Рейд Владивостокских крейсеров 2 июня 1904 г
Водоизмещение, т 12455
Длина 146,6 м.
Ширина 20,9 м.
Осадка 7,9 м.
Бронирование пояс по ватерлинии 91,5 х 2,36 м (152 мм), карапасная палуба (37-64 мм), носовой траверз (152 мм), кормовой траверз (102 мм), казематы (51-121 мм), боевая рубка (305 мм), элеваторы и котельные кожухи (38 мм).
Силовая установка 32 котла Бельвиля, три четырехцилиндровые паровые машины тройного расширения
Винты 3
Мощность 15496 л.с.
Скорость 20,1 узла
Автономность плавания 8100 миль
Экипаж 28 офицеров и 846 матросов
Вооружение:
Артиллерия 4 x 203/45, 16 x 152/45, 24 x 75/50 , 12 x 47/43, 18 x 37/23, 2 x 63,5/19, 2 x 7,62
Торпедно-минное вооружение 4 x 381 ТА
Тактико-технические характеристики Тип «Россия»
Водоизмещение, т 12130/12195
Длина 144,2 м
Ширина 20,9 м
Высота 8 м
Бронирование гарвеевская броня: борт 152—203 мм, казематы 127 мм, палуба 51-76 мм, боевая рубка 305 мм.
Технические данные
Силовая установка 3 паровые машины, 32 котла Бельвилля
Мощность 17680 л.с.
Скорость 19,74 узлов
Автономность плавания 7740 миль/10 узлов, 5040 миль/12 узлов
Экипаж 28/811 чел.
Вооружение
Артиллерия 4х203/45, 16х152/45, 12х75/50, 20х47, 18х37, 2 десантные пушки Барановского
Торпедно-минное вооружение 5 надводных торпедных аппаратов 381 мм.
Тактико-технические характеристики Тип «Рюрикъ»
Водоизмещение, т 11690
Длина, м 132,6
Ширина, м 20,42
Осадка, м 8,18
4 паровые машины общей мощностью, л.с. 13588
Винтов, шт. 2
Котлов двойных, шт. 8
Скорость, узлов 18,84
Запас угля, т до 1930
Дальность плавания (на 10 узлах), миль 6700
Бронирование борта, мм 127 – 254
Бронирование рубки, мм 152
Бронирование переборки, мм 102
Бронирование палубы, мм 51 – 76
Вес брони общий, т 1485
Экипаж, чел. 27/692
Экипаж (в 1904 г.), чел. 24/739
Вооружение: 4-203/35 мм, 16-152/45 мм, 6-120/45 мм, 10-47 мм, 12-37 мм, 6 надв. торп. апп. 381 мм.
2 июня 1904 года состоялась одна из самых удачных операций Русского Императорского Флота в годы войны с Японией. В широком спектре литературы, бытует мнение, что Российская Империя терпела на море в годы войны с Японией одни неудачи. Это не совсем так. 2 мая 1904 года на русских минах подорвались два новейших японских броненосца, «Хатсусе» и «Яшима», а всего за весь период войны были подорваны десятки японских миноносцев, крейсеров, канонерок, и других судов. Да и первый тактический удар даже в Цусимском бою, выиграл Адмирал Зиновий Петрович Рожественский, успеха не последовало только из-за того, что 2-ю эскадру предательски снабдили плохими снарядами.
Удачными в годы войны с Японией были и действия особого Владивостокского отряда крейсеров Тихого океана. За это говорит хотя бы то что, европейская пресса прозвала отряд, где находились четыре русских крейсера: «Рюрикъ», «Россия», «Громобой» и «Богатырь» - «эскадрой невидимкой». Мы – русские вправе гордится действиями Владивостокских крейсеров, как гордятся действиями же германских крейсеров рейдеров что в годы Первой, что в годы Второй мировой войн – немцы. За годы войны четыре русских крейсера потопили десятки японских транспортов, шхун, и других судов разных классов. Одна из самых удачных, громких и дерзких операций состоялась 2 июня 1904 года.
31 мая крейсера «Рюрикъ», «Россия» и «Громобой» под флагом вице-адмирала Петра Алексеевича Безобразова вышли в море. Миноносцам было предписано следовать вокруг Японии и уничтожить рыболовные промыслы у берегов острова Хоккайдо. Крейсера же направились к Корейскому проливу. Сама обстановка на театрах Русско-японской войны требовала действия. Начиналась тесная блокада Порт-Артура, в Манчжурии так же начинались крупномасштабные боевые действия. Всё это, требовало от Японии переброски огромных количеств, материалов, снаряжения, войск на материк. Но, создавалась и благоприятная обстановка в войне на море. За месяц до описываемых событий как уже было сказано выше, японский флот понёс ощутимые потери на русских минах.
2 июня русские рейдеры без помех достигли Корейского пролива. Ситуация осложнялась тем, что, у Адмирала Безобразова не было точных данных о сосредоточении японского флота. Крейсера шли в неизвестность. Между тем, неподалёку от Корейского пролива, в бухте Озаки стояла первоклассная броненосная эскадра японского адмирала Камимуры. Где находились первоклассные японские броненосные и бронепалубные крейсера.
А между тем в Корейском проливе стояла мгла, моросил мелкий дождь, как следствие видимость была очень плохой. Всё это способствовало рейду. В Корейском проливе в это время дежурил только один японский лёгкий крейсер «Цусима». Русские радиотелеграфисты засекли в эфире его переговоры, и, немедленно создали помехи, которые надолго отстрочили получение штабом адмирала Камимуры сведений о русских крейсерах в проливе.
Тут хотелось бы отойти в сторону от темы и сказать вот о чём. Вот уже не одно десятилетие бытует мнение, о, якобы технической отсталости России в период Её Имперской истории. Но если, что в боях под Порт-Артуром, что в Корейском проливе, русские моряки неоднократно применяли средства электронного противодействия в операциях на море и глушили японские средства связи. На крейсере «Россия» например в годы Русско-японской войны использовали привязной змейковый аэростат, для наблюдения за морем, и увеличения радиуса поиска судов неприятеля. Например, в 1914 году, германская крейсерская эскадра графа фон Шпее, отправляясь в своё знаменитое плавание через Тихий океан не обладала подобными средствами наблюдения. В самом сильном флоте мира, английском, змейковые аэростаты и вовсе начнут применятся со второй половины 1915 года, когда британский торговый флот будет нести колоссальные потери от подводников кайзера. Если в годы Русско-японской войны, город Владивосток защищала целая флотилия подводных лодок, которые получат широкое применение во всех флотах мира только в годы Первой мировой войны. А что же в Русском Флоте? А вот что. 28 апреля 1905 года подводная лодка «Сом» находясь в боевом патрулировании, на подходе к бухте Золотой Рог обнаружила два японских миноносца, тогда, командир лодки лейтенант князь Владимир Владимирович Трубецкой приказал играть боевое погружение и вышел в атаку на японские миноносцы, которые, однако, скрылись в тумане. Это была первая в мире попытка подводной атаки в боях на море. И с моря славный город Владивосток охраняла целая флотилия подводных лодок. Уж не поэтому ли японский флот с самого начала войны практически не предпринимал активных действий против второй (если считать первой Порт-Артур) Дальневосточной твердыни России? Так что, может отдельным исследователям, не стоить говорить о пресловутой «технической отсталости» России в начале XX века, и писать, будто до 1917 года, Русь жила, чуть ли не в XVII веке? Но вернёмся к славному рейду «русских корсаров».
Около 8 часов утра на горизонте показались два транспорта: один из них, пользуясь малой видимостью на море, скрылся, второй — «Идзумо-Мару» — был потоплен крейсером «Громобой». Вскоре с востока показались еще два больших военных парохода, шедших без охранения. Транспорт «Хитачи-Мару», на котором находилось 1095 солдат и офицеров резервного гвардейского полка, 120 человек команды, 320 лошадей и 18 тяжелых 11-дюймовых гаубиц, предназначавшихся для обстрела Порт-Артура, также был потоплен «Громобоем». Второй транспорт «Садо-Мару» имел на борту 1350 солдат и офицеров. После предупредительных выстрелов с крейсера «Рюрикъ» он остановился. Русские моряки предложили японским офицерам перейти на крейсер. Японцы категорически отказались, и всячески затягивали переговоры. На японском пароходе началась паника: шлюпки спускались японцами неумело и у борта переворачивались, несмотря на полное отсутствие волны и ветра. Время шло, на месте происшествия могли появиться японские крейсера, а на «Садо-Мару» продолжалась умышленно затянутая суматоха. Командующий отрядом крейсеров контр-адмирал Карл Петрович Иессен приказал транспорт потопить; выпущенные по нему две торпеды попали в цель, после чего крейсера, не дожидаясь погружения парохода, повернули в Японское море. Шли на передел видимости японского берега. И только на параллели Владивостока повернули по направлению к берегам России. Манёвр этот был весьма благоразумен и продуман. Камимура в это время находился в базе, имея четыре броненосных, и пять легких крейсеров и восемь миноносцев. Извещенный по радиотелеграфу с крейсера «Цусима», находившегося в дозоре, о появлении Владивостокских крейсеров, Камимура вышел в море, но все попытки отыскать русских оказались тщетными. Утром 3 июня он подошел к острову Дажелет. Русские крейсера в это время находились в 150 милях к северо-западу, осматривая задержанный английский пароход «Аллантон», шедший с контрабандным грузом в Японию.
Таким образом, 2 июня 1904 года Русский Императорский Флот одержал значительную победу. Находясь в центре вражеской коммуникационной линии, которую охраняла первоклассная вражеская броненосная эскадра. Всего за несколько часов Япония лишилась трёх первоклассных транспортов. «Хитачи-Мару» водоизмещением около 7000 тонн, и «Садо-Мару» около 6000 тонн. Учитывая, что тогдашние первоклассные броненосцы имели водоизмещение 15.000 тонн. Японцы потеряли около двух с половиной тысяч солдат и офицеров. Но главным успехом стало уничтожение 18 тяжёлых 11 – дюймовых мортир, которые, перевозили морем к осаждённому Порт-Артуру. Следующую партию отправят значительно позже. Таким образом, доблестные защитники Порт-Артура ещё целых три месяца будут освобождены от бича дальнобойной артиллерии.
Нужно так же сказать, что рейд 2 июня, окончательно оттянул к Корейском проливу дополнительные японские силы, что позволило Первой Тихоокеанской эскадре выйти в море и дать боя японскому флоту 28 июля 1904 года. Тоже кстати выигранной русскими офицерами и матросами, но после того как был убит командующий эскадрой контр-адмирал Вильгельм Карлович Витгефт, и, потеряв управление русские моряки не смогли реализовать возникшие преимущество в дневном эскадренном сражении.
А в Японии к морскому министру явилась целая делегация предпринимателей, которая выразила свою обеспокоенность и неудовольствие плохой защитой морских коммуникаций Японии. Об этом, кстати, писал и Наместник Его Императорского Величества на Дальнем Востоке Адмирал Евгений Иванович Алексеев: «Между тем всё, что на море производит громадное впечатление в Японии. Уничтожение трёх транспортов нашими крейсерами вызвало целую панику, а ровно выход и эскадры из Артура». В Токио же, жители Японии жгли дом адмирала Камимуры.
Владивостокские крейсера, «эскадра-невидимка» и «русские корсары» в очередной раз подтвердили свои гордые звания.
Свидетельство о публикации №210070100838