Глава 3 Внешняя антифилософия

    Кроме стихийного принижения философии в обыденном сознании существует продуманная антифилософия, которая проявляется и в злословии, и в злодеянии.
    Эта антифилософия многообразна. Она выступает с позиции реальной жизни и здравого смысла, с позиций религии и государства, Временами она выступает с позиции науки, особенно естествознания, медицины (психиатрии).
   Антифилософия  с позиции здравого смысла:
   Калликл: философия - «это, конечно, дело приятное, когда кто умеренно знакомится с нею в юности, но она гибельна для людей, предающихся ей более надлежащего, ибо кто, даже и при отличных способностях, философствует далее юношеского возраста, тот по необходимости бывает неопытен во всём, в чём должен иметь опытность, если хочет быть человеком прекрасным, добрым и славным... Хорошо заняться и философиею, сколько это нужно для образования, и мальчику пофилософствовать не мешает, но кто уже состарился, а всё философствует, тот делает себя ... предметом, достойным смеха. Подобные философы возбуждают во мне такое же чувство, какое болтуны и шуты... Видя философию в ранней юности,  я восхищаюсь; ... Тогда она кажется благовременною - и человека философствующего в этом возрасте почитают как-то развязным, а не  философствующего - неразвязным и неготовым к хорошему и благородному делу. Напротив, когда вижу, что философствовать не перестаёт и старик, тогда думаю, Сократ, что он стоит телесного наказания»  (Платон. Горгий 484 с - 485 д).
    Так злословие кончается угрозой злодеяния.  И в жизни  Сократа это «телесное наказание» обернулось его казнью.
    Мефистофель: «кто философствует, тот выбрал путь плохой, как скот голодный, что в степи сухой кружит себе, злым духом обойденный, а вкруг цветёт роскошный луг зелёный» (Гёте. Фауст. Т.1. Петроград, 1914. С.58).
    Антифилософия с позиции религии:
    В индийских  «Законах Ману» сказано, что «тот дважды рожденный, который, опираясь на логику, презирает их (то есть Веды – авт.), должен быть изгнан как безбожник».
    Иисус Христос. Нагорная проповедь:      «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное» («Евангелие от Матфея» 5, 3). «Нищие духом» - это, заведомо, не философы.
    Позднее апостол Павел (в отличие от виртуального Христа личность реальная), резко негативно высказался обо всей античной, древнегреческо-римской, древнезападной мудрости, уличая ее в том, что она так и не познала истинного Бога.
Хотя “Еллины ищут мудрости”, однако их “мир своею мудростью не познал Бога и премудрости Божией”. Для нехристей с их мирской мудростью учение о “распятом Христе” — “безумие”, но на самом деле безумие — их мирская мудрость (“мудрость мира сего есть безумие перед Богом”). И сия мудрость вместе с разумом должна быть принесена в жертву вере в Христа. Павел попирает мирскую мудрость религиозной мудростью («Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрое», “погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну”). Более того, даже “не мудрое Божие премудрее человеков”, а сие “немудрое есть и “немудрое мира”, — и оно наилучшее свое выражение находит в “юродстве”, в том числе и в «юродстве проповеди”  (Первое послание к коринфянам святого апостола Павла, 1: 18-27. Библия. Минск, 1992. С. 204).
    Отсюда «юродство проповеди» более угодно Богу, чем лекция философа (См. Первое послание к коринфянам, 1:21//Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. 1991. С. 204).  Он же: «смотрите, братие, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым  обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу » («Послание к колоссянам»  2,8).
   Философы изничтожались жрецами вкупе со светскими властями.
   «Подвергнуть пытке», «подвергнуть строгой пытке», «подвергнуть двойной пытке», «передать в руки светских палачей». Кого? Великого Джордано Бруно.
   Прусский король Фридрих-Вильгельм II осудил сочинение Канта «Религия в пределах только разума» (1793), в котором Иммануил Кант истолковал религию рационалистически в духе деизма и модернизма, (разойдясь с протестантскими лютеранско-пиетистскими правоверами), в указе от 1794 года, где было сказано: «...наша высочайшая особа уже давно усматривает с величайшим неудовольствием, как вы злоупотребляете своей философией для искажения и унижения некоторых главных и основных учений св. Писания и христианской веры» (цит. по: Куно Фишер. Иммануил Кант и его учение. Часть первая. Спб., 1901. С.95).
   Антифилософия с позиции  светской государственной власти.
   «Величие, прямоту и независимость с малых лет у них отняло рабство, принудившее их к коварству, угрозами и страхом отравившее нежные еще души; и кто не сумел вооружиться сознанием истины и права, те не могли перенести всего этого, но, обратившись вскоре ко лжи и взаимным обидам, совершенно согнулись и сломились, и теперь, превратившись из детей во взрослых людей, они, совсем не имея разума, почитают себя искусными и мудрыми”. (Платон. Теэтет. 173 ав //Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 29).
    7 февраля 1752 года – указ французского короля Людовика 15 о сожжении только что вышедших первых двух томов французской «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Издатель Дени Дидро. Другой Дени - парижский судья Дени Паскье по этому поводу заметил: «Достаточно уже жгли философских книг - пора жечь философов». Однако к 1780 году вышло 35 томов.
    Наполеон.  «Бонапарт с ужасом относился к самому невинному слову - идеология, потому что оно означает умозрительные теории. Во всяком случае, странно было с его стороны бояться только тех, кого он называл идеологами, в то время, когда вся Европа была вооружена против него». А «особенное негодование вызывали у Наполеона общие идеи политического характера, он не находил слов заклеймить «тёмную метафизику», «идеальные вымыслы экономистов», и один намёк на философскую или экономическую теорию приводил его в страшный гнев». «Пишущий человек не способен ни на какое дело и не пригоден ни на какой административный пост, - таково было глубокое убеждение Наполеона...» (цитируется по «Мир Божий». 1896. Март. №3. С.223, 235).
«…Наполеон даже не скрывал инстинктивного отвращения к идеологам, повторяя часто, что «метафизика была для него пугалом» (Артур Леви. Личная жизнь Наполеона М., 1912. С.  281).
    Император Николай I, питая отвращение к отвлечённому знанию, хвастался тем, что скоро  вгонит всех философов в чахотку.    Философия  была  исключена из учебных планов университетов.  «В 1830 г. просьба университета к Министерству просвещения  о возобновлении курса философии не была удовлетворена» (Ректоры… С. 53). Затем преподавание этого предмета, сведенного к логике, возложено было на  духовных лиц, профессоров богословия. Император в разговоре с Назимовым, попечителем Московского учебного округа, спросил его: «Случалось ли тебе когда-нибудь читать философские сочинения?» «Нет, ваше величество, не случалось», - ответил изумленный чиновник, который вообще чтение каких бы то ни было книг не считал полезным и приятным занятием. «Ну, а я прочитал их все и убедился, что всё это только заблуждение ума». (Владимир Димов. С. 143).


Рецензии