Из стола 3

ЮРИЙ ЧУПРЯКОВ                                ИЗ СТОЛА-3               
сборник стихов                                                










































ТАГАНРОГ

2010Г.



ББК 84 ( 2РОС=РУС) 6-5
ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧУПРЯКОВ.
ИЗ СТОЛА-3. СБОРНИК СТИХОВ,37с.
КОМПЬЮТЕРНЫЙ НАБОР Ю.ЧУПРЯКОВ
ПЕЧАТАЕТСЯ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ.
ИЗДАНИЕ ЗА СЧЁТ АВТОРА. ТИРАЖ 100экз.
ЦЕНА СВОБОДНАЯ.
Сборник "Из стола-3" составлен из
стихотворений, написанных в разное
время. Ранее автором издано более
десяти сборников стихов и песен, есть
публикации в России и СНГ. Издана
одна из книг трилогии "Исповедь".

       ©  Ю.А. ЧУПРЯКОВ,2010г.















































-3-


ДОЧЕРИ ЕЛЕНЕ

Сейчас ты прячешься, как золушка,
В одежды детские пока,
Ещё украдкой только смотришься
В волшебный зеркала овал.
Но в угловатости подростковой,
Нескладной жестов простоте
Сквозит кокетство неосознанно -
Намёк к девичьей красоте.
Промчится время птицей быстрою,
На крыльях принесёт тебе
Весну звенящую, искристую -
Вступление к твоей судьбе.
В одежды юности нарядишься,
Всерьёз подружишься с мечтой,
И станешь девицей-красавицей,
Еленой-сказочной красой.
Прискачет молодец-Иванушка,
Умчит тебя в далёкий край,
Лишь фотокарточки останутся,
Да первоклассницы тетрадь...
Вот почему разлуке-времени
Мы говорим: "Не торопись!"
Ведь в нашем с дочерью общении -
Текущая к закату жизнь...


МАМЕ

Вспомни, мама, далёкое-давнее
И нелёгкое детство своё,
Обожжённое яростным пламенем
Огнедышащих, грозных времён.
Ты плети свой рассказ, словно кружево,
Вспоминая былые года,
Теребя шаль рукою натруженной,
Вспоминая, что было тогда.
Я рассказа не слышу подробностей,
Нить его не пытаюсь поймать:
Все прошедшие беды и горести
По морщинкам могу прочитать.
По глазам, обесцвеченным старостью,
По свинцовой волне седины
Прочитаю ушедшие радости,
Отгадаю забытые сны.
Но тебя не прерву опрометчиво,
Не нарушу свиданья с судьбой:
Знаю я,- мне вручаешь доверчиво
Боль души, опыт жизненный свой...


Л.П.

Навиваются мысли спиралью,
Наливается сердце тоской,
За осенней багряною далью
Мне почудился образ родной...
И взрывается в стуке колёсном
Незабвенное: "Жду и люблю".
Как бальзам в этом мире несносном
-4-


На тревожную душу мою.
Разбросаю насевшие мысли,
И в багрянце сожгу боль тоски,-
От неё избавляюсь я быстро
У ласкающей нежной руки!


Л.П.

Не обманись в своих надеждах,
Самой себя не обмани,
Будь чуткой, ласковой и нежной,
Но только сердце не вини
В излишней верности и вере,
В безудержном наплыве чувств,
Прости его, по крайней мере,
За памяти нелёгкий груз...


Л.П.

Ты мой родник, к тебе я припадаю
Губами, мыслями и памятью своей,
Из глубины счастливых давних дней
Я силы для любви и счастья набираю.
Ты мой родник, тебя оберегаю
И очищаю в мыслях, памяти своей,
Ты с каждым годом чище и сильней,
К тебе опять губами припадаю...
Ты мой родник, тебе я посвящаю
Тоску и нежность, веру и мечту,
Надежду, верность, жизни красоту,
Тебя своей любимой называю!


В ПОКЛЕВСКОЙ

Я в тех местах опять судьбу встречаю,
Где молодость любви моей цвела,
Где в даль безбрежную мечта меня звала,
Где каждый уголок подобен раю...
И верить хочется, что на сосновых ветках
Ещё хранится пыль счастливых лет,
Любви моей ещё струится свет
Вот здесь, у речки, в дымке предрассветной...


Л.П.

Последний, тлеющий огонь
Отдам, ничуть не размышляя,
Умру навек, воскресну вновь,
Сгорю, тебя благословляя!
Остаток дней, остаток сил,
Тоскливой нежности остаток,
Знай, для тебя я сохранил,
Как пчёлы - мёд последних взяток!
И, если, станется, уйти
Придётся, не отдав остатка, -
Последний вздох, последний стих
Тебе вручу я без оглядки...
-5-

Л.П.

Ты дала мне счастье, но какой ценой!
Эта мысль, как ворон, вьётся надо мной.
Это счастье с болью, словно крест Христа,
Ты - моя Изольда, я же - твой Тристан!
За крупицу только радости святой
Расплатиться должен  жизнью непростой.
Перед этой болью голос мой поник,
Ты - моя Изольда, я же твой должник...
До последней самой, гробовой черты
Буду повторять я: счастье - это ты!


ВЕСКИ

Сквозь поезда шум прорывается всплеском
Мелодия чудная, голоса мёд:
Опять соловей, несравненная Вески
К вершинам любви нас и к счастью зовёт.
И нам раствориться, растаять, как свечка,
От голоса-зова не стоит труда,
И кажется сразу, что жизнь бесконечна,
И тают, как льдины, души холода!


Л.П.

Стареет ли любовь, меня вы спросите.
Ну, что же,  выскажу я мнение своё:
Коль чувства нежные к любимой в сердце носите -
Любовь останется, не бойтесь за неё!
Я знаю по себе: старею понемногу,
Виски седеют, тянет к тишине,
И только лишь любовь, спасибо Богу,
Как молодость моя, всегда живёт во мне!


Л.П.

Узнаю голос твой из тысячи других,
Дыханье рядом отличу от многих,
Мой вечный зов с годами не утих,
Не обмелел на жизненных дорогах.
Любви мелодия, как вешняя вода,
По склонам памяти ручьём струится,
И сердце рвётся, рвётся в никуда
И бьётся, словно раненая птица...
А жизнь нанизывает годы, дни, часы
На ожерелье вечности бездушной...
Как бросить хочется порою "на весы"
Тоски глубокой груз, печали душной!
И снова жить, цветы тебе дарить,
быть безрассудным, пылким, вдохновенным,
Всю глубину любви своей раскрыть
Перед суровой мудростью вселенной!


НА КРЫЛЬЯХ ЛЮБВИ

Любовь меня несёт на крыльях,
Любовь меня ведёт вперёд,
-6-

То миражём, то звёздной былью
К вершинам сладостным зовёт.
И я спешу, ей подчиняясь,
И я лечу на встречу с ней,
На жизни зло не обижаясь
И в чудо веруя сильней!


Л.П.               

Лишь ты, лишь для тебя, лишь о тебе -
Вот лейтмотив и смысл существованья!
Ты путеводная звезда в моей судьбе,
И встреча в небесах - предел мечтанья!
Мне не испить тебя до смертного одра
И не забыть счастливой нашей встречи,
И вспоминать признаний первых вечер,
И ночь любви - в объятьях до утра!


КОГДА НАНИЗЫВАЮ

Когда нанизываю строчки
На нить бегущую стихов,
И мысль, родившись без сорочки,
Листа коснётся берегов,
Ловлю себя на том, что это
Я не однажды прочитал
В стихах известнейших поэтов,
А, может быть, с рожденья знал...


Л.П.

Любви своей не затушите
Огонь, мерцающий едва,
Вы червь сомненья изгоните,
Налёт забвенья отряхните,
Верните нежные слова.
Они придут, как дождь в апреле,
Омоют памяти пласты,
И песни вспомните, что пели
Под звон играющей капели
В руках природной красоты.
Вновь засияет ярким светом
Любви волшебный изумруд,
В стихах-страданиях воспетый,
Сияющий зимой и летом.
И слёзы счастья вас найдут!


Л.П.

Может быть, уже не возвратиться
Из поездки этой мне домой, -
Перестанет сразу сердце биться
В поезде на полке боковой...
Потому хочу с тобой прощаться
В этот раз и в каждый раз другой,
А, приехав, к жизни возвращаться,
На перроне встретившись с тобой.
И когда засветятся зарницы

-7-

Ясных глаз в ресничной бахроме,
Остаётся только раствориться,
Утонув в их светлой глубине!


Л.П.

Не уходи, не уходи, не уходи!
Не разрушай в беспечность жизни веры!
Пускай пройдут осенние дожди,
И грусть, тоску осеннюю измерю.
"Не уходи, не уходи, не уходи! -
Звучит в моём мозгу набатным звоном, -
Верь, будет много счастья впереди
Назло и вопреки земным законам!»


ПЛЯЖ

Осенний пляж - унылый уголок,
Сутулятся раздетые навесы,
Над ними - неба мрачный потолок
Дождя полоски мокрые развесил.
И по песку спешат дождинки вскачь,
За пеленою берег неприметен.
Лежит забытый кем-то детский мяч -
Напоминанье светлое о лете...
Как этот мяч, земного чувства свет
В тумане памяти мерцает сиротливо...
А на песке души оставлен след,
Печальный отзвук давних дней счастливых...


ОПЯТЬ...

Опять душа открыта счастью,
И вновь тревожно и легко,
И вновь я весь у грёз во власти,
Уйдя мечтами далеко.
И снова радужной надежды,
Надежды хмелем опьянён,
И вновь в душе моей, как прежде,
Огонь томительный зажжён!


ПОСТУПЬ ЛЮБВИ

В стуке колёс и в дыхании ветра,
В нежной фате не сошедших снегов,
В почках, весенне набухших на ветках,
Я узнаю твою поступь, любовь!
В шуме дождя и в мерцании звёздном,
В стае стремящихся вдаль облаков,
В шорохе волн, в их стенании грозном
Я узнаю твою поступь, любовь!
В крике кукушки из рощи недальней,
В запахе пьяном душистых стогов,
Или в грозе запоздалой, случайной
Я узнаю твою поступь, любовь!


-8-

В ПОЛЕ

Запах скошенного клевера
У зелёной полосы,
Запах леса, запах севера,
Елей острые носы.
Мне упасть на клевер хочется,
Слиться с бархатом травы, -
Может, прошлое воротится
Из объятий синевы...
Зазвучат слова горячие,
Зноем губ опалит враз,
В копны свежие упрячу я
Счастья миг, догнавший нас...


Л.П.

Теперь один, теперь с тоскою,
Которую не утопить в реке...
Меня не тронешь ты рукою
И не погладишь по щеке...
Любовь земная, будто дымка,
Растаяла в вечерней мгле,
И кажется ужасной ссылкой
Мой путь недолгий на земле.
И, кажется, не хватит силы
Мне эту боль перенести,
Воспоминания осталось
С собой в могилу унести...


***

Со мною делится, как с сыном,
Теплом весенняя земля,
В огне лучей необозримом
Пшеницы тянутся поля.
Я растворяюсь в этой ласке,
В поющей неба синеве,
Несусь вперёд, как будто в сказке,
На рыжем, солнечном коне!


ЛЮБВИ ОЖОГИ

В небе полоска дыма,
В сердце - покой и тишь,
Будто промчалась мимо
Платформа, где ты стоишь...
Будто потерь ожоги
Я залечил, как мог,
Жизни пройду дорогу
В ритме пустых тревог.
Будто я ждать не буду
Вечной встречи с тобой,
Будто тебя забуду,
Смятый строгой судьбой...
Всё это только "будто",
А наяву не так,
Разве скажу кому-то:
Наша любовь - пустяк?
-9-

Нет, это жаркий пламень,
Вечно в душе горит,
Как пирамидный камень,
Тайну двоих хранит.


ВО СНЕ

Я жду прихода твоего, как сказки,
Хочу в глаза взглянуть, не только ласки.
Нам вместе быть минуту - дар небесный,
Тогда смогу покинуть мир наш тесный...
Цена минуте этой - бесконечность!
Как жизнь в сравненьи с нею быстротечна!
Любимая моя! Минуты звёздной,
Поверь, дождаться никогда не поздно!


БЕЛЫЕ РОЗЫ
(посвящена "Ласковому маю")

Белые розы, белые розы -
Песня моей тоски,
Белые розы, белые розы -
Нежность твоей руки.
Белые розы, белые розы,
Что-то внутри замрёт,
Белые розы, белые розы
Снова зовут в полёт.
Белые розы, белые розы
Силы мне придают,
Белые розы, белые розы
Песней во мне живут.
Белые розы, белые розы
В серо-морозной мгле,
Что мне метель, пурга и морозы,
Если вы есть на земле!
Чем покоряет музыка эта, -
Трудно найти ответ.
Словно лучи весеннего света,
Словно любви привет!
Белые розы, белые розы,
Что-то внутри замрёт,
Белые розы, белые розы
Снова зовут в полёт...


Л.П.

Ты для меня недостижимой,
Поверь, останешься всегда,
Звездой далёкой и любимой -
Столетья, месяцы, года.
Тебе - мечты мои и грёзы,
Страстей оставшихся накал,
тебя одну над жизнью прозой
Давно воздвиг на пъедестал.
Иду к тебе - не приближаюсь,
Хочу обнять - не достаю...
Но я ничуть не обижаюсь:
Надеюсь встретиться в раю...

-10-


Л.П.

Я не хочу огонь любви моей тушить,
Пусть разгорается, сжигая все преграды!
Любимая, мы не должны друг друга позабыть,
Я не хочу тебя забыть и разлюбить!
И можно ль оборвать сердец живую нить?!
Нет, нужно этот дар бесценный сохранить
Пред бесконечной вечности громадой!


Л.П.

Стремимся мы к любимым неустанно,
Стремимся всем, что в нас ещё живёт,
И ждём, что, вот, негаданно, нежданно
Минута встречи радостной придёт.
А если встречи нам не посылает
Судьба-насмешница, ну что ж, простим её.
Кто встречи ждёт, надеется, желает,
Исполнит тот желание своё!
Любовь моя! Твоя надежда ляжет
Мне нитью путеводною во мгле,
Она дорогу к счастью мне укажет,
Пока хожу по матушке-земле!


***

Ещё любви в разгаре лето,
А расставание маячит...
Болит душа, а это значит:
Разлука притаилась где-то...
Она - в тяжёлых складках неба
И в яркокрасности рассвета,
И счастья дни, как сказки небыль,
И грустью всё вокруг одето...


***

Я вижу, - женщина расчёсывается...
Мгновение, остановись!
С тысячелетьем соотносится
Движенье, вечное, как жизнь!
Рукой неуловимо вскинула
Волос послушную волну,
Как будто небо опрокинула
В очей туманных глубину!
И, кажется, сейчас какое-то
Случится чудо наяву,
И небосвод, лучами вспоротый,
Падёт в душистую траву...
И, как свидетель робкий таинства,
Совсем, как евнух присмирев,
Я со смущением не справился:
Стою безмолвно, глух и нем...




-11-


***

Я вас, друзья, не навещу,
Снедаемый болезнями,
Ваш круг сегодня не пополню,
Не расплескаюсь песнями.
Вы соберитесь в поздний час
Весёлою компанией,
Вечерний сумрак разгоните
Свечой воспоминания.
Я знаю, - вспомните меня
Словами разудалыми,
И зазвучит удача наша
Певучими бокалами.


ПОЕЗД НА ЮГ

Мчится поезд в Адлер, Сочи,
Мчится поезд-отпускник,
Скоро волосы намочит
В Чёрном море проводник.
А хмельные пассажиры -
От весны и от вина -
В сине-светло-ярком мире
Чашу грёз испьют до дна.
И забудут про работу,
Про невыполненный план,
Отметая грусть-заботу,
Ссоры, склоки и обман.
Будут петь и веселиться,
Заводить беспечный флирт.
К лёгкой жизни поезд мчится
И везде ему - транзит!


Л.П.

Я еду на встречу со счастьем,
Я еду на встречу с тобой,
Я спорю с недоброй судьбой,
Я еду на встречу со счастьем.
И вижу в тумане рассветном
Твой нежный, волнующий взгляд,
Твой празднично-скромный наряд
Я вижу в тумане рассветном...
Мне кажется встреча реальной,
И снова душа не болит,
И вновь я на крыльях любви, -
Ведь кажется встреча реальной...


***

Жизнь кончается и, кажется,
Промелькнула, будто день,
И теперь душа отважится
Заглянуть в немую тень...
Тень, где вечности всевластие
Правит гордо звёздный бал.
Что ей радости, несчастия
-12-


В миге, что в ночи пропал?
Что ей страх момента смертного
И тоски в твоих глазах,
Миг момента безмоментного
у бессмертия в ногах?..


***
(1991г.)

Меня от Украины отделили
Правители, взошедшие на трон,
Они не только землю поделили -
К душе моей поставили кордон.
Меня Господь, спасибо, не оставил,
С границей рядом землю мне послал.
Я здесь Его трудом восславил
И Украине дань любви отдал.
Украинского говора напевы
Я слышу здесь и сердцем отхожу.
Друзья-украинцы, родные, где вы, где вы?
Из-за границы я на вас гляжу...


ЦАРЯ УБИЛИ...

Рыдала ночь, собаки выли,
Народ молчал, молчал народ.
Мы в эту ночь царя убили,
В жестокий тот, кровавый год...
Теперь покаяться, отмыться
Хотели б мы, хотели б мы,
Но покаяние продлится,
Пока живём во власти тьмы...
Пока грехи нам не отпустит -
За злобу, кровь - Всевышний Сам,
Пока с мольбой и верой-чувством
Не упадём к Его ногам...


***

Я узнаю тебя, дорога,
В объятьях солнца, мимо хат,
От губ любимой до порога,
Где стережёт меня закат.
Я вижу прелести дубравы,
Полей немеренную ширь.
Поверьте мне, не для забавы
Я вдаль от дома уходил.
Меня звала мечта в дорогу,
Моей больной души маяк.
И не судите слишком строго:
Ведь без мечты нельзя никак.


***

Утро. Тихо. В окна входит
Луч, посланник летних грёз.
Снова Бог часы заводит.
-13-


Для чего? Для новых слёз?..


Л.П.

Здесь камни, здания, деревья
Хранят незримые следы
И твоего прикосновенья,
И счастья райские плоды...
Хранит тепло твоих ладоней
Ограда в городском саду,
И окрик твой вдруг остановит,
Когда аллеями иду...


ЧАСТУШКИ (1993г.)
(на мотив песни "Парней так
много холостых...")

Вся наша жизнь - сплошной кошмар,
Печальная история.
Я не нажил себе "навар",
А капитал - тем более.
Подемократился и стих
Народ в объятьях рыночных.
Дорог так много непростых,
А мы свою не вынянчим.
И ждём, когда всеобщих благ
Пирог потолще смажется,
Мол, может быть, о чём молчим,
Само собою скажется?
Но край терпению придёт,
Народ своею волею
Взашей погонит тех, кто врёт,
Ну, а жульё - тем более!


***

Степная ширь, степное диво,
Степной немеренный простор,
Здесь даль полей необозрима,
Когда взойдёшь на косогор.
Над зеленеющим покровом
Творит весна свои дела,
В расцвете сил, в наряде новом,
Ясна, красна и весела!


***

В жизни тоже сказки случаются
(вы, наверное, с этим согласны?),
Когда двое влюблённых встречаются
По любовным велениям властным.
Эти встречи полны ожидания,
И волнений, которых немало,
Взрыва счастья-посланца свидания
И надежды, что это - начало!
И прощания тоже: в автобусах,
У дорожки у взлётной бегущей,
-14-


И страданий у вещего глобуса,
И мечты о свиданьи грядущем.
В эти сказки не верить - безумие,
Позабыть эти сказки - потеря.
Верьте, верьте в любви полнолуние,
Открывайте в прекрасное двери!


***

Укоротились дни, а ночи удлинились,
Ноябрь запрятал жизнь под сумерки-меха,
И серые дома в них мордами зарылись,
Вот, их накрыла ночь-медвежия доха...
А ей наперекор, сырую мглу ломая,
Весёлый голос песню сотворил.
То наша смена, смена молодая
В унылой тишине воспела грешный мир!


ПОЭТ

Поэт - боец, несущий людям свет.
Чуть залечив израненную душу,
Он отдаёт свой труд нелёгкий всем,
Всем, кто готов внимать ему и слушать.
Он отдаёт себя, свою мечту и боль,
Взамен он требует не платы, а участья
И рассылает трепетной душой
Дожди надежды, доброты и счастья.
Его терзать и дёргать всяк горазд,
Учить, критиковать и мучить без предела,
А он, творить начав и в сотый раз,
Забудет всё, коль лира в нём запела!


КЛЯТВА ПОЭТА

Рождённый под созвездием поэта,
Я поклоняюсь только лишь ему,
И жизни бесконечную вендетту
Ни разумом, ни сердцем не пойму!
Всего дороже лиры образ светлый,
Всего милей - поэзии черты.
Романтики бесценные приметы
Я буду воспевать до хрипоты!
Иначе можно не свихнуться разве,
От грязи липкой бытия устав?
Так пусть шабашит вечный лиры праздник,
Собравший нас на творческий конклав!


Л.П.

Источник мой, к тебе я припадаю,
Ни разу не напившись до конца!
Тебя покинув, снова обнимаю,
Во сне касаясь милого лица.
Источник мой! Не иссякай, не гасни,
Пои меня надеждой и мечтой!
И верой в то, что в жизни не напрасно
-15-


пройдёт мой путь извилистой тропой!


МУДРОСТЬ

Ещё закваска жизни бродит,
И кровь ещё бурлит слегка,
Но мудрость старости приходит -
Познаний вечная река...
И размышляешь, постигая
Смысл бытия, религий свет,
Не суетясь, не отвергая
Того, чего "на свете нет".
И понимаешь, - не напрасно
тебе в сей мир прийти дано,
И что не смог, как ни ужасно,
В дом Истины открыть окно...


ФЕВРАЛЬСКИЙ СМОГ

Февральский смог висит над городом
И на душе - февральский смог...
Я истощён любовным холодом
И жаждой вечною дорог.
Со снами зимними прощается
Душа, прильнувшая к теплу,
Мятежный дух, как в клетке, мается,
разворошив мечты золу.
Февральский смог висит над городом,
Но нет уныния во мне,
Я заражён любовным голодом
И грёзой светлой о весне!


БАЗАР В ЙОШКАР-ОЛЕ

Таких контрастов повидать
Не доводилось мне ни разу:
Вошёл в базар, - навстречу рать
Ко мне грибов шагнула сразу.
Здесь белый есть – король грибов,
Вальяжный, крепкий и упругий,
А рядом – огоньки лесов,
Лисички - рыжие подруги.
Клубком опята-старички
Сплелись, упрятавшись в корзины,
И, как засохшие стрючки,
Глядят, нахально рот разинув.
А вот маслята-барчуки
Пыхтят, желтея животами,
Вблизи мозолистой руки,
их разложившей перед нами.
Я мог бы дальше описать
Волнушек розовую нежность,
Цветную сыроежек свежесть,
Груздей молочно-белых стать.
Но дар божественных лесов
Сменяет яблочный румянец,
Шершавость нежных огурцов
И темно-синей  сливы глянец.
-16-


И аромат набухших груш,
Как юга дальнего признанье
В краю суровых зимних стуж,
В стране морозного дыханья.
Связал базар в Йошкар-Оле
И юг, и север воедино,
И стало здесь понятно мне,
Что жизнь, как мир, неразделима.


ЖИТЕЛЯМ СПИТАКА

Я видел его глаза!
Они до сих пор мне снятся…
А то, что он рассказал,
Я век не забуду, братцы!
«Была счастливой семья:
Жена, два парня, двойняшки,
Старая мама моя,
И пело сердце, звеня,
И вся душа – нараспашку.
В тот страшный, безумный день,
Когда земля задрожала,
Когда зловещая тень
Беды на город упала,
Я был в отъезде, в Москве…
И вдруг, как звоном набатным,
Взыграла чёрная весть,
В мозгу застряв многократно.
А как я туда попал?
Известно разве что Богу.
Казалось, я крепко спал,
Ступив на горя дорогу.
Сначала развалин прах
На месте, где дом родимый,
Потом безумье и страх
При виде трупа любимой…
А в школе… Нет слов и сил,
Чтоб выразить боль и муку:
Остался в живых один,
Смерть отдала на поруки…
Зачем мне жить, если нет
Их, самых близких на свете?!
Зачем в час смерти и бед
Не с ними я был, а где-то?!
Послушай, зачем мне жить?!?!
И он задрожал плечами…
Я вижу его глаза…
Мы с вами в горе, мы с вами!


ТРАГЕДИЯ В СПИТАКЕ
Слепа в своём безумии природа,
И страшен гнев её, бессмысленно жесток…
Трагедия армянского народа
Волной прошла на Запад, на Восток…
И отозвалось каждою кровинкой,
Потерей, болью в каждом из сердец,
По всем погибшим горькою слезинкой,
Будь то семья, ребёнок, мать, отец…
Беда прошлась, как злая непогода
-17-


Над ясной далью сёл и городов,
Проверив мужество армянского народа
И прочность дружбы, взвешенной добром.
И эта жуть бессмысленных увечий,
Смертей нелепых всем дала понять,
Как тесен он, союз наш человечий,
Насколько легче сообща страдать.


***

Огонь вечерний очага – семейная любовь…
Он согревает вновь и вновь.
Я прислонить к нему готов
Ладонь души своей…


МЕТЕЛЬ

Метель метёт, метель шумит,
Метель играет сказку,
Как будто хочет занести
Мою любовь и ласку.
Запрятать глубже дальних шахт,
Забвением укутать,
Слабее сделать во сто крат,
Сомнением опутать.
Гуляй, метель, играй, метель,
Искрись хрустальной пылью,
Дуй в стоголосую свирель,
Мешая сказку с былью!
Но брови белые не хмурь
И не пугай морозом, -
Тебе не хватит снежных бурь
Убить любви мимозу!


ПРИБОЙ

Прибой, прибой, ты мне напоминаешь
Приливы чувств, не гаснущих года.
Прибой, прибой, ты силы мне вливаешь,
Как и тогда, ты слышишь, как тогда…
Когда я молод был и жизни отдавался,
Не выбирал дорог и не искал свою,
Когда весь мир во мне, как эхо, отзывался…
Теперь, прибой, тебя благодарю!


ПУШКИНУ

Даже страшно начинать, поверьте,
Песню о поэте всех времён…
Но я всё-таки начну – со смерти,
Мужеством безмерным покорён.
Боль безумная от подлого удара,
Сердце жжёт, и хочется кричать…
Только мужество, природное начало,
Помогло ему себя сдержать.
Мужество… Оно вело по жизни,
Рядом шло, сплетаясь со стихом
-18-


И с любовью к матери-Отчизне,
С ней житьём в дыхании одном…
Не убила ссылки не уютность
Гения отточенную мысль:
Лира, опыт размышлений грустных
В песнях поэтических слились.
Крылья размахнул поэт-мыслитель,
Ощутив истории предел,
Стала заточения обитель
Взлётом для его бессмертных дел.
Пусть прервали силы зла до срока
Пушкинского гения полёт, -
Свет его поэзии высокой
В памяти народной не умрёт!


Л.П.

Разверзлось небо преисподней,
И дьявол громом затрубил,
И бес пытает адской болью
За то, что я тебя забыл.
Леса взмахнули гривой тёмной,
И ураган безумно взвыл,
Рукой грозит утёс огромный
За то, что я тебя забыл.
И море, вал рождая грозный,
В лицо мне яростно рычит:
«Забыл?! Забыл?!», и плачет слёзно
И в злобе бьётся о гранит…


***

Мученья все, волненья все,
Тревоги все, печали
Прошли, как сон, ушли, как дым,
Как нереальность дали…
Остался свет, остался жар,
Любви осталась сила.
Всё то, с чего я начинал,
Что будет, есть и было!


ЦВЕТОМУЗЫКА

Цветомузыка – не познанная тайна,
Цветомузыка, рождённая дизайном,
Цветочувство – отражение страстей,
Цветотанец, - пляшет множество людей.
Есть в ней всё: от первобытного инстинкта,
Не предсказанных движений лабиринта
До прогресса чувства, музыки, ума.
Цветомузыка, ты сводишь всех с ума!


Л.П.

Я пьянею от близости женщины,
За чертою блаженства парю
И, с безумной мечтою обвенчанный,
-19-


Нетерпеньем и страстью горю!
Открывается далью бездонною
И любви, и надежды страна,
И горячею ночью бессонною
Ты судьбой мне на радость дана!


***

Ещё душа моя открыта
Порывам бурным и страстям,
Весна любви не позабыта
И снится, снится по ночам.
Ещё стремлюсь душой усталой
К далёким счастья берегам,
Ещё брожу тропинкой талой
Весь день без отдыха ногам.
Но, нет, не та уже походка,
А в теле – груз преклонных лет,
И плыть осталось в жизни-лодке
Недолго, гаснет слабый свет…


УКРАИНА

Украина, Украина, разноцветные сады!
Проплывающие мимо, плачут ивы у воды.
Белоснежных хат улыбка на экране синевы
И пленительна, и зыбка,
Как признание в любви!
Раскрывает Украина мне объятий жарких круг
В ярком зареве калины,
Полыхающем вокруг!


УЧИТЕЛЬНИЦА

Её сегодня провожали
В последний путь ученики…
Вконец озябшие, держали
В руках бумажные венки.
И – лица, полные печали,
И – неподдельной скорби тень…
Они учительницу знали,
Встречали в школе каждый день.
Она вела у них уроки,
Уроки жизни и добра,
Учила их, но вышли сроки,
И ей на пенсию пора.
Одна старела понемногу,
Забыта шумной ребятнёй…
И, вот, последнюю дорогу
Прошла и принята землёй…
Стоят ребята у могилы,
Глаза и плечи опустив,
Несётся грустный и унылый,
Щемящий траурный мотив…
И каждый думает: «Как мог я
Ни разу в гости не прийти?»
И произносят все безмолвно:
«За равнодушие прости…»
-20-


Она давно уже простила
Всех вас, и малых, и больших,
Кого учила и любила,
Всех вас, бесценных, дорогих…


О ЖИЗНИ НЕ ЖАЛЕЙТЕ

Друзья, о жизни не жалейте, -
Она сгорает, как свеча.
Вы смысл её познать успейте,
Пока кровь в жилах горяча.
Пока вы чувствуете остро
Чужую радость и печаль,
Пока любви волшебный остров
Пьёт жизни-океана даль.
Нет, вы о жизни не жалейте,
Ей не кончаться никогда.
Нектар её волшебный пейте,
Мешая с вечностью года!


***

Пробуждается от спячки
В марте месяце любовь.
Взгляд её совсем незрячий
После долгих летних снов.
И сама она вальяжна,
Лень не сбросила пока,
Но уже течёт отважно
Чувства бурная река.
Жертв-счастливчиков немало
Ей дано заполонить,
Им судьба наколдовала:
Грезить, мучиться, любить!


ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ

Нежная, печальная, цветная!
Жар багрянца, трепетность листвы
Подари мне, осень золотая,
Увяданья прелесть подари!
Всю палитру, многоцветье краски,
Небывалый красочный букет!
Согревай же, осень, поздней лаской,
Как тепло любви в закате лет!


ТАШКЕНТ

Огни Ташкента, города Востока,
Навстречу мчатся звёздами в окне.
Мне, гостю, здесь совсем не одиноко,
Я привыкаю к стороне далёкой,
К неповторимой, знойной вышине.
Шашлык румяный с шампуров снимаю,
Пью чай зелёный рядом в чайхане,
И шуму южной улицы внимаю,
Ритм современной жизни постигаю
-21-


В Ташкенте, зачарованной стране!
И пусть язык узбекский непонятен, -
Я изъясняюсь жестами души,
И каждый жест, беззвучен пусть, но внятен,
Его ничто не может заглушить!


ПЛАВКА

Рты раззявили мартены, пышут жаром тяжело,
Варят сталь вторую смену неисправностям назло.
И глотают торопливо мульды, полные шихты,
И спешит к ним суетливо кран в объятьях высоты.
Шум и грохот несусветный! Бьётся пламя в «сто свечей»,
Стерегут момент заветный сталевары у печей.
Вот, динамик оглашает пробы быстрой результат:
Сталеварам разрешают сталь к разливке выпускать.
Крановщица молодая кран подводит не дыша…
Полилась струя живая в горло жадное ковша!
Раскалённого металла свет на лицах, как заря.
Закурили сталевары. Что ж, работали не зря!


Л.П.

Я так спешу на поезд скорый,
Как будто потерять боюсь
Последний шанс на то, что снова
Через неделю возвращусь.
Ах, это вечное стремленье
Бежать вперёд, в тугой рассвет,
Оставив жаркое мгновенье,
Быть может, на десятки лет.
А, может, вечности не хватит
Его вернуть, его спасти?
А поезд дальше, дальше катит.
А мне покоя не найти…


ПРОЩАЯСЬ С СЕНТЯБРЁМ

Осенняя зелень в предчувствии стужи
Окрасилась жёлтым огнём,
И жадно пьют дождь потемневшие лужи,
Прощаясь на год с сентябрём.
Мы тоже, томимые грустью разлуки,
С природою вместе вздохнём
И осени мрачность возьмём на поруки,
Прощаясь на год с сентябрём.
И верим, что ветры промчатся, стихая,
В просторе, расшитом дождём,
И сердце оттает, зимы ожидая,
Прощаясь на год с сентябрём…


ПОЕЗД В ЧЕБОКСАРЫ

Тары-бары, растабары, разговоры за чайком.
Чудо поезд в Чебоксары пробирается ползком.
Наливаем, выпиваем лесом пахнущий чаёк,
Разморившись, выдыхаем пар в вагонный потолок.
-22-


Чай попили, всё поели, развалились по местам.
За окном густые ели низко кланяются нам.
И зовут в лесную стужу, где волшебным хрусталём -
Лёд блестит в замёрзших лужах и улыбка елей в нём.


***

Разгул гудящего базара
В себя вбираю, наконец!
Я – гость желанный в Чебоксарах,
Жую солёный огурец.
И наслаждаюсь многогласным,
Весёлым говором людским,
И понимаю, - не напрасно
Сюда бежал я от тоски.
С капустным запахом ядрёным
И ароматом яблок здесь
Вбираю силы воспалённой
Душой, и расслабляюсь весь.


***

Чистое, чистое, чистое небо,
Ясная, ясная, ясная даль,
Быль долгой жизни, мгновения небыль,
Радость, мученье, восторги, печаль!
Облако, облако, облако в небе,
Это – преддверье грядущей грозы.
Губы дрожат, и рука каменеет,
Это – начало прощальной слезы…
Небо темнеет, темнеет, темнеет
И неожиданно – ливень рекой.
Горькой разлуки венки пламенеют,
Все пропитались речною водой…


Л.П.

Поезд, постой, не спеши убегать,
Дай мне любимую только обнять.
Поезд, постой, ты пойми, - уезжать,
Мне как частицу  души оставлять.
Поезд, родной, я прошу, не спеши,
Соли не сыпь мне на рану души!
Поезд, постой! Не хочу, не хочу!
Чтобы остаться, я всем заплачу.
Поезд, молю, хоть минуту побудь,
Радость моя, ты встречать не забудь!
Верь, что, огромное чувство тая,
Поездом этим вернусь к тебе я!
Поезд, постой, не гони, не гони,
Милая, руку скорей протяни,
Сердца влюблённого пульс улови,
В светлые дали с собой позови.
Я же прошу, не гони, не гони,
Поезд, молю, ты назад поверни.
Ну, а иначе на полном ходу
В тёмную пропасть дверей упаду,
Еле живой, я отправлюсь назад,
-23-


Там меня ждёт всепрощающий взгляд.
Там – моя жизнь, к ней бы только дойти…
Там – и конец, и начало пути…


Л.П.

Уже все песни нами спеты,
И солнце нежности заходит,
И лето, пламенное лето
В багрянце осени уходит.
Его природа провожает
Прозрачно-мудрой синью неба,
И сладкой грустью обжигает
Любовной летней сказки небыль.
Но всё вернётся к нам весною,
Когда симфонию надежды
Ручьи с проснувшейся душою
Сыграют нам с тобой, как прежде!


***

Сидит девчонка в электричке,
Худа, бледна, одни глаза
Из-за очков, как две синички,
Сама – тростиночка-лоза.
Дитя прогресса и культуры,
Науки, века скоростей,
Не обросла мускулатурой,
Румянца не досталось ей.
Но вырастет и замуж выйдет,
К своим делам добавив враз:
Любимой быть и нянчить сына,
Обед варить, стирать палас…
И всё успеет непременно,
Любви огромной не тая.
Душой взлетит, окрепнет телом
В среде, зовущейся «семь-я».


В СТЕПИ

Лень июньская над степью улеглась,
Ароматы трав её вдыхая,
И чарует ярко-золотая
Солнца тайна, с высоты струясь.
Небо лихо пялит, как-нибудь,
Облаков бесформенные шапки,
Уходящих в гордом беспорядке
В свой неведомый, как вечность, путь.
Изнывает, греется земля,
Разомлев в объятьях солнца жарких,
И в лучах, томительных и ярких,
Спит река, прохладу затая.


ОБРАЩЕНИЕ К НЕБУ

Высь небесная, высь бескрайная,
Высь чудесная, беспечальная!
-24-


Ширь безбрежная, ширь приятная,
Беспредельная, необъятная!
Даль лазурная, бирюзовая,
Синь безумная, вечно новая!
Горизонта нить, с небом слитая,
Облаков гряда многоликая!
Для мечты простор, вдохновения,
Сила вечности, глубь мгновения!
Увлеки меня, ширь бездонная,
В голубую даль, солнца полную!
На руках лучей ослепительных
Унеси скорей в мир пленительный!
Я тебя напьюсь, синь глубокая,
Над землёй взовьюсь гордым соколом!
Совершить смогу небывалое,
Принесу звезду бледно-алую!
Принесу её, чтоб её тепло
Над планетою сотни лет текло!
Чтобы жизни свет не погас вовек,
Чтобы жил всегда человек!


***

Человечеству в ночи светит электричество,
Бесконечного числа лампочек величество.
Сразу видится земля не такой затерянной
И не вёрстами, теплом всех сердец измеренной.
Вечный двигатель, любовь, вертит жизни мельницу,
Нам даруя жизни смысл – сущую безделицу!
Пусть же свет любви всегда светит человечеству -
К близким, сердцу дорогим, к милому Отечеству!


ЛИСТ ОСЕННИЙ

Осенний лист, осенний лист
Уныло падает на землю.
Осенний лист, осенний лист,
Твоей мольбе о жизни внемлю.
Мелькнул, как золотом расплата…
Подумаешь, что за утрата!
Ещё один с ветвей сорвался,
Жемчужной болью отозвался
В душе моей, печали полной,
В тиши осенней, вязкой, томной.
Так я когда-нибудь исчезну,
Как этот жёлтый, старый лист,
И растворяясь во вселенной,
Молить я буду: «Жизнь, продлись!»


ДУША

Тобой любуюсь с умиленьем,
Золу от счастья вороша,
Чудная птица с опереньем,
Моя крылатая душа!
Каких высот не достигала,
В какие дали не звала!
Теперь ты перья растеряла,
-25-


В снега укутавшись, легла…


ЛУЧ

Ты пронизываешь остро мякоть пышнотелых туч,
Ты, природы Калиостро, беспокойный солнца луч!
Чудеса творить способен, грань фантазии презрев,
Быстрой молнии подобен, на вершины гор взлетел.
Засветился тёплым оком в застывающей душе,
Растревожил ненароком в ней заснувшее уже…
Заиграл в кристалле льдины, мимоходом, невзначай
Осветил старух седины, леса сумрачного край.
Неуёмный, животворный, жизни вечный проводник.
Ты, как Дон Жуан нескромный, вдруг к щеке моей приник!


И СНОВА МАЙ!

Весна! Украшены ветви почками,
Чаруют птицы песнями вешними,
Под покрывалом неба безоблачным
Мелькают дети, деревья, женщины.
И всё из зелени, света соткано,
Иду я, словно местами райскими,
Встречаюсь взглядом с глазами-окнами,
Живу минутами яркими, майскими!


***

Май сумасшедший, май шальной!
Границ доступного не знает,
Восторгом мысли все мешает,
И полон чувств ручей живой!
Куда ушёл души покой,
Куда девалась осторожность?
Реальной мнится невозможность,
Возможным мнится взлёт любой!
Одним желанием горим:
Беспечной майскою порою
Свой разговор ведёт с весною
Одно желание – любви!


АКТЁРУ

Актёр – призвание! Ты призван
Народной армией искусств,
И пусть давно народом признан
И заслужил награды пусть.
Огонь души неугасимый,
Как прежде, людям отдавай,
Играй несчастных и счастливых,
Как будто жизнь живёшь, играй!
Ведь ты актёр, пока мечтою,
Отвагой, честностью зажечь
Огня хватает молодого,
Пока способен ты увлечь
Людей на трудную дорогу
Борьбы, страданий и побед,
-26-


Любви, признаний, тяжких бед,
Дерзаний, дел, угодных Богу!


ДЕД - ПОЭТ

Я – начинающий поэт,
Душою молод и беспечен,
Пускай по должности я – дед,
Зато мой стих мечтой расцвечен!
Зато я верую в добро,
Любви приветствую побеги
И чту «адамово ребро» -
Источник нежности и неги.


***

Этот дружеский, полушутливый
Поцелуй наш робкий за столом
При подружках, стайкою болтливой
Обсуждающих ЧП очередной.
Шутка шуткой, но в глазах раскрытых,
Показалось мне, мелькнул огонь,
Показалось, напряглась струной ты,
Нежною, податливой струной…
И теперь, нет-нет, да вспоминаю
Вечеринки шумной ералаш,
Губы-маки, пахнущие маем,
Поцелуй полушутливый наш.


***

Пей влагу жизни каждый миг,
Минуту каждую и час,
Пари в просторах голубых,
Взлетай на бытия Парнас!
Ты всемогущ, пока живёшь,
Пока зелёный океан
И жемчуг зорь глазами пьёшь.
Пока хрустальная слеза
Росы целуется с листвой,
Пока любимые глаза
Целуешь ты в тиши ночной!


НЕ ВЕРЮ

Нет, я не верю, что свеча сгорает,
Что жизнь, как воск её, стекла уже,
Что время, как источник, иссякает
На этом предпоследнем рубеже…
Не может быть, что эти звёзды, небо,
Багрянец осени и хлопоты весны
Исчезнут и уйдут в забвенье-небыль,
Как пыль, упав вселенной на весы…


В ЖУТКОМ МИРЕ

-27-


В этом мире страшном,  в этом мире жутком
Дайте хоть минутку отдыха душе!
Дайте мне надежду, дайте мне опору,
А иначе впору волком серым выть.
Неужели больше не взорваться смехом,
Не найти утехи в радостях земных?
Разве не достоин нежности и счастья,
Сладкого покоя в страшном мире я?!


ГИМН ЖИЗНИ

Разве можно не любить всё это:
Землю, зелень, небо, облака?
Всё, что есть сейчас и будет после
Жить, цвести и радовать века?
Разве можно жить, не понимая –
Ты частица прелести земной,
А безбрежность нежноголубая -
Крыша над твоею головой!
Разве можно не найти утехи
В рощице, у леса, у реки
И во взглядах, брошенных украдкой,
В трепетном пожатии руки?
Разве можно все красоты мира
Отделить от слов «люблю тебя»,
Слов, которым пламенная лира
Столько места в жизни отвела?
И пускай тернист наш путь по жизни -
Слёзы, горе с грустью пополам,-
Счастья побывать на этом свете
Я за миллионы не отдам!


***
Камешек по камешку слово к слову сложено,
Гранями касается мыслей беспорядочных,
И приходит чистое, светлое мгновение,
И находит облаком грусть неповторимая,
Радость неуёмная, мудрость беспредельная.
Все заботы-тяготы отступают, прячутся
За мечтой поющею, сказочными далями,
Сердцу открываются тайны мироздания…
Вот, оно, прозрение: слогом поэтическим
Проникает исподволь, зажигает пламенем.


***

Вытолкну себя, как из бутылки пробку,
Отряхну уюта сладостный дурман
И помчусь, в который раз, в командировку,
Поездной у касс встречая караван.
Завалюсь в вагоне на вторую полку,
Пыль забот оседлой жизни отмету.
Я стрелой лечу, спешу в командировку,
В гулкую, как рельс, дороги суету!


К ПОТОМКУ

-28-


Человек приходит в этот мир…
Маленький беспомощный комочек.
Первым криком маму покорил
Утром, днём, или глубокой ночью.
Размахнула жизнь своё крыло
Перед несмышлёнышем орущим,
Что ж, тебе, потомок, повезло,
Попадаешь в дел крутую гущу!
На планете солнечной земля
Ждут тебя заманчивые дали,
Песни мая, вьюги января,
Радости земные и печали.
Ты пройдёшь по жизненной тропе,
Узнавая, радуясь, тоскуя…
В этом мире  испытать успей
Муки чувств и сладость поцелуя.
Только я прошу, не заблудись
В дебрях зла, наживы и обмана,
Правды, чести, верности держись
В полосе житейского тумана!


***

Море бурное в апреле,
Всё в барашках бурунов,
Видно, морю надоели
Перепевы зимних снов.
И оно волной играет,
Разливаясь на песке,
Камни жадно обнимает
В нерастраченной тоске.
Смотрит, в море отражаясь,
Ясноглазая весна,
Непокоем заражает,
Будит землю ото сна.


ОКТЯБРЬ

Октябрь желтеющий, октябрь, на краски
Щедрый,
Ковёр из листьев на ладонь земли
Бросает красочной гирляндой разноцветной,
Ветвей осиротевших листья шевелит.
И холод утренний – зимы напоминанье,
И грусти ком не тающий в груди,
И нереальное, как сон, воспоминанье
О летних днях, застрявших позади…
С высот небесных взглядом затуманенным
Взирает осень с затаённою тоской
И, как слезой невольною печальною,
Всё увлажняет дождиком-рекой.
И сиротливые, как нити, птичьи стаи
Спешат на юг, к далёким берегам…
И тают медленно в расплывчатом тумане,
Чтобы весной опять вернуться к нам.
Но всё же иногда заблещет день погожий,
Туман рассеется, и синий небосвод
Сияет радостно, с весенней далью схожий,
И солнца диск торжественно несёт.
-29-


И грусть щемящая слабеет понемногу
И растворяется в объятьях синевы,
Мечте крылатой уступив дорогу
О днях желанных будущей весны.


***

Майским взглядом синеглазым
Смотрит в душу мне весна,
На «пирог» земли намазан
Бархат зелени, листва.
Дышит всё весенним  ветром,
Дышит свежестью земли,
В поднебесье сине-светлом
Бродят тучи-корабли.
Необъятностью природы
Наполняюсь до краёв…
Жизнь! Тебе пою я оду,
Вью венок из нежных слов!


ИВЫ

Осень разбросалась позолотою
По посадкам, рощицам, лесам,
И деревья с прелестью дремотною
Красоту багрянца дарят нам.
Только ивы не спешат состариться,
Окунуться в грусти желтоцвет,
Соки жизни в них всё так же варятся,
Несмотря на перепевы лет.
Им ещё, как девочкам, невеститься,
Опуская косы до земли,
И пора любви как раз уместится
В срок, что им для счастья отвели.


***

Октябрь. Вокзал. Ковёр из листьев
Платформу ласково укрыл,
Рябин сгорающие кисти
Осенний дождь с утра умыл.
И, как напутствие в дорогу,
Печальных ивушек поклон.
А там, вдали – подвластный Богу -
Пьянящий далью небосклон.


***

Бродит жизненное тесто
На под-солнечных дрожжах,
В хоровод весна-невеста
Входит в новых сапогах.
И разбрасывает щедро
Поднебесные дары -
Солнце, зелень, синь рассвета -
В посвежевшие дворы.

-30-


ДАЛЬНЯЯ ДОРОГА

Отметаются печали жизни жёсткой, строгой
Уходящею за дали быстрою дорогой.
Забываются невзгоды серости убогой,
И сменяет дни и годы ритм мечты-дороги!
И душа несётся с песней,
Как в объятья Бога!
Взлёт мелодии чудесной – дальняя дорога!


И СНОВА ОСЕНЬ

Осень, пора увядания,
Жду я тебя и боюсь…
Кажется в жаре свидания
Весь я в тебе растворюсь.
Словно не лето растаяло
В золоте медном твоём, -
Жизни толкучка оставила
Нас ненадолго вдвоём…
Но успокоишь дыханием
Зябкого ветра с полей,
Нежностью, грустью-признанием
В верности вечной своей.
И примирюсь с окончанием
Лета и жизни шальной,
Только лишь муку прощания
Выдам слезинкой одной…


КОСТЁР

Есть что-то в пламени костра
От страсти, пламенной и жаркой…
Палитра красная пестра
В огне, изменчивом и ярком.
В нём – ужас жертвы роковой
В руках языческого бога,
Тепла, спасенья дух живой
Перед дорогой, у порога.
В нём – необъятна и страшна -
Беда военного пожара,
В нём (после стопочки вина) -
Покой желанного привала.


***

Я весеннему морю доверяю все тайны,
Между счастьем и горем, после
Встречи случайной.
После зимних ненастий, после стужи
Душевной,
Перед завтрашним счастьем
Перед болью мгновенной.
Я весеннему морю благодарен за ласки,
За шуршание волн, за не стёртые краски,
За покоя безбрежность в горизонте
Недальнем,
За глубинную нежность моря  дали
-31-


Бескрайней!


***

Ещё зима с февральской дрёмой
Не распрощалась, не смогла,
С морозом утренним ядрёным
В постель холодную легла.
Но пробуждения приметы
Уже живут в её чертах:
Снегов растаявших береты
Видны в синеющих снегах.


ПОЕЗД РОССИИ (1993г.)

Опять по России наш поезд несётся
В вечернюю даль,
Но мне нездоровится, мне не поётся,
На сердце печаль.
Печаль и тревога встречаются вместе
В дорожном плену,
И сердце моё их, конечно, не вместит
В поездку одну…
Они не вмещаются даже в большую,
Тревожную жизнь,
Они заполняют Россию больную,
Её рубежи…
Они заполняют и мысли, и чувства,
Поля и леса,
А в сердце тоскливо, тоскливо и пусто,
И бед – полоса…

КАЧЕЛИ

Качели мечтаний, качели страданий,
Взлетаете вверх, вниз несётесь, как сани,
То дарите мне вседоступность надежды,
То впору примерить печали одежды…
Качают, качают нас жизни качели,
Очнёшься, а грёзы весны улетели…
И осень упряталась в сумраке елей.
Качайтесь, качели, качайтесь, качели…


***

Ещё одна осень в окошко стучится
И шепчет печали слова…
Так жизнь, год за годом стрелою
Промчится,
И только надежда жива.
Жива, пока чувствую запахи моря,
Травы раздушистой степной,
Пока в лабиринте страданий и горя
Мелькает любви не покой!


РОМАНТИКА ЛЮБВИ

-32-


Романтика любви… Твой животворный дух
Всё очищает в жизни сей презренной,
И страсти низкой жар, и зависти недуг,
И боль земных утрат, земных утрат
Безмерных…
Как вечная мечта, играешь ты во мне
Весенним майским ветром непутёвым,
Сжигаешь все грехи на жертвенном огне
И наполняешь жизнь желаньем свежим,
Новым!


Л.П.

Мне мелодия напомнила
Зори дней, мечтой наполненных
И надеждою исполненной,
Светлых дней.
Время, - смешано со сказкою, -
Переполненное ласкою
И расцвеченное красками
Мест лесных…
Для меня оно - спасение
И в несчастьях утешение,
Это – время возвращения
В юность-даль…


***

Мы – заложники высоты
В птице, склёпанной из металла.
Рядом – изморозь пустоты
Хлопья белые разметала.
И земля далека от нас,
Ощутимей космоса дали,
И безоблачный солнца глаз
Мы воочию увидали.
Мы – осколки планет и звёзд,
Мы – частицы природы тленной…
Видно, лайнер меня завёз
На одну из окраин вселенной…


***

Моя февральская мечта
Трезвонит майские рулады,
И снега яркая фата
Ей не становится преградой.
Перемахнув зимы заслон,
Она несётся неоглядно,
Как ясный луч, как вешний сон,
Звонка, заливиста, нарядна!


*** 

Не поётся мне сегодня, не мечтается,
Затянула серых будней круговерть,
И мечта в темнице грусти бьётся-мается,
-33-


Не спешит за горизонты улететь.
Только знаю: мир ещё взыграет красками,
Разольёт во мне крылатые слова,
Опьянею под палящей солнца ласкою
И в мечтах увижу счастья острова…


***

Женщина – это частица вселенной,
Это – галактик сплетение, звёзд,
Луч, озаряющий в пропасти тленной
И – от мгновения к вечности мост.


ДОЖДИНКА

Дрожит, играя, капелька-дождинка,
Слезой осенней виснет на листе.
Бежит, петляет мокрая тропинка
В накидке жёлтой, в белой бересте.
Отдай мне, капля, хоть частицу света
Лучей, в тебе сошедшихся, отдай!
Её ждёт та, тоскующая где-то,
Которой снится не пришедший май!


Л.П.

Я беру с собой в дорогу дальнюю
Сказанное ласково «прощай»
И тоску о доме изначальную,
Расставанья горькую печаль.
Увожу не деньги и не вещи я,
Нежность чувств душевных увожу,
Твёрдую надежду на свидание
В чемодан дорожный положу.



***

Каменные дебри Москвы.
Светлячками окна вспыхивают,
Убаюканные объятием тьмы,
Заводы сизым дымком попыхивают.
Крадётся месяц в дебрях домов,
Простора ищет, - нет простора,
И трётся он у каменных лбов,
А на него, взъярившись,
Лает собачья свора…


И ВСЁ-ТАКИ ОСЕНЬ…

И всё-таки, осень – любимое время,
И всё-таки, осень – раздумий венец,
Когда прорастает разбухшее семя,
Которое высеял жизни Творец!
И, даже покрывшись налётами грусти,
Душа устремляется в даль-синеву,
-34-


И в золоте листьев рождается чувство,
Что вижу во сне всё, а не наяву.
И, кажется, прячет в багряном уборе
Какие-то тайны осенний пейзаж…
Лежит, отражаясь у неба во взоре,
Дразнящий всецветьем любви ералаш.


ВЕЧЕР

Уже почти неразличимы
Дома, деревья, дальний лес,
И, как распятие, над ними
Ещё сереет свод небес.
В чернильный цвет слегка раскрашен
И освещён из глубины,
Он нависает серой чашей
Над нежной бледностью луны.
И этот полумрак над мраком
Весь полон тайной красоты,
Как свет неяркий Зодиака,
Текущий вечно с высоты…


***

Что такое любовь? Наслаждение?
Праздник светлый и чувств, и души?
Или жаркий огонь наваждения,
Зажигающий звёзды в тиши?
Или песня, зовущая к празднику,
Или мука безумных сердец?
Иль расплата за краткие радости?
Или жизни терновый венец?..


ТУМАН

В туман укутаны, как в шубу,
Деревья в лесополосе,
И осень ссохшиеся губы,
Томясь, подставила росе.
В молочно-белом переходе
Пробился электрички свет,
Уныло тягостной природе
От мира шумного привет.
Туман зажмурился в испуге,
Метнулся бесом в темноту
И, разорвавшись от натуги,
Оставил в сердце пустоту…


***

Отшумели весенние грозы,
Отзвенели напевы любви,
И беспечные, светлые грёзы
Уплывают, как в даль корабли.



-35-

***

Мне наигрывает солнышко
Увертюру из лучей,
И, поблескивая донышком,
Вторит ксилофон – ручей.


***

Я вас мысленно раздеваю,
Приникаю губами к груди…
Я вас мысленно обнимаю
И шепчу: «Миг блаженства, приди!»
Но расплывчаты и неясны
Очертания нежных форм,
И слова обольщенья безгласны,
А у шеи – расплаты топор…


***

Волна, волна, волна морская,
Кто зарядил твой вечный бег?
Куда, вздыхая и взлетая,
Берёшь от времени разбег?


ОБЛАКА

Облака, облака, неба вечные странники,
Облака, облака…
Мы – начала конца, жизни быстрой закланники,
Ну, а вы – на века, на века, на века…
Облака, облака, непорочные, чистые,
Облака, облака…
Мы ж погрязли в грехах, даже в мыслях немыслимых,
А мечта – далека, далека, далека…
Вы возьмите меня в путешествие дальнее,
Облака, облака…
И близки станут мне те края беспечальные,
А земля – далека, далека, далека…


***

Весь этот цвет, все эти краски
Умрут со мной, мой мир умрёт…
Необъяснимый и прекрасный,
Зовущий каждый миг вперёд…


ТАЛИЯ

Ваша талия осиная, в профиль – выпуклости
форм
и осанка лебединая, и зовущих глаз простор
обещают наслаждение, обещают рай земной,
и душевное горение, и тревожный не покой…
Дорогую цену просите вы за прелести свои!
Но куда же вы уносите бёдер пышных корабли?

-36-


***

Я умоляю – музыку душе!
Я умоляю – музыки, как хлеба!
Промчался миг, - я голоден уже,
И жажда мучит, жажда взлёта в небо!
Лишь музыки волшебное крыло
Взнесёт меня к высотам беспредельным, -
Лечу я вновь, и мне тогда дано
Распоряжаться счастьем безраздельно!


***

Что остаётся после нас?
Дела, богатство, дети, внуки?
Любви испорченный компас,
Тупая боль  былой разлуки?
А, может, горькая мечта
О бесконечности живого?
Что остаётся после нас? -
Желание начать всё снова…


ОПОРА

Ну, что за день у нас сегодня выдался!
Как будто бес дорогу перешёл!
Как будто не даёт работать идол сам,
Удачу из-под наших рук увёл.
Опора двадцать первая артачится,
Капризничает, мать её возьми!
Она на схеме угловою значится,
Должна надёжней быть опор других.
А мы её четвёртый раз баюкаем,
Тросами плотно с трёх сторон зажав
И третий раз о землю глухо ухаем,
Растяжкой на весу не удержав.
На тракторах моторы задыхаются,
Пылают жаром, дышат тяжело,
Трос каждой жилкой тонкой напрягается,
Чтобы опору вбок не увело.
Прораб колдует, жестами командует,
Где нужно, крепким словом подкрепив,
Как дирижёр командой музыкальною,
Рождающей немыслимый мотив.
И мы, бригада дружная монтажников,
Мы, клавиши под ловкою рукой,
Выводим музыку значительную, важную,
Играя тросом-звонкою струной.
Ещё чуть-чуть… И, вот, уже на анкерах
Опора – ноги «связаны» - торчит.
Шумит прораб: «Ребята, быстро – завтракать!
Сегодня день нелёгкий предстоит!»


Л.П.

Благословляю те места,
Где обитает совершенство,
Где только счастье и блаженство –
-37-


Для всех заветная мечта!
Пусть будут пухом облака
В её сияющей постели,
Пусть песня нежная капели
К ней долетит издалека.
Я о душе её молюсь.
Давно из тела улетевшей,
И верю – встречи там дождусь,
В местах других, душой запевшей!


Л.П.

Когда тоскливой жизни ритмы
Мне исполнять уже пора,
Я повторяю, как молитву,
Любви и нежности слова…
И память тенью воспалённой
Проходит по твоим следам -
В Тагиле, снегом занесённом,
В уральских сёлах, городах…
По тем местам, где мы бродили
Средь сосен стройных и берёз,
Где сыроежки находили,
Откуда я тебя увёз…
Мне эту память не ослабят
Ни жизни груз,
Ни тяжесть лет,
Мне эту не заглушат память
Ни суета, ни горечь бед…


НАЕДИНЕ С МОРЕМ

Слава отдыху, благодарение тишине!
Сегодня, море, я с тобою наедине!
Рассвет встречаю, провожаю закат,
Каждой травинке и каждому лучику рад.
Твои просторы, необозримая гладь
Помогают природу лучше, себя понять.
Родиться заново, сбросив тяжесть веков,
Освободиться мысленно от жизни оков.
Я – песчинка, море, в глубинах тёмных твоих,
Я – травинка малая в кущах береговых!
Связь времён оборвана, людей на планете нет,
Не человек – простейшее, встречаю рассвет,
Сливаюсь клеткой единственной с каплей морской,
С аккордом звуков таинственных и вселенской тоской.
Не мыслю, лишь чувствую прелести мира сего…
Не могу, не мудрствуя, простить себе одного:
Как можно было, погрязнув в жизненной суетне,
Не побывать с тобою море, наедине!


Рецензии