Россия и Кавказ. Часть 1

ЧАСТЬ 1. КАВКАЗ. НАЧАЛО.

Начать эту главу я бы хотел вот с какого исторического факта.

11 февраля 1948 в газете «Правда» было опубликовано Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) Об опере «Великая дружба» В. Мурадели от 10 февраля 1948. Постановление осуждало формализм в музыке и объявляло оперу грузино-армянского композитора Вано Мурадели (Ованес Мурадян) «Великая дружба» (1947) «порочным антихудожественным произведением». Кроме того, в частности, утверждалось следующее:

«Исторически фальшивой и искусственной является фабула оперы, претендующая на изображение борьбы за установление советской власти и дружбы народов на Северном Кавказе в 1918-1920 гг. Из оперы создается неверное представление, будто такие кавказские народы, как грузины и осетины, находились в ту эпоху во вражде с русским народом, что является исторически фальшивым, так как помехой для установления дружбы народов в тот период на Северном Кавказе являлись ингуши и чеченцы».

В итоге этого, Оргкомитет Союза советских композиторов и его президиум были распущены, от руководящей работы в Союзе композиторов были отстранены Мурадели, а также композиторы Арам Хачатурян и Атомвьян.

Данный факт помещён сюда как раз из-за нескольких строк, содержащихся в тексте данного постановления. А именно вот этих:

Из оперы  создается  неверное представление,  будто такие кавказские
народы,  как грузины и осетины, находились в ту эпоху во вражде с
русским  народом,  что  является  исторически фальшивым,  так как
помехой для установления дружбы народов в тот период на  Северном
Кавказе являлись ингуши и чеченцы.

То, что было сказано в данном постановлении является самой что ни на есть правдой.
Нам, людям, которые пережили две кровавые войны в Чечне, на Северном Кавказе, переживали захват заложников в Будённовске, Беслане, в ТЦ на Дубровке и так далее, родственники которых не вернулись оттуда, либо остались калеками, которые сами воевали там, которые пострадали от терактов, чьи родственники были похищены чеченскими работорговцами, тем, кто хоть как-то пострадал от этих войн, пережил эти события – нам необходимо знать, что чеченцы действительно никогда е питали симпатий к России, к русским и всегда воевали против нас. Я бы хотел кратко поведать вам об этом противостоянии, которое продолжается и по сей день, не только на Кавказе, но уже и на улицах наших русских городов.
Вообще, истоки следует искать ещё аж в XVIII  веке, а потом и в веке XIX, когда русское правительство, понимая, что если оно не займёт первым Кавказ, то туда придут либо турки, либо персы, либо, что вполне вероятно, англичане, наш главный противник и конкурент в то самое время, начинает направлять туда русские войска и закрепляться на данной территории.
Впрочем, начало постоянных российско-чеченских взаимоотношений относится ещё к 1567, когда в месте впадения Сунжи в Терек появилась первая русская крепость. На высший государственный уровень эти связи вышли в 1588, когда в Москву прибыло первое чеченское посольство во главе с Батай-мурзой Окоцким. Формально визит завершился документальным оформлением отношений вассалитета между одним из феодальных владетелей Чечни и московским государем.
В 1818 по приказанию командира Отдельного кавказского корпуса генерала от инфантерии Алексея Ермолова, героя Отечественной войны 1812 года, настоящего русского героя, которого так люто ненавидят чеченцы, была основана крепость Грозная, главное предназначение которой состояло в том, что она блокировала чеченским горцам выход на равнину через Ханкальское ущелье. Крепость входила в так называемую Сунженскую укреплённую линию. Здесь проходили военную службу Михаил Лермонтов и Лев Толстой. К 1870 она утратила стратегическое значение и была преобразована в окружной город Терской области. Сейчас это всем нам известный город Грозный, столица Чеченской автономной республики, город, омытый кровью Русских Солдат, простых парней, которые там, на Кавказе, защищали интересы нашей Родины, нашей страны и погибли с честью.
Если большинство народов Кавказа приняли русское подданство с радостью, мирным путём, то два народа отказались это делать – чеченцы и аварцы. Под лидерством имама Шамиля они оказывали сопротивление присоединению к России. Шамиль действовал в Дагестане, в Чечне же был Байсангур из тейпа Беной. Когда Гази-Мухаммед был провозглашён имамом, он сразу же примкнул к его движению. Аул Беной стал опорой Гази-Мухаммада в Чечне. Историк М. Н. Чичагова писала об этом:

«Жители этого аула, окружённого лесными дебрями, всегда отличались непокорностью и не скрывали своей ненависти к русским. Они охотно оказали гостеприимство Шамилю»

(«Шамиль на Кавказе и в России». Спб., 1889, с. 59).

Весной 1832 под Гудермесом чеченцы под командованием Байсангура в конном бою разбили Гребенской казачий полк. Были захвачены две трофейные пушки, которые чеченцы затем увезли в Беной. В 1839 году Байсангур дал присягу верности имаму Шамилю. После этого был назначен наибом. Его мазуном, то есть, заместителем наиба, стал его близкий соратник Солтамурад. В 1842 Байсангур во главе отряда горцев участвовал в Ичкеринском сражении под общим командованием Шуайба Центороевского. Это сражение произошло в мае-июне 1842 в Ичкеринском лесу (ныне - Веденский район Чечни). В сражении был ранен, впоследствии награждён Шамилем медалью за храбрость. В 1845, участвуя в Даргинском сражении, получил тяжёлое ранение и лишился руки.
В 1847 русские войска осадили аул Гергебиль в горном Дагестане. Одноглазый и однорукий Байсангур со своим отрядом бенойцев защищал участок обороны в районе садов. В ходе одного из штурмов пушечным ядром ему оторвало ногу. В наступивших сумерках находившегося без сознания и истекающего кровью Байсангура подобрали русские солдаты. Шамиль тяжело переживал это известие. Он лично оказал помощь друзьям и родичам Байсангура в организации его побега из плена. Пленного Байсангура под большим конвоем отправили из Дагестана в крепость Грозную. По дороге на колонну напали мюриды во главе с Солтамурадом и освободили наиба. Ещё до конца не оправившись от ран, Байсангур принял участие в обороне аула Салты. По преданию, одноногого, одноглазого и однорукого Байсангура во время боёв ремнями привязывали к коню.
В 1857—1859  русские войска предприняли широкомасштабное наступление в Чечне и Дагестане. Общая численность войск превышала 280 тысяч солдат и офицеров. К 1859 практически вся территория Чечни и Дагестана контролировалась русской армией. Разбитые наибы Шамиля один за другим сдались. Только несколько наибов, среди которых был и Байсангур, остались верными Шамилю. 25 августа 1859 года после осады в крепости Гуниб имам Шамиль решил сдаться в плен. Сколько Байсангур ни уговаривал Шамиля, тот был непоколебим. Об этом, позже, известный бард и голос чеченских боевиков Тимур Муцураев сложил песню «Гуниб», в которой упоминается Байсангур. Мне хотелось бы процитировать здесь строки оттуда, дабы мы имели представление о том, о чём поют наши враги.

И в стан врага направился Шамиль,
исполненный тоски, главой поникнув.
И Байсангур вдруг в бешенстве вскочил,
Наиб Имама в ярости окликнул.
'Шамиль, остановись хоть на мгновенье.
Я не могу понять тебя Имам,
мы четверть века за свободу бились
и умирали, не склонив колен.
Мы смерть презрев врагу, не покорились,
И от тебя не вытерпим измен.

Скажи зачем, скажи, зачем Имам,
Ты вел нас за собой в пучину смерти?
Чтоб здесь ты нас покинул, не затем,
Мы покидали жизни круговерти.
В боях сражались до последних сил.
И твердо шли мы по пути Аллаха.
Святые горы гордо отстоим,
любой ценой и хоть ценою брата.

Чечня в огне, страданий, бед полна.
Уж больно много пролито здесь крови.
Наш первый долг неверных покарать,
мы отомстим врагу за слезы вдовьи.
И вот настал жестокий смертный час.
Неравный и последний примем бой.
Имам ты здесь решил покинуть нас,
остановись, ты будешь, проклят мной.

Остановись, одумайся, опомнись,
Врагу сдаешься на исходе лет.
Шамиль взгляни назад, ты не уйдешь,
в руке моей взведенный пистолет'.
Имам не посмотрел в глаза наиба,
на зов не оглянулся он в ответ.
Он знал, чеченцы не стреляют в спину -
таков был чести воина обет.

После сдачи Шамиля в плен Байсангур вместе со своим отрядом прорывался сквозь тройное кольцо царских войск и ушёл в Чечню. В этом прорыве погиб почти весь его отряд. Отряд состоял из 100 джигитов, выжили и смогли уйти в Чечню только 30.


Шамиль ушел и сдался в плен.
Наиб в порыве гнева, яростью ослеплен.
В зловещей тишине стоит Гуниб,
и в три кольца он намертво оцеплен.
И путь один - свобода или смерть.
К сраженью Байсангура рать готова.
Наиб Имама, гордых сыновей,
Призвал на газават по сердцу зова.

'За мной мюриды, воины джихада,
наш грозный дух покажем мы врагу.
В раю нас ждет великая награда,
пробьём кольцо и вырвемся в Чечню.
Вперед чеченцы примем этот бой,
Крепки клинки из атагинской стали.
В бою заплатим жизнью дорогой,
здесь за свободу братья погибали'.

И двинулись чеченцы на прорыв.
Гуниб оцеплен, мощная преграда.
Была цена свободы дорога,
и бились на смерть воины Джихада.
Блеск острых сабель, пушечный раскат,
И кровь, и порох вместе всё смешалось.
Чеченцы знали, нет пути назад,
кромешным адом битва показалась.


И бой затих, горел закат вдали:
И солнца диск сходил по небосводу.
В Чечню лишь 30 воинов ушли,
в жестокой схватке, отстояв свободу.
И бой затих, горел закат вдали:
И солнца диск сходил по небосводу.
В Чечню лишь 30 воинов ушли,
в жестокой схватке, отстояв свободу.

Но в источниках нет упоминания о том что Байсангур был на Гунибе среди его защитников, и более того, с Шамилем на Гуниб гору пришли 47 человек, оставшиеся с ним преданные наибы. Вместе с населением Гуниба и прибывшими войнами, защитников этой крепости насчитывалось около 340 человек. Большая часть из них старики, женщины и дети. Есть поимённое упоминание наибов Шамиля пришедших на Гуниб гору, среди них упоминаются мухаджиры с других регионов Кавказа, но нет имени Байсангура среди них. Среди мухаджиров упоминаются абадзехи и черкесы. Факт того, что Байсангур был на Гунибе остается не ясным и даже спорным. Скорее всего, это всего лишь чеченская пропагандистская легенда, сделанная ими для того, чтобы показать, что их народ был упорен в борьбе с русским народом и Россией, вплоть до того, что стоял за Шамиля до самого конца. Для Муцураева это оказался благодатный сюжет, и он использовал его для того, чтобы поднять дух боевиков. Среди которых. Впрочем, были уже не только чеченцы, но бандиты из других стран, например, из той же Саудовской Аравии, ваххабитской и антирусской страны, с реакционными порядками, где до сих пор господствуют жестокие и бесчеловечные законы шариата.
Через год, Байсангур и бывшие наибы Шамиля Ума Дуев из Дзумсоя и Атаби Атаев из Чунгароя подняли новый бунт в Чечне. В июне 1860 отряд Байсангура и Солтамурада нанес поражение войскам российского генерал-майора Мусы Алхасовича Кундухова (по происхождению -  осетинского алдара, впоследствии предавшего Россию и перешедшего в стан турок и разбитого русскими солдатами в районе Карса) в бою около местечка Пхачу. После этой битвы Беной на 8 месяцев отделился  от Российской империи.
Тем временем бунтовщики Атаби Атаева блокировали укрепление Евдокимовское, а отряд Умы Дуева взял под контроль аулы Аргунского ущелья. Однако в виду малочисленности (численность не превышала 1500 человек) и плохой вооружённости повстанцев, русские войска быстро подавили сопротивление. После поражения основных сил бунтовщиков, Байсангур с несколькими приближенными скрывался в окрестностях села Беной. В одном из боёв под Байсангуром был убит конь, и он попал в плен.
Весной 1861 Байсангур Бенойский был предан военно-полевому суду официальных властей Кавказа и казнён через повешение в Хасав-Юрте в возрасте 67 лет. Во время казни один из местных жителей (кумык) выбил табурет, на котором стоял Байсангур. Могила Байсангура находится в селе Беной. Другие участники восстания, в том числе сыновья Байсангура Алхазур и Тахир, были сосланы в Сибирь.

Уже в наше время, всё тот же Муцураев написал целую песню об этом деятеле под названием «Наиб Байсангур». Я приведу оттуда несколько строк, дабы вы могли понять, какое значение имеет личность Байсангура для чеченцев сейчас и особенно – для бандитов, которые ползают по горам и убивают российских граждан, стремящихся жить в мире.

На клич Отчизны сердце Байсангура,
Забилось чаще и был готов он в бой.
В душе читалась из Корана сура,
В горах слышен был долгий волчий вой.

Наиб Имама горд и безмятежен,
В нем дерзость, честь и горский дух.
И бой когда в горах был неизбежен,
Он сразу становился слеп и глух.

В бою наиб не чувствовал пошады,
К врагам Ислама был всегда жесток.
Сражался Байсангур не ради славы,
Ему Всевышним был тот послан тот рок.

<…>

На зов Имама Байсангур готов,
Он первым встал под знамя Газавата.
Из уст его не вырвать лишних слов,
Послушен он законам Шариaта

<…>

В бою он заменял собою десять,
Бойцов Джихада смелых и лихих.
Своею грудью гордо прикрывая,
В бой за собою вел он молодых.

И на провалах шёл как ураган,
Сынов России он губил нешадно.
И в бегство обращался вражий стан,
Он сеял смерть везде так беспощадно.

<…>

Последний стан Имама Шамиля,
Горька цена и велика расплата.
Без мести не прожить Чечне и дня,
Таков закон чеченского адата!

Пятьсот мюридов, воинов Ислама
Готовы в бой и ждут его приказ.
Гуниб в кольце и воины Ислама,
Увидят Божий свет в последний раз!

<…>

И сел Наиб Имама на коня
Он водрузил зеленый флаг Джихада
"За мной, в атаку слушайте меня
И не коснутся ваши души Ада!"

И триста смелых душ готовы в бой!
Их поведет отвага Байсангура!
И каждый будет жертвовать собой,
Предсмертная читаться будет сура!

И три кольца должны они прорвать,
Здесь каждый полон мужества и чести.
В бою чеченец должен показать,
Свободы дух, дух ярости и мести!

<…>

И только тридцать воинов смогли,
Прорвать кольцо и вырваться из плена.
И год ещё сражалися они,
В горах растет достойная им смена.

<…>

Прекрасна жизнь и дорога свобода
Да будет вечно его прах нетлен
Героем стал чеченского народа
Был лик врага всегда ему презрен.

Да не померкнет свет в твоих очах
Слышна пусть будет из Корана сура
Потомки помнят в пламенных речах
Священный меч наиба Байсангура

В этих строках очень многое сказано. Они уже доказывают, что личность Байсангура стала вдохновением для банд боевиков, которые во время войны убивали русских парней, убивали детей, женщин и стариков только за то, что они – Русские. Дикие нравы, жестокость – всё вместе это вылилось в ужасную трагедию. В войну, в которой Русские Солдаты отстаивали и отстояли честь русского оружия, отстояли интересы России.

Таким образом, было начало антирусскому движению на Кавказе. В следующей части я расскажу об установлении советской власти на Северном Кавказе, а далее – о развитии русско-кавказских отношений  в сталинскую эпоху.


Рецензии