Парадоксы двуязычия

Дело происходит лет 40 назад.
Две сестренки.
Старшей – около семи. Она пошла в 1-й класс. Важничает - от сознания собственной значимости и обретаемой школьной премудрости.
Вторая – на 2 с лишним года младше. Все время копается на заднем дворе, сооружая какую-то очередную из своих непонятных конструкций, от которых у ее матери постоянно – предынфарктное состояние, потому как «ребенка куклы не волнуют», а все какие-то железки, минералы, камушки и букашки. Сегодня она построила город, вокруг – какой-то ров, который надо срочно залить водой, но муравьи то и дело попадают в воду, и их приходится все время вызволять из беды.
…Слышен «плюх» брошенного портфеля. Вприпрыжку – в нарядном фартучке и огромных бантах – по двору бежит старшая. Щечки раскраснелись. В зеленых глазах – одновременно – любопытство (что-то сегодня «построено»?) и торжество от еле сдерживаемой в себе «новости».
- Ну? – младшая деловито отчищает скребок. – Что там?
«Там» – это школа, куда ее не пускают. Поэтому она равнодушна и к этой школе, и к нарядности старшей сестренки.
- А нам сегодня в школе сказали...
- ?
- !!!
- ?
Пауза иссякает сама собой.
- Знаешь… НЕ  ЛЕЛИН, А ЛЕНИН!
Речь идет о «вожде всех времен и народов», книжку о котором – с яркими картинками – дети нещадно разрисовывали до сих пор, плохо разбираясь в мелком шрифте.
- …
- Нам учительница сказала!
- Х1ан-х1а…(1) Лелин, - хмыкает младшая, не поворачиваясь в сторону «знатока». Медленно идет к крану на заднем дворе, отвинчивает вентиль, деловито моет скребок, счищая с него землю палочками. Пауза затягивается.
- Ленин!
- Тц! Лелин.(2)
- Тхоьга учитало элира.(3)
- Шун учиталан х1уьппалга ца хаьа... Лелин! (4)
Старшая всхлипывает:
- Ленин ву иза! Лелин вац.(5)
В ответ – холодное презрительное молчание. Старшенькая выхватывает скребок, бросает его – в сердцах – на землю. Брызги падают  на беленький атласный фартук. Младшая нарочито заботливо начинает растирать пятнышки грязными ручками.
- Мама-а! – старшая с плачем вбегает в дом, хватая в охапку безнадежно заляпанный фартук.
Через несколько минут выходит мама, из-за нее выглядывает старшая с заплаканными глазами.
- Лукаш! Киса-с нийса ма боху. И Ленин ма ву. Аш нийса ца олура. Нийса - «Ленин» ду.(6)
- Ма-а! Аш вуьйцург «Ленин» хир ву. Оха вийцинарг «Лелин» ву! ЛЕЛИН!.. (7)
Занавес.

1 - Нет!  (чеч.)
2 - Не-а! Лелин. (чеч.)
3 - Нам учительница сказала! (чеч.)
4 - Ваша учительница ни черта не смыслит. (вольный перевод с чеч.)
5 - Это Ленин! Не Лелин!
6 - Лукаш! Киса правильно говорит. Это Ленин. Вы неправильно говорили. Правильно - Ленин.
7 - Ма! Вы, наверное, говорите о Ленине. А мы о Лелине говорим! ЛЕЛИН!...
/Рис. Х.-Б. Исраилова./


Рецензии
Силен мировой банкир и Лелин им науськаный.Так же как и Наполеон ,Гитлер иже с ними...на ослабление империи соперника.
Пригл на мои рассказы "Дети"

Мутуш Танов   12.12.2012 22:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.