Посещение 6. Гурджиев. Жизнь и труд. Моё понимание
О каком труде идет речь? И какой жизни условия имеются в виду? Механической жизни, как обыденности или осознанной жизни, имеющей определенную направленность к поиску, или уже ставшей этим поиском, ставшей неразрывной с ним? Жизни, подчиненной, происходящей согласно истинному предназначению индивида? Попробуем это осмыслить.
Для примера и для того, чтобы просто с чего-то начать, возьмем марксистскую точку зрения о труде, понятие о труде, которое в 20 веке изменило взгляды человека на мир. Марксисты-материалисты утверждают, что именно труд, сознательный физический труд, «сделал» из обезьяны человека. Они решили, что механичность физического труда способна так стимулировать мозг, что труд, преобразуясь из физического в умственный, дает толчок для появления новой, разумной сущности. По их мнению, возможна такая трансформация. И этого перехода из физического труда в умственный было достаточно, чтобы развить и осознание тоже. Ведь человек единственное осознающее существо на этой земле. И, значит, по мнению марксистов, это труд придал ему такую чудную способность - осознавать.
Вряд ли бессознательный «труд» животного, даже такого симпатичного, мог создать что-то похожее на способность человека к осознанию. А обезьяна могла «трудиться» только бессознательно, на уровне инстинктов, вполне достаточных для поддержания её жизни, как особи; безопасности и минимума комфортности, как вида. Усовершенствования в добывании пищи, строительство жилища, собственная безопасность, клановость и много чего еще – этим не удивишь матушку-природу…этого мало для обретения осознанности.
А если труд, в том виде, которым в настоящее время владеет человек, и как индивид, и как вид новой сущности, имеет не только физическую и умственную составляющие? Если они лишь внешняя, так сказать неизбежная необходимость, суть проявления чего-то более мощного и значимого? Того, что обрести и понять можно только посредством сверх усилий? Того, что выходит за рамки процесса «производство - потребление». И даже больше – за рамки созидательности…Зачем-то же нам дана природой эта возможность – трудиться? Только ли для добывания пищи и создания условий для выживания? Ведь, как говориться в Евангелии, твари божии ничего не делая, имеют всё. А мы чем хуже? Иное мнение на труд, отличное от марксистской точки зрения, у религий, основанных на Ветхом завете. Там труд есть наказание господне за непослушание. Наказание…через кровь и пот будете добывать хлеб свой…какое уж тут осознание. Если нет нормальных условий для жизни, то нет условий и для осознанности. Сначала нужно покушать и согреться…
То есть, труд, физический и умственный не является основой нашей способности к осознанию? Тогда может быть основа – это не физический и умственный, а осознанный труд? Но как механическое может привести к осознанному. Скорее наоборот – осознанное поглотит собой механическое.
А может осознание, осознанность – это наша исконная способность? Врожденная так сказать, а не приобретенная. И мы должны лишь воплотить её во ВСЕ СВОИ СТОРОНЫ ЖИЗНИ. Во всё, что может нуждаться в осознанности. Во всё, где может быть исключена механичность. В том числе и в труд, в труд физический и труд умственный. И способность трудиться, в том виде какую имеет человек, дана нам природой ВМЕСТЕ со способностью к осознанию. Более того, осознанность была первопричиной способности к труду. Но человек как-то умудрился ПОТЕРЯТЬ способность к осознанности и оставил себе только способность к труду, называя это или наказанием, или наследством от человекообразных существ, достигших каким-то невероятным способом вершин созидательности.
Почему во все времена физическая работа, даже самая тяжелая, сопровождалась пением? И почему сейчас этого нет? А если есть, то только в удаленных от современной цивилизации местах и местечках. Механичность современного мира (начиная с изобретения паровых машин и электричества) сделала и человека механичным. Еще более механичным. Гармония естественности заменяется гармоничностью искусственности. Пение за работой – это показатель естественности, гармонии. Медитативности, если хотите. Когда важен процесс, а не результат. Это понимание того, что результат НЕИЗБЕЖЕН и не стоит о нем так сильно переживать. Ведь на самом деле от тебя ничего не зависит. Делай, что должен делать, и все устроится. Современная жизнь, жизнь-конвейер, искусственная гармоничность, имеет перед собой одну единственную цель – РЕЗУЛЬТАТ. И результат этот рождается на плоскости, на горизонтали производство – потребление, в двухмерности. Но человек трехмерное существо. Двухмерность для него должно означать примитивность. Естественность природы результат не интересует. Ей важен процесс. Результат для нее – это смерть. Неживое. Что такое дерево? Это процесс. Когда процесс заканчивается, то дерево обращается в прах. Ну…и…правильно! Тут же начинается другой процесс.
А что такое человеческий труд? Даже не осознанный, умственный или физический? Это часть процесса. Естественного процесса. Такая же неотъемлемая, как дыхание, питание, рождение и смерть. Можем мы определить, что важнее для нас – дыхание или питание? Конечно, нет. Так почему мы пытаемся выделить труд из этого естественного ряда, обособить его и назначить главным в нашем, так называемом очеловечивании? Главным в эволюции или главным в божьем наказании?
Труд поддерживает в нас процесс жизни и в конечном итоге приводит к началу других процессов, после смерти. Но тоже самое происходит и со всей остальной природой, только ей не нужно трудиться. Зачем эта разница? Вероятно, труд человека, это не только часть естественного процесса психосоматического аппарата «тело-ум», но и часть другого более высокого по развитию процесса. Поиска. Поиска единства с Тотальностью. Возможность человека к труду и возможность к поиску схожи тем, что ни того ни другого нет у остальной живой и неживой природы. Мы назовем это понятие ОСОЗНАННЫМ ТРУДОМ или вновь обретенной способностью человека ДЕЙСТВОВАТЬ. Не разделение труда и осознанности будет равно способности действовать. А способность действовать и последующая возможность не деяния будет значить БЫТЬ.
Заметим, что поиски истины, поиски Бога никогда не завесили от производительных сил и производственных отношений, от уровня механизации и социального устройства. Поиск первичен. Напрашивается вывод, что желание обрести Знание – есть величина постоянная и неизменная. Ужасные ли условия или тепличные, все равно человека волнуют вопросы, выходящие за рамками процесса создания и совершенствования этих самых условий. Другое дело – степень озабоченности этим и реальная возможность поиска ответа.
По Гурджиеву, в человеке функционируют три основных, совершенно разных по предназначению центра: инстинктивный (включая, двигательный и сексуальный), эмоциональный (включая высший эмоциональный), интеллектуальный (включая высший интеллектуальный). Всего семь. Каждый выполняет свои определенные функции. Но самое интересное заключается в том, какие из них развиты, а какие нет!
Вновь родившийся человек все начинает сначала, кроме основных инстинктов поддержания жизни – дыхание, пищеварение, некоторые проявления чувствительности, неосознанная работа органов чувств. Инстинктивный центр работает, но не на полную мощность. Двигательный центр еще не сформирован, сексуальный – в зачаточном состоянии. Всему этому нужно время для развития. Он накапливает эмоции, формируя эмоциональный центр. Накапливает интеллект, формируя интеллектуальный центр. Но всего ЭТОГО НАКОПЛЕНИЯ будет недостаточно, чтобы развить высшие эмоциональный и интеллектуальный центры. Почему? Да потому что они УЖЕ РАЗВИТЫ! ОНИ ДАНЫ НАМ ОТ РОЖДЕНИЯ. Но мы не знаем как ими пользоваться и даже не знаем область их применения. Мы как дети, которым подарили игрушку, но не сказали, как ей пользоваться…Осознанный труд – это часть большого пути в процессе поиска. Одна из основных частей. Потому что без труда невозможна жизнь человека. Без труда он деградирует. Только осознанный труд. Осознанный, это не значит: знаешь, что делаешь или делаешь, как знаешь. Это значит, что само делание ставится во главу угла и тогда оно становится творчеством, творчеством на уровне ЗАНЯТОГО созидающего центра. А истинное творчество возможно только при полном погружении, тотальном восприятии того, что ты делаешь, тем, чем ты делаешь, без подмены одного центра другим. И результат будет как неизбежность, а не ожидаемость или неожиданность. Осознанный – это значит всегда помнить о том, что и чем ты делаешь, что и чем ты созидаешь.
В природе нет творчества в нашем понимании, там все практично и потому естественно. Но мы подменили истинную практичность человека на практичность иной природы. Наша истинная практичность не заключена в сытости и комфорте – этим мы достигаем лишь платформы для дальнейшего роста. Наша истинная практичность – это достижение осознанности и потому, «Чем хуже условия жизни, тем выше производительность труда, потому что приходится помнить о своей работе». Производительность ОСОЗНАННОГО ТРУДА, а не труда только ради производства для потребления. Труда для достижения осознания через любой труд, физический или умственный. Если это физический труд, то пусть работает тело. Если умственный, то – ум. Без подмены и вмешательства с обеих сторон и разных центров. Конечным итогом будет способность делать и, как результат – способность быть.
Свидетельство о публикации №210070100505
Людмила Козлова Кузнецова 27.10.2010 08:53 Заявить о нарушении
есть мнение, что речь вторична. ведь что такое речь? это способ передачи информациии. сразу возникает вопрос: какой информации? и вопрос о необходимости передачи той или иной информации. человек в нынешнем его состоянии утерял истинное назначение речи. как-то так...
спасибо Вам за общение.
Дед Мотыль 27.10.2010 08:00 Заявить о нарушении
Людмила Козлова Кузнецова 27.10.2010 09:08 Заявить о нарушении
Дед Мотыль 27.10.2010 11:28 Заявить о нарушении
Людмила Козлова Кузнецова 27.10.2010 15:27 Заявить о нарушении
Дед Мотыль 27.10.2010 15:46 Заявить о нарушении
Человек создан по образу и подобию Творца и, естественно, каждый творит собственный мир, существующий в сознании и являющийся реальностью для данного человека.
Из Кокона Сознанья нет Пути.
Мы можем продвигаться лишь в глубины,
Лишь там себя способны обрести,
Где мы чисты, прекрасны и невинны.
Но мы стремимся спрятаться вовне.
Мы убежать мечтаем из Сознанья.
Нам трудно там – в Духовной глубине,
И тесно, словно в камере дознанья.
Возможно, именно Духовный Путь (движение к Духу, поиски Бога) , именно он устранит различие между видимостью и Истиной. Истина - это мир Бога.
Людмила Козлова Кузнецова 28.10.2010 09:24 Заявить о нарушении
Всё есть мир Бога и наша иллюзорность и Его реальность. Просто нужно знать это.
Путь вовнутрь есть перерождение, иначе - "зерно, которое не взошло".
Кокон...
Среди безжизненных теней,
К чужим сомненьям равнодушный,
Слепой к подсчету срока дней,
Как будто никому ненужный,
Таинственно уединенный,
Парит вселенскою мечтой
Ни раб коленопреклоненный,
Ни царь, ни дева, ни герой.
Мертвец? Опутанный сетями
Каких невиданных ловцов?
Немой венец какой печали?
Сокрыт от зноя и ветров.
Обманщик! Хитрый и искусный!
В тебе вскипает океан.
Бурлит огонь, клубятся чувства,
Светится жизни ураган!
Ты сам не знаешь, что скрывает
Покровом скромным простота,
В которой целый мир мерцает,
Пусть даже, просто мотылька.
Дед Мотыль 29.10.2010 09:12 Заявить о нарушении
Людмила Козлова Кузнецова 29.10.2010 21:30 Заявить о нарушении
Никто не даст нам избавленья:
Ни бог, ни царь и не герой
Добьемся мы освобожденья
Своею собственной рукой.
Людмила Козлова Кузнецова 29.10.2010 21:48 Заявить о нарушении
Людмила Козлова Кузнецова 31.10.2010 15:31 Заявить о нарушении
Дед Мотыль 01.11.2010 06:55 Заявить о нарушении
Людмила Козлова Кузнецова 01.11.2010 16:04 Заявить о нарушении