слов, подбирай однокоренные слова:

скаЗка - скаЗочка
ниЗко - ниЗенько
глаЗки - глаЗоньки



  В лес за клюквой
Проверяемые согласные в корне слов.
Мы за клюквой утром рано
В лес пошли с сестрой и мамой.
МяГкий мох ковром под ноЖки
Расстелил в лесу дороЖки.
Сапожок увяЗ вдруг мой,
Шевельнуть никак ногой.
Не увидел я болотца,
Лес густой, не видно солнца.
С мамой понемноЖечку
Вытащили ноЖечки.

Алой клюквы два лукоШка!
Есть варенье будем лоЖкой!
И зимою длинной
Чай пить витаминный!
___________________________________________

ПРОВЕРЯЙ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВ:
ноЖка - ноЖЕчка
дороЖка -дороЖЕнька
лукоШко - лукоШЕчко
лоЖка - лоЖЕчка
___________________________________________



      НЕХИТРЫЕ ПРИСТАВКИ

Правописание приставок на З- и С-

Есть нехитрые приставки,
Сами скажут, что где ставить.
Раз(с)-, из(с)-, воз(с)-, а также чрез(с)-,
Слышишь глухо - пишешь «эС».

РАСпишитесь за посылку.
РАСкрывай свою копилку.
ВОСпитала мама дочек.
ИСчертил сынок листочек.

Если звонкий слышен звук,
Он не требует наук.
ИЗначально все понятно,
Произносится "З" внятно.

- РАЗвеселый праздник наш.
ЧРЕЗвычайно умный класс.

*****
Слышен возмущенный смех:
- Быть хочу главнее всех!
С «З»собью сейчас я спесь,-
РАСкричалась буква «С».
.
- С З- приставкой слов не встретишь,
К слову З- ты не прилепишь.
В слове "СДАЧА" "З" слышна,
Но стоять в нем не должна.

- Сделал дело - так гуляй.
Спой, спляши, свари, слетай.
***
Исключенья посмотри:
 «Здание», «здоровье», «зги».
А еще словечко «здесь»...
Вот теперь  стишочек весь.


Я В ФАНТАСТИЧЕСКОЙ СТРАНЕ
       
Приставки ПРИ- и ПРЕ-

Я в фантастической стране!
Попал туда в ПРЕкрасном сне.
ПРЕнеобычный сон, ну, очень.
В ракете ПРИгрунтился точно.

Сияет светом розовым планета,
Похожая на Марс по всем приметам.
ПРИкрыл глаза, боясь вспугнуть виденье.
Чуть ПРИоткрыл и, будто наважденье,
ПРИблизились два существа ПРЕдлинных,
Колючки ПРИлепились к ним обильно.
ПРЕграды из камней ПРЕодолели,
ПРЕтонкими вдруг голосочками запели.
ПРИслушался я к песням их красивым,
ПРЕсладкий звук! Но тут рубин массивный
Упал, ПРИжав траву, меня коснулся...

От страха закричав, я сразу же проснулся.

******************************
ПИШИ ПРИ-
1. приближение
2. присоединение
3. неполнота действия

ПИШИ ПРЕ-
1. ПРЕ - равна ОЧЕНЬ.
2. ПРЕ -равна ПЕРЕ.



 НЯНЧА ДВА СВЕРЧКА ЖУЧКА

Правописание суффиксов –ЧК-, -ЧН-, -РЩ-, -ЛЬЩ-...

На поляноЧКе жуЧКа
НяНЧат два боЛЬШих сверЧКа.
На зелёненьком лужке
Он сидел на лопушке.
Мать-жучиху не нашли,
На поляну принесли.
Дали булоЧКу ребёнку.
Свежих сливок от Бурёнки
Принесла ему лягушка
И погладила за ушком.
Бросил булоЧКу жучок,
Стал жужжать: "Болит бочок,
Да ещё и лапоЧКи,
Принесите тапоЧКи.
Под листом нет света
В час вечерний лета".

Два фонаРЩика пришли,
СветляЧКов горсть принесли.
На цветах развесили –
И светло, и весело!

А жучишку не унять,
Продолжает  верещать.
Пригласили баНЩика,
Чтоб помыл обмаНЩика.
Фрак бордовый ёжик сшил,
БрюЧКи, обувь смастерил.
Тащит скрипоЧКу сверчок,
А другой несёт смычок.
- Будет маЛЬЧик музыкант,
Разовьём его талант.
СкрипоЧКу жучишка взял,
Инструмент и зарыдал:
Как пилою по сосне,
Так жучишка по струне
Водит взад-вперёд смыЧКом.
С луга все боЧКом, боЧКом
В лес подаЛЬШе убежали,
БарабаНЩика позвали:
- Бей погромче в барабан,
Чтоб не слышать скрипку нам.

Бросил скрипоЧКу жучок
И взобрался на сучок.
Там и мамочка-жучиха,
Подхватила сына лихо,
Отнесла его домой,
Что был в дубе под корой.

А в лесу идёт концерт,
Вальс играют, менуэт.
И сверЧКам, двум виртуозам,
"Бис" кричат и дарят розы.
________________________________________________

НЕ ПИШЕТСЯ «Ь»:
1. В сочетаниях  -ЧК-, -ЧН-, -НЧ-, -РЩ-
2. В словах: БАНТИК, ВИНТИК, ФАНТИК...

ПИШЕТСЯ «Ь»:
       1. В сочетаниях –ЛЬЩ-, -ЛЬЧ-, -ЛЬШ-.


Рецензии
ИРОЧКА!!! ТЫ ТАК ПРЕКРАСНО СУМЕЛА В СТИХАХ РАСКРЫТЬ ВСЕ САМЫЕ ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ПРАВОПИСАНИЯ,,, ДА К ТЕБЕ ДОЛЖНА ВЫСТРОИТЬСЯ ОЧЕРЕДЬ ЗА ЭТИМИ СТИХАМИ ИЗ УЧИТЕЛЕЙ И УЧЕНИКОВ ,А ТАКЖЕ ИХ РОДИТЕЛЕЙ,,, КУДА ЛЮДИ СМОТРЯТ????
УМНИЧКА ТЫ БОЛЬШАЯ!!!!! ВРЕМЕНИ НЕТ, ЧТОБЫ СРАЗУ ВСЕ ОХВАТИТЬ, НО Я К ТЕБЕ ОЛБЯЗАТЕЛЬНО БУДУ ПРИХОДИТЬ И ВСПОМИНАТЬ!!!!!

Кира Крузис   16.09.2010 17:24     Заявить о нарушении
Кира, спасибо. Я тебе очень признательна.Добрый мой друг.СПАСИБО.
Я сейчас внуку отправила твои "Считалочки", просила, чтобы и читали с ним, и старались ещё рисовать, сколько птичек, сколько зверюшек и т.д.
Пусть шкатулочку себе сделают и складывают стихи и рисунки туда.
В 4 года уже надо серьезно учиться. Некоторые ещё раньше начинают. но наш такой непоседа. Но четко знает :сколько у него машинок.
С теплом. ирина.

Ирина Расулова   16.09.2010 17:29   Заявить о нарушении
У МЕНЯ ПРО СЧЕТ ЕЩЕ ЕСТЬ СТИХИ, КАК РАЗ ДЛЯ ЭТОГО ВОЗРАСТА,, Я ПОМЕЩУ ИХ ПОЗЖЕ, НО У МЕНЯ ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЭТО НИКОМУ АБСОЛЮТНО НЕ НУЖНО,, А ГДЕ ЖИВЕТ ТВОЙ ВНУЧОК???
ВСЕГО ТЕБЕ ДОБРОГО, КИРА.

Кира Крузис   16.09.2010 19:58   Заявить о нарушении
Кира, размещай, я своим друзьям отправлю и внучонку.
Далеко внуки от меня. На Волге. Такие стихи нужны, их в детские журналы забирают, электронные. Не всегда сообщают, пока сам не увидишь случайно.
СПАСИБО!

Ирина Расулова   17.09.2010 16:49   Заявить о нарушении
СПАСИБО, ИРИША!! У МЕНЯ СКОРО ДОЛЖНА КНИЖКА ВЫЙТИ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ "АРКАИМ" С ЦВЕТНЫМИ КАРТИНКАМИ,, ОНА БУДЕТ ПРЕДСТАВЛЕНА НА САЙТЕ "КНИГА- ПОЧТОЙ, Я ТЕБЕ ПРИШЛЮ СНОСКУ, КОГДА САМА БУДУ ЗНАТЬ, ВЕРНЕЕ, КНИЖКА УЖЕ ВЫШЛА, НО НЕ ПОСТУПИЛА В МАГАЗИНЕ, А БЫЛА НА ВЫСТАВКЕ В МОСКВЕ,,, МНЕ ТОЖЕ ПРИШЛЮТ ПОДАРОЧНЫЕ ЭКЗЕМПЛЯРЫ, ВСЕГО ТЕБЕ ДОБРОГО.

Кира Крузис   17.09.2010 20:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.