Глава 6 Философия как слово

    Сперва рассмотрим слово «философия».
   Древнегреческое слово женского рода filosofIa – аббревиатура. Аббревиатура – слово, образованное из начальных    звуков слов (вуз), названий  их начальных согласных букв (ЧК, НКВД, МВД, КГБ, ФСБ), иное получается при наличии среди согласных букв гласных (ОМОН), из начальных частей словосочетания (райком)) или из начальной части слова и целого слова (политбюро). Слово «философия» относится к последнему типу аббревиатуры. Слово «философия» было образовано из начальной части слова     filIa  (f.) - дружба, привязанность, любовь и целого слова sofIa – мудрость при соединительной гласной «о микрон».
    Слово filosofIa, обозначающее новый вид умственной деятельности, и слово  filOsofos n. обозначающее лицо, занятое этим новым видом умственной деятельности, были в Древней Греции VI в. до н. э. неологизмами. Их изобретение древняя традиция приписывает Пифагору (VI-V вв. до н. э.). Дотоле особо умных людей было принято назы¬вать просто мудрецами, софOсами ( sofOs m. — мудрец, sofOi - муд¬рецы), причем иногда даже официально.
    Известно («Перечень архонтов» Деметрия Фалерского), что в Афинах при архонте Дамасии – 582/581 гг. (архонт – правитель, вождь, в Афинах архонт – высшее должностное лицо, избиравшееся на год, там их было девять, при этом именем первого из них обозначался год) семеро греков из разных городов получили именование мудрецов. Таковыми были Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Хилон, Биант, Питтак. Были  и другие, “неофициальные”, мудрецы: Анахарсис Скифский, Мисон Хенейский, Ферекид Сиросский, Эпименид Критский и даже афинский тиран Писистрат - преемник Солона.
   В своем, хронологически первом из известных нам, списке “семи мудрецов” Платон, называя в качестве мудрецов Фалеса из Милета, Питтака из Митилены, Бианта из Приены, Солона из Афин, Клеобула из Линда, Хилона из Спарты, заменяет Периандра Мисоном из Хены из-за своей ненависти к тирании (Периандр был тираном в Коринфе).
Однако приблизительно через полвека после архонтства Дамасии вышеназванный Пифагор упрекнет “семерых мудрецов” за то, что они приняли  несоразмерный человеку титул, ибо из людей “никто не мудр”, никто из нас “по слабости своей природы” не м¬ожет достичь мудрости, так что нам, людям, остается одно лишь влечение к ней. Поэтому, говорит древнегреческий историк Диодор Сицилийский, “Пифагор называл свое учение любомудрием (filosofIa), а не мудростью”. Также и Гераклид Понтийский  утверждает, что именно Пифагор впервые стал называть философию философией, а себя - философом. “Мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек». А «философ (“любомудр”) - это просто тот, что испытывает влечение к мудрости”. Но, возразим мы, чтобы иметь влечение к чему-либо, надо это нечто знать.
   Хотя слова «философия» и «философ» = неологизмы Пифагора, в сохранившихся текстах слово «философ» впервые встречается у Гераклита:  «много должны знать мужи-философы». Эти слова Гераклита приводит ранний христианский теолог Климент Александрийский в своем сочинении «Строматы» («Узоры». V, 141). Между Гераклитом и Климентом Александрийским шесть-семь веков. Вместе с тем сохранились и другие слова Гераклита: «Многознание уму не научает». Эти слова Гераклита мы находим и у Диогена Лаэртского, (IХ, 1) и у Цицерона. Как примирить эти два противоположные по смыслу высказывания? Так как слово «философ» придумал Пифагор, то первое время философами называли только пифагорейцев. И Гераклит говорит именно о пифагорейцах, и говорит иронически.  Сказав, что многознание уму не научает, Гераклит продолжает: «Иначе оно научило бы  Гесиода и Пифагора».  Мудрость не в многознании. Мудрость состоит в том, чтобы понять, что всё едино.
    В самом широком смысле измененное слово «философия» встречается затем у Геродота (1, 30). Лидийский царь Крёз говорит Солону, что вот ты, Солон, посетил многие земли как из любопытства, так и в «поисках мудрости» – filosofeon. А  видел ли ты, Солон, счастливого человека?  На этот царский вопрос  Солон осторожно ответил, что, пока  человек жив,  опрометчиво считать его счастливым: ведь неизвестно, как закончится его жизнь. Крёз был легендарно  богат, а потому наивно думал, что  он и есть этот счастливый человек. Но пришли персы,  разгромили его государство Лидию, а его самого сожгли заживо.
 
    Продолжая мысль Пифагора, что мудр только Бог, человек же способен лишь любить мудрость и стремиться к ней (никогда ее не достигая), да и то это стремление неведомо самодовольному ограниченному невежде, или невеже, а таких  невеж среди нас большинство, Платон также учил, что мудр только Бог, что только Бог владеет мудростью (не значит ли это, что Бог, имея мудрость, к ней не стремится, и, не стремясь к ней, не любит ее?). Платон изобразил подлинного, как ему казалось, философа в созданном им самим образе  Эрота. Это не красивое игривое дитя с луком и любоносными стрелами, не Амур или Купидон. Эрот Платона безобразен. Он случайный ребенок богини бедности Пении и бога богатства Пороса. Будучи  сыном таких неравных родителей, Эрот наделен противоречивыми качествами: он “всегда беден и, вопреки распространенному мнению, совсем не красив и не нежен, а груб, неопрятен, необут и бездомен” и, с другой стороны, “он по-отцовски (Порос — сын Метиды — богини мудрости, так что Мудрость – бабушка Эрота — авт.) тянется к прекрасному.” (Пир 212, а также Федр 278, Лизис 218).
Филиа. Древнегреческое слово женского рода филИа f. отличается по своему значению от  древнегреческого слова  мужского рода Эрос (Eros m.) более широким спектром значений: оно обозначает не только  сексуальную половую (секс – лат. пол)  любовь, но и иные виды любви (например, любовь к труду, трудолюбие), а также дружбу, привязанность и вообще положительную направленность на что-либо, тогда как эрос — в основном любовная страсть с её беспределом, отчего возможны эроманИа (erwmanIa) - безумная, безрассудная любовь и эротомАния –
болезненная повышенная половая возбудимость, психическое расстройство на эротической почве, тогда как виды филии редко поднимаются до  такого беспредела, хотя среди нас существуют как типы людей и трудяга (прост.) - трудоголик, и меломан (устар.) – страстный любитель пения и музыки..   
   Усечённая филия (фил- и фило-) дала начало сотням слов-аббревиатур.  Среди них  слов филомусИа (filomousIa) — любовь к музам, т. е. любовь к олицетворяемым музами искусствам и наукам; филомАтхейа (filomAtxeia) — любовь к знанию, любознательность; филотехнИа (filotehnIa) — любовь к ремеслам, филантропИа (filantropIa) - человеколюбие,  филантропия, филопонИа (filoponIa) - трудолюбие, филогеоргИа (filogewrgIa) — любовь к земледелию... Впрочем филиа может быть и любовью к нехорошему: наряду с филалэтхЭс (filalethEs) — любящий истину, правдивый, искренний есть и филопсеудЭс (filopseudEs) — любящий ложь, лживый. В гнезде слов вокруг филИа есть и эротические по своему значению слова: филЭтор (filEtwr) — возлюбленный, фИлтрон (fIltron) — приворотное зелье. 
    ФиладельфИя и филОполи. В трагедии Софокла “Антигона” столкнулись такие две филии, как братолюбие, филадельфИа (filadelfIa) и любовь к родному городу, филОполи (filOpoli), к родине, филопатрИа (filopatrIa).   Антигона сознательно вступает в трагический конфликт с новым правителем своего родного города Фивы (в Беотии), со своим дя¬дей по матери Креонтом. Отчаянная Антигона и робкая Исмена, Этеокл и Полиник — злосчастные дети Эдипа и его матери Иокасты, вступивших в брак без знания о своем столь близком родстве. Когда это раскрылось, то Иокаста повесилась, а Эдип себя ослепил и бежал, сопровождаемый Антигоной, из Фив, царем которых он был после того, как в дорожном происше¬ствии сгоряча убил своего отца Лая, не зная, что это его отец, осво¬бодил Фивы от сфинкса, разгадав его загадку, и, был как спаситель города посажен благодарными фиванцами  на опустевший трон. Кроме того его женили  на вдове тогда ещё неизвестно кем убитого фиванского царя. Оставшись одни, сыновья Эдипа унаследовали власть. Братья договорились, что будут править Фивами поочередно, но когда вышел срок, Этеокл отказался уступить власть Полинику, что вызвало братоубийственную войну.  Оба брата погибли в единоборстве, а Креонт запретил хоронить преступника Полиника, приведшего к родному городу вражескую армию. Но как это ни странно, Креонта осудили и фиванский народ, и боги, особенно после того, как Антигона погибла. Креонт — патриот. Антигона братолюбива (чем отличается от шекспировской Джульеты). У Креонта и у Антигоны своя правда. Обычно говорят, что здесь столкнулись родовое общество и новое государство, религиозные верования (душа не может уйти в Аид, пока тело не похоронено) и государственное право. Но этого мало: здесь, на наш взгляд, столкнулись право и милосердие. Но и этого мало. Нам кажется, что Софокл, сам того не сознавая, затронул вопрос о неотчуждаемых правах человека, который, кто бы он ни был, имеет безоговорочное право на человеческое погребение в соответствии с обычаями своего народа. Креонт превысил  свои права!
    София. В “Древнегреческо-русском словаре” за словом “sofIa” покорно идут слова:
софИдзомай (sofIdzomai) - приобретать знания, становиться искусным; выдумывать, изобретать, сочинять; размышлять, рассуждать; мудрствовать, мудрить; хитрить, обманывать;
софИдзо (sofIdzw) - учить, наставлять;            софИсма (sofIsma) - мастерство, уме¬ние, искусство; уловка, затея, выдумка, прием; хитрая уловка, ложное умозаключение, софизм;
софистЭс (sofistЕs) – сведущий человек, знаток; мастер, художник; создатель, изобретатель; софист, платный учитель философии и риторики;
софОн (sofOn) - мудрость, знание, мудрствование; дельное замечание или действие;
софОноос (sofOnoos)- мудрый;
coфос (существ.  sofos) - мудрец;
софос (прилаг. sofOs) — опытный, дельный, искусный, уме¬лый; благоразумный, рассудительный, сообразительный; понятливый, умный; мудрый, мудрствующий).
 софургос (sofourgOs — мудро; тонко, хитро).
Подлинной мудрости противопоставляется софистика (sofistikE) — софистика, лжефилософия, а подлинному, серьезному, стремящемуся к истине мудрецу - продажный софист, стремящийся вопреки истине к грязной победе над противником, особенно в органах правосудия.
А каковы значения слова sofIа? Их много:        мастерство, искусство; сметливость, изворотливость, ловкость; разумность, рассудительность, житейская мудрость, практический ум; ученость, просвещенность, знание; наука, (высшая) мудрость, философское знание, философия.    
    «Философия» в  латинском языке. Латинская культура и философия – подражательны. Римские философы писали как на латинском, так и на древнегреческом языке – языке римской духовной элиты. Римский император-философ Марк Аврелий записывал свои мудрые мысли
 по-древнегречески. Видимо, он и мыслил (внутренняя речь) по-древнегречески.   
    Цицерон и Сенека писали на латинском языке. Именно они начали вырабатывать латинскую философскую терминологию, аналогичную древнегреческой.
    Но латинскую кальку со слова «filosofIa» они не создали.   Сделаем это мы.
Я люблю:  filEw   -  Amo. 
Любовь :  filIa – Amor.
Мудрость: sofIa  - sapiEntia.
Amo + sapientia = аmosapientia.  АмосапиЕнциа. Красиво! Но такого слова не было. Знатоки говорят, что латинский язык не знал такого словообразования.
   Поэтому термин «философия» перешел в  латинский язык в своем первобытном виде:
philosophia f. Кроме того рhilosophus m. –мужчина-философ; рhilosopha f. -    женщина-философ; рhilosophor, atus, sum ari  = философствовать; рhilosophicus  - философский,  рhilosophe - по-философски;  рhilophaster    -  лжефилософ.
   Индия.  В Древней Индии существовали на живом тогда ещё санскрите (санскрит – «обработанный», литературный, элитарный язык, в  отличие от пракрита – народного вульгарного языка) два слова для того, что можно считать философией. Это анвикшаки и даршана.
      Анвикшаки.
Гнездо слов:
Anvi – идти следом, следовать;
Anvita – следующий, одаренный или снабженной чем-либо;
Anvis – искать, стремиться к чему-либо;
Anviks – смотреть вслед, иметь в виду; разыскивать, исследовать;
Anvesa  m.  - поиски, исследование, изучение;
Санскритский же термин «анвикшаки» переводят словом «философия».
Даршана. Однако самое распространенное самоназвание древнеиндийской философии – слово среднего рода  «даршана» (darcana n.) – видение, зрение; осмотр, обозрение чего-либо;
свидание, посещение; предвидение чего-либо; явление, появление; восприятие, познавание; проникновение, по¬знание; узнавание; мнение; намерение, стремление; видимость; внешний вид, наружность; присутствие; случай, событие; проявле¬ние, признак; глаз;
учение, система.
 Слово «даршана», как и анвикшаки, переводят словом «философия».
    Но всё же значение этих санскритских  слов ближе к древнегреческому «эпистеме» (epistEme f.). Епистеме  – теоретическое знание вообще, наука.
    Китай.  Приблизительно такая же картина и в Китае. Чжи как глагол -  знать, понимать.   Чжи как существительное – мудрость. Сюэ – учиться, наука. Сянь - мудрый, добродетельный. Шэньжэнь – совершенномудрый. Китайцы не грешили скромностью. В отличие от Пифагора-Платона, они считали, что человек может быть не только мудрым, но и совершенномудрым. Чжи как мудрость – знание вообще.
    Получается, что и в Индии, и в Китае философия не была терминологически выделена из знания вообще, не была  «крещена».
И чжи, и даршана соответcтвовали скорее древнегреческому эпистеме (epistEme) – знание,  чем такому слову как философиа (filosofIa).


Рецензии