Театр времен Сталина и Булгакова

Трейниц. «Джугашвили. Телосложение среднее. Голова обыкновенная. Голос баритональный. На левом ухе родинка». Все. Дальше телеграфирую: «Сообщите впечатление, которое производит его наружность». Ответ: «Наружность упомянутого лица никакого впечатления не производит».

М.А. Булгаков "Батум")


Пьеса о Сталине «Батум» — еще один пример уникальности булгаковского дара. He did it! Не «Дни Турбиных», уж, извините, но - вполне на своем, булгаковском уровне. А значит, учитывая, что Сталин к тому времени превратился уже в небожителя, поставь эту пьесу в театре, сними по ней фильм – ходи стриги купоны, как с хорошего блокбастера.

Не «Чапаев» получится, извините тоже, конечно, но все-таки. Какие живые нероны могут еще похвастаться таким подношением от своих сенек?

Начинается пьеса, впрочем, подозрительно. Подозрительно, если не сказать больше. Видно, что работа над «Батумом» и «М&М» шла одновременно: свою первую шутку юный семинарист Джугашвили откалывает вполне в духе Коровьева или Бегемота. Ректор объявляет об исключении молодого Сталина из семинарии и предлагает помолиться о возвращении оного на мирный путь, ибо «сие бо есть добро и приятно перед Спасителем нашим...» «Аминь!» — обрывает его Сталин.

Ректор. Это что же такое?
Сталин. Я сказал «аминь» машинально, потому что привык, что всякая речь кончается этим словом.

Но дальше – еще подозрительней. Шутки вдруг становятся правдивыми, какими-то и вправду сталинскими — медлительными, тяжелыми, будто мельничные жернова.

Сталин. Понимаешь, пошел купить папирос, возвращаюсь на эту церемонию, и под самыми колоннами цыганка встречается. «Дай погадаю, дай погадаю!» Прямо не пропускает в дверь. Ну, я согласился. Очень хорошо гадает. Все, оказывается, исполнится, как я задумал. Решительно сбудется все. Путешествовать, говорит, будешь много. А в конце даже комплимент сказала — большой ты будешь человек! Безусловно, стоит заплатить рубль.

В этом увальне уже легко угадывается будущий Хозяин.

Позже, когда он начнет так же флегмой "потешаться" над людьми, падающими в обморок от одного его звонка, его тугодумный, анемичный юмор назовут «кладбищенским».

И вот чем-то подобным веет от первых картин «Батума». С одной стороны, и плохого ничего не скажешь о молодом Сталине («правильный пацан», профессиональный революционер), но и хорошего, впрочем, тоже ничего.

Живой это человек или Терминатор? Ни любви, ни страдания, ни сострадания, ни боли, ни страха. Даже когда Джугашвили проявляет какую-то человечность (отговаривает рабочего убить мастера), тут же за добрым позывом вырастает большая целесообразность. Дескать, ну убьешь, ну посадят тебя. А смысл? Или как говорил Гитлер, поддаться физическому отвращению – значит не пойти дальше погромов. Смысл? Разве оружие наше не разум? Разве наша цель – не окончательно решение вопроса?

Но, повторяю, все это – только начало. Где-то уже к середине пьесы, Булгаков, что называется, расписывается, проникается своим героем и пошло-поехало. По-началу он  преображает своего вялого «терминатора» в эдакого Хаджу Насреддина. Правда, заочно.

Великий драматург не мог вложить в уста своего героя что-то, действительно, умно-остроумное. И поэтому где-то «за кадром» Сталин учит вожака рабочих.

Вожак по-грузински, через переводчика, излагает «мысль Сталина» хозяину керосиновой фабрики: "Он, я извиняюсь, ваше превосходительство, говорит, что, когда вы на лошадях ездите, кормите их, а когда они в конюшне стоят, то ведь тоже кормите. А иначе, говорит, они околеют, и вам не на чем будет ездить. А разве, говорит, человек не достоин того, чтобы его все время кормили? Разве он хуже лошади? Это он говорит!"

Честно сказать, не очень убедительное место. Не веришь, и когда на сцену выходит будущий отец народов.

«Рота поет:
«Шел я речкой, камышом,
Видел милку нагишом!..»

Сталин. Товарищи! Нельзя бежать! Стойте тесно, стеной! Иначе солдаты навалятся,озвереют! Прикладами покалечат! Пропадет народ!

Но вот демонстрацию начинают расстреливать, и что же такое вдруг происходит с нашим соцреалистическим «биороботом»?

Сталин. Так?.. Так?.. (Разрывает на себе ворот, делает несколько шагов вперед.)
Собаки!.. Негодяи!.. (Наклоняется, поднимает камень, хочет швырнуть его, но бросает его, грозит кулаком, потом наклоняется к убитому Климову.)

В общем, приятная неожиданность.

Дальше - больше. Просидев два года в камере, Сталин успокаивает заключенную женщину, готовую на самоубийство. Убалтывает не хуже маститого психоаналитика, а когда надзиратель начинает бить женщину, этот тюремный авторитет с погонялой Коба, не выходя из камеры, умудряется поднять «кипеж», и губернатор приказывает наказать надзирателя.

И вот в какой-то момент понимаешь, что начинаешь любить профессионального революционера Иосифа Джугашвили. Именно любить, и именно – Иосифа Джугашвили. Потому что начиналась-то
пьеса уж явно с Иосифа Джугашвили, середине незаметно перетекла в отличную историческую героику. До «Коммуниста» Габриловича, правда, не дотягивает (для этого Сталина как минимум нужно было бы пристрелить), но уровень экранной революционной романтики 70-х вполне выдерживает.

Мастер Булгаков, мастер, что и говорить! Пожалуй, это единственное талантливое произведение о Сталине, талантливое, но не гениальное. Наверное, поэтому-то Сталин и не принял подарка. А может быть, не потрафило ему, что он вызывает какое-то незамысловатое чувство любви, какое и должен вызывать нормальный герой.

Ну изобразили его «столбовой дворянкой» или даже «царицей», но не владычицей же морскою! Не Отцом народов.

(Мечта сбылась в фильме «Битва за Берлин», где он – в белом кителе, с трапа самолета, как — с облака. Но это — не Булгаков!)

Да и позже, когда отгремела Великая Отечественная и ХХ съезд и косяком пошли фильмы о мудром генералиссимусе, вряд ли бы Сталин получил сатисфакцию (хотя отдельные зрительницы очень даже «западали» на солидного грузина в форме, который командовал маршалами). Но опять же, - не Булгаков. И не Володин. И не Розов. И даже не Шатров. Ну нет такого драматургического формата - тиранов воспевать.

Так что утешайтесь трапом самолета и трибуной мавзолея, попавшими в хронику. Хотя лет эдак через триста, может, и дождетесь своего «Эйзенштейна».

Ну, или Гайдая –«Иосиф Виссарионович меняет профессию».

И все-таки, если бы капризный отказ от «Батума» был единичным случаем, еще можно было бы гадать о мотивах вождя, но в паутине Сталина висело много таких "мух", как Булгаков.

Достаточно вспомнить Александра Довженко, которому о закрытии картины «Прощай, Америка!» объявили, выключив в павильоне свет и прислав телеграмму с просьбой зайти в кассу и получить окончательный расчет.

За что Сталин так издевался?

В 1936 году Керженцев отправил Сталину письмо (копия Молотову) с пасквилем на пьесу «Мольер». Там он приводит такую, например цитату из Булгакова: «Всю жизнь я ему лизал шпоры и думал только одно: не раздави... И вот все-таки
раздавил... Я, быть может, Вам мало льстил? Я, быть может, мало ползал? Ваше величество, где же Вы найдете такого другого блюдолиза, как Мольер».


Рецензии
Неприятно читать рассуждения Троянды. Сталинизм (а как говорит мой друг "сталинщина") имеет много сторонников разного окраса. Этот из тех, кто"осуждает", но признаёт сильные качества.
Мне ваш рассказ очень интересен, хотя не всегда я соглашаюсь с вашими рассуждениями относительно не столько этого монстра, сколько о Булгакове. На самом деле "вождь" хотел, чтобы его изобразили великие писатели именно гением . Горький, Алексей Толстой, Булгаков... А Булгаков при всём сложном к нему отношении гения из него не мог сделать. И вообще он "нарыл" много разных материалов... И тут мне вспомнился Фазиль Искандер - у него потрясающий образ молодого бандита Джугашвили, а затем уже "вождя" в "Сандро из Чегема".
Спасибо, после вашего рассказа хочется задуматься. Я внесла вас в список избранных.
Удач в творчестве. -

Эль Фаустова   14.12.2012 02:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.