Рать крайнего резерва русичей

Много разговоров, много фильмов, много книг, где центровой темой является проблема смены поколений на тех или иных должностях различных учреждений или организаций. Обычно стержень происходящего при этом конфликта состоит в том, что многоопытные, умудрённые жизнью ветераны вынуждены оставлять службу, уступая место молодым кадрам, менее опытным и рефлексивно предпочитающим немедленные действия, как правило, либо вовсе не продуманные, либо продуманные исключительно на поверхностном уровне, в противовес выверенным шагам на основе всестороннего анализа ситуации, что характерно для кадров старшего поколения. Казалось бы, дело от такой неравноценной смены кадров неминуемо должно пострадать, но не всё так просто, не на всё можно найти ответы при легковесной логике плоскостного рассмотрения данного вопроса.

Естественно, молодёжь выступает при подобных коллизиях всегда на стороне молодой кадровой смены, рассматривая старые кадры как ретроградов, безусловно мешающих прогрессу. Ну а старшее поколение, конечно же, переживает за профессионально грамотных людей, вынужденных по возрасту сходить с арены активной деятельности. И где же в таком случае искать истину?

Истина же по рассматриваемому вопросу заключается в том, что грамотная ротация кадров – закономерный процесс, призванный придать новый импульс развитию той сферы деятельности, которая входит в компетенцию некоего сменяемого  должностного лица. Правы молодые, претендующие на рабочие места, связанные с оперативностью или функциями чрезвычайной ответственности в отношении филигранной точности исполнения определённых технологических процедур, что требует высокого уровня  концентрации внимания в течение продолжительного периода времени, и не правы люди старшего поколения, упрямо пересиживающие на таких рабочих местах. Жизнь вместе с современными технологиями производства работ стремительно меняется. За всеми подобными изменениями лучше поспевают молодые – им и карты в руки, когда речь идёт о повышении быстроты, точности и полноты выполнения оперативных заданий.

Ветераны же, которым необходимо было ещё со времени своей молодости серьёзно относиться к своему пусть тогда и далёкому будущему, разумно  осмысливая  подобные ситуации, свидетелями или участниками которых им выпадало быть на их трудовом пути, к моменту наступления следующего периода своего участия в жизни общества уже должны были бы по-умному  относиться к неизбежности своего ухода с оперативной работы на должности, связанные, в основном, с оценкой, аналитикой, надзором, инструктажем, контролем и т.д. Другими словами, для них не должен был стать психической катастрофой факт того, что в дальнейшем им предстоит тратить собственную энергию и применять свои профессиональные навыки на осуществление деятельности стратегического характера, а не на борьбу с молодыми, которые в силу своего возраста стремятся занять тактическую нишу, ибо до стратегических задач ещё попросту не доросли, прежде всего, по причине  отсутствия жизненного опыта. Самообманом же в вопросе возрастных возможностей человека  ветеранам вредно заниматься и для интересов дела, и для своего здоровья.  Всё равно более молодые работники в новом времени и при новых требованиях к результатам оперативной работы будут выполнять её лучше ветеранов, которые, наверняка, тоже были хороши для такой работы в своё время, которое безвозвратно ушло в измерение прошлого.

Ну а кто из ветеранов не готов уступить место молодой смене, хорошо обученной на теоретическом уровне, который молодым работникам  необходимо срочно подкреплять практикой реальных дел, заранее не подготовив себя к такому естественному ходу событий, равно как не определив направление своей дальнейшей перспективы, тот рано или поздно вынужден будет вообще отойти от дел, хотя его знания и опыт ещё могли бы сослужить добрую службу людям.

Отлаженная схема эстафеты поколений эффективно действовала ещё совсем недавно, когда и ветераны были в почёте, и молодым везде была открыта дорога, когда никто не сомневался в том, что молодёжь прекрасно подготовлена к профессиональным обязанностям, соответствующих  возрастному уровню молодых специалистов. Однако в последние два десятилетия многое изменилось, много чего стало не просто настораживать, а даже неимоверно возмущать. И такие треволнения относятся, прежде всего, к разрыву цепи кадровой преемственности, вдруг образовавшемуся и ускоренно расширяющемуся, что грозит печальными последствиями и ветеранам, и молодым людям…

Многочисленные сюжеты, с утра до вечера прокручиваемые по различным телевизионным каналам, проникнуты стержневой идеей раздувания пусть даже и мнимых достижений молодых россиян в каком-либо направлении деятельности. Как правило, это касается сферы торговли и услуг: что-то они строят или ремонтируют, что-то придумывают, чем-то управляют, кого-то в чём-то побеждают, чем-то богатеют, что-то приобретают… И создается такое впечатление, что вся молодёжь – это сплошь и рядом молодцы-удальцы, которым хоть сейчас спокойно можно доверить бразды управления хоть серьёзным научно-промышленным комплексом, хоть крупным экономико-финансовым учреждением, а то – и самим государством. Сплошная идиллия в духе советской власти, мол, и кухарка может управлять государством! Да и в самом деле, от таких сюжетов начинают роиться мысли о том, что всё не так плохо в современной России, что все апокалиптические страхи девяностых годов были напрасными, что подросла надёжная смена быстро сходящему на покой старшему поколению россиян.

Но вот ведь какая незадача – при ближайшем рассмотрении все эти широко разрекламированные достижения молодых носят настолько маломасштабный характер, что, по сути, являются частностями без какой-либо включённости в некий общий процесс. И когда эта особенность практически всех сюжетов о молодых становится очевидной, приходит понимание, что современная молодёжь образована культивируемой сегодня в России системой обучения  и воспитания таким образом, что молодые люди в принципе не способны к синтезу частностей в нечто целое. Максимум, что им оставлено образовательной системой – это некая примитивная аналитика, которая без последующего синтеза закономерно превращается в инструмент всеобщего разрушения существующего в настоящий момент мира Земли, включая и все достижения многотысячелетнего потока развития планетарного человеческого сообщества.

Можно возразить, что так не может быть, поскольку один из основополагающих канонов Вселенной гласит, что есть время разбрасывания камней, а есть время для их собирания, то есть сам по себе анализ без синтеза ущербен. Да, по идее всё так и есть в действительности, но реально эти неразрывные две стороны единого процесса познания жизни в чрезмерно дезориентированном по идеологическим соображениям человеческом обществе разноликими политиканами ради своих низменных целей разделены между разными общественными группами: анализ отдан на уровень черни, а синтезом аналитических выкладок людей из низов общества занимается элита.

Именно на консервацию такого искусственного разделения по двум неравновесным, в естественных условиях – неделимым, частям познавательной деятельности людей ныне нацелена почти завершившаяся многолетняя реформа российского образования. Сегодня в закрытых элитарных учебных заведениях обучают методологии синтеза частных фактов, относящихся к самым различным сферам жизни, а в общедоступных учебных учреждениях простолюдинов натаскивают на оперирование частностями, соединение которых в некое целостное явление для них является неподъёмной задачей, поскольку они принципиально не способны  на сущностном уровне воспринимать частности как части чего-то более общего.  Поэтому-то часто можно наблюдать ситуацию, когда талантливые простолюдины блестяще анализируют любую ситуацию, но выводов от них трудно добиться, поскольку выводы вытекают из понимания того общего, которому принадлежит так грамотно проанализированное частное. Для этих людей подобное  понимание недостижимо, что является следствием психической заблокированности их способностей к обобщению результатов аналитической работы.

Вот в таком каверзном подходе, собственно говоря, как раз и состоит доминантный паллиатив идеологии государственного строительства современных мировых властителей. Ведь, отобрав у широких народных масс способность к обобщению на первый взгляд, казалось бы, разрозненных фактов, можно без особого сопротивления основной массы населения установить в какой-либо стране режим абсолютной власти определённого элитарного круга людей, поскольку, манипулируя своими согражданами через те или иные наборы якобы случайно происходящих событий или якобы разрозненных законодательных актов, в реальность политической жизни той или иной страны проводятся любые идеи, вплоть до самоликвидации государств.

Именно с этой новой государственной идеологией в отношении власти, как исключительной вотчины узкого круга элиты, куда не имеет права попадать никто из черни, пусть даже это и будет супергениальный человек, связано крушение советской системы образования, впитавшей в себя самые лучшие традиции и концепции ещё времён Российской империи. В советской образовательной системе был заложен принцип гармонии анализа и синтеза, то есть ещё со школьной скамьи советских людей обучали видеть за любым частным общее, и, наоборот, – умению за общим явлением разглядеть частный случай.

В советское время такая система образования была необходима для формирования новой элиты государства рабочих и крестьян из наиболее талантливых простолюдинов, поскольку старая элита подверглась физическому истреблению, да и в рядах ещё молодой  советской элиты часто проводились кардинальные чистки, что требовало постоянного пополнения её состава из представителей черни. Теперь таких массовых изуверских чисток более не происходит. Это означает, что к настоящему времени элита полностью сформирована. В связи с этим отпала надобность в пополнении современной российской элиты чернью. Кроме того, у элиты ныне появилась возможность самодостаточного самовоспроизводства самой себя в количестве, требуемом существующими обстоятельствами. Поэтому-то и изменена система образования, которая нынче ориентирована, с одной стороны, на развитие самых различных способностей у элитных детей, а с другой – на привитие строго определённых государством специализированных навыков (образовательные стандарты) детям черни при планово предусмотренной их общей недоразвитости. Как говорится, каждому – своё.

А ещё не до конца вымерших, хотя и находящихся уже в пожилом возрасте   советских людей, которые в своё время получили гармоничное образование, нынешняя неокапиталистическая власть блокирует по всем направлениям их теоретически возможной деятельности. Они, как минимум, неудобны власть имущим, поскольку способны понимать, анализируя и синтезируя факты и события, происходящее в стране. Ну а те из них, кто умудряется каким-то образом формально зафиксировать выстроенные из разрозненных фактов тенденции общественного развития, могут стать и опасными для власть предержащих. Поэтому-то остатки старшего поколения россиян, суть, образованные советские люди, в основной своей массе  повсеместно пребывают в глубоком общественном забвении на задворках современной России.

И всё же именно наиболее достойные люди старшего поколения России сегодня вошли в состав рати крайнего резерва Руси Ведической, заступив на места тех ратников, которые уже ушли с физического плана современной эпохи преддверия апокалипсиса.


12.05.2010



Сергей БОРОДИН


Рецензии