Рецензия на Затмение

«This Is War»
Thirty seconds to Mars, «Escape»

«-По-моему, вам пора освежиться.
 -Сеня, ты слышал? Пора освежиться»
к/ф «Бриллиантовая рука»

«А может, от****ить всех черных, и выгнать их, а?»
к/ф «Россия 88»

Википедия пишет:
«Са?га (др.-исл. saga) — понятие, обобщающее литературные произведения,
записанные в Исландии в XIII—XIV веках на древнеисландском языке, и
повествующие об истории и жизни скандинавских народов в период, в
основном с 930 по 1030 годы, так называемый, «Век Саг».
? В метафорическом смысле (а иногда и иронически) сагой называют также
литературные произведения других стилей и эпох (в том числе и
современные) или вообще жизненные истории, имеющие нечто общее с
древнеисландскими сагами: обычно это некоторая эпичность стиля или
содержания и/или отношение к семейным историям нескольких
поколений. Некоторые авторы включают слово «сага» в название своих
произведений.
Название saga вероятно происходит от исландского глагола segja — говорить, и
обозначает как устное повествование, так и оформленное в письменном виде.
Первоначально у исландцев термин «сага» применялся по отношению к
любому прозаическому повествованию, однако в настоящее время он
объединяет совокупность литературных памятников, записанных в указанное
время»

Итак, говоря проще и короче, «сага» - это когда происходят события,
связанные со скандинавскими народами, события происходят порой в течение
нескольких поколений, и рассказывается «повествующим».

А теперь попробуйте накинуть это покрывало на серию книг «Сумерки»,
и внимательно поищите эту мааааленькую кочку на поверхности, которой
вообще не должно быть, ибо ни «сага» ни «эпичность» не имеют к этой, прости
господи, серии книг никакого отношения.

Желание автора придать своей книге максимально большой вес и
значимость нормальны, да я и сам такой (мерзко хихикаю, как заправский
стереотипный злодей из фильма низшего класса). Для этого применяются
всевозможные приемы, самый простой из которых – название погромче. На
втором месте, уступая первому считанные миллиметры, стоит объем. Это
клише, но абсолютно верное – за большую, толстую книгу, а лучше за серию
таковых, издатели заплатят больше. За тонкую брошюрку с унылым названием,
пускай и революционным или злободневным наполнением, скорее всего, не
заплатят ничего.

Именно по сей причине в книгах того же Белянина, к примеру,
количество «побочных квестов», которые никак не влияют на сюжет, и лишь
предлагают еще немного приключений героев между сюжетными миссиями,
огромно. Надоедает после первой же его книги. Да, без этих сторонних
приключений книга была бы тоньше, но зато в ней было бы минимум лишнего,
отвлекающего от сюжета. А учитывая тот факт, что герои Белянина никак не
растут и не раскрываются, просто плывут по течению и сносят все плотины на
пути, читал одну его книгу – считай что читал все.

Вот еще обидно, что после него все авторы юморного фентези стали
писать так же: героя переносят из нашего мира в сказочный, или наоборот, на
худой конец «Баба-Яга встречается с Терминатором и они начинают по фене
ботать» (журнал «Мир фантастики»). И конец действительно худой.

«Не в том смысле, что у вас конец худой, может он у вас ого-го какой
толстый! Тем больше причин сохранить его для девчонки» (Александр
Глаголев)

И еще обидно: один выскочка написал что-то неоригинальное, но это что-
то вдруг вырывается в люди и начинается повальное увлечение этим жанром.
Масса авторов начинает писать в новом (КАЗАЛОСЬ БЫ новом, ибо все уже
давным-давно придумано) стиле, а издатели достают с полок стародавние
предложения, и о Коле Бесфамильном узнает весь мир спустя лет двадцать
после того, как он отправил свои писульки издателям. Это называется
«критическая масса», когда еще одна капля переполняет сосуд, и все течет
наружу, потому что сосуд лопнул. И впереди всех, на белом коне с золотыми
шпорами, та самая капля.

А ведь среди нового потока «мейнстрима» есть действительно хорошие
авторы с хорошими книгами, но их смывает масса бессмысленного и тупого
чтива, которое по разнообразию едва-едва превышает наполнение пакета
килограмма кокаина, которым, в конечном итоге, и оказывается новый
мейнстрим. Люди подсаживаются на новую иглу, не замечая, что раз за разом
получают одно и то же, разве что меняется производитель дозы.

Стефани Майер из таковых производителей.

«Затмение»

Она не была первопроходцем сопливых книг про «полюбила я вампира,
они и я - мы два дебила», но она оказалась той самой каплей, и все со звуком
воды, спускаемой в унитаз, полилось на нас. Нескончаемым потоком на нас
полились книги этой тематики, от новых авторов и тех, кто был задолго до
Майер, но которым, по каким-то причинам, не так повезло с успехом у
менструирующих девочек, которые хотят идеальной любви до гроба (а лучше
без него совсем).

«Он жил долго, счастливо, и умер в один день» (аудиоприкол)

В этом мерзком мире нет и никогда не будет ничего идеального, только в
фантазиях людей, и они фантазируют с такой силой, что многие фантазии
становятся реальными. Многие, но технические, не эмоциональные. Любовь
нельзя синтезировать, вывести ее формулу и подавать в магазинах по сто евро
за флакон, рядом с зельями маны, регенерации и ускорения. Чтобы достичь
эмоциональных высот, человек должен работать над собой, очистить себя от
зла и скверны (это вам не в туалет сходить), идти по пути
самосовершенствования, и в один поистине прекрасный момент люди станут
тем, кем хотят – идеалом. Но это невозможно в принципе. Всегда есть кто-то,
кто захочет быть не таким как все, потому что быть таковым, как все – скучно и
однообразно. Если все станут сверхлюдьми, он один останется обычным
человеком, в глазах всех – ущербным, но для самого себя ОН будет идеалом,
отказавшимся от пленения общественной моралью. Даже если для этой цели
придется обречь себя на смерть, в то время как все будут жить вечно.

История о семье вампиров, которые пытаются жить среди людей, но
вынуждены переезжать с места на место, ибо их неизменность в скором
времени начинает бросаться в глаза, и пьют кровь животных, стараясь
отучиться от человеческой, нашла отклик в сердцах миллионов девчонок,
которым в их недоразвитых мозгах (при наличии таковых в принципе) едва ли
за пятнадцать, и все они мечтают от принце на белом коне, пускай у принца и
есть недостаток в виде вампиризма. Зато он может обратить свою
возлюбленную, и они будут жить вечно, счастливо.

Счастливо?

Вы как себе это представляете??

Матриарх вампирской литературы Энн Райс неоднократно тыкала нас
носом в то, что жить вечно (пусть и по ночам) глупо и быстро надоедает, ибо,
когда у тебя впереди вечность, тебе вскорости нечем будет заняться. Можно
учиться, познавать мир и людей, языки, научные открытия, но такой «вечный
студент» тоже долго не выдержит, даже если это будет единственный вариант
выживания. Таковое однообразие и скука, когда одного взгляда достаточно,
чтоб знать о человеке все, включая его судьбу и будущее – кому это надо?
Прослыть предсказателем? Зачем? Рано или поздно наступает момент, когда
все наскучивает. И острых ощущений уже не ищешь, ибо все перепробовал.
Решительно все. Как в таких условиях можно любить вечно? Сколько
продержится любовь, когда вам суждено быть вместе навсегда? Через сколько
лет вы будете знать о своей половине все, что можно и нельзя? Когда научитесь
предугадывать желания половинки на подсознательном уровне? Тогда даже
самая яркая и горячая любовь обернется рутиной, от которой мы все и бежим,
дабы наши жизни имели для нас смысл, удивляли нас день ото дня.
Минздрав предупреждает: жить вечно опасно для вашего душевного
здоровья.

Именно наша незавершенность делает нас людьми, заставляет нас за
наши жалкие по продолжительности жизни делать то, что мы делаем:
самосовершенствоваться, учиться, познавать мир, искать. Искать все то, чего
нет в нас, чего нам не хватает, чтобы можно было лечь и умереть с улыбкой на
устах, ибо вы стали тем, кем хотели, сделали все, что хотели. И любили так, как
никто и никогда не будет любить.

А что будет, если вы вампир? Вы вечны, если будете осторожны, но разве
это весело? Настанет та самая критическая масса, и вы превратитесь просто в
существо, механически делающее то, что делает, ибо этот мир вас ничем не
может удивить.

Вот в чем истинная печаль. Впору самоубиться. Без шуток.

Но девочки не понимают ничего этого, они визжат от восторга, когда
выходит очередная книга о любви вечного вампира к невечному человеку. Это
отражается на их слабых мозгах, у кого они вообще есть, и они начинают
искать среди толпы людей их окружающих такого Эдварда Каллена, который
будет их любить всегда. И перестают обращать внимания на обычных парней.
Есть такая болезнь, и это реальная болезнь, которая очень распространена
среди японцев: когда после хентайных анимешек на обычных девушек уже нет
сил смотреть, потому что они «не такие как там». Не буду объяснять, вы и так
все поняли.

Но что же такого в этой Стефани Майер и ее «Сумерках»? А ничего! Там
нет НИ-ЧЕ-ГО!!! История проста как апельсин (кожура с дольками), любой
сюжетный поворот предсказуем как тот же апельсин, а от придурковатых
героев тошнит пока в переносном смысле, но из-за нескончаемого потока
однотипных кровавых соплей в переплете скоро будет тошнить буквально.
Книжным магазинам придется вешать предупреждающие знаки и раздавать на
входе бумажные мешочки для блевотины.

Но именно ради этих девочек и снимали кино по книге, чтоб стрясти еще
денег, и это с успехом удалось. Тупые герои и их тупые поступки уже дважды
брали кассу, так что неудивительно, что спустя всего полгода после второй
части вышла третья. Попытка срубить бабок увенчалась успехом, судя по
заполненному в 11:05 в пятницу 2 июня залу кинотеатра «Ростов». Был там и я.
Герои все те же, и играют их те же актеры, разве что возникло такое
ощущение, что заменили Викторию, рыжую злодейку. Те же Джейкоб, Эдвард,
Белла, вся семейка Калленов, один папаша героини, несколько ненужных с
точки зрения сюжета третьестепенных школьников, былых приятелей Беллы,
несколько индейцев-оборотней в ролях мясорубок второго плана. Как минимум
двое пытаются исполнять другие роли в других фильмах: Роберт уже сыграл в
«Помни меня», и сыграл очень даже хорошо. В этом фильме на ту же тему, но
без чертовщинки, он справился на твердую пятерку. Кристен Стюарт вот-вот
выпустит с собой «Убегающие» (вроде бы так) о паре девчонок-рокерш. Если
честно, образ ее что там что здесь не меняется, видимо со ртом у нее что-то
точно не в порядке. Об этом я упоминал и в рецензии на «Новолуние», и в
материале «Фильмы года 2009». Эту Спанч-Боба, видимо, ничто не исправит.
Была бы как Моника Беллуччи, тогда бы всем было наплевать, но
выдающимися формами ее природа обидела. Зато решила отыграться на
ротовой полости.

Так, хватит об этом, а то весь разговор сведу к… стоп, стоп, стоп…
Фильм открывается так, словно авторы захотели сказать «Мы тоже
хотим, чтоб как в Heavy Rain». Ливень, идет одинокий парень, и на него
нападают, он не знает и не понимает, откуда и кто, но ему страшно.

«Страаашна, аж жуть» (Владимир Высоцкий)

Затем нас снова тыкают носом в безграмотность нас и нас вместе с
забугорными. Нас, потому что из одного слова вытянуть три, как я уже писал
для «Новолуния», это редкостный идиотизм. Второе, потому что, как вы читали
выше, слово «Сага» к серии книг и фильмов с известным названием, никак не
относится.

Идем дальше.

Второй фильм закончился предложением выйти замуж, но Белла не
спешит. Причем непонятно, почему. Эдвард же всячески старается отговорить
ее от обращения в вапиршу, хотя он и его семья обещали клану высших (гагага,
я на осиновом кардан таких высших вертел) ее обратить. Видите ли, она чуть
ли не избранная, и способности у нее есть некие. Пока способность одна – ее
мысли закрыты ото всех, ее нельзя прочитать. А нельзя потому, что она ДУРА!
Вампиризм романтичен только в книжках, по факту эта вечная жажда крови
сведет с ума почти сразу же. Придется долго учиться контролировать себя,
чему на момент событий второй части один из Калленов не научился. Результат
– сломанный рояль и Белла, летающий в сервант мешок картошки. Также
придется учиться маскировке, мимикрировать под людей. Придется много
врать родным и близким, которым не откроешь правды, ибо тогда либо
засмеют, либо порешат. И то и другое неприятно.

Папа героини еще не смирился с тем, что парень его горячо любимой
дочки сперва кинул ее, а потом вернулся, и хочет чтоб все было по-прежнему.
Он просит свою дочку дружить и с другими ребятами, и выбирает «лучший»
вариант: Джейкоба, с которым она поругалась во второй серии. Его можно
понять: разве это нормально, когда девушка, ради которой ты на все готов, и
это не метафора, а она предпочитает стать нежитью. Пускай нежить Стефани
Майер вся из себя гламурная, даже кристаллами Сваровски на солнце сверкает.
Он же парень хоть куда, горячий, жизнь в нем кипит, и это тоже не метафора.
Да, он опасен тем, что может в пылу укусить или подрать, а вампиры своих так
не рвут, потому что нет смысла пить тех, в ком кровь не течет.

Но согласитесь, что и вам было бы обидно.

Оборотни ненавидят вампиров, так повелось с преданий, ибо живым
мертвецам должен был кто-то противостоять, равный по силе. Оборотни –
почему бы и нет?! Вот только указываемое в фильме прямым текстом, что они
живут в резервации (индейцы ведь), ясно говорит, кому отдают предпочтение
авторы и фильма, и книг, и вообще люди. Человековолк пусть идет прочь, мы
лучше труп с клыками позовем к себе.

И снова Белла становится камнем преткновения. Рыжая вампирша все
еще мечтает отомстить тем, кто убил ее хахаля в первой серии. По сюжету
прошло уже года полтора, не меньше, а она все никак не соберется отомстить.
И ее не пытаются искать, хотя творит она всякие бесчинства. По сюжету ленты,
она орудует в Сиэтле, обращая всякую мелочь руками одного недальновидного
и глупого паренька. Примерно год орудует, значит, и ее никто не пытался
остановить. НИКТО! Ни Каллены, чья, вроде бы, это территория, ни какие
другие ребята. Ванхельсингам места у Майер не нашлось, так ведь и те же
оборотни не почесались. Далее в фильме раскрывается замысел: валтури,
итальянским высшим кровососам, это почему-то на руку. Опять-таки
умалчивается, почему. Ишо они таки с этого буду иметь?
Через дальновиндную (читай, ясновидную) Элис герои узнают о планах
Виктории, и решают все же помириться, пускай и временно, с волками, и дать
бой. Усложняет все опять-таки Белла, ибо как раз на нее и науськивает всех
злодейка. В процессе подготовки к богатырской сече нам рассказывают
истории из жизни (тогда еще жизни) нескольких членов семьи Калленов. Это
для того, чтоб все скептики поняли, что у фильма есть глубина, что характеры
героев многосложные.

Знаете, не получается. Логично, что у каждого есть своя история, по-
своему обращали, каждый был кем-то, но став вампирами все они стали
плоские, одной из Калленов даже слов почти не досталось.
Все внимание уделяется Белле, Эдварду и Джейку. Их любовный
треугольник превышает по значимости любые события, каковых маловато. И
что они нашли в этой тупой, которая даже на вечеринку по случаю выпуска
одеться не удосужилась поприличней?! Но что-то видимо нашли, раз готовы
морду друг другу набить при случае и без оного. Лично я за Джейкоба, тем
более что я сам за оборотней. Но его герой лучше, глубже, четче, правильней.
Эдвард всячески пытается отговорить Беллу от обращения, но ей не хочется
стареть, в то время как ее любимый будет молодым вечно. Эта тема
поднимается в фильме постоянно, разными героями, и это утомляет.
Разбавление легкими шутками дело не спасает, а усугубляет: когда после
посещения его Элис, папа Беллы говорит, что она ему понравилась, хочется
ржать. Еще бы, лучше пусть она минетик отстрочит, чем парень с квадратной
челюстью. Его попытка разговора о сексе повергает в хохот не слабее, а
посиделки в палатке втроем вообще проходят под дружное хихиканье, все ведь
думают про «Горбатую гору». Лежат два мужика, между ними баба, а они
понятия не имеют, что с ней делать. И разговоры парни ведут такие, гомосячьи,
недоговаривают постоянно, но все всё понимают в меру своей распущенности.

"В шведской семье четвертый - лишний" (аудиоприкол)

Заканчивается фильм дракой «тройная угроза» и, казалось бы, миром
между вампирами и волками, что вызывает отвращение. Ладно, объединились
против общего врага, победили, но разве это значит, что надо закопать топор
войны и забыть о сотнях лет противостояния? Вампиры пьют людей, оборотни
защищают людей от них. Мировое решение вопроса возможно лишь когда
первые перестанут есть вторых, чтоб успокоились третьи, но это невозможно.
Пищевая цепочка была, есть и будет есть. Как восход светила, есть вещи,
которые не меняются со временем. Можно оказывать друг другу услуги,
помогать, когда это касается всех, но враг есть враг. И эти карикатурные злодеи
валтури, особенно этот стереотип девочки, обращенной в детстве и мудрой
сотнями лет, показывают, что через сотню-другую-третью лет Каллены сами
станут такими. Разве это не повод все же их перебить? Упреждающий удар, так
сказать.

Технически фильм продвинулся вперед. Дурацкое ускорение вампиров
упростили, избавились от дымка, оставили лишь их быстрые (не очень)
движения руками и ногами. Оборотни опять получились супер, и их стали
показывать чаще и больше. Гримеры на высоте, но на одних эффектах не
выехать, и «Трансформеры» тому подтверждение. Операторы снова не знают,
куда себя деть. То камера трясется как кролик перед удавом, то стоит смирно.
Можно подумать, что тележки и штативы запретили использовать под стразом
смертной казни. Косяк с дождем выявили и избавились, благо дождь идет
только в начале фильма. Стало гораздо меньше нелепых затянутых пауз.
Видимо, все же заставили актеров выучить свои роли. Виды природы неплохи,
хотя до «Робин Гуда» им еще пахать и пахать. Видно ,что ребята стараются
делать «как у больших дядей», но получается не шибко.

А сцена, когда молодняк выходит из воды – это ж слямзено у патриарха
зомби-движения Джорджа нашего Ромеро.

Причем в фильме больше половины происходит не по книге, что
незамедлительно было обнаружено ценителями оригинала. Герои попадаются
вообще левые, не из книги, каких-то моментов вообще не было. Все это было
сделано для того, чтоб наполнить ленту не только соплями из книжки, но и
показать, что сценаристы тоже кое-чего умеют. Их способности, если честно,
не бросаются в глаза. Остается лишь ощущение, что на четвертый фильм не
осталось ничего, ибо все, что только можно было родить, уже сняли. Злодейку
побороли; заговорщиков, «теневых властителей мира» в мордах лиц
вампирской знати побороть не удастся, они все делают как хотят. Героиня не
желает менять решение и хочет стать вампиром, Джейкоб страдает, словом, все
довольны.

Кроме, разумеется, Джейка.

Но весь просмотр не покидает ощущение комичности происходящего.
Глупая нефигуристая девчонка внезапно стала камнем преткновения между
оборотнями и вампирами, у нее какие-то силы. При этом она не умеет общаться
с нормальными людьми, даже с отцом, который ради нее готов и оборотней с
кровососами разорвать, если сможет, а он попытался бы, если бы пришлось.
Вместо дородного парня героиня предпочитает хладный труп, разве что
говорящий. Ее все отговаривают становится нежитью, а она прет напролом. Это
отлично иллюстрирует современную молодежь, которая никого не хочет
слушать, думает что знает все лучше других. Сцена же, когда Эдвард
рассказывает Белле, как бы он за ней ухаживал в те, свои времена, вызвала у
девушки смех и упрек, мол, это старина древняя. А ведь такой олд-скул, он ведь
лучше, он приятней. Когда парень должен завоевать любовь девушки, когда он
ухаживает за ней – это ведь лучше, чем перепихнуться на первый день
знакомства и жениться по залету. В тех, старых временах, много всего
хорошего, но молодежь не ценит этого, не хочет ценить. И весь фильм об этом.
О выборе меж двух кавалеров? Нет, о том, что глупые девчонки придумывают
себе идеальную любовь, и живут в этой иллюзии, не замечая, что вот он, рядом,
отличный парень, крепкий, добрый. Нет, им подавай именно идеал.

Но идеалов в нашей вселенной не бывает. Увы и ах. Но глупая брюнетка
с распахнутым ртом этого не понимает.

Ведь так всегда и бывает, они там себе витают в облаках, а парни не
знают, что им делать с этими глупыми девчонками. А вы посмотрите
«Сумерки», закосплейте Эдварда, и вам тогда точно дадут.
Тяжело оценивать эту ерунду, которая тянется, кажется, три часа. К
третьей части градус бреда чуть сбавили, но он все еще чувствуется на кончике
языка. Проведенная работа над ошибками дала результат, но гораздо более
слабый, нежели можно было бы сделать. Ведь не раз и не два киноделы
переиначивали разные произведения, подводя к совершенно иному
завершению. Можно было бы поступить так, но они оказались мягкотелыми ,и
поддались маленьким девочкам, не желающим, чтоб что-то меняли. Да, в итоге
в фильме появились драка, много целуются и один раз чуть не устраивают секс
(один зритель даже на телефон стал снимать это, но там нечего было снимать,
не «Тело Дженнифер», в общем), но на общем фоне вялой любовной истории
все это смотрится лишним. Как итог, тройка с занесением в личное дело. Могло
быть два, но уж очень хорошо сделали волков, смотрел бы и смотрел.


Рецензии
Майер в своей книге просто-напросто описала любовь, окоторой мечтает каждая девушка. Поэтому книга имеет столь бешеную популярность. Но не все сходят с ума и ищут своего "Эдварда",отнюдь не все!
"И весь фильм об этом. О выборе меж двух кавалеров? Нет, о том, что глупые девчонки придумывают себе идеальную любовь, и живут в этой иллюзии, не замечая, что вот он, рядом, отличный парень, крепкий, добрый. Нет, им подавай именно идеал."
Эдвард для Бэллы не просто идеал, она его любит,и только ради любви хочет превратиться в такого же,как он. А "отличного,крепкого и доброго" парня она любит меньше. В книге всё прекрасно раскрыто.
Вы, наверно, скажете, что я такая же фанатка.
Нет, совсем нет.
Просто очень многие любят критиковать такие вот произведения. А книга-то популярная, её весь мир знает. И никакая критика этого не изменит.

Кузнецова Ирина   02.07.2010 22:27     Заявить о нарушении
Эх, леди, вы просто еще ничего не знаете)Но довольно скоро узнаете;)

Андрей Ходосов   03.07.2010 12:37   Заявить о нарушении