I. Девять лет одного дня. Самый полный назад

Ох уж участь корабля:
скажут – “пли”,
ответят – “бля”.      
                И.Бродский


         1993 год, Тюва-Губа, Кольский залив. У двух причалов мирно покачивались военные корабли: у одного причала были ошвартованы три средних десантных корабля -  один боевой - СДК-85,  и два списанных  в утиль – СДК-76 и -87, у другого причала – три списанных сторожевика, эскээра-чужака -  числящихся за разными соединениями. Ещё у одного причала иногда швартовались рыболовные суда для заправки водой.
       Мой родной СДК-76,  заваренный сваркой наглухо, ждал, накренившись на левый борт, своей череповецкой участи, и взирал пустым якорным клюзом на береговую казарму. Якорь уже “подрезали” - кто-когда - не знаю! Я прослужил и прожил на этом корабле, в каюте без иллюминатора четыре бесславных года.    
      Будучи механиком, командиром электромеханической боевой части вычеркнутого уже из жизни корабля, я заступил на дежурство по технической боеготовности 628 дивизиона 121 Бригады Десантных кораблей 37 Дивизии морских десантных сил.
      В 21.40 объявили «Ветер-3». Следуя инструкции и приказанию дежурного по дивизиону, я обошел причалы, проверил, попрыгав на них, состояние швартовых концов и наличие собственно корпусов списанных чужаков-эсминцев – по счёту.
      На боевом СДК-85 в 22.00 по радиотрансляции прозвучал горн и вахтенный начал спускать флаг. Я повернулся к кораблю и отдал честь. На палубу вышел командир корабля капитан-лейтенант Дмитрий Липовка, видимо, проверить действия вахтенного и тоже отдал честь. Его команда готовилась к отбою. Солнце катилось по усыпанным грибами и ягодами сопкам – царил Полярный день. Флаг был спущен. Ничто не предвещало морских баталий. Ветер стих. В 01.00 ночи я ещё раз обошёл причалы, полюбовался на солнце и воду, разбудил дежурного и лёг спать.
        Проснувшись и приведя себя в порядок, в 07.15 я вышел на крыльцо казармы и посмотрел на три сторожевых корабля – их было два.
        Новый командир дивизиона, Бабин Михаил Владимирович, Капитан второго ранга, выполнял на свежем воздухе упражнения гимнастики Ушу. По сопкам спускался утренний бриз. Зевнув и протерев очки, я тронулся в сторону предпоследнего приюта сторожевиков.   
        Для одного из них этот приют стал последним. От причальных кнехтов в безмолвную глубину уходили звенящие от натяга швартовые концы, превратившись в контрфорсы причала. С них капала утренняя роса, отпугивая мошкару и привлекая мальков. Над водой парили в рассветной дымке два креста. Это были верхушки мачт провалившегося на дно губы корабля. Заворожённый зрелищем  я пытался определить бортовые номера державшихся на плаву эскээров, но тщетно. Вернувшись в рубку дежурного, я доложил по команде. На связь вышел Начальник штаба соединения Морских Десантных сил Геннадий Петрович Жерин . Доклад произвёл на него утреннее впечатление, и, снарядив рейдовый катер бортовой номер семнадцать полста шесть, начштаба с сопровождающими лицами вышел к нам из Североморска.
       Пока ждали делегацию, я спустился к корню причала, сел на камни, снял фуражку и посмотрел в зияющий носовой клюз своего корабля. Краб якоря, скованный цепью, покоился на дне. Где-то недалеко от якоря лежали две половинки унитаза.
                ***
– Товарищ комдив, заднего хода, ..Ъ, не будет, – я дёргал и срывал колесо моховика реверса в положение “задний ход”, но стрелка тахометра упорно прыгала “вперёд”. Караси-мотористы собрались возле компрессора и что-то бубнили друг другу. Воздух в пусковых баллонах опять заканчивался, компрессор начал пыхтеть, визжать и травить. Дело было “табак” и я доложил на мостик, что заднего хода не будет. Только вперёд, на осушку – на камни.
         Корабль врезался левым бортом в причал, снёс пару брёвен у корня и как крокодил выпрыгнул на берег. Тогдашний Командир нашего дивизиона, Фазлыев Ханан Хафизович, Капитан второго ранга, не дожидаясь подачи трапа, выматеревшись спрыгнул на причал. Фуражка слетела с его головы и покатилась в сторону береговой казармы, в которой размещался штаб. Ветер подхватил её и швырнул на камни, и тут же бакланы налетели, и “насрали её полную”.
– Ну что, Мех, в отпуск хочешь? до-зарезу, говоришь, надо? Я то-оже собирался, но мне-уже-ни-ку-да-не-на-до. – Перед  швартовкой ему передали по УКВ связи, что на его «Шестёрочку» в Североморске, припаркованную возле КПП, наехал задним ходом КАМАЗ. – А ты говорил,  заднего хода не будет, – вздохнул Ханан Хафизович и надел поданный мною головной убор похожий на гриб, с мятым белым чехлом  и шитым крабом.
_______________________

       Их встречали …
       Смерив опытным, видавшим морские виды взглядом державшиеся на плаву сторожевики, Капитан первого ранга Жерин Г.П. авторитетно заявил:
– Этот – не наш, доложите в Сайду, – отдал  честь парящим над водой крестам и убыл обратно в Североморск, в расположение штаба соединения.
      Когда "делегация" скрылась из виду, я снял фуражку и перекрестился на воду, потом надел головной убор и отдал честь.
       После увольнения в запас, ещё в течение нескольких лет мне периодически снился мой первый десантный кораблик: лежит он накренившись на морском дне, я плаваю внутри него с аквалангом, заглядываю в кают-компанию, в танковый трюм, в форпик – ищу якорную цепь. В трюме на привязи сидит лохматая собака и сторожит сиреневый унитаз. Носовая аппарель, по которой выезжают из трюма десантного корабля танки, открыта, створки носовых ворот сорваны и лежат рядом на грунте. Из трубы, почему-то, идёт дым. Стрелка телеграфа на мостике переведена на:

«Самый полный назад».


Рецензии
А американцы свои линкоры вытаскивают на берег, накрывают брезентовым чехлом, под который постоянно нагнетают осушенный до точки росы +4 градуса воздух....
Зачем срашивается металлолом у французов покупать, когда своего немеряно....
См. Российский образовательный стандарт.
Ну для чего 9 соединение в Крыму стояло,имея 3 БДК, я еще могу понять, но куда с Кольского полуострова танки на МДК возить собирались, это мне совсем непонятно....

Андрей Бухаров   08.02.2011 17:42     Заявить о нарушении
А вы на первоисточник посмотрите.....
Все корабли рано или поздно приходят в негодность....
Тогда их или режут на иголки или как памятник осталяют на видном месте стоять....
На Авроре теперь то ли ресторан, то ли бордель сделали.....
Что же касается французских мистралей, то ввиду сложности техники и отсутствия подготовленных специалистов, судьба их будет незавидной....
Это не лидер "Ташкент", который новым в Италии купили, потом уже в Николаеве вооружили.
Это техника б/у.....

Андрей Бухаров   08.02.2011 22:42   Заявить о нарушении
Лично я своей роли в постройке мистраля не вижу....
Хотя два патента в области судостроения имею....
А Вы наверное там главным инженером работаете?
Или в отделе маркетинга?
Почему конкурс на лучший проект мобильного базирования вертолетов не проводился?
Видимо и у Вас господин Жуков рыльце в пушку, раз вы так за французов радеете....

Андрей Бухаров   09.02.2011 12:04   Заявить о нарушении
Мистраль, по опрделению,, не может быть новым словом в технике, потому что его уже выпускют....
Если Россия купит лицензию на выпуск мистраля, то это значит, что если французы в техдокументации на гальюн для десантников заложили унитаз французской фирмы, то значит надо будет во Франции и унитазы закупать....
А насчет моих изобретений, так мистраль у французов закупают.... их изобретеия и используют...
Опять же в стимость контракта откат хороший заложен, а это как раз самый надежный "двигатель прогресса".....

Андрей Бухаров   09.02.2011 16:40   Заявить о нарушении
В военном деле новым может быть только то, чего нет и не может быть у вероятного противника.....
Это не мерседес трехлетка, который кстати, на российских дорогах тоже долго не живет...

Андрей Бухаров   09.02.2011 17:58   Заявить о нарушении
Новый по проекту 1970 года....
Любая техническая система имеет отведенное ей время и в металле она находится только его часть....
Не будут французы что то новое продавать, их тогда ни Европа, ни Америка не поймут....

А насчет брякать - так это пожалуй больше к вам, как к любителю иностранных побрякушек в фирменной упаковке...
С чисто меркантильных позиций, очень даже неплохо вместо какого нибудь Северодвинска в командировку, скажем в Марсель закатиться....
См. ВВС - страна чудес. Алекса Сидорова

Андрей Бухаров   09.02.2011 23:54   Заявить о нарушении
Куда танки возить - у меня написано в протоколе о намерениях, про БДК Митрофан Москаленко.

Буровиц   10.02.2011 15:01   Заявить о нарушении
Насчет территорий, государственных интересов и вообще "дистанций огромного размера".....
С появлением высокоточного оружия, делающего простейший миномет мощным противотанковым оружием (российский "Китолов" середины 1990х годов разработки, который является развитием Смельчака, Сантиметра и Краснополя, и пр. не пошедших в большую серию из за отсутствия элементной базы, бъет танк с вероятностью 0,8 на дистаници 15 км.).
Если вы смотрели фильм Гладиатор, где очень зрелищно был показан "аттракцион" избиения толпы новоиспеченных гладиаторов несколькими амбалами, вооруженных железными дубинами, то можете себе представить, что примерно то же самое могло произойти с советским танковым десантом в норвежских фиордах...
В 1990 году,я лично снял с длительного хранения всю технику своей роты (включая 3 танка), выгрузил боекомплект и отправил все в Караганду малой скоростью...
А ставил я технику на хранение в 1988-1989 годах по случаю перевооружения дивизии на новые танки....
В 1994 году Уралвагонзавод шведам танки очень хотел продать в количестве 500 штук, естественно со всеми причиндалами.... они чуть было не купили, потом видно опомнились.... если бы на Уралвагонзаводе в 1994 проявились деньги, то эти танки скорее всего очень быстро бы устарели.....
Сейчас пожалуй можно им и денег давать сколько угодно и даже размещать заказы на изготовление чего то там массивного типа мистралей....
Старых спецов нет, а молодые далече....

Андрей Бухаров   11.02.2011 22:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.